Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.71)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Валерия Вершинина

К.полит.н., эксперт Центра АСЕАН при МГИМО МИД России

Наступление весны во Вьетнаме было ознаменовано избранием нового президента страны, которым стал член Политбюро, постоянный секретарь Центрального комитета правящей Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) Во Ван Тхыонг. Назначение нового главы государства последовало за добровольной отставкой его предшественника Нгуен Суан Фука, произошедшей на фоне проводимой Компартией антикоррупционной кампании. Первоначально ожидалось, что объявление кандидатуры на пост президента и голосование состоятся на очередном заседании Национального собрания в мае 2023 г., однако Во Ван Тхыонг был почти единогласно избран президентом СРВ на внеочередной сессии Нацсобрания 2 марта 2023 г.

В СРВ по-прежнему сильна традиция коллективного руководства. Сама идея персонализации власти противоречит основополагающему принципу Компартии принимать ключевые решения консенсусом, с учетом мнения всех сторон. Самым наглядным проявлением этой философии является действовавшее на протяжении многих лет негласное правило о назначении на руководящие должности по представителю от каждого из трех регионов Вьетнама. Однако на XIII съезде этот баланс условно был нарушен, поскольку в «четверку» не вошел никто из южного региона страны. На этом фоне назначение Во Ван Тхыонга, уроженца южной провинции Виньлонг, на пост президента символизирует восстановление должного баланса сил.

События января 2023 г., связанные с отставкой бывшего президента Вьетнама в связи с коррупционным скандалом, возможно, поставили под сомнение политическую стабильность во Вьетнаме, что особенно волнует иностранных инвесторов. Вьетнамское «экономическое чудо» в первую очередь строится на основе развития экспортно-ориентированных отраслей, привлечения иностранного капитала и создания благоприятного инвестиционного климата. Дополнительными стимулами выступают подключение страны к крупнейшим торговым соглашениям и перенос производств транснациональных компаний из Китая на территорию Вьетнама в связи с ростом стоимости китайской рабочей силы и строгих ковидных ограничений. Вьетнамская экономика многоукладная, и в ней по-прежнему важную роль сохраняет государство в лице Компартии. В этой связи назначение нового президента призвано нивелировать опасения иностранных инвесторов и продемонстрировать долгосрочную устойчивость партии перед лицом как внутренних, так и внешних угроз.

Во Вьетнаме строится «рыночная экономика, ориентированная на социализм», однако партийное руководство признает, что, несмотря на все преимущества, рыночная экономика порождает и негативные явления, которые противоречат идеям социализма. В связи с этим сохранение и защита идеологических основ КПВ, учитывая сегодняшнюю международную обстановку и идеологическую дилемму вьетнамского социализма, выступает одной из важнейших задач партии на предстоящий период. Президент Во Ван Тхыонг, имея соответствующее образование и опыт работы с молодежью, а также наработки в области противодействия коррупции, может продолжить начатый процесс и сохранить преемственность и единство политического курса.

Ожидать серьезных изменений во внешней политике Вьетнама в связи с назначением нового президента не стоит. Курс на диверсификацию международных связей по-прежнему будет основополагающим во внешней политике Вьетнама, который стремится балансировать и сохранять для себя хоть и ограниченный, но простор для маневра, столь необходимый для нивелирования его асимметричных отношений с Пекином и Вашингтоном. Маловероятно и то, что в российско-вьетнамских отношениях последуют какие-либо серьезные изменения.

Наступление весны во Вьетнаме было ознаменовано не только завершением празднования длительных новогодних праздников по лунному календарю, но и избранием нового президента страны, которым стал член Политбюро, постоянный секретарь Центрального комитета правящей Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) Во Ван Тхыонг. Назначение нового главы государства последовало за добровольной отставкой его предшественника Нгуен Суан Фука, произошедшей на фоне проводимой Компартией антикоррупционной кампании, которая получила новый виток развития в постпандемийный период. Первоначально ожидалось, что объявление кандидатуры на пост президента и голосование состоятся на очередном заседании Национального собрания в мае 2023 г. Тем не менее церемония инаугурации президента Вьетнама состоялась ранее, чем планировалось, и 2 марта 2023 г. на внеочередной сессии Нацсобрания Во Ван Тхыонг принес присягу на верность родине, КПВ и народу Вьетнама. За его кандидатуру проголосовало 487 из 488 депутатов.

«Ни консерватор, ни реформатор»

Во Ван Тхыонг стал 12-м президентом в истории современного Вьетнама и является самым молодым членом Политбюро ЦК КПВ. Биография нового президента заслуживает отдельного внимания. Во Ван Тхыонг получил образование в Университете Хошимина (ныне входит в состав Вьетнамского национального университета Хошимина), изучая марксистcко-ленинскую философию и политическую теорию. Длительное время был задействован в молодежной политике, занимал должность председателя Студенческого союза города Хошимина, а также возглавлял Союз коммунистической молодежи Вьетнама в 2008–2010 гг. В 2011 г. на XI съезде КПВ был избран членом ЦК КПВ. Имеет опыт партийной работы в одной из центральных провинций Вьетнама — Куангнгай. С 2016 по 2021 гг. возглавлял отдел пропаганды и политического воспитания ЦК КПВ, а в 2021 г. был назначен заместителем председателя центрального руководящего комитета по борьбе с коррупцией и негативными явлениями.

Дискуссии вокруг возможных кандидатов на пост президента начались еще в январе 2023 г., и имя Во Ван Тхыонга довольно часто встречалось в публикациях зарубежных СМИ, которые считают его доверенным лицом генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга. Высказываются предположения, что именно Во Ван Тхыонг станет преемником генсека Нгуен Фу Чонга, который, как ожидается, на следующем съезде КПВ в 2026 г. покинет свой пост по причине почтенного возраста и состояния здоровья.

Действительно, было бы ошибочно отрицать, что Во Ван Тхыонг относится к близкому кругу генерального секретаря, учитывая его карьерный путь и руководящую должность в комитете по борьбе с коррупцией. Он также входил в состав делегации во время январского визита генерального секретаря КПВ в Китай и участвовал в презентации недавно опубликованной книги Нгуен Фу Чонга под названием «Решительно и настойчиво бороться с коррупцией и негативными явлениями». Тот факт, что именно Во Ван Тхыонгу в свое время доверили руководство молодежной политикой, а затем и вопросы политического воспитания и пропаганды, также свидетельствует о высоком уровне доверия к нему со стороны Компартии. Работа с молодежью и продвижение идей Хо Ши Мина в современных реалиях являются крайне важными направлениями деятельности КПВ, которая прежде всего стремится сохранить за собой монополию на власть, предотвратить так называемую «мирную эволюцию» и не допустить краха действующего политического режима.

Произошедшие перестановки в высших эшелонах вьетнамской власти стали популярным инфоповодом и, как следствие, породили большое количество спорных толкований современной политической ситуации во Вьетнаме. Как верно отмечает американский исследователь вьетнамского происхождения Кханг Ву, спекуляции вокруг того, какая фракция в рамках КПВ является доминирующей, и разделение вьетнамской политической элиты на «прокитайские» и «проамериканские» группы интересов без достоверных источников и данных приводят к неверным прогнозам и искаженному пониманию политических процессов во Вьетнаме. Следование подобной логике анализа приводит к серьезному упрощению, в то время как реальная расстановка сил оказывается гораздо сложнее. Примечательно, что сторонники разделения КПВ на фракции испытывают трудности и с «идентификацией» Во Ван Тхыонга, который, по их мнению, «занимает позицию где-то по середине: ни консерватор, ни реформатор».

Австралийский исследователь Карл Тайер также выделяет четыре спорных тезиса, активно распространяемых сегодня мировыми СМИ. Во-первых, некоторые полагают, что генеральный секретарь Нгуен Фу Чонг подражает примеру Си Цзиньпина и якобы с помощью антикоррупционной кампании устраняет своих политических соперников. Особенно популярен тезис и о том, что Нгуен Фу Чонг консолидирует власть в своих руках и стремится к формированию во Вьетнаме системы единоличной власти. «Жертвами» его антикоррупционной кампании становятся в основном прозападные и бизнес-ориентированные чиновники, и в качестве примера приводится отставка в 2016 г. премьера Нгуен Тан Зунга, считавшегося главным представителем реформаторского крыла партии.

К этому списку стоит добавить ошибочное мнение о том, что президентская роль носит исключительно номинальный характер, и ложные выводы об усилении прокитайских тенденций во вьетнамкой элите. Высказывания о том, что «знающие наблюдатели могут предсказать будущие кадровые изменения», также довольно противоречивы.

Баланс сил и коллективное руководство

Утверждения о том, что во Вьетнаме наблюдаются персонализация и абсолютизация власти в лице генерального секретаря Нгуен Фу Чонга, строятся преимущественно на основании его переизбрания на третий срок без внесения изменений в Устав КПВ, который разрешает занимать данный пост не более двух лет подряд. Подкрепляется это также напоминанием о том, что Нгуен Фу Чонг стал первым в истории Вьетнама, кто совмещал посты генерального секретаря и президента, нарушив тем самым принцип, не допускающий «четверке» лидеров страны занимать больше одного поста. Однако стоит напомнить, что должность главы государства Нгуен Фу Чонг занимал лишь сразу после смерти президента Чан Дай Куанга. Подобная «рокировка» стала исключением из правил, и, что немаловажно, никаких изменений в конституцию за ней не последовало, а уже в 2021 г. по итогам голосования на заседании Национального собрания президентом был объявлен Нгуен Суан Фук. Кроме того, все инициативы, выдвигаемые генеральным секретарем, должны быть поддержаны большинством членов Политбюро ЦК КПВ, в противном случае они могут быть отклонены или пересмотрены.

В СРВ по-прежнему сильна традиция коллективного руководства. Сама идея персонализации власти противоречит основополагающему принципу Компартии принимать ключевые решения консенсусом, с учетом мнения всех сторон. Самым наглядным проявлением этой философии является действовавшее на протяжении многих лет негласное правило о назначении на руководящие должности по представителю от каждого из трех регионов Вьетнама. Однако на XIII съезде этот баланс условно был нарушен, поскольку в «четверку» не вошел никто из южного региона страны. На этом фоне назначение Во Ван Тхыонга на пост президента приобретает особое значение, поскольку он является уроженцем южной провинции Виньлонг. Таким образом, с точки зрения географической представленности его назначение символизирует восстановление должного баланса сил.

На последнем съезде КПВ также ожидали заметного «омоложения» кадров, тем не менее этого не произошло. Действующему премьер-министру Фам Минь Тиню 64 года, Нгуен Фу Чонгу — 78, председателю Национального собрания Выонг Динь Хюэ — 66, а бывшему президенту Нгуен Суан Фуку — 68. Выдвижение самого молодого, 52-летнего члена Политбюро ЦК КПВ на пост президента также во многом сигнализирует о постепенном движении партии в сторону продвижения новых молодых кадров на высшие руководящие должности.

События января 2023 г., связанные с отставкой бывшего президента Вьетнама в связи с коррупционным скандалом, возможно, поставили под сомнение политическую стабильность во Вьетнаме, что особенно волнует иностранных инвесторов. Вьетнамское «экономическое чудо» в первую очередь строится на основе развития экспортно-ориентированных отраслей, привлечения иностранного капитала и создания благоприятного инвестиционного климата. Дополнительными стимулами выступают подключение страны к крупнейшим торговым соглашениям и перенос производств транснациональных компаний из Китая на территорию Вьетнама в связи с ростом стоимости китайской рабочей силы и строгих ковидных ограничений. Важно подчеркнуть, что вьетнамская экономика многоукладная, и в ней по-прежнему важную роль сохраняет государство, которое в лице Компартии во второй половине 1980-х гг. выступило главным инициатором реформ обновления. И как верно отмечает российский исследователь Антон Цветов, КПВ сможет оставаться у власти без конкуренции до тех пор, пока рыночная экономика приносит результаты и обеспечивает рост благосостояния вьетнамского народа. В этой связи назначение нового президента призвано нивелировать опасения иностранных инвесторов и продемонстрировать долгосрочную устойчивость партии перед лицом как внутренних, так и внешних угроз.

Внутренний и внешнеполитический контекст

Являясь ближайшим соседом Китая и учитывая близость правящих партий, СРВ, естественно, обращается к китайскому опыту в борьбе с коррупцией и заимствует некоторые элементы, адаптируя их с учетом своей национальной специфики. В Ханое внимательно следят за политическим процессами в Пекине и особенно за итогами недавно прошедшего Всекитайского собрания народных представителей. Однако утверждать, что Нгуен Фу Чонг в своей антикорупционной политике следует исключительно примеру Китая, спорно, поскольку обе кампании преследует свои собственные цели, обусловленные разными внутренними и внешними факторами.

Смысл антикоррупционной политики Нгуен Фу Чонга заключается не в персонализации его власти, как утверждают некоторые обозреватели, а, скорее, в его стремлении оставить свое наследие. Публикация более чем 600 страничного труда «Решительно и настойчиво бороться с коррупцией и негативными явлениями, способствуя построению более чистой и сильной партии и государства», посвященного итогам многолетней антикоррупционной борьбы, своего рода личный вклад генсека в развитие партии и в конструирование собственного видения вьетнамцами феномена коррупции.

Во Вьетнаме строится «рыночная экономика, ориентированная на социализм», однако партийное руководство признает, что, несмотря на все преимущества, рыночная экономика порождает и негативные явления, которые противоречат идеям социализма. В связи с этим сохранение и защита идеологических основ КПВ, учитывая сегодняшнюю международную обстановку и идеологическую дилемму вьетнамского социализма, выступает одной из важнейших задач партии на предстоящий период. Президент Во Ван Тхыонг, имея соответствующее образование и опыт работы с молодежью, а также наработки в области противодействия коррупции, может продолжить начатый процесс и сохранить преемственность и единство политического курса.

Ожидать серьезных изменений во внешней политике Вьетнама в связи с назначением нового президента не стоит. Публикации, в которых утверждается, что СРВ отныне будет больше сближаться с КНР и отдаляться от стран Запада, противоречивы. Курс на диверсификацию международных связей по-прежнему будет основополагающим во внешней политике Вьетнама, который стремится балансировать и сохранять для себя хоть и ограниченный, но простор для маневра, столь необходимый для нивелирования его асимметричных отношений с Пекином и Вашингтоном. Маловероятно, что и в российско-вьетнамских отношениях последуют какие-либо серьезные изменения. Президент России Владимир Путин поздравил Во Ван Тхыонга с избранием на пост президента Вьетнама и отметил, что отношения двух стран строятся на традициях дружбы и взаимного уважения.

Политическая жизнь во Вьетнаме проходит по большей части за закрытыми дверьми, и даже опытные обозреватели порой не могут дать точный прогноз развития тех или иных политических событий. Деление Компартии на реформаторов, технократов, консерваторов, партийных идеологов, силовиков и на группы по внешнеполитическим ориентирам вполне допустимо. В отдельные периоды борьба между этими фракциями действительно обостряется, особенно в преддверии съездов КПВ. Тем не менее общая цель, которая их объединяет, заключается в том, чтобы сохранить руководящую роль Компартии, существующий политический строй и реализовать решения съездов КПВ, направленные на построение развитого, социально ориентированного Вьетнама.


(Голосов: 14, Рейтинг: 4.71)
 (14 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся