Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 3.77)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Николай Власов

К.и.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ

Почему же германские партии одна за другой отказываются от возможности войти в правительство? Германские политики хорошо выучили урок последних лет, который гласит: младший партнер в правящей коалиции на следующих выборах неизменно терял голоса, оказываясь в тени лидера. В такой ситуации нужны очень весомые причины для того, чтобы рискнуть и согласиться на предложенные министерские портфели.

Политики не хотят перевыборов, поскольку предсказать их исход практически невозможно. Те, кто на сентябрьских выборах потерял голоса избирателей, опасаются потерять еще больше; те, кто добился успеха, боятся ставить под вопрос достигнутое. Все вместе справедливо предполагают, что германский избиратель окажется разочарованным неспособностью политиков договориться и создать стабильное правительство. Худшим их результатом может стать даже не резкое изменение расстановки сил, а сохранение нынешней патовой ситуации.

Проблемы с формированием нового правительства уже называют кризисом, равного которому еще не было в истории ФРГ. Никогда образование правящей коалиции еще не было таким длительным и сложным процессом. Но преувеличивать масштаб происходящего также не стоит. Речь ни в коем случае не идет о кризисе политической системы в целом — происходящее сейчас в ФРГ давно стало нормой для соседних с ней стран.


Уже утром 25 сентября — на следующий день после выборов в Бундестаг — всем, кто хоть немного знаком с политической жизнью современной ФРГ, было ясно: формирование нового правительства окажется делом непростым. С тех пор прошло уже больше двух месяцев, а воз, словно в басне Крылова, так толком и не сдвинулся с места. Насколько глубоким является нынешний политический кризис в ФРГ? Когда, наконец, будет сформировано полноценное правительство и каким оно окажется?

«Нормализация» партийной системы

Нынешняя ситуация не внезапно возникшая аномалия, а итог длительного и плавного развития.

Текущая ситуация не внезапно возникшая аномалия, а итог длительного и плавного развития. В семидесятые годы прошлого века в Западной Германии существовала так называемая трехпартийная система, больше всего напоминавшая английскую или североамериканскую модель. Две большие «народные партии», которые боролись за власть и сменяли друг друга у руля, и существенно менее влиятельная Свободная демократическая партия, от решения которой, однако, зависело, кто из «великанов» в итоге окажется у власти. До 1982 г. свободные демократы находились в коалиции с социал-демократами, однако затем ушли «под крыло» к лидеру Христианско-демократического союза Гельмуту Колю, который в результате стал федеральным канцлером.

Однако уже в восьмидесятые на сцене появился новый игрок — «Зеленые». Новая политическая сила показалась многим однодневкой, однако быстро смогла пробиться в парламент и занять в нем прочные позиции. К девяностым годам сложился своеобразный баланс: у власти могла находиться либо «черно-желтая» коалиция христианских и свободных демократов, либо «красно-зеленая» во главе с социал-демократами. Но после воссоединения Германии в колоде оказалась еще одна карта: бывшая правящая партия ГДР, получившая название Партии демократического социализма и пользовавшаяся неизменной поддержкой на востоке страны. Ей тоже прочили быстрый закат, однако германские левые смогли не только сохранить свою традиционную сферу влияния, но и совершить в 2000-е гг. прорыв в «старые» федеральные земли.

Наличие пяти фракций в парламенте серьезно осложнило процесс формирования коалиций. В итоге в 2005 г. обе «народные партии» вынуждены были вступить в союз друг с другом. Так называемая большая коалиция всегда считалась в ФРГ вынужденным решением, поскольку в ней оказывались основные конкуренты в борьбе за кресло главы правительства. Тем не менее в 2013 г. к этому непопулярному решению пришлось прибегнуть опять — и снова потому, что других вариантов попросту не нашлось. Тогда же громко заявил о себе еще один игрок: правые популисты из «Альтернативы для Германии», которым не хватило совсем немного голосов для того, чтобы преодолеть пятипроцентный барьер и попасть в Бундестаг.

К началу 2017 г. не оставалось практически никаких сомнений в том, что на очередных выборах в парламент смогут пройти уже шесть партий. А значит, «классическая» коалиция из одной большой и одной малой партии станет практически невозможной. Прогноз полностью подтвердился, и германские политики оказались перед лицом серьезной проблемы.

Итак, за неполных сорок лет германская партийная система превратилась из «трехпартийной» в «шестипартийную». Иногда это становится поводом для разговоров о ее кризисе. На самом деле, мы можем — с определенными оговорками — говорить о кризисе двух крупных «народных» партий, доля которых на выборах упала с 90 до немногим более 50% голосов. В отношении же партийной системы в целом Германия становилась все более похожей на другие страны континентальной Европы. Во Франции, Италии, Нидерландах, Австрии — этот список можно продолжать — в парламентах представлено множество партий, и процесс формирования коалиций часто оказывается длительным и сложным. Так что в определенном смысле можно говорить о «нормализации» партийной системы ФРГ, о том, что она в результате длительного развития стала похожей на своих соседей. Как оценивать этот результат, вопрос отдельный.

«Оба хуже»

В определенном смысле можно говорить о «нормализации» партийной системы ФРГ.

Итоги выборов в Бундестаг оказались противоречивыми для христианских демократов. С одной стороны, они смогли набрать наибольшее число голосов и считать себя победителями. С другой, у Ангелы Меркель снова не было варианта формирования правительства, который она смогла бы с чистой совестью назвать хорошим. Выбирать, по сути, приходилось из нескольких не слишком вдохновляющих альтернатив.

Во-первых, можно было продолжить «большую коалицию» с социал-демократами. Решение вынужденное, но в этой ситуации оно выглядело едва ли не лучшим; недаром А. Меркель с самого начала заявила о желательности этого варианта.

Во-вторых, можно было попробовать сформировать коалицию из трех партий. На земельном уровне такие схемы практикуются уже довольно давно, однако на федеральном их не было с пятидесятых годов (блок ХДС/ХСС в данном случае уместно рассматривать как единую партию). Соответственно, стабильность подобного рода коалиции вызывала серьезные сомнения — расхождения между тремя игроками легко могли сделать былью уже упомянутую выше басню Крылова. Тем не менее и этот вариант казался предпочтительнее двух следующих.

Перевыборы не хотел — и не хочет — никто, поскольку предсказать их исход практически невозможно.

В-третьих, можно было создать правительство меньшинства, которое в конкретных вопросах создавало бы тактические альянсы с определенными оппозиционными партиями. Такой способ действий практически не обсуждался в силу его очевидной невыгодности для всех игроков и упоминался только как крайняя, вынужденная альтернатива последнему оставшемуся варианту.

И наконец: перевыборы. Их не хотел — и не хочет — никто, поскольку предсказать их исход практически невозможно. Те, кто на сентябрьских выборах потерял голоса избирателей, опасаются потерять еще больше; те, кто добился успеха, боятся ставить под вопрос достигнутое. Все вместе справедливо предполагают, что германский избиратель окажется разочарованным неспособностью политиков договориться и создать стабильное правительство. Именно желание избежать новых выборов стало главным двигателем коалиционных переговоров, проходивших в Германии этой осенью.

В поисках стабильности

Как уже было сказано выше, для Ангелы Меркель предпочтительным вариантом стало бы продолжение «большой коалиции». Однако социал-демократы сразу же наотрез отказались продолжать эту игру, от которой не ждали для себя ничего хорошего. Оставался вариант трехпартийной коалиции, и соответствующие переговоры незамедлительно стартовали.

Поскольку как «Альтернатива для Германии», так и Левая партия находятся в изоляции и не рассматриваются другими игроками как возможные партнеры по коалиции на федеральном уровне, у Ангелы Меркель оставался всего один вариант. Речь идет о так называемой «Ямайке» — коалиции ХДС/ХСС, свободных демократов и «Зеленых». Проблема заключалась в том, что потенциальные «младшие партнеры» А. Меркель придерживаются различных взглядов едва ли не по всем возможным вопросам. Переговоры это, разумеется, не облегчало, и в середине ноября свободные демократы попросту прервали их. «Ямайка» умерла, так и не родившись.

Почему же германские партии одна за другой отказываются от возможности войти в правительство? А. Меркель ставит неприемлемые условия? Страх перед потерями на перевыборах недостаточно силен? Все гораздо проще: германские политики хорошо выучили урок последних лет. А он гласит: младший партнер в правящей коалиции на следующих выборах неизменно терял голоса, оказываясь в тени лидера. В 2005 г. это были «Зеленые», в 2009 г. — социал-демократы, в 2013 г. — свободные демократы, сейчас — снова СДПГ. В такой ситуации нужны очень весомые причины для того, чтобы рискнуть и согласиться на предложенные министерские портфели.

После краха «Ямайки» в дело вмешался федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер. В недавнем прошлом одна из ключевых фигур в Социал-демократической партии, он прилагает все усилия для того, чтобы убедить своих товарищей все же согласиться на «большую коалицию». В самой СДПГ на этот счет существуют различные мнения, поэтому такой вариант нельзя считать исключенным. Тем не менее очевидно, что социал-демократы постараются добиться от А. Меркель максимальных уступок в обмен на свое согласие войти в правительство. На таких условиях они, вполне вероятно, пойдут на продолжение «большой коалиции», так как новых выборов они не хотят.

Преувеличивать масштаб происходящего не стоит — речь ни в коем случае не идет о кризисе политической системы в целом.

А именно новые выборы в Бундестаг (возможно, уже ближайшей весной) становятся наиболее вероятным вариантом в том случае, если двум «народным партиям» не удастся договориться. Большинство аналитиков сходятся в том, что предсказать их итог невозможно. И худшим их результатом может стать даже не резкое изменение расстановки сил, а сохранение нынешней патовой ситуации.

Проблемы с формированием нового правительства уже называют кризисом, равного которому еще не было в истории ФРГ. Действительно, никогда образование правящей коалиции еще не было таким длительным и сложным процессом. Но преувеличивать масштаб происходящего также не стоит — речь ни в коем случае не идет о кризисе политической системы в целом. Здесь уместно вернуться к уже озвученному тезису о «нормализации» германской политики — происходящее сейчас в ФРГ давно стало нормой для соседних с ней стран. «Шестипартийная система» — это, похоже, всерьез и надолго, и немецким политикам придется привыкать к ее реалиям. В конечном счете это далеко не самый серьезный вызов из всех, с которыми Федеративная Республика сталкивалась в своей истории.


Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 3.77)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся