Республика Судан продолжает испытывать все трудности государственного роста после отделения от нее южных территорий, волнений в 2011 г., а также военного переворота и начала процесса транзита власти от армии к гражданскому правительству в 2019 г. Текущий политический кризис и военный переворот обнажают критическую массу неразрешенных проблем суданского общества, которое остается зажатым в тисках внутренней борьбы за власть, помноженной на ряд внешних факторов.
Подводя промежуточный итог событиям, разворачивающимся сейчас в Республике Судан, следует указать на то, что сама политическая культура страны является достаточно традиционной для многих арабских государств, где долгое время весь политический процесс был связан с ролью военной прослойки общества. Статус армии в Алжире, Египте, Ливии позволяет проводить параллели между этими странами и нынешним Суданом. Вместе с тем главное отличие между указанными странами заключается в том, что вооруженные силы Судана, похоже, потеряли поддержку большей части населения, которое стремится к формированию полноценной государственности, где армии отведена строго определенная роль. Таким образом, главный вопрос, оставшийся после военного переворота, — удастся ли суданским генералам осуществить переворот и в сознании гражданского населения и снова вернуть его симпатии. Именно от этого будет зависеть продолжительность политического кризиса и его влияние на региональную и международную повестки.
Республика Судан продолжает испытывать все трудности государственного роста после отделения от нее южных территорий, волнений в 2011 г., а также военного переворота и начала процесса транзита власти от армии к гражданскому правительству в 2019 г. Текущий политический кризис и военный переворот обнажают критическую массу неразрешенных проблем суданского общества, которое остается зажатым в тисках внутренней борьбы за власть, помноженной на ряд внешних факторов.
Точка бифуркации
Не углубляясь в весь исторический массив текущего политического кризиса в Судане, следует тем не менее отметить, что его новейшая фаза связана, в первую очередь, с событиями 2019 г. После свержения бывшего президента Омара аль-Башира, занимавшего этот пост почти 30 лет, первоначально был сформирован Переходный военный совет, а впоследствии — Суверенный совет Судана. Главной задачей последнего было осуществление мирного перехода власти от военных к гражданскому правительству. Все это время фактическое руководство страной осуществлял глава Суверенного совета, генерал-лейтенант Абдель Фаттах аль-Бурхан. В 2019 г. было достигнуто соглашение по проекту Конституционной декларации, в соответствии с которой действительный транзит власти должен был ознаменоваться всеобщими выборами в июле 2023 г.
Уже сейчас можно констатировать, что планы по мирному переходу власти в стране провалились. В качестве основных объективных причин состоявшегося военного переворота выделяется то, что Судан оказался в состоянии политического и экономического коллапса из-за невыполнения положений конституционного документа, который был подписан между военной и гражданской сторонами политического процесса, поскольку не было сформировано компетентное правительство, а также не был назначен законодательный совет или конституционный суд.
Углубляющийся экономический кризис, вызвавший обесценивание валюты и частую нехватку продовольствия и топлива, также сыграли свою роль в текущих событиях. Переходное правительство провело резкие и быстрые реформы под надзором Международного валютного фонда, пытаясь привлечь иностранное финансирование и облегчить долг. Но после реформ инфляция выросла до рекордного уровня — более 400%. Большинство суданцев жалуются на трудности с обеспечением средств к существованию и время от времени протестуют по поводу экономических условий.
Еще одним катализатором военного переворота стал кризис в восточном Судане, где протестующие, не согласные с действиями уже бывшего главы переходного правительства Абдаллы Хамдока, уже около месяца блокируют автомагистрали и морские терминалы. Блокада автомобильных дорог и портов вызвала кризис поставок важных товаров (топливо, продовольствие, лекарства) не только в саму страну, но и сопредельные государства, не имеющие выхода к морю и зависящие от суданских транспортных хабов.
Дополнительно следует отметить, что от сторонников гражданской части переходного правительства все сильнее были слышны обвинения в сторону военных в узурпации власти и нежелании реализовывать демократические преобразования. Среди прочего активисты использовали данные о том, что суданская армия и ее союзники совершали военные преступления в ходе конфликта в Дарфуре с 2003 г. Еще одним предметом разногласий стало расследование убийства продемократических демонстрантов 3 июня 2019 г. в ходе инцидента, в котором участвовали вооруженные силы.
Помимо этого, распущенный Суверенный совет Судана стал неповоротливым, погрязшим в бесконечных спорах органом, крайне затрудняющим принятие ключевых политических решений, которое долгое время было прерогативой военного руководства страны. Так, многие эксперты-африканисты сходятся во мнении, что страх перед утратой реальной политической власти заставил армию перейти к решительным действиям.
Таким образом, накопленные Суданом проблемы по формированию действенной переходной системы государственного управления достигли той критической массы, при которой один из политических полюсов в стране должен был принимать активные действия по сохранению всей полноты власти и максимально значительных рычагов управления процессами внутри страны. В условиях постоянно продолжавшейся борьбы между гражданскими и военными политиками большими возможностями обладали последние, что и привело к фактическому военному перевороту в Судане.
25 октября Абдель Фаттах Аль-Бурхан заявил, что суданская армия захватила власть в понедельник, чтобы избежать начала гражданской войны и обеспечить безопасность гражданского населения. Генерал-лейтенант охарактеризовал этот ее шаг не как переворот, поскольку армия, как он выразился, пыталась исправить процесс политического перехода. Он также подтвердил необходимость проведения всеобщих выборов в 2023 г. Военные арестовали премьер-министра и членов его правительства в понедельник за несколько часов до того, как Абдель Фаттах Аль-Бурхан выступил по телевидению, чтобы объявить о роспуске Суверенного совета. В настоящее время бывший премьер-министр находится в своей резиденции и ему предоставлены гарантии полной безопасности.
Расклад сил во внутриполитической борьбе и потенциальные риски
Сразу после переворота тысячи суданцев заполонили улицы различных городов с требованиями восстановления гражданского переходного правительства и выполнения требований народной революции. Помимо этого, политические партии, организации и профсоюзные группировки возобновили свои призывы к гражданскому неповиновению и демонстрациям против решения командующего армией. В настоящее время очевидно, что улица противостоит военным, которые применяют силу. В результате протестов пострадали более 140 человек. Вместе с тем следует указать на то, что «проблемные» восточные регионы выступают на стороне армии. По сообщениям информационных агентств, восточные племена поддержали произошедший накануне государственный переворот и действия армии, заявив, что «их цели согласуются с требованиями народа». Подобная поляризация и отрыв армии от народа грозит длительным политическим кризисом, который потенциально будет оказывать негативное влияние на все сопредельные государства и может спровоцировать рост напряженности в отношениях между ведущим внерегиональными силами.
В качестве основных угроз безопасности региона выделяются следующие. Во-первых, Судан вновь способен превратиться в центр контрабанды оружия и торговли людьми. На это, в частности, указывает Кэмерон Хадсон, бывший директор Совета национальной безопасности США по делам Африки. Иорданский эксперт по вопросам безопасности Файез Аль-Дувайри в интервью арабскому Телеканалу «Аль-Хурра» выражает опасения по поводу рисков «фрагментации Судана и распада на отдельные государства, что затронет многие арабские страны и Африку в целом». Часть экспертов подчеркивают, что ситуация в Судане может негативно сказаться на мировых торговых логистических цепочках, проходящих вдоль побережья страны. Политический аналитик, специализирующийся на арабских делах, Амер Аль-Сабайла настаивает, что «любое состояние нестабильности в Судане будет означать нестабильность в регионе в целом и возвращение состояния беззакония, которое может привести к появлению вооруженных террористических группировок».
Внешний фон конфликта
Большое значение для развития кризиса имеет и внешний фактор. Практически все мировое сообщество выразило озабоченность или осуждение в связи с военным переворотом. Например, администрация Дж. Байдена объявила о приостановке американской помощи Судану после военного переворота и призвала к «немедленному» восстановлению правительства во главе с гражданскими лицами. Официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил журналистам в понедельник, что Вашингтон оценит «все отношения» с Хартумом, если страна не вернется на «переходный путь» к демократии.
Часть государств, в частности Россия, более осторожны в своих заявлениях. Согласно официальному заявлению МИД РФ, «развитие событий в Судане стало свидетельством острого системного кризиса, охватившего все области политической и экономической жизни страны». В заявлении также делается упор на том, что «масштабное иностранное вмешательство во внутренние дела Республики на практике привело к потере гражданами Судана доверия к переходным властям», а также подчеркивается приоритетная роль суданцев в разрешении внутренних проблем страны.
Реакция арабских государств в целом связана с призывом к конфликтующим политическим силам снизить напряженность и не допустить эскалации. Информационное агентство «Arab News» публикует заявления внешнеполитических ведомств Иордании, Бахрейна, ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта, которые совпадают в своей риторике и призывают к сохранению всех политических и экономических достижений, а также всего, что направлено на защиту единства всех политических сил в Судане.
Необходимо также добавить, что ряд аналитиков — в первую очередь на Ближнем Востоке — ищут внешний триггер военного переворота. Например, часть экспертов связывают текущие события в Судане с политикой США и Израиля, которые «стремятся разрушить» арабскую идентичность через «Соглашения Авраама». Указывается на то, что сторонники нормализации арабо-израильских отношений в лице руководства суданской армии получили поддержку от Вашингтона и Иерусалима для подавления антиизраильских настроений. Многие концентрируют внимание на возможной заинтересованности Египта в военном перевороте и получении полной поддержки Хартума в насущном для Каира вопросе строительства плотины «Возрождение» в Эфиопии. От себя добавим, что подобные версии будут непременным спутником политического кризиса в Судане, когда будет идти постоянный поиск внешних бенефициаров ситуации.
Значительно влияние суданских событий и на Россию, которая имеет в стране множество интересов политического, экономического и военного характера. Среди основных проектов Москвы можно выделить добычу золота — в сентябре этого года компания «Росгеология» заключила с Суданом контракт на поиск золота. Существуют и перспективы сотрудничества в сфере атомной энергетики. Наконец, наиболее остро для России стоит вопрос строительства российской военно-морской базы в Порт-Судане, решение которого постоянно откладывается из-за политических разногласий внутри Судана.
***
Подводя промежуточный итог событиям, разворачивающимся сейчас в Республике Судан, следует указать на то, что сама политическая культура страны является достаточно традиционной для многих арабских государств, где долгое время весь политический процесс был связан с ролью военной прослойки общества. Статус армии в Алжире, Египте, Ливии позволяет проводить параллели между этими странами и нынешним Суданом. Вместе с тем главное отличие между указанными странами заключается в том, что вооруженные силы Судана, похоже, потеряли поддержку большей части населения, которое стремится к формированию полноценной государственности, где армии отведена строго определенная роль. Таким образом, главный вопрос, оставшийся после военного переворота, — удастся ли суданским генералам осуществить переворот и в сознании гражданского населения и снова вернуть его симпатии. Именно от этого будет зависеть продолжительность политического кризиса и его влияние на региональную и международную повестки.