В 2024 г. Каспийский регион останется в фокусе внимания российской политики, что обусловлено высокой интенсивностью событий на данной территории. В частности, прикаспийские государства проводят активную политику в энергетической и транспортной сферах. Кроме того, сохраняется повышенное внимание к каспийским странам со стороны внерегиональных игроков — США и ЕС, которые не прекращают попыток скорректировать их внешнюю политику для того, чтобы обострить их отношения с Россией. Такие действия создают риски для единства каспийской «пятерки», которая до последнего времени занимала консолидированные позиции по ключевым вопросам регионального развития.
После февраля 2022 г., когда резко обострились отношения России с Западом, роль Каспийского региона стала стремительно меняться. Изменения происходят и в политике отдельных прикаспийских государств. В последнее время Азербайджан, Казахстан и Туркменистан значительно расширили внешнеполитические контакты с западными государствами. Идет активное взаимодействие с представителями военных и внешнеполитических ведомств ЕС и США, в ходе которых обсуждаются перспективные направления сотрудничества по широкому кругу вопросов. Это поставило перед Москвой задачу поиска новых подходов к реализации своей политики на Каспии, с учетом складывающейся обстановки в мире.
Новая холодная война, которая развернулась между Россией и Западом, в полной мере затрагивает Каспийский регион. Санкционный режим, реализуемый Западом, может привести к ситуации, когда прикаспийским странам будет поставлен ультиматум: либо поддержка антироссийских санкций, либо проведение независимой внешней политики и попадание под санкции. В этом случае геополитическая ситуация в регионе может претерпеть значительные изменения.
В 2024 г. Каспийский регион останется в фокусе внимания российской политики, что обусловлено высокой интенсивностью событий на данной территории. В частности, прикаспийские государства проводят активную политику в энергетической и транспортной сферах. Кроме того, сохраняется повышенное внимание к каспийским странам со стороны внерегиональных игроков — США и ЕС, которые не прекращают попыток скорректировать их внешнюю политику для того, чтобы обострить их отношения с Россией. Такие действия создают риски для единства каспийской «пятерки», которая до последнего времени занимала консолидированные позиции по ключевым вопросам регионального развития.
Геополитическую ситуацию на Каспии условно можно разделить на «до» и «после» февраля 2022 г. До начала 2022 г. ситуация в регионе в целом развивалась в рамках устоявшихся тенденций, которые сформировались после распада Советского Союза. Переговорный процесс «каспийской пятерки» по вопросу международно-правового статуса Каспийского моря завершился в 2018 г. подписанием Конвенции. Сложился новый каркас трубопроводной архитектуры, а обсуждение перспективных маршрутов поставок углеводородных ресурсов на внешние рынки в целом давало предсказуемый результат. Это же касалось вопросов развития судоходства, военной сферы и других вопросов. После февраля 2022 г., когда резко обострились отношения России с Западом, роль Каспийского региона стала стремительно меняться. Изменения происходят и в политике отдельных прикаспийских государств. Это поставило перед Москвой задачу поиска новых подходов к реализации своей политики на Каспии, с учетом складывающейся обстановки в мире.
В поисках трудных решений
Каспийский регион традиционно находился в фокусе внимания российской политики. Исторически Каспий и прилегающие территории выступали в качестве торговых путей. Ключевой задачей российской политики было обеспечение безопасности на Каспии, а также развитие судоходства и рыболовства.
После распада СССР в Каспийском регионе сложилась новая геополитическая ситуация. Это потребовало от России разработки новой каспийской политики, которая должна была учитывать не только интересы прикаспийских государств, но и геополитические устремления внерегиональных игроков. Россия последовательно отстаивала свои позиции по международно-правовому статусу Каспийского моря, выступала против присутствия здесь внерегиональных сил, а также поддерживала меры, направленные на защиту экологии. Для продвижения своих стратегических интересов Россия использовала различные инструменты, задействуя многосторонние и двусторонние форматы отношений в зависимости от складывающихся условий. В результате Москва смогла отстоять свои позиции, сохранив партнерские отношения в регионе.
Итогом усилий внешней политики России стало принятие вместе с другими прикаспийскими странами в августе 2018 г. Конвенции о правовом статусе Каспийского моря [1]. Обсуждение документа велось более 20 лет. Переговорный механизм, который состоял из заседаний Специальной рабочей группы, конференций министров иностранных дел и саммитов глав прикаспийских государств позволил сблизить позиции и устранить противоречия в рамках каспийской «пятерки». Документ зафиксировал ряд принципиальных позиций, которые создавали условия для последующего развития отношений между прикаспийскими государствами. Они касались вопросов регионального развития, условий прокладки магистральных трубопроводов по дну Каспия, вопросов безопасности, которые приобрели для России ключевое значение. Конвенция не устранила всех противоречий, однако была создана правовая основа для взаимодействия на Каспии.
Конвенция зафиксировала ряд принципиальных положений, в которых была заинтересована Россия, но не устранила вызовы, с которыми российская сторона сталкивалась и в предыдущие годы. В частности, не прекратились попытки внерегиональных государств оказывать влияние на политику прикаспийских стран. С 1990-х гг. западные страны продвигали альтернативные маршруты экспорта углеводородных ресурсов, которые не должны были проходить по российской территории. Часть предлагаемых проектов была реализована (например, проекты нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровода Баку — Тбилиси — Эрзерум), другие так и остались на бумаге. Например, западные государства, прежде всего США и ЕС, настойчиво продвигали идею реализации транскаспийских трубопроводов, идущих из Туркменистана и Казахстана по дну Каспия в Азербайджан. Эта давняя идея рассматривалась в качестве мощного инструмента влияния на политику прикаспийских государств, для которых альтернативные маршруты экспорта нефти и газа имели огромное значение.
Россия сталкивалась с попытками внерегиональных игроков ослабить ее политические отношения с прикаспийскими государствами. США и ЕС выступали за расширение военных и политических контактов, предлагая различные форматы взаимодействия. В свою очередь, прикаспийские государства приветствовали активность западных стран, усматривая в этом возможности заручиться их поддержкой, создать условия для привлечения инвестиций. Внерегиональные государства рассматривались в качестве привлекательных партнеров, с которыми были связаны надежды на решение экономических проблем.
Развитие торгово-экономического сотрудничества России с прикаспийскими государствами проходило на фоне роста конкуренции между странами каспийской «пятерки» в области транспортировки товаров. Все прикаспийские государства модернизировали свою инфраструктуру, что позволило увеличить объемы поставок грузов в рамках региона. Одновременно с этим прикаспийские государства предпринимали усилия по более активному участию в глобальных инфраструктурных проектах. В частности, их внимание привлекал проект поставки товаров из Китая на европейский рынок.
Новая ситуация — новые вызовы
Геополитическая ситуация на Каспии стала меняться после февраля 2022 г., когда Россия начала проведение специальной военной операции (СВО). Поскольку Запад не сумел оказать влияние на российскую политику и подорвать российский экономический потенциал, США и ЕС расширили географию применения санкционной политики. Помимо России, повышенное внимание стало уделяться ее партнерам. В частности, в отношении прикаспийских государств стало применяться политическое давление, которое впоследствии лишь усилилось. От них добивались присоединения к антироссийской санкционной политике.
Несмотря на усиление давления на Россию и ее партнеров, прикаспийские государства продолжили обсуждение региональных проблем. Тем более что накопились вопросы, которые требуют участия лидеров региона. В результате в июне 2022 г. состоялся 6 саммит глав прикаспийских государств. Российская сторона отметила важность решения всех региональных проблем в рамках «пятерки» и создание условий для устойчивого развития. Эта задача приобрела ключевое значение для Москвы, которая была вынуждена в сжатые сроки разработать и внедрить механизмы, способные снизить негативное влияние западных санкций.
Отражением положительных тенденций в российской политике на Каспии стало расширение торгово-экономического сотрудничества с прикаспийскими государствами. На решение вопросов торгово-экономического взаимодействия и реализации транспортных коридоров была направлена деятельность Второго каспийского экономического форума, который прошел в октябре 2022 г. На нем обсуждались транспортные и энергетические проекты. В частности, Москва продвигала создание новых транспортно-логистических направлений и проект международного транспортного коридора «Север — Юг».
В последние годы объем товарооборота России с каспийскими странами последовательно возрастает. По оценкам российского президента, объем торговли с прикаспийскими странами в 2021 г. увеличился на 35% и достиг 34 млрд долл. В последующие два года был также отмечен рост товарооборота. Так, в 2023 г. наблюдался рост товарооборота России с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном — с 6 до 17,5%. В то же время, было отмечено снижение товарооборота между Россией и Ираном на 17,3%. В целом, активное развитие торговли шло в рамках транспортного коридора «Север — Юг», который проходит по восточному и западному побережьям, а также включает транскаспийский маршрут.
Расширение взаимодействия на Каспии и курс прикаспийских государств на решение региональных проблем вызвало недовольство на Западе. Тем более, что санкции ЕС и США не давали ощутимого результата. В этой связи было усилено давление на прикаспийские государства. Это поставило перед Москвой задачу сохранения сложившегося формата и уровня взаимодействия в рамках каспийской «пятерки». Неслучайно в новой редакции Концепции внешней политики РФ, принятой в марте 2023 г., поставлена задача по «укреплению сотрудничества в зоне Каспийского моря, исходя из исключительной компетенции пяти прикаспийских государств в решении всех вопросов, касающихся этого региона».
Конкретным наполнением российской политики на Каспии стали мероприятия, направленные на реализацию ранее принятых решений. Проходили заседания Рабочей группы высокого уровня по вопросам Каспийского моря, решение о создании которой было принято на пятом саммите глав каспийских государств. На конференции министров иностранных дел прикаспийских государств, которая прошла в декабре 2023 г., подчеркивалась необходимость ускорения работы по согласованию проекта Соглашения о методике установления прямых исходных линий на Каспийском море, а также активизации переговорного процесса по подготовке пятистороннего договора о согласованных мерах доверия в области военной деятельности на Каспийском море. В принятом пятью странами заявлении отмечалось, что «с целью скорейшего завершения согласования проекта Соглашения о методике установления прямых исходных линий на Каспийском море поручают Рабочей группе высокого уровня по вопросам Каспийского моря (РГВУ) максимально увеличить частоту проведения заседаний, по возможности, не реже одного раза в квартал в течение 2024 года».
Последовательная линия России, направленная на расширение сотрудничества с прикаспийскими государствами, реализуется в условиях стремительного нарастания давления со стороны Запада на прикаспийские страны. В итоге это вынуждало их делать заявления о приверженности поддержки санкционной политики в отношении России.
Тугой узел проблем
В 2024 г. Россия столкнулась с политикой западных стран, которая направлена на снижение ее влияния в Каспийском регионе, продвижение транспортных и энергетических маршрутов для переориентации внешней политики прикаспийских государств. Многочисленные визиты представителей ЕС и США стремятся повлиять на руководство отдельных стран каспийской «пятерки» и склонить их к поддержке антироссийской политики.
Энергетический фактор продолжит находиться в фокусе политики внерегиональных государств, которые продвигают идеи формирования новой архитектуры поставок углеводородных ресурсов. С одной стороны, в Каспийском регионе за последнее десятилетие сложились маршруты экспорта нефти и газа на внешние рынки. Они опираются на подтвержденные запасы углеводородных ресурсов, запросы потребителей и возможности трубопроводной архитектуры. В то же время, политическая составляющая по-прежнему присутствует при обсуждении новых трубопроводных проектов. Это касается проекта Транскаспийского газопровода, идущего из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспия. Американская сторона оказывает этому проекту политическую и информационную поддержку, который рассматривается в качестве важной составляющей политики США на Каспии.
Продвижение альтернативных маршрутов поставок нефти и газа, не идущих через российскую территорию, приняла бескомпромиссный характер. Фактически Запад подталкивает прикаспийские страны к поддержке новых маршрутов экспорта углеводородов, игнорируя технические сложности и возможности по добыче.
Западные страны инициируют обсуждение вопросов энергетического взаимодействия, в котором заинтересованы прикаспийские государства. При этом они игнорируют объективно существующую зависимость, которая сложилась в поставках углеводородных ресурсов на внешний рынок через российскую территорию.
В свою очередь, прикаспийские государства, опираясь на поддержку внерегиональных игроков, рассчитывают реализовать новые энергетические и транспортные проекты и расширить возможности уже действующих маршрутов. Речь идет о расширении поставок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, активными участниками которого выступают Казахстан и Азербайджан. В 2023 г. Казахстан реализовал тестовые поставки тенгизской нефти по маршруту Тенгиз — Актау — Баку — Джейхан. Затем, в январе–феврале 2024 г., компания «КазТрансОйл» отгрузила 232 тыс. тонн казахстанской нефти с месторождения Тенгиз в направлении нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан».
Эти мультимодальные перевозки включали в себя использование трубопроводов, а также железнодорожного и морского транспорта. Однако этот маршрут требует расширения инфраструктуры. При этом поставки нефти в направлении Баку — Джейхан могут быть увеличены незначительно, поскольку необходимо создание инфраструктуры и строительство дополнительных танкеров. Расширение поставок в китайском направлении также сопряжено с затратами. Несмотря на стабильные поставки в направлении России, куда поставляется большая часть казахстанской нефти, Казахстан стремится демонстрировать готовность диверсифицировать маршруты экспорта углеводородных ресурсов.
Прикаспийские государства стали уделять большое внимание привлечению иностранных инвестиций в перспективные месторождения нефти и газа. Этот курс рассматривается в качестве укрепления политического диалога с западными государствами. В частности, повышенная активность наблюдается со стороны Туркменистана, который рассчитывает привлечь иностранных инвесторов к разработке газового месторождения Галкыныш.
В последнее время Азербайджан, Казахстан и Туркменистан значительно расширили внешнеполитические контакты с западными государствами. Идет активное взаимодействие с представителями военных и внешнеполитических ведомств ЕС и США, в ходе которых обсуждаются перспективные направления сотрудничества по широкому кругу вопросов.
Таким образом, можно отметить повышенную активность прикаспийских государств по тем направлениям, в осуществлении которых заинтересованы западные страны. Кроме того, Запад подталкивает прикаспийские государства проводить антироссийскую политику. Это может повлечь за собой снижение уровня торгово-экономического взаимодействия и появление политических противоречий, что в конечном итоге снизит уровень регионального сотрудничества и будет способствовать ослаблению общих подходов к решению региональных проблем.
Агрессивная политика Запада заставляет Россию уделять каспийскому направлению большое внимание. Так, приоритетом является дальнейшая реализация проекта международного транспортного коридора «Север — Юг». В 2023 г. с Ираном было заключено соглашение о строительстве недостающего железнодорожного западного участка коридора Решт — Астара. В условиях антироссийских санкций данный транспортный коридор должен значительно расширить возможности России для развития торгово-экономических отношений с дружественными странами. Также стоит задача по развитию каспийской инфраструктуры, расширению пропускной способности портов, расположенных в прикаспийских субъектах. Среди первоочередных мер следует отметить сохранение, а в перспективе и увеличение мощности Каспийского трубопроводного консорциума, который обеспечивает поставки казахстанской нефти на внешний рынок.
В условиях нарастания санкционного давления, которое на современном этапе приобрело необратимый характер и беспрецедентный масштаб, каспийские инфраструктурные проекты могут обеспечить России «окно» новых возможностей. Однако здесь важно учитывать давление западных стран на отдельные прикаспийские страны. Кроме того, Москве следует учитывать расширение переговорного процесса между отдельными прикаспийскими государствами, которые рассчитывают использовать ситуацию для продвижения своих интересов. Подобная тенденция создает угрозу для единства каспийской «пятерки», ведет к новой расстановке сил на Каспии.
Усиление геополитических рисков в Каспийском регионе, вероятность корректировки внешнеполитического курса прикаспийских государств создает для России новые вызовы, связанные с отстаиванием своих интересов и минимизацией негативного влияния от западных санкций.
Новая холодная война, которая развернулась между Россией и Западом, в полной мере затрагивает Каспийский регион. Санкционный режим, реализуемый Западом, может привести к ситуации, когда прикаспийским странам будет поставлен ультиматум: либо поддержка антироссийских санкций, либо проведение независимой внешней политики и попадание под санкции. В этом случае геополитическая ситуация в регионе может претерпеть значительные изменения.
1. Жильцов С.С., Зонн И.С., Костяной А.Г., Семенов А.В. Каспий: международно-правовые документы. Москва. Международные отношения. 2018. 568 с.