Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Прохор Тебин

К.полит.н., зав. Сектором международных военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

На фоне сохраняющих статус сверхдержавы США и наращивающего военно-политический потенциал Китая роль средних держав АТР зачастую незаслуженно преуменьшается. Ярким примером взвешенного прагматического подхода к определению основ политики национальной безопасности является современная военно-политическая стратегия Австралии. Эта страна может существенно усилить свой военный и внешнеполитический потенциал и стать одним из ключевых игроков.

На фоне сохраняющих статус сверхдержавы США и наращивающего военно-политический потенциал Китая роль средних держав Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) зачастую незаслуженно преуменьшается. Между тем в условиях многополярного мира и растущей конкуренции между великими державами в АТР средние державы стремятся к большему равноправию со своими «старшими партнерами» в решении вопросов региональной безопасности и, играя на противоречиях между ними, пытаются в максимально возможной степени защитить собственные национальные интересы. Во многом именно от средних держав зависит, будет ли развиваться коллективная безопасность в АТР или, напротив, будут обостряться межгосударственные отношения и противоречия.

Ярким примером взвешенного прагматического подхода к определению основ политики национальной безопасности является современная военно-политическая стратегия Австралии. В среднесрочной перспективе эта страна может существенно усилить свой военный и внешнеполитический потенциал и стать одним из ключевых региональных игроков. Но на этом пути перед Австралией, как и перед многими другими государствами, встает целый ряд проблем экономического и политического характера.

Австралийское видение стратегической обстановки в АТР

Австралия придает большое значение вопросам национальной безопасности и стремится оперативно адаптировать свою военно-политическую стратегию под меняющуюся международную обстановку. Этим объясняется наличие обширного, регулярно обновляемого комплекса стратегических документов, к которым относятся: Стратегия национальной безопасности 2013 г., Белая книга «Австралия в век Азии» 2012 г. и Белая книга по вопросам обороны 2013 г.

Австралийское руководство осознает, что ключевым фактором, который в ближайшие десятилетия будет определять стратегическую обстановку в АТР и непосредственно влиять на национальную безопасность и внешнюю политику страны, являются отношения между США и Китаем. Признавая наличие американо-китайских противоречий, Австралия исходит из малой вероятности конфликта между этими двумя державами и предполагает, что в долгосрочной перспективе Пекин и Вашингтон будут развивать конструктивные отношения, включающие как конкуренцию, так и сотрудничество.

Следует особо отметить, что версия Белой книги по вопросам обороны 2013 г. отличается от предыдущей версии 2009 г. более нейтральной оценкой роли развития Вооруженных Сил (ВС) КНР и китайских внешнеполитических амбиций.

В военно-политической стратегии Австралии подчеркивается, что в связи с ростом значения линий морских коммуникаций в Индийском океане, увеличением роли Индии, а также более сильным вовлечением стран Юго-Восточной Азии в международные процессы на базе АТР формируется новая подсистема международных отношений в рамках Индо-Тихоокеанского региона (ИТР). Идея ИТР не является чем-то кардинально новым – она довольно активно изучается и развивается с конца 2000-х годов. Признание этой идеи другими государствами, наряду с включением ИТР в список ключевых положений военно-политической стратегии Австралии, демонстрирует, что она становится уже не просто идеологическим воплощением внешнеполитических амбиций Индии, а реальным фактором мировой политики.

В австралийских стратегических документах особо отмечается, что наряду с США, Китаем и Индией в ИТР все большую роль играют Япония, Южная Корея и Индонезия. При этом роли России как тихоокеанской державы в Австралии практически не уделяют внимания.

В настоящее время непосредственной угрозы территориальной целостности и суверенитету Австралии не существует. Тем не менее Канберра стремится к сохранению и развитию потенциала своих ВС как основного гаранта национальной безопасности.

Проблема модернизации ВС Австралии

Как следует из текущей версии Белой книги по вопросам обороны, в настоящее время непосредственной угрозы территориальной целостности и суверенитету Австралии не существует. Тем не менее Канберра стремится к сохранению и развитию потенциала своих ВС как основного гаранта национальной безопасности. Четырьмя ключевыми задачами ВС Австралии являются:

  • сдерживание и отражение внешней агрессии;
  • участие в обеспечении стабильности и безопасности в южной части Тихого океана и Тиморе-Лешти (Восточном Тиморе);
  • участие в операциях в ИТР, преимущественно в Юго-Восточной Азии;
  • участие в операциях по обеспечению глобальной безопасности.

Осознавая необходимость определения приоритетов в сфере национальной безопасности, австралийское руководство уделяет первоочередное внимание первой и второй из перечисленных задач.

В отечественном и зарубежном экспертных сообществах модернизация и развитие ВС стран АТР достаточно часто трактуются как гонка вооружений. Подобные оценки представляются несколько преувеличенными. Текущая австралийская военно-политическая стратегия исходит из того, что модернизация ВС стран региона не является гонкой вооружений в чистом виде и объясняется не только и не столько обострением межгосударственных противоречий, сколько экономическим развитием.



Фото: wikipedia.org
Австралийский разведчик в Ираке, 2007 г

Вместе с тем ВС Австралии столкнулись с недостаточностью возможностей на целом ряде направлений, в том числе в подводном флоте, флоте десантных кораблей и фронтовой авиации. Встала проблема перевооружения ВС и восстановления их высокого технологического уровня относительно других стран региона. В связи с этим в конце 2000-х годов Австралия начала реализацию амбициозной долгосрочной программы, которая предусматривает закупку широкого спектра вооружения и военной техники, включая истребители пятого поколения, неатомные подводные лодки, универсальные десантные корабли и беспилотные летательные аппараты. Однако вполне вероятно, что реализация данной программы окажется под вопросом, поскольку ее общее недофинансирование в 2009–2022 гг. составит, по некоторым оценкам, порядка 33 млрд австралийских долл.

В свое время Джон Говард, премьер-министр Австралии в 1996–2007 гг., сделал увеличение военных расходов одним из ключевых направлений своей политики. За время его пребывания на посту премьер-министра они выросли приблизительно на 47% в реальном выражении и составляли в среднем 1,8% от ВВП. В результате экономического кризиса и внутриполитической борьбы военный бюджет был сокращен в 2010 г. на 5%, а в 2012 г. – на 10%. Доля военных расходов в ВВП снизилась примерно до 1,6%. В Белой книге по вопросам обороны 2009 г. было закреплено стремление правительства обеспечить рост военных расходов на уровне 3% до 2017 г. и 2,2% – в 2018–2030 гг. Если бы это обязательство было выполнено, то в 2012 г. военный бюджет Австралии составил бы 31 млрд долл. Вместо этого военные расходы не превысили 26,6 млрд долл., что на 14,2% меньше запланированного в 2009 г.

Союз между Австралией и США, воспринимается как гарантия защиты от тех угроз, с которыми Австралия не способна справиться самостоятельно. Австралия, стремящаяся к увеличению своего влияния в АТР и к лидерству в решении некоторых вопросов региональной безопасности, признает и не оспаривает господствующей позиции Соединенных Штатов в отношениях с их союзниками в регионе.

В Белой книге по вопросам обороны 2013 г. была зафиксирована приверженность предыдущего правительства лейбористов идее увеличения доли военных расходов в долгосрочной перспективе до 2% от ВВП. Новое правительство либерально-национальной коалиции во главе с премьер-министром Тони Эбботтом в своей предвыборной программе также заявило о недопустимости дальнейшего сокращения военных расходов и о предстоящем увеличении их доли до 2% от ВВП в течение десяти лет. Вместе с тем реалистичность этих планов вызывает серьезные сомнения. По некоторым оценкам, как минимум до 2017–2018 гг. доля военных расходов будет ниже 1,7% от ВВП. Резкий ее рост в дальнейшем также маловероятен.

Американо-австралийский союз

Австралийская военная политика строится вокруг идеи самодостаточности военного потенциала страны для обеспечения национальной безопасности и обороны. Тем не менее Австралия осознает пределы подобной самодостаточности. Союз между Австралией и США, предусматривающий, в частности, существование американского «ядерного зонтика», воспринимается как гарантия защиты от тех угроз, с которыми Австралия не способна справиться самостоятельно. Австралия, стремящаяся к увеличению своего влияния в АТР и к лидерству в решении некоторых вопросов региональной безопасности, признает и не оспаривает господствующей позиции Соединенных Штатов в отношениях с их союзниками в регионе.



Фото: supporter.worldatwar.info
Военный бюджет Австралии

В 2011 г. Барак Обама и премьер-министр Австралии Джулия Гиллард объявили о планах разместить на ротационной основе к 2016–2017 гг. до 2500 американских морских пехотинцев на базе неподалеку от города Дарвин на севере Австралии. Сейчас здесь размещаются около 200 морпехов, но уже к 2014 г. их число вырастет примерно до 1100 человек. Кроме того, в 2011 г. было объявлено об облегчении доступа ВВС США к базам австралийских ВВС. Это позволит расширить присутствие американской авиации на территории Австралии.

Большинство австралийских граждан поддерживают союз с Америкой. Хотя, как и в случае с американо-корейскими и американо-японскими отношениями, американо-австралийский союз сталкивается с внутренней и внешней оппозицией. Пример внутренней оппозиции – сохраняющееся неодобрение факта нахождения на территории Австралии станции слежения за спутниками «Пайн Гэп». Несмотря на отсутствие открытых протестов против «Пайн Гэп» в последние годы, австралийское руководство вынуждено регулярно повторять, что оно полностью осведомлено о деятельности американской базы и не ограничивает суверенитет страны. Размещение американских морских пехотинцев на базе под Дарвином также вызывает неодобрение как внутри Австралии, так и за ее пределами. В частности, свои опасения по этому поводу высказали Китай и Индонезия.

Австралия вынуждена балансировать между необходимостью поддерживать и укреплять свой союз с Америкой и угрозой оказаться заложницей американской внешней политики, что может негативно сказаться на ее национальной безопасности и интересах. В отношениях между двумя странами наблюдается некоторое неравноправие, подобное тому, что существует между США и Японией. Австралия рассчитывает на гарантированную помощь со стороны Соединенных Штатов в случае возникновения какой-либо серьезной угрозы ее национальной безопасности. Вместе с тем она не готова безоговорочно поддерживать американцев и, прежде всего, идти на реальную конфронтацию с Китаем, который с 2007 г. является ее крупнейшим торговым партнером. Роль экономических связей с Китаем для Австралии трудно переоценить: на КНР приходится около 30% австралийского экспорта и около 18% австралийского импорта.

Ключевые направления сотрудничества Австралии с другими государствами АТР в сфере обороны и безопасности

Особое беспокойство у руководства Австралии вызывает процесс балканизации в южной части Тихого океана. События, подобные дестабилизации на Соломоновых островах, переворотам на Фиджи и нестабильности в Восточном Тиморе, стали причиной появления в австралийском военно-политическом лексиконе термина «арка нестабильности»

Безопасность и оборона Австралии в значительной степени зависят от обеспечения благоприятной обстановки на ближайших подступах к ее границам, защиты принадлежащих ей островных территорий, обширных территориальных вод, исключительной экономической зоны и линий морских коммуникаций. Австралия однозначно обозначает южную часть Тихого океана в качестве сферы своих жизненно важных интересов. Она ставит целью не допустить превращения своего непосредственного окружения в источник угроз национальной безопасности и появления там военных баз потенциально враждебных государств.

Особое беспокойство у руководства Австралии вызывает процесс балканизации в южной части Тихого океана. События, подобные дестабилизации на Соломоновых островах, переворотам на Фиджи и нестабильности в Восточном Тиморе, стали причиной появления в австралийском военно-политическом лексиконе термина «арка нестабильности» («arc of instability»). Слабые и несостоятельные государства региона обеспечивают питательную почву для международного терроризма, экстремизма, пиратства и других угроз национальной безопасности Австралии. Хотя в последние годы идея «арки нестабильности» подвергается критике со стороны приверженцев более оптимистичного взгляда на обстановку в регионе, австралийские военно-политические стратеги не склонны преуменьшать значение существующих проблем.

Австралия пытается поддерживать своеобразный «мягкий протекторат» над островными государствами в южной части Тихого океана. В частности, на это направлена программа по обеспечению морской безопасности в Тихом океане. Она предусматривает бесплатную передачу патрульных катеров государствам, которые уже получили от Австралии патрульные катера типа «Pacific» в рамках осуществлявшейся в 1980–1990-х годах Тихоокеанской программы.



Фото: asiapacific.anu.edu.au
Встреча президента Индонезии с премьер-
министром Австралии, 2013

Австралия выступила организатором первой встречи министров обороны государств, расположенных в южной части Тихого океана, которая прошла в Нукуалофе, столице королевства Тонга. Во встрече приняли участие Австралия, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Тонга, а также Чили и Франция. В качестве наблюдателей были приглашены США и Великобритания, которые поддерживают политику Австралии по укреплению ее влияния в южной части Тихого океана. Несмотря на слабое представительство региональных и значительное присутствие внерегиональных государств, на встрече были поставлены амбициозные задачи. Главная заключается в формировании механизмов многостороннего сотрудничества, направленного на обеспечение безопасности в южной части Тихого океана с Австралией в роли неформального лидера.

На фоне существующих в южной части Тихого океана проблем и стремления Австралии к лидерству в регионе не вызывает удивления тот факт, что программа перевооружения австралийских ВС подразумевает развитие потенциала проведения военных операций как высокой, так и низкой интенсивности, в том числе миротворческих и гуманитарных. Успех операций в Восточном Тиморе и на Соломоновых островах (иностранное вмешательство позволило стабилизировать обстановку, существенно снизить уровень внутренней напряженности и, в частности, успешно провести выборы в Восточном Тиморе) лишь упрочил приверженность Австралии идее активной вовлеченности в решение вопросов безопасности в регионе. Укрепилось и ее стремление иметь возможность оперативно реагировать на кризисы, возникающие в непосредственной близости от собственных границ.

Сегодня для Австралии начинается новый этап, связанный с прекращением ее участия в крупных зарубежных операциях. Сокращение вовлеченности в операции за рубежом позволит Австралии сосредоточиться на развитии и укреплении потенциала ВС в интересах обеспечения собственной безопасности и обороны и безопасности ее непосредственного окружения.

Экономическое и военно-политическое значение Малайского архипелага и проходящих через него линий морских и воздушных коммуникаций обусловливает стремление Австралии к развитию тесного партнерства с Индонезией. Роль Индонезии в австралийской внешней политике достаточно противоречива. С одной стороны, Индонезия долгое время воспринималась австралийцами как наиболее вероятная потенциальная угроза национальной безопасности. С другой стороны, на официальном уровне Индонезия признается одним из ключевых стратегических партнеров Австралии. В 2012 г. между двумя странами было заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, дополнившее Ломбокское соглашение 2006 г. Соглашение 2012 г. предполагает развитие сотрудничества двух государств в сферах борьбы с терроризмом, обеспечения морской безопасности, миротворчества и обмена разведданными.

Австралия стремится к осторожному сближению на двусторонней и многосторонней основе с Японией, Южной Кореей и Индией и развивает сотрудничество с другими средними и малыми державами в АТР. Так, в 2012 г. Австралия подписала с Вьетнамом Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в сфере обороны. В том же году вступило в силу Соглашение о статусе прибывающих с визитом военных сил, заключенное между Австралией и Филиппинами. В рамках смягчения австралийской политики в отношении роста китайского военного потенциала был взят курс на развитие партнерства с КНР. Несмотря на закономерность подобной политики, она не может не вызывать определенные опасения у Вашингтона, который до конца не уверен в поддержке своих союзников в случае возникновения конфликта или начала реального противостояния с КНР.

Наряду с развитием двусторонних отношений в сфере обороны и безопасности Австралия уделяет значительное внимание многостороннему диалогу и сотрудничеству, в частности, в рамках пятисторонних договоренностей по коллективной обороне (FPDA) и встреч министров обороны стран-членов АСЕАН (ADMM+).



Фото: japanfocus.org
Восточный Тимор

В период между выводом австралийского контингента из Вьетнама в начале 1970-х годов и началом операции в Восточном Тиморе в 1999 г. ВС Австралии не принимали участия в крупных военных операциях. В то время боевой подготовке и поддержанию военного потенциала страны не уделялось достаточного внимания. В конце 1990-х годов ситуация изменилась. Как отмечается в Белой книге по вопросам обороны, с 1999 г. австралийские военные приняли участие приблизительно в 100 зарубежных операциях. В настоящее время около 3000 военнослужащих продолжают участвовать в 14 операциях. Среди ключевых для Австралии можно назвать операции в Афганистане, Восточном Тиморе и на Соломоновых островах, а также участие в деятельности Коалиционных военно-морских сил.

Сегодня для Австралии начинается новый этап, связанный с прекращением ее участия в крупных зарубежных операциях. В 2012 г. была свернута операция в Восточном Тиморе, постепенно сворачивается австралийское присутствие в Афганистане и на Соломоновых островах. Сокращение вовлеченности в операции за рубежом позволит Австралии сосредоточиться на развитии и укреплении потенциала ВС в интересах обеспечения собственной безопасности и обороны и безопасности ее непосредственного окружения. Вместе с тем в Белой книге по вопросам обороны 2013 г. отмечается необходимость сохранения полученного в ходе зарубежных операций опыта в сфере борьбы с терроризмом, обеспечения морской безопасности, осуществления миротворческих, гуманитарных и иных функций.

Таким образом, Австралия стремится к развитию своего военно-политического потенциала и усилению влияния в АТР, в первую очередь в Юго-Восточной Азии и в южной части Тихого океана. Для этого австралийское руководство осуществляет амбициозную программу модернизации и перевооружения ВС и активно развивает военно-политическое партнерство со многими странами АТР. Целями данной политики являются закрепление за Австралией статуса самостоятельной региональной державы, создание благоприятной международной обстановки, защита и «мягкий контроль» собственной зоны влияния. Вместе с тем достижение этих целей сопряжено с решением целого ряда проблем, включая обеспечение достаточного уровня финансирования ВС и тщательное выстраивание отношений с Пекином и Вашингтоном.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся