Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Людмила Самарская

К.и.н., н.с. Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН

1 ноября 2022 г. на пятых за 3,5 года парламентских выборах в Израиле победу одержал «блок Нетаньяху» — союз четырёх правых и религиозных партий. Наибольшее число мест — 32 — получил «Ликуд» во главе с бывшим (и, видимо, будущим) премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Эта партия является наиболее умеренным правоцентристским элементом будущей коалиции.

Несмотря на некоторые риторические расхождения, внешнеполитический курс правительства Б. Нетаньяху вряд ли будет существенно отличаться от позиций коалиции Беннета — Лапида относительно и региональных, и крупных внерегиональных игроков. Основой повестки остаётся необходимость обеспечения собственной безопасности и защиты как от внутренних, так и от внешних угроз. В этом контексте высокое значение сохраняют стратегические отношения с Соединёнными Штатами.

Общий курс государства останется неизменным — защита собственных стратегических интересов, обеспечение своей безопасности и налаживание взаимовыгодных контактов со всеми государствами, которые к этому готовы. Основным стратегическим партнёром неизменно остаются США — это продолжает быть основой политики любого израильского правительства. Приоритетным также будет дальнейшее развитие контактов с региональными игроками и попытки расширить круг арабских государств, с которыми установлены дипломатические отношения. Рассчитывать на разрешение палестино-израильского конфликта, впрочем, не приходится. На европейском направлении можно ожидать некоторого отхода от политики Яира Лапида по улучшению отношений с ЕС в целом и возврата к курсу на укрепление связей с отдельными правыми правительствами и партиями. Этому будет способствовать и состав нынешней коалиции Биньямина Нетаньяху. В то же время будет сохраняться многовекторность внешней политики и развитие связей с крупными внерегиональными игроками.

Общие тенденции

1 ноября 2022 г. на пятых за 3,5 года парламентских выборах в Израиле победу одержал «блок Нетаньяху» — союз четырёх правых и религиозных партий. Наибольшее число мест — 32 — получил «Ликуд» во главе с бывшим (и, видимо, будущим) премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Эта партия является наиболее умеренным правоцентристским элементом будущей коалиции. На втором месте в этом объединении и на третьем — в целом по количеству парламентариев в Кнессете 25-го созыва — крайне правый блок «Религиозный сионизм» с 14-ю местами. Ультраортодоксальные ШАС и «Яхадут ха-Тора» получили 11 и семь мест соответственно. Объединение всех этих партий обладает относительно комфортным большинством — 64 парламентария из 120, — что может на время стабилизировать израильскую политическую систему.

Коалиция под руководством Нафтали Беннета (главы правой партии «Ямина») и Яира Лапида (возглавляющего центристскую «Еш Атид») распалась, просуществовав немногим больше года. Объединение правых, центристских, левых и арабской партии всё же не смогло преодолеть внутренние противоречия, хотя оказалось более успешным, чем предполагалось изначально. Позиции центристов за это время усилились («Еш Атид» получила 24 места — почти в 1,5 раза больше предыдущего результата), однако левые «Авода» и МЕРЕЦ потеряли значительную долю своего влияния, причём последняя не смогла преодолеть электоральный барьер.

Внешняя политика правительства Беннета — Лапида во многом была продолжением линии, проводившейся предыдущими коалициями во главе с Биньямином Нетаньяху; в то же время заметны и определённые изменения. Так, трансформации подвергся подход к политике в отношении Европейского союза. Помимо того, что Яир Лапид заявлял о необходимости «изменить, улучшить, углубить диалог между Израилем и Европой», в октябре 2022 г. состоялось первое за 10 лет заседание Совета по ассоциации между Израилем и ЕС. Ранее их контакты в рамках этого формата были прерваны — именно во время премьерства Биньямина Нетаньяху — из-за принципиально разных подходов к урегулированию палестино-израильского конфликта.

Преемственность

Несмотря на некоторые риторические расхождения, внешнеполитический курс правительства Б. Нетаньяху вряд ли будет существенно отличаться от позиций коалиции Беннета — Лапида относительно и региональных, и крупных внерегиональных игроков. Основой повестки остаётся необходимость обеспечения собственной безопасности и защиты как от внутренних, так и от внешних угроз. В этом контексте высокое значение сохраняют стратегические отношения с Соединёнными Штатами. Различие может заключаться в не вполне сбалансированном развитии контактов с двумя ключевыми американскими партиями и приоритете, отдаваемом республиканцам. Яир Лапид при вступлении в должность министра иностранных дел говорил о том, что подобная политика, уже проводившаяся Биньямином Нетаньяху ранее, нанесла существенный ущерб отношениям Израиля с Демократической партией; и в ходе своего руководства сначала только министерством, а затем и страной (по соглашению о ротации с Нафтали Беннетом) предпринимал шаги для того, чтобы это исправить.

Фактор личности

Традиционно в периоды правления Биньямина Нетаньяху методы ведения внешней политики подвергаются существенному влиянию личностного фактора с уменьшением роли государственных институтов. Так, например, в 2020 г. значительная часть переговоров о заключении Соглашений Авраама с израильской стороны велась под руководством премьер-министра, в то время как министр обороны Бени Ганц и министр иностранных дел Габи Ашкенази узнали об их подписании постфактум. Одна из причин могла крыться в том, что они принадлежали к партии противников Биньямина Нетаньяху, вынужденных вступить с ним в правительство национального единства в силу чрезвычайных обстоятельств (пандемии COVID-19), а потому премьер не планировал делить с ними заслугу достижения столь значимых для Израиля договорённостей. Объяснил подобные действия Б. Нетаньяху тем, что опасался утечек информации, которые могли бы поставить заключение соглашений под угрозу.

Правительство Беннета — Лапида придерживалось другого принципа. Яир Лапид придавал большое значение расширению возможностей израильского МИД и увеличению его роли в определении политики еврейского государства. Приход Биньямина Нетаньяху может вновь отодвинуть Министерство иностранных дел на второй план. При этом обсуждение кандидатуры на пост главы внешнеполитического ведомства в рамках коалиционных переговоров оказалось менее приоритетным, чем дискуссии относительно претендентов на посты министров обороны, национальной безопасности и другие должности, имеющие особую значимость для внутренней политики Израиля. Объясняется это во многом тем, что наиболее сложным для Биньямина Нетаньяху пока оказалось заключение соглашений с его праворелигиозными партнёрами, которые не претендуют на внешнеполитические посты. Должность же министра иностранных дел, вероятнее всего, получит один из членов «Ликуда» или один из союзников Б. Нетаньяху Рон Дермер, который был послом в США с 2013 по 2021 г.

Иранский фактор

В плане оценки иранской угрозы правительство Б. Нетаньяху в целом не будет существенно отличаться от коалиции Беннета — Лапида. Правительство 2021–2022 гг. в этом смысле в полной мере сохраняло преемственность по отношению к своим предшественникам. Некоторые различия можно было наблюдать в оценке роли СВПД и необходимости его возобновления, что отразилось на подходах к официальной риторике. Позиции Беннета и Лапида были несколько более сдержанными, а противоречия с США по этому вопросу обсуждались и прорабатывались на закрытом уровне.

Биньямин Нетаньяху гораздо более активен в публичном осуждении возобновления СВПД. Примечательно, что сегодня общественная поддержка более решительных действий в отношении ядерной программы Тегерана практически в два раза выше, чем три года назад: согласно опросу, проведённому в сентябре 2022 г., около половины израильтян выступают за нанесение удара по иранским атомным объектам даже без согласия США.

Беспокойство союзников

Нынешние тенденции в израильской политике беспокоят союзников еврейского государства. Так, и до, и после выборов были озвучены опасения некоторых американских политиков и представителей арабских государств (в том числе ОАЭ и Иордании) относительно включения в правительство главы крайне правой партии «Оцма Йехудит», входящей в блок «Религиозный сионизм», — Итамара Бен-Гвира, известного своими провокационными и крайне националистическими высказываниями и действиями. Он, в частности, был одним из тех, кто устраивал различные акции в районе Шейх-Джаррах, из-за которых в мае 2021 г. началось очередное палестино-израильское обострение.

Есть мнение, что включение в состав правительства членов крайнего националистического лагеря может негативно сказаться на перспективах заключения новых мирных договоров с арабскими государствами, в частности, с Саудовской Аравией. Если оформление дипломатических отношений с Израилем и ранее могло восприниматься её руководством как репутационный риск, который мог подорвать положение Эр-Рияда в арабском и исламском мире, то налаживание официальных контактов с настолько правым правительством оказывается ещё менее вероятным. Сам Биньямин Нетаньяху выступает за продолжение процесса нормализации и установление израильско-саудовских отношений. Более того, в интервью саудовскому каналу «Аль-Арабия» он заявил не только о своей заинтересованности в подобном шаге, но и о необходимости для США подтверждения их приверженности своим «традиционным партнёрам на Ближнем Востоке», включая Саудовскую Аравию.

Политика по отношению к Палестине

Риторика Израиля по отношению к Палестине практически неизбежно станет более агрессивной, что может ещё больше ограничить и без того неширокие возможности для диалога. Новое правительство заявляет, что планирует активно бороться с терроризмом, и обвиняет действующее в том, что оно реагирует на него недостаточно решительно. В то же время, как показали 2021–2022 гг., политика Беннета — Лапида — «экономика в обмен на безопасность», — подразумевавшая некоторые экономические послабления (например, увеличение количества выдаваемых разрешений на работу), но жёсткую реакцию на атаки, возможно, дала свои результаты. В августе 2022 г. в обмене ударами между Газой и Израилем участвовал только «Исламский джихад», а ХАМАС, фактически управляющий Сектором, остался в стороне. Это, безусловно, сказалось на масштабности обострения конфликта.

При этом в 2022 г. наблюдался значительный всплеск палестинского террора, с которым в полной мере не помогла справиться даже операция израильских сил безопасности «Волнорез» на ЗБРИ. Став следствием целого комплекса факторов, одним из которых является сохранение статус-кво, не устраивающего палестинскую сторону и не имеющего шансов на изменение в ближайшей перспективе, эта волна атак существенно повлияла на ощущение безопасности в израильском обществе, что во многом и привело к усилению позиций правых партий. Проблема состоит в том, что те крайние меры, которые они могут предпринять, способны лишь усугубить, а не разрешить сложившуюся ситуацию, приводя скорее к дальнейшей радикализации и палестинцев, и израильтян.

Предыдущая израильская администрация попыталась выстроить диалог с руководством ПНА — с Махмудом Аббасом встречался, в частности, министр обороны Бени Ганц. К разрешению конфликта это не привело, но к этому, впрочем, не приводила и более ранняя политика Биньямина Нетаньяху. В отношении незаконных поселений деятельность правительств Беннета — Лапида и Б. Нетаньяху оказалась во многом схожей: «ползучая аннексия» зоны С фактически продолжалась, что с каждым годом снижает шансы на создание полноценного палестинского государства на ЗБРИ. Новая коалиция в этом смысле будет ещё и более активной: поселенческое движение является одной из основ политики «Религиозного сионизма», а евреи, живущие в зоне С, — его ключевым электоратом. Именно этот фактор является одним из тех, что будут в наибольшей степени осложнять отношения Израиля с демократической администрацией в США, а также с ЕС.

Отношения с диаспорой

Одним из требований праворелигиозных союзников Биньямина Нетаньяху является отмена пункта о внуках Закона о возвращении. В программе партии «Религиозный сионизм» говорится, что эта поправка «создала брешь в системе, которая позволила тысячам неевреев эмигрировать в Израиль». Помимо этого, ультраортодоксальные партии уже некоторое время настаивают на непризнании евреями тех, кто не является иудеем в соответствии с Галахой (еврейским религиозным правом). Первое требование в наибольшей степени может ударить по евреям — выходцам из стран бывшего СССР, что уже вызвало возмущение партии, представляющей русскоязычных евреев. Второе — по американской еврейской общине, крупнейшей в мире, отношения с которой являются для Израиля крайне значимыми в том числе в контексте американо-израильских контактов. Существенная часть американских евреев — реформисты (37%) или консерваторы (17%), ортодоксы составляют меньшинство (9%). Подобный шаг не только значительно осложнил бы репатриацию для представителей этой общины, но и усилил бы взаимные противоречия между американским и израильским еврейством.

Впрочем, Биньямин Нетаньяху уже заявил, что подобные правила приняты не будут, а Израиль не станет «государством Галахи» и останется либеральной страной. Его партия «Ликуд» действительно имеет гораздо более умеренные взгляды на отношения религии и государства, а потому совершенно не заинтересована в изменении существующего статус-кво — тем более, что это спровоцировало бы и значительное общественное недовольство, и существенные имиджевые риски на международной арене.

***

Существенных изменений, связанных с приходом к власти новых и возвращением старых партнёров Биньямина Нетаньяху, ожидать не стоит. Праворелигиозные партии в целом в гораздо большей степени сфокусированы на внутриполитической повестке. Внешнеполитические вопросы для них второстепенны. В то же время они могут принимать решения, влияющие на отношения Израиля как с его международными партнёрами, так и с еврейской диаспорой.

При этом для самого Биньямина Нетаньяху и его партии «Ликуд» внешнеполитические имеют особое значение. Об этом свидетельствует в том числе его апелляция к успешным отношениям с мировыми лидерами во время предвыборных кампаний. Можно предположить, что он не позволит своим партнёрам принимать решения, которые могут навредить имиджу Израиля на международной арене, и будет продолжать во многом самостоятельно определять приоритеты внешней политики страны.

Одним из ключевых вызовов для безопасности Израиля останется иранская ядерная программа, с которой он планирует бороться всеми доступными ему методами. Заморозка переговоров относительно возобновления СВПД его вполне устраивает: условия сделки представители израильского истеблишмента неоднократно называли неудачными и реально не ограничивающими возможности Тегерана по развитию атомных технологий, которые могли бы использоваться в военных целях. В то же время опасения Израиля относительно деятельности Ирана по поддержке своих прокси в регионе, безусловно, сохраняются.

Общий курс государства останется неизменным — защита собственных стратегических интересов, обеспечение своей безопасности и налаживание взаимовыгодных контактов со всеми государствами, которые к этому готовы. Основным стратегическим партнёром неизменно остаются США — это продолжает быть основой политики любого израильского правительства. Приоритетным также будет дальнейшее развитие контактов с региональными игроками и попытки расширить круг арабских государств, с которыми установлены дипломатические отношения. Рассчитывать на разрешение палестино-израильского конфликта, впрочем, не приходится. На европейском направлении можно ожидать некоторого отхода от политики Яира Лапида по улучшению отношений с ЕС в целом и возврата к курсу на укрепление связей с отдельными правыми правительствами и партиями. Этому будет способствовать и состав нынешней коалиции Биньямина Нетаньяху. В то же время будет сохраняться многовекторность внешней политики и развитие связей с крупными внерегиональными игроками.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся