Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Илья Крамник

Независимый военный эксперт, эксперт РСМД

Сегодня Индия располагает всеми признаками первоклассной морской державы, включая атомный подводный флот и палубную авиацию. Масштабы ни того, ни другого на сегодняшний день не поражают воображение, однако тенденции и программы строительства позволяют говорить о претензиях Индии если не на морское господство в АТР, которое немыслимо при «живых» США, то как минимум на паритет морского потенциала с Китаем, также наращивающим свой флот.

Индия, будучи одним из лидеров АТР, обладает и соответствующим военным потенциалом, одной из главных составляющих которого являются ВМС этой страны. Сегодня Индия располагает всеми признаками первоклассной морской державы, включая атомный подводный флот и палубную авиацию. Масштабы ни того, ни другого на сегодняшний день не поражают воображение, однако тенденции и программы строительства позволяют говорить о претензиях Индии если не на морское господство в АТР, которое немыслимо при «живых» США, то как минимум на паритет морского потенциала с Китаем, также наращивающим свой флот.

Учитывая, что основной ареной военного противостояния в АТР являются бескрайние просторы Индийского и Тихого океанов, авианосная программа Индии становится одной из ключевых для страны, наряду с ядерной программой и планами развития ВВС. Индия располагает непрерывным полувековым опытом эксплуатации авианесущих кораблей, а принятая программа строительства флота подразумевает ввод в строй в течение 15 лет трех авианосцев, два из которых должны быть построены в Индии. Три авианосца позволят ВМС страны иметь в постоянной готовности две авианосные боевые группы.

Долгий путь к национальному авианосцу

Фото: Wikipedia.com
Первый индийский авианосец INS Vikrant

История авианосцев ВМС Индии неразрывно связана с двумя кораблями – «Викрант» и «Вираат». «Викрант» (INS Vikrant), первый индийский авианосец, построенный в далеком 1945 году совместными усилиями верфей «Виккерс-Армстронг» и «Харланд энд Вольф» для Королевского флота и носивший тогда имя «Геркулес» (HMS Hercules), так и не достался ВМС Великобритании. В 1946 году в рамках послевоенного сокращения флота он был законсервирован. В 1957 году корабль продали Индии, а в 1961 году он вошел в состав индийского флота уже как «Викрант». Относительно небольшой авианосец полным водоизмещением около 20000 тонн нес 20-25 летательных аппаратов – палубные истребители «Хоукер Си Хок» (Hawker Sea Hawk), противолодочные самолеты «Бреге Ализэ» (Breguet Br.1050 Alizé), американские вертолеты «Си Кинг» (Sea King) и французские «Алуэт» (Alouette).

Этот корабль довольно часто выходил в море для учений и на боевую службу, принимал участие в индо-пакистанской войне 1971 года – его истребители совершали налеты на Читтагонг, Кокс-Базар, Хулну и Монглу в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш). В начале 1980-х годов «Викрант» получил истребители вертикального взлета и посадки «Си Хэрриер» (Sea Harrier), заменившие окончательно устаревшие «си хоуки».

Фото: militaryphotos.net
В 1987 году ВМС Индии получили второй
авианосец INS Viraat

В 1997 году «Викрант» был списан – спустя 52 года после постройки и после 36 лет службы под индийским флагом. После списания его поставили на вечную стоянку в качестве военно-морского музея в Мумбае, но еще в 1987 году ВМС Индии получили второй авианосец, «Вираат» (INS Viraat).

Бывший «Гермес» (HMS Hermes), этот легкий авианосец типа «Сентор» был заложен на верфи «Виккерс-Армстронг» в 1944 году, спущен на воду в 1953-м и передан британскому Королевскому флоту в 1959-м – послевоенная экономическая обстановка в Великобритании не способствовала быстрому строительству крупных боевых кораблей. Под флагом святого Георгия авианосец прослужил 27 лет, отличившись в Фолклендской войне 1982 года, где он был флагманским кораблем британского авианосного соединения. В апреле 1986 года корабль был продан Индии, переименован в «Вираат» – и год спустя, после ремонта и модернизации, прибыл в Индийский океан. Более крупный, чем «Викрант» (28700 тонн полного водоизмещения), он может нести до 30-35 летательных аппаратов, хотя обычно его авиагруппа составляет не более 20-25 машин, как и на предшественнике. Корабль оснащался уже упомянутыми истребителями «Си Хэрриер» и вертолетами «Си Кинг» в противолодочной и транспортно-десантной версиях. Авианосец также несет и российские вертолеты: противолодочные Ка-28 и вертолеты радиолокационного дозора Ка-31.

Эволюция концепции: от STOVL к STOBAR

Индия располагает непрерывным полувековым опытом эксплуатации авианесущих кораблей, а принятая программа строительства флота подразумевает ввод в строй в течение 15 лет трех авианосцев, два из которых должны быть построены в Индии.

В 1989 году командование ВМС Индии, понимая, что оба используемых корабля устаревают морально и физически, приняло решение о необходимости постройки двух новых 28000-тонных авианосцев. Предполагалось, что первый из этих кораблей заменит «Викрант», а второй, в середине 2000-х, – «Вираат». Строительство первого корабля планировалось начать на верфи в Кочине в 1993 году. Однако в 1991 году комитет по военным расходам потребовал отказаться от планов строительства больших авианосцев и предложил рассмотреть альтернативный проект, размером с итальянский легкий авианосец «Джузеппе Гарибальди», который известен как один из самых маленьких авианосцев в мире, со стандартным водоизмещением в 10000 и полным – в 13850 тонн.

Индийские адмиралы заняли жесткую оборону – идея замены 20000-тонного «Викранта» и 29000-тонного «Вираата» на корабли почти вдвое меньших размеров им не понравилась. Тем не менее проектирование нового авианосца, способного нести 12-15 самолетов, началось, хоть флот и смог выбить увеличение водоизмещения до 17000 тонн. В 1997 году флоту практически удалось отвоевать прежние позиции: в качестве перспективного начал рассматриваться проект ADS (Air Defense Ship) – 24000-тонный корабль с авиакрылом в 20-25 машин, основанный на проекте французской компании DCNS.

Фото: libero.it
«Джузеппе Гарибальди» - один из самых
маленьких авианосцев в мире

С этого момента размеры перспективного корабля поползли вверх. Их рост, среди прочего, был обусловлен и пониманием того, что авианосцы, предназначенные для эксплуатации самолетов схемы STOVL (короткого взлета и вертикальной посадки), сильно уступают по своим возможностям авианосцам, на которых могут эксплуатироваться полноценные истребители. Эти авианосцы, построенные по схеме CATOBAR (катапультный взлет, посадка с помощью аэрофинишеров) или STOBAR (короткий взлет с помощью трамплина, как и на STOVL, и посадка с помощью аэрофинишеров, как на CATOBAR), никак не укладывались в изначально заданные лимиты по размерам.

В 2001 году правительственный комитет по безопасности объявил, что водоизмещение перспективного авианосца составит 30000 тонн. В феврале 2002 года начальник штаба ВМС Индии адмирал Махавендра Сингх представил проект 32000-тонного корабля. Длина авианосца по полетной палубе планировалась в 250 метров, авиакрыло – 30 машин. Месяц спустя, в марте 2002 года, министр обороны Индии Шри Джордж Фернандес заявил, что флот нуждается в корабле водоизмещением в 37500 тонн и скоростью в 28 узлов. Полное водоизмещение авианосца в этом варианте должно было превысить 40000 тонн [1].

Российский акцент индийского авианосца

Первая половина 2000-х годов для вооруженных сил Индии ознаменовалась появлением на вооружении истребителей Су-30, – сначала в «промежуточной» версии Су-30КН, а затем и полноценных Су-30МКИ с новейшим радиоэлектронным оборудованием и мощным вооружением. Эти поистине универсальные машины, способные одинаково эффективно вести воздушный бой и атаковать наземные цели высокоточным оружием, сильно изменили представления индийских военных о возможностях современной авиации.

Тогда же индийский флот, уже имевший успешный опыт эксплуатации советских кораблей, подлодок и вертолетов, заинтересовался российскими предложениями в авианосной сфере, заключавшимися в перестройке под индийские требования авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и поставках МиГ-29К. Эти истребители – также как и «суховская» платформа переживавшие серьезную эволюцию, – должны были стать многоцелевыми машинами, способными эффективно выполнять и задачи ПВО, и ударные функции. Осознание новых возможностей привело к смене обозначения перспективного индийского авианосца. Из «корабля противовоздушной обороны», уже упомянутого ADS, он превратился в «национальный авианосец» – IAC (Indigenous Aircraft Carrier). Известны также обозначения Indian Aircraft Carrier и Project-71.

Индийские адмиралы заняли жесткую оборону – идея замены 20000-тонного «Викранта» и 29000-тонного «Вираата» на корабли почти вдвое меньших размеров им не понравилась. Тем не менее проектирование нового авианосца, способного нести 12-15 самолетов, началось, хоть флот и смог выбить увеличение водоизмещения до 17000 тонн.

Термин aircraft carrier без уточнения специализации на языке военных всего мира подразумевает многоцелевой авианосец, а обозначение indigenous в данном случае указывало на национальный характер проекта, получившего высший приоритет и реализуемый главным образом собственными силами.

Вместе с тем в разработке проекта принимали участие зарубежные специалисты – самостоятельно спроектировать корабль подобной сложности Индия пока не способна. Официально Индия не признавала иностранные корни корабля, но в прессе сообщалось об участии в проекте компании «Финкантьери» (Италия).

Предполагается, что в работе участвовали и российские специалисты: сотрудники РСК «МиГ» (поставщика перспективных истребителей для ВМС Индии) и Невского ПКБ – разработчика советских авианосцев, уже имевшего опыт совмещения корабельного комплекса с истребителем МиГ-29К.

Советский авианосец с трудной судьбой

Авианосец индийской постройки «Викрант», унаследовавший имя от старого «Викранта», списанного в 1997 году, был заложен в 2009 году на верфи в Кочине. Предполагается, что он войдет в строй в 2017 году, однако этот срок может сдвинуться – строительство столь крупного корабля для индийского судостроения является нетривиальной задачей. Поэтому первой боевой единицей индийской авианосной программы в итоге станет корабль зарубежной постройки – авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», получивший имя «Викрамадитья» (INS Vikramaditya)

Летом 2012 года в Индии начались работы над вторым авианосцем программы IAC. INS Vishal должен будет в начале 2020-х годов присоединиться к «Викрамадитья» и новому «Викранту». Он будет заметно крупнее обоих этих кораблей. Полное водоизмещение «Вишала» превысит 65000 тонн, против 40000 тонн у двух предшественников. Подобный корабль автоматически сделает Индию одним из лидеров в мировом авианосцестроении: позволить себе CATOBAR сегодня не может, например, Великобритания.

Слухи о возможной продаже корабля Индии поползли еще в конце 1990-х годов. Тогда же заговорили о планах его переделки в классический авианосец с обеспечением базирования 20-25 самолетов МиГ-29. Контракт на продажу авианосца был заключен в 2004 году. По нему Россия обязывалась за 1,5 миллиарда долларов передать Индии корабль, партию палубных истребителей и обучить экипаж. Контракт был заключен в 2004 году. Ремонт и модернизацию корабля поручили Северодвинскому машиностроительному предприятию (СМП).

В ВМС Индии «Горшков» получил имя «Викрамадитья» – в честь одного из исторических героев страны. Переделанный «Горшков» по архитектуре напоминает несколько уменьшенный в размерах «Адмирал Кузнецов»: корабль лишился противокорабельных ракет, получил сквозную палубу с трамплином в носовой части, новые системы ПВО и радиоэлектронное вооружение. В составе ВМС Индии он должен будет использоваться совместно с фрегатами российской постройки проекта 11356 и созданными на их основе индийскими фрегатами проекта 17.

Первоначально срок передачи корабля был намечен на 2008 год, однако очень скоро выяснилось, что объем работ на авианосце оказался куда больше изначально запланированного. К тому же СМП, специализирующийся на постройке атомных субмарин, впервые имел дело со столь крупным надводным кораблем. Цена контракта также начала расти, составив в итоге около 2,2 миллиардов долларов. Срок передачи авианосца был сдвинут на 2010-й, а затем и на 2012 год. Общая сумма контрактов, связанных с крейсером, – сюда входят закупки авиатехники и строительство тренажера в Гоа, – достигает пяти миллиардов долларов.

Фото: aereo.jor.br
Палубная модификация истребителя
«Теджас» будет базироваться на индийских
авианосцах

В 2012 году корабль, скорее всего, ушел бы в Индию, но на испытаниях подвела котлотурбинная энергетическая установка. Модернизированные паровые котлы, в жаростойкой облицовке которых ВМС Индии отказались по экологическим требованиям от использования токсичного асбеста, при испытаниях корабля на полный ход вышли из строя: «безасбестная» облицовка подвела. В итоге срок передачи авианосца вновь сдвинулся – уже на осень 2013 года. За это время на «Викрамадитья» должны привести в порядок энергетическую установку, уже по российским стандартам, и повторить испытания. Вместе с тем на испытаниях лета-осени 2012 года авианосец прошел немалое расстояние и показал себя с хорошей стороны. По официальным сведениям, корабль отличается хорошей мореходностью, маневренностью, и достаточно прост в эксплуатации. Самое важное – корабль состоялся как авианосец: в ходе испытаний МиГ-29К не раз садились и взлетали с палубы «Викрамадитья».

МиГ-29К при этом будет не единственным самолетом, способным базироваться на индийских авианосцах: ВМС страны также планируют получить палубную модификацию истребителя «Теджас» (HAL Tejas), собственной индийской разработки. Кроме того, учитывая победу французского истребителя «Рафаль» (Rafale) в конкурсе на поставку 126 самолетов для ВВС Индии, нельзя исключать и закупки палубной версии этой машины – как минимум для перспективного индийского авианосца, который должен превзойти и новый «Викрант», и «Викрамадитья» [2].

Суперавианосец и мечты о морском господстве

Летом 2012 года в Индии начались работы над вторым авианосцем программы IAC. «Вишал» (INS Vishal) должен будет в начале 2020-х годов присоединиться к «Викрамадитья» и новому «Викранту». Он будет заметно крупнее обоих этих кораблей. Полное водоизмещение «Вишала» превысит 65000 тонн, против 40000 тонн у двух предшественников. В 2010 году, анонсируя будущий корабль, начальник штаба ВМС Индии адмирал Нирмал Кумар Верма объявил о том, что он «будет большим авианосцем, способным принимать истребители, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, [тактические летающие] танкеры и т.д.».

Указанный набор требований автоматически оставляет за бортом принятую для «Викрамадитья» и нового «Викранта» схему STOBAR – базирование летающих радаров и танкеров требует полноценного CATOBAR, функционально близкого американским суперавианосцам и французскому «Шарлю де Голлю». Не исключено, впрочем, что корабль будет построен по смешанной схеме: сохранив трамплин в носовой части, он получит катапульты на угловой палубе, – подобно тому, как это планировалось сделать на недостроенном советском авианосце «Ульяновск».

Подобный корабль автоматически сделает Индию одним из лидеров в мировом авианосцестроении: позволить себе CATOBAR сегодня не может, например, Великобритания. Говоря о потенциале ВМС Индии после реализации программы в целом, можно сделать следующие выводы:

  1. Уже сегодня ВМС Индии обладают подавляющим превосходством в силах над ВМС Пакистана. После реализации индийских планов и с учетом продолжающейся системной деградации Пакистана, это превосходство станет абсолютным.
  2. Даже в нынешнем виде индийская авианосная программа выглядит более интересно, чем китайская, основанная, – по крайней мере пока, – на использовании связки авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг») с истребителями J-15 (пиратская копия Су-33). Два 40000-тонных авианосца, способные в сумме нести более 40 МиГ-29К (штатно по 16 на двух кораблях) и около 20 вертолетов, дают ВМС Индии существенный перевес над 60000-тонным «Ляонином» с 18-20 J-15 (штатно – максимум 12). Разместить большее число этих самолетов на китайском авианосце затруднительно: как и Су-33, J-15 – тяжелая и весьма габаритная машина. При этом потенциально более высокие ударные возможности китайского истребителя перекрываются большим количеством индийских, а также более высокими качествами кораблей эскорта ВМС Индии российской постройки.
  3. Получив в распоряжение третий авианосец водоизмещением более 60 тысяч тонн и с более многочисленной авиагруппой (до 40 машин класса МиГ-29К, «Рафаль» и «Теджас»), Индия обеспечит себе как минимум равенство, а возможно и превосходство даже в том случае, если ВМС Китая введут в строй три корабля с J-15. Изменить баланс сил может либо появление у Китая машины, более приспособленной (по сравнению с Су-33/J-15) к палубному базированию, что является нетривиальной задачей, либо строительство авианосцев в размере американских 100-тысячетонных «суперов», способных нести большую группу тяжелых истребителей. Второй вариант, помимо еще большей технической сложности, неминуемо вызовет жесткую реакцию уже со стороны США, военный союз которых с Индией в этом случае можно считать практически неизбежным. В результате Китаю предстоит либо довольствоваться равенством сил с Индией, либо готовиться к полноценному открытому противостоянию на море с ведущей военной державой планеты.

1. Основные этапы изложены по: Air Defence Ship Evolution.

2. Основные этапы изложены по: «Баку, Адмирал Горшков, Викрамадитья: история авианосца».

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся