Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Дейч

К.и.н., ведущий научный сотрудник Института Африки РАН, эксперт РСМД

В последнее десятилетие мы стали свидетелями беспрецедентной активности Китая в Африке. Китай успешно теснит на африканских рынках старых акторов, лидирует и среди набирающих силу на континенте новых игроков, в частности, стран БРИКС. Что побуждает Китай наращивать усилия на континенте? Что дает Африке китайская политика и что в ней не устраивает африканцев?

В последнее десятилетие мы стали свидетелями беспрецедентной активности Китая в Африке. Китай успешно теснит на африканских рынках старых акторов, лидирует и среди набирающих силу на континенте новых игроков, в частности, стран БРИКС. Что побуждает Китай наращивать усилия на континенте? Что дает Африке китайская политика и что в ней не устраивает африканцев?

Зачем Китаю Африка?

Стремление овладеть источниками сырья, найти сферы приложения инвестиций и рынки сбыта для бурно развивающейся промышленности – главные мотивы китайской экономической экспансии, которой ознаменовался ХХI век. Интерес Китая к Африке связан и с возросшей ролью африканских стран в мировой экономике и международных отношениях. С одной стороны, Африка – кладезь природных ресурсов: по разным оценкам, на нее приходится 30–40% разведанных мировых запасов сырья. При этом в новом тысячелетии здесь наблюдается самый длительный период устойчивого роста за весь период независимости. Средний рост Африки к югу от Сахары составил в 2010 г. 5%, в 2011 г. – 5,5% и обещает вырасти до 6% в 2012 г. [1] С другой стороны, Африка – это конгломерат «отстающих» государств, на примере которых Китай демонстрирует желание и готовность сделать то, чего не смог сделать Запад.

Компонент «мягкой силы» внешней политики – принцип невмешательства – открывает ему двери в страны, подвергаемые остракизму Западом.

Внимание Китая к Африке объясняется и растущим политическим весом региона на мировой арене. Отношения с Африкой – часть пекинской стратегии создания нового мирового порядка. Китай нуждается в поддержке в международных организациях. Ему требуются союзники в противоборстве с США, а также в достижении цели, суть которой отражает формула: «в мире есть лишь один Китай и Тайвань – его неотъемлемая часть». Рассчитывает он на Африку и в вопросе прав человека – предмета постоянных дискуссий с Западом. Поэтому страны континента, многие из которых помнят о помощи Пекина в борьбе за национальную независимость и становление государственности, заняли важное место в китайской стратегии создания блока стран «Юга» как механизма противостояния вызовам глобализации.

Дипломатия как инструмент реализации целей Пекина

Фото: asiareport.ru

Китай проявляет готовность к сотрудничеству, ограничивая его лишь одним требованием к партнерам: непризнание Тайваня. Компонент «мягкой силы» внешней политики – принцип невмешательства – открывает ему двери в страны, подвергаемые остракизму Западом (Судан, Зимбабве). Как и на заре отношений с Африкой, в ходу тезис об общности судеб и задач развивающихся стран, а в последние годы активно популяризируется лозунг «стратегического партнерства». Дипломатические отношения с КНР имеют 50 государств Африки. Лишь 4 страны: Буркина-Фасо, Гамбия, Свазиленд, Сан-Томе и Принсипи сохраняют верность Тайваню. Последним сделало выбор в пользу Китая новое государство – Южный Судан. К этому решению его подтолкнула активная деятельность Пекина в регионе задолго до того, как судьбу последнего решил референдум, а уже в апреле 2012 г. Пекин на самом высоком уровне принимал президента Южного Судана Салву Киира.

В активе китайской политики – обмен визитами высокого уровня, контакты по партийной, женской, молодежной и прочим линиям. В Африке побывали, причем неоднократно, все лидеры КНР. Так, Ху Цзиньтао посетил ее шесть раз: два раза как заместитель председателя и четыре – как председатель КНР. Установилась традиция начинать новый год с визита в Африку министра иностранных дел КНР. Часто посещают Китай и африканские лидеры; их принимают с почестями, которые призваны продемонстрировать Африке, что Китай высоко ценит отношения с ней и отдает должное ее роли в современных международных отношениях.

Китай и Африка на международной арене

Участие в миротворчестве призвано убедить африканские государства воспринимать Китай как великую, но мирную державу, защищающую их интересы, и одновременно – как противовес влиянию Запада.

Китай позиционирует себя на мировой арене как развивающаяся страна, что наглядно проявляется в ООН и Совете Безопасности, где он, как правило, выступает солидарно с африканскими странами. Африка находит поддержку Китая в вопросе реформирования ООН, в стремлении сделать справедливыми условия мировой торговли и добиться от развитых стран действенных мер по борьбе с климатическими изменениями. Расширяется сотрудничество Китая с Африканским Союзом, субрегиональными организациями континента. Новое явление в китайской политике – участие в миротворческих операциях ООН, в которых, по состоянию на октябрь 2011 г., было задействовано 1936 человек (36% приходилось на районы Судана и Южного Судана [2]). Участие в миротворчестве призвано убедить африканские государства воспринимать Китай как великую, но мирную державу, защищающую их интересы, и одновременно – как противовес влиянию Запада. Позиция Пекина на мировой арене, во многом совпадающая с позициями африканских стран, побуждает эти страны видеть в нем союзника.

Форум «Китай – Африка» как фактор влияния

Фото: Reuters
Встреча президента ЮАР Якоб Зума
и президента Китая Ху Цзиньтао
в Пекине

В арсенале «мягкой силы» КНР в Африке – основанный в 2000 г. Форум «Китай – Африка». Заседания Форума проводятся в формате министерских конференций, в последние годы – в формате саммитов с участием глав государств (раз в три года поочередно в Китае и в странах Африки). Последний, четвертый саммит состоялся в ноябре 2009 г. в Шарм-эш-Шейхе (Египет). Основные направления и параметры экономической помощи Китая Африке находят отражение в решениях Форума, на заседаниях которого обнародуются программы сотрудничества, реализуемые в течение следующих трех лет. Так, на четвертом саммите были обещаны низкопроцентные займы в 10 млрд долл., займы для малого и среднего бизнеса в 1 млрд долл., списание оставшихся долгов наименее развитым странам континента, снижение до нуля импортных тарифов для 95% товаров этих стран.

Как Китай помогает Африке

В последнее десятилетие китайские программы помощи расширились, включив списание долгов, техническое и гуманитарное сотрудничество, обучение персонала. Китайская помощь не прозрачна, ее цифры, как правило, не афишируются, публикуемые данные крайне противоречивы. Тем не менее, очевидно, что Пекин становится заметным донором стран Африки, ежегодно предоставляя им в среднем 1–2 млрд долл. помощи.

Китай контролирует целевое освоение кредитов на местах, делая упор на реализацию проектов социально-экономического развития. Как заявил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, в общей сложности странам континента оказано содействие в осуществлении более 1000 проектов в сельском хозяйстве, промышленности, энергетике, инфраструктуре и в других сферах. Крупный проект, реализованный в последние годы «в дар» Африке, – Центр конференций Африканского Союза в Аддис-Абебе, торжественное открытие которого состоялось в январе 2012 г.

Как приоритетное направление сотрудничества с Африкой Китай рассматривает помощь в развитии сельского хозяйства. 10 тыс. китайских специалистов в этой области оказали помощь 40 странам в осуществлении 200 проектов. Популярностью в Африке пользуется китайская помощь в сфере здравоохранения. С 1963 г. по 2009 г. Китай направил в 47 стран континента 18 тыс. медицинских работников [3].

Торгово-инвестиционное сотрудничество

Африканские дети с портретом Ху Цзиньтао

В рамках программы «выхода за рубеж» руководство КНР наращивает торгово-инвестиционное сотрудничество с Африкой. Объем китайско-африканской торговли составил в 2010 г. 126,9 млрд долл. [4], а в 2011 г. – уже 150 млрд долл. [3] В ряде стран действуют китайские торговые миссии, работают биржи с участием местных и китайских бизнесменов, в Пекине функционирует китайско-африканская торговая палата. По образу и подобию китайских специальных экономических зон (СЭЗ) в шести странах Африки создаются такие зоны. Открытие первой зоны – замбийско-китайского торгово-экономического сотрудничества в Лусаке – состоялось в феврале 2009 г. В зону вложили более 700 млн долл. 10 китайских предприятий; она предлагает населению 3500 рабочих мест.

Более 2 тыс. китайских компаний инвестировали в страны континента. По данным министерства коммерции КНР, китайские прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Африку составили в 2009 г. 9,33 млрд долл. [5] Однако, как пишут Р. Каплинский и М. Моррис, китайская официальная статистика почти всегда занижает размеры инвестиций [6]. Иногда невозможно отделить ПИИ от двусторонней помощи и поступлений по контрактам. В 2010 г. китайские инвестиции только в Нигерии превысили 7 млрд долл. [7] Это дает основания согласиться с южноафриканским «Standard Bank», оценивающим общий объем китайских инвестиций в Африку на 2010 г. в 30–40 млрд долл. [8] А согласно данным ЮНКТАД, они достигли 50 млрд долл., причем получателями инвестиций стали 48 государств [9].

В 2007 г. на средства «China Development Bank» создан Китайско-африканский фонд развития (CADF) со стартовым капиталом 1 млрд долл., позже увеличенным до 5 млрд долл.; 2 млрд долл. из фонда уже выделены китайским предприятиям и компаниям, инвестирующим в Африку. В Африке действуют 11 центров инвестиций и торговли.

 

В фокусе интересов китайских компаний – нефть и минералы; самые крупные получатели займов и инвестиций – богатые ресурсами страны (ЮАР, Ангола, Замбия, Судан). При этом действует принцип «сырье в обмен на инфраструктуру». Впрочем, Китай реализует инфраструктурные проекты и в странах, не обладающих богатыми ресурсами. Однако даже в богатых сырьем странах китайские ПИИ концентрируются не только в ресурсных секторах, что, например, демонстрирует Замбия. Здесь благодаря либеральному инвестиционному климату, относительно низкой внутренней конкуренции зарегистрированы более 200 китайских компаний в производстве текстильных изделий, строительстве, розничной торговле [10]. ПИИ все чаще направляются в сферу высоких технологий. Так, компания «Huawei Technologies» обеспечивает мобильной связью Кению, Зимбабве, Нигерию, а компания ZTE вложила 400 млн долл. в модернизацию телевизионной и телефонной сетей в Африке.

Культурное и научное сотрудничество как механизм «мягкой силы»

Растущая экономическая помощь, торговый и инвестиционный бум, защита интересов Африки в международных организациях сделали Китай привлекательной для африканцев альтернативой Западу.

Важный компонент китайской политики – культурное и научное сотрудничество. В 2000-х годах состоялось несколько сотен обменов художественными коллективами, сторонами направлено около 10 тыс. артистов. В 2009 г. принят трехлетний план «стратегического партнерства в науке, технологиях и высшем образовании». В конце 2010 г. в Китае состоялся первый китайско-африканский «мозговой» форум (China–Africa Think Tanks Forum – CATTF) с целью обмена идеями в области китайско-африканских отношений [11]. В декабре 2011 г. китайские предприниматели взялись за реализацию проекта «Надежда», предусматривающего создание в Африке 1000 начальных школ. Важное средство «борьбы за умы» – пекинские «институты Конфуция» в Африке, где изучаются история, культура Китая и китайский язык. (В 2010 г. в 21 стране было уже 28 таких институтов). Важное место отводится подготовке специалистов различного профиля; эта задача возложена на Фонд развития человеческих ресурсов в Африке. Растет число африканских студентов в Китае. В 2010/2011 учебном году правительство КНР выделило африканцам 5710 стипендий. Участие в формировании африканских политических и деловых элит, ориентирующихся на Китай, – долгосрочная цель пекинской политики.

В чем секрет успехов Китая?

Фото: Reuters / Joe Chan

Растущая экономическая помощь, торговый и инвестиционный бум, защита интересов Африки в международных организациях сделали Китай привлекательной для африканцев альтернативой Западу. Успехам Китая способствует то, что он не обусловливает сотрудничество изменением политического курса страны, соблюдением демократических норм и прав человека; в числе его партнеров – страны, являющиеся мишенью западных санкций (Судан, Зимбабве); его компании идут на риски, действуя в пострадавших от конфликтов государствах (Либерия, Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне).

Важный момент – обмен визитами высокого уровня. Видя интерес, который проявляют к их странам лидеры КНР, африканцы охотнее идут на контакты с китайскими партнерами.

Росту престижа КНР в Африке, как уже отмечалось, способствует Форум «Китай – Африка» и его помпезные саммиты с участием руководства африканских стран.

Инвестируя в добычу сырья, Китай одновременно становится главным игроком в сфере африканской инфраструктуры, остро нуждающейся в инвестициях.

Китайские компании получают поддержку от правительства КНР, которое не вмешивается в их инвестиционную деятельность, но оказывает им финансовую и дипломатическую помощь.

Подготовка африканского персонала, практика создания «институтов Конфуция» способствуют формированию позитивного имиджа Китая и помогают китайским компаниям в Африке обеспечивать себя квалифицированными кадрами.Играют роль и такие факторы, как наличие у Китая богатых валютных резервов и дешевизна китайской рабочей силы.

С какими проблемами сталкивается Китай?

Такие страны, как Китай, не только изменили систему традиционных торговых и инвестиционных отношений стран Африки, но и создали новые возможности для африканских экономик.

Рост влияния Китая в Африке вызывает растущую озабоченность традиционных акторов на африканской сцене. Напряженность подпитывает и конкуренция среди крупных развивающихся рынков за экспорт, инвестиции, рабочие места и глобальное влияние.

Нарекания в адрес Китая высказываются и в африканских странах. Сетуют, что в погоне за ресурсами Китай обрекает Африку на роль сырьевого придатка своей быстро растущей экономики, что приток китайского дешевого импорта мешает Африке развивать собственную промышленность, тормозит процессы ее индустриализации. Представители африканской элиты вынуждены обращать внимание пекинского руководства на «теневые» стороны его политики. В частности, это сделал бывший президент ЮАР Табо Мбеки, добившийся от Китая сокращения ввоза в страну китайских текстильных изделий.

Африканцы недовольны тем, что большая часть специалистов ввозится из Китая. Учитывая критику, Китай расширяет подготовку профессионалов в самой Африке. В 2009 г. в Эфиопии был открыт профессионально-технический колледж – крупнейшее учебное заведение, построенное с китайским участием. Компания «Huawei Technologies» открыла 5 учебных центров – в Египте, Тунисе, Кении, Нигерии, ЮАР.

Ущерб имиджу Китая наносит приток китайских мигрантов, в том числе нелегалов. Китайские уличные торговцы занимают места местных продавцов; ситуацию усугубляет стремление китайцев жить в изоляции, не контактируя с местным населением.

Нужен ли Китай Африке?

Хотя интерес Китая к природным богатствам континента сомнений не вызывает, Китай делает много полезного для африканской экономики. Что же касается растущей конкуренции за африканские ресурсы, то она устраивает тех, кто этими ресурсами владеет, поскольку дает им шанс добиваться более выгодных соглашений и реализовывать проекты развития по льготным ценам.

По мнению экономистов, такие страны, как Китай, не только изменили систему традиционных торговых и инвестиционных отношений стран Африки, но и создали новые возможности для африканских экономик: своим ростом в 2011 г. Африка во многом обязана этим странам. В 2010 г. в докладе ООН Китай был назван вторым многообещающим глобальным инвестором [12].

Не все в китайской политике устраивает африканцев. Опасения вызывает напор, с которым Китай действует в Африке, как угроза воспринимаются растущее присутствие китайцев и наплыв китайских товаров в страны континента. Однако плюсов для Африки в политике Китая больше, чем минусов. После окончания «холодной войны» Запад ослабил внимание к Африке; Китай вынудил развитые страны обратить внимание на проблему маргинализации континента и сам сделал решительные шаги в направлении реализации целей развития тысячелетия.

1. World Economic Outlook: Tensions from Two-Speed Recovery. IMF, April 2011.

2. China and Conflict-Affected States. Between Principle and Pragmatism. L.: Safeworld, 2012. P. 15.

3. Shinn D.H. Emerging Powers in Africa. Introduction to African Security Issues. Africa Center for Strategic Studies. National Defence University. Wash. D.C., 2012.

4. Direction of Trade Statistics. Yearbook. IMF. Wash., 2011.

5. Shanghai Daily.com, 22.12.2011.

6. Kaplinsky R., Morris М. Chinese FDI in Sub-Saharan Africa. Engaging with Large Dragon // European Journal of Development Research. 2009. Vol. 21. № 4. Pp. 551–559.

7. The Telegraph (London), 24.02.2011.

8. Economic Strategy. BRIC and Africa. Beyond the Diplomatic Applause: Threats and Opportunities Underlying South Africa’s BRIC Invitation. Johannesburg. Standard Bank. 26.01.2011.

9. Mody R., Shekhavat S. Indian and Chinese Investment in Africa // Africa Quarterly (New Delhi). Dec.-Jan. 2009/2010.

10. Mlachila M., Takebe M. FDI from BRICs to LICs: Emerging Growth Driver? International Monetary Fund. IMF Working Paper 11/178. African Department. July 2011. Р. 28.

11. China – Africa. Vol. 3. Sept. 2011.

12. UNCTAD. Geneva. 2010.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся