Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Илона Стадник

Аспирант факультета международных отношений СПБГУ, приглашенный исследователь в Технологическом университете Джорджии, США, эксперт РСМД

С 26 по 29 ноября 2019 г. в Берлине прошел 14-й Форум по управлению Интернетом (Internet Governance Forum, IGF). За свою четырнадцатилетнюю историю он стал самым многочисленным по количеству участников — более 3,5 тыс. человек приехали в Берлин и еще 2,9 тыс. присоединились к дискуссиям онлайн.

IGF является узко специализированным международным мероприятием, и до недавнего времени он не привлекал большого внимания со стороны правительств, хотя официальные делегации, состоящие из представителей профильных министерств, всегда принимали участие в заседаниях высокого уровня. Тем не менее последние два года IGF получает повышенное внимание, в том числе и со стороны глав государств, принимающих форум. Это свидетельствует о том, что повестка управления Интернетом в широком смысле приобретает больший политический вес, и правительства стремятся заявить о своих позициях на широкую аудиторию.

В этом году на открытии IGF выступали канцлер Германии Ангела Меркель и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Ключевой темой форума стала угроза фрагментации Интернета и применимость понятия киберсуверенитета. В частности, IGF в Берлине прошел под слоганом «Один мир — одна сеть — одно видение».

В этом году были предприняты значительные усилия по привлечению представителей национальных парламентов на IGF. Они не только присутствовали на форуме, но и провели специальное заседание в рамках официальной программы. Результатом их обсуждений стал документ, в котором признается ответственность депутатов за «создание нормативно-правовой базы для управления Интернетом следующего поколения, которая поможет сохранить киберпространство свободным, открытым, стабильным, не фрагментированным и инновационным».

Несмотря на рекордное количество участников, IGF 2019 не имел большого отражения в средствах массовой информации. Также маловероятно, что результаты IGF будут подробно и широко обсуждаться в правительственных кругах по всему миру. Таким образом, вопрос влияния и актуальности обсуждений на форуме остается открытым. Как показывает практика, этот форум из года в год посещает одна и та же большая группа людей. Тем не менее у форума все еще сохраняется возможность стать площадкой для эффективного решения постоянно растущего числа вопросов цифровой политики — от данных и искусственного интеллекта до информационной безопасности и прав человека. К тому же мы видим большой интерес и желание ООН вывести повестку управления Интернетом на самый высокий политический уровень. Пока же отдельные государства стараются воспользоваться моментом и заявить о своих намерениях и закрепить за собой звание лидера цифровой повестки, используя форум. В прошлом году этим занималась Франция, проводя параллельно Paris Peace Forum, а также опубликовав Paris Call for Trust and Security in Cyberspace совместно с Microsoft. А в этом году Германия, как принимающая сторона 14-го форума, заявила, что будет укреплять мультистейкхолдерный диалог и оказывать финансовую поддержку в размере 1 млн долларов в течение периода действия мандата форума, который истекает в 2025 году. Германия призвала всех высокопоставленных участников также внести свой вклад в обеспечение устойчивого финансирования IGF.


С 26 по 29 ноября в Берлине прошел 14-й Форум по управлению Интернетом (Internet Governance Forum, IGF). За свою четырнадцатилетнюю историю он стал самым многочисленным по количеству участников — более 3,5 тыс. человек приехали в Берлин и еще 2,9 тыс. присоединились к дискуссиям онлайн.

IGF является узко специализированным международным мероприятием, и до недавнего времени он не привлекал большого внимания со стороны правительств, хотя официальные делегации, состоящие из представителей профильных министерств, всегда принимали участие в заседаниях высокого уровня. Тем не менее последние два года IGF получает повышенное внимание, в том числе и со стороны глав государств, принимающих форум. Это свидетельствует о том, что повестка управления Интернетом в широком смысле приобретает больший политический вес, и правительства стремятся заявить о своих позициях на широкую аудиторию.

История

IGF возник по итогам Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), проведенного в два этапа в 2003 и 2005 гг. Второй этап WSIS, состоявшийся в Тунисе, официально предусматривал создание IGF и определил его мандат. В Тунисском обязательстве содержится призыв к Генеральному секретарю ООН созвать совещание, посвященное новому многостороннему форуму, который стал впоследствии известен как IGF.

Согласно мандату, IGF — дискуссионный форум для содействия диалогу между основными стейкхолдерами, вовлеченных в управление Интернетом: государства, бизнес, гражданское общество, техническое сообщество. IGF может выявлять возникающие проблемы, доводить их до сведения соответствующих органов и широкой общественности и в случае необходимости выносить рекомендации, но не имеет каких-либо прямых полномочий на принятие решений. Одной из основных задач форума является укрепление взаимодействия с развивающимися странами и содействие развитию их потенциала.

В 2006 г. первый IGF был проведен в Афинах, и с тех пор его мандат продлевался дважды: в 2010 г. — на пять лет, и в 2015 г. — еще на десять. За это время повестка форума менялась и расширялась. Обсуждения стартовали от базовых тем: доступ к сетям, цифровой разрыв и развитие технологического потенциала. За последние несколько лет акцент на вопросах развития стал слабее, информационная безопасность [1] и вопросы регулирования использования Интернета выходят на первый план. Популярными темами первых IGF были вопросы политики в области контента, культурного разнообразия и многоязычия в сети. С прошлого года эти вопросы вновь приобрели особую актуальность в результате растущей обеспокоенности по поводу распространения дезинформации и языка ненависти, а также вражды в сети. Конечно, не оставляли без внимания технологические и инфраструктурные вопросы — теперь все больше секций посвящены новым технологиям (ИИ, IoT и блокчейну).

В этом году IGF исполнилось 14 лет. Интернет, который существовал в 2006 году, кардинально отличается от того, что мы используем сегодня. Каждый год темы приобретают новые измерения по мере развития самого Интернета. В 2019 году информационная безопасность стала второй доминирующей «корзиной», включив в себя обсуждения кибернорм, сетевой безопасности, киберпреступности и киберконфликтов. Кроме того, с прошлого года риски, связанные с фрагментацией регулирования Интернета, повысили свою актуальность и стали задавать общую тему IGF.

От «Internet of Trust» до «One World. One Net. One Vision»

С каждым годом дискуссии на IGF становились все более политизированными. Несмотря на то, что данный форум является довольно нишевым мероприятием, не имеющим серьезного политического веса, правительства стали обращать больше внимания на его работу.

В 2018 году IGF проходил в Париже, и на открытии выступал президент Франции Эмманюэль Макрон с достаточно длинной и программной речью, смысл которой сводился к необходимости большего вовлечения правительств в процессы регулирования Интернетом. Также он упомянул про китайскую (преобладание государства) и калифорнийскую (преобладание бизнеса) модели управления Интернетом и призвал к выработке новых правил регулирования — некий срединный путь, названный новым мультилатерализмом (в противовес традиционному мультистейкхолдеризму), когда государства играют основную роль в регулировании Интернета, но при этом прислушиваются к остальным стейкхолдерам.

Анастасия Толстухина:
Бизнесу тоже нужен киберкодекс

В этом году на открытии IGF выступали канцлер Германии Ангела Меркель и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Ключевой темой форума стала угроза фрагментации Интернета и применимость понятия киберсуверенитета. В частности, IGF в Берлине прошел под слоганом «Один мир — одна сеть — одно видение». Была ли это попытка остановить начавшуюся на политическом, а в некоторых странах и техническом уровне, фрагментацию глобального Интернета в соответствии с национальными границами?

В своем выступлении Меркель обозначила главную проблему для глобального управления Интернетом сегодня: цифровой изоляционизм. При этом, она критиковала не только недемократические государства, «вмешивающиеся в свободу, которую создает Интернет, и проталкивающие свои собственные интересы», но и частных IT-гигантов, которые инвестируют в свою собственную закрытую инфраструктуру. «Это повышает опасность того, что глобальные компании могут создавать параллельные миры со своими собственными правилами и стандартами, и навязать их пользователям», — отметила Меркель.

Затем она попыталась объяснить понятие цифрового суверенитета через противопоставление изоляционизму: «Насколько я понимаю, цифровой суверенитет не означает протекционизм или <…> цензуру; скорее, он описывает способность как отдельных людей, так и общества самостоятельно формировать цифровую трансформацию. Другими словами, нам нужен суверенитет над тем, что происходит. И поэтому, если мы убеждены, что изоляционизм не является выражением суверенитета, и что мы должны основывать наши действия на общем понимании и общих ценностях, то именно приверженность общему, свободному, открытому и безопасному глобальному Интернету на самом деле является выражением суверенитета».

Антониу Гутерриш заявил, что сегодня доступный, бесплатный, безопасный и открытый Интернет находится под угрозой цифрового, социального и политического разрыва. Для преодоления этих угроз ООН предлагает три конкретных шага:

  1. IGF должен превратиться в платформу, на которой представители правительств из всех частей мира вместе с компаниями, техническими экспертами и гражданским обществом могут объединиться для обмена опытом в области политики, обсуждения возникающих технологических вопросов, согласования общих принципов управления Интернетом и возвращения этих идей в соответствующие международные и национальные организации для разработки необходимых норм.
  2. Призывает государства принять рекомендации группы высокого уровня по цифровому сотрудничеству (High-Level Panel on Digital Cooperation) и изучить возможность принятия политического обязательства в отношении цифрового доверия и безопасности. Это политическое обязательство будет открыто для правительств, частного сектора и организаций во всем мире и поможет предотвратить дальнейшее политическое разделение Интернета. Предложение планируют приурочить к 75-й годовщине ООН.
  3. Скоро в ООН будет назначен специальный технологический посланник для работы с правительствами, компаниями и гражданским обществом, чтобы помочь развивать общее цифровое будущее, которое поставит людей на первое место и поможет преодолеть социальный разрыв.

Что еще обсуждали в Берлине?

В этом году IGF сосредоточился на трех основных темах: управление данными; цифровая инклюзивность; безопасность, стабильность и устойчивость Интернета.

Сегодня данные, как известно, — это новая нефть. Поэтому все дискуссии поляризовались по спектру: свободное движение и доступ к данным как средство экономического и социального развития с одной стороны, и локализация данных, мотивированная широким спектром политических и экономических причин, с другой. Цифровая инклюзивность теперь подразумевает под собой не просто физическое наличие доступа в Интернет, но и соблюдение прав человека онлайн, обеспечение гендерного равенства и повышение цифровых компетенций пользователей.

В отношении информационной безопасности все внимание уделялось кибернормам и ответственному поведению частного сектора в киберпространстве. Представители ГПЭ ООН от Эстонии и Нидерландов поделились наблюдениями о том, как идет работа в ГПЭ и РГОС. В частности, они больше обсуждали как затрагиваются права человека при обсуждении кибернорм. Тем не менее эстонский представитель заявила, что основное предназначение РГОС, по ее мнению, — популяризация уже достигнутых договоренностей по нормам ответственного поведения среди более широкого круга государств. На одной из секций представители бизнеса обсуждали применение принципа Charter of Trust, инициированного Сименсом на Мюнхенской конференции по безопасности 2 года назад.

Также на форуме Глобальная комиссия по киберстабильности провела презентацию свего финального доклада. Он представляет всеобъемлющую структуру киберстабильности: 1) участие всех заинтересованных сторон; 2) разработка и осуществление добровольных норм; 3) соблюдение норм международного права; 4) меры укрепления доверия; 5) наращивание потенциала; и 6) обнародование и широкое использование технических стандартов, обеспечивающих устойчивость киберпространства; 7) приверженность принципам киберстабильности. Доклад включает в себя восемь ранее разработанных комиссией добровольных норм (Сингапурский пакет), которые относятся не только к государствам, но и другим стейкхолдерам. Принципы киберстабильности включают в себя: ответственность (каждый несет ответственность за обеспечение стабильности киберпространства); сдержанность (ни один государственный или негосударственный актор не должен предпринимать действий, подрывающих стабильность киберпространства); требование действовать (государственные или негосударственные акторы должны принимать разумные и надлежащие меры для обеспечения стабильности киберпространства); и уважение прав человека (усилия по обеспечению стабильности киберпространства должны основываться на уважении прав человека и верховенства права).

Еще одним ярким событием форума стала презентации Контракта во имя Сети (Contract for the Web). Сэр Тим Бернерс-Ли (отец-основатель www) и министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер представили своеобразную дорожную карту для государств, компаний и обычных пользователей, призванную сделать цифровой мир более безопасным для всех. Контракт впервые появился в публичном пространстве в прошлом году, тогда был открыт сбор комментариев по тексту. Финальная версия, представленная на форуме, содержит 9 принципов — по три на каждого стейкхолдера. Государства должны гарантировать всеобщий доступ в Интернет, поддерживать его доступность, защищать и уважать фундаментальные права людей на личную жизнь в сети и защиту данных. Компании, со своей стороны, также должны сделать Интернет доступным для каждого, уважать и защищать личную жизнь людей и личные данные, чтобы построить «сетевое доверие», развивать технологии, которые поддерживают лучшее в человечестве и бросают вызов худшему. Наконец пользователи должны быть создателями и соучастниками сети, строить сильные сообщества, которые уважают гражданский дискурс и человеческое достоинство, и бороться за сеть. Инициативу уже поддержали около 160 компаний и организаций, включая Google, Facebook, Twitter, GitHub, Microsoft.

Парламентарии на IGF

В этом году были предприняты значительные усилия по привлечению представителей национальных парламентов на IGF. Они не только присутствовали на форуме, но и провели специальное заседание в рамках официальной программы. Результатом их обсуждений стал документ, в котором признается ответственность депутатов за «создание нормативно-правовой базы для управления Интернетом следующего поколения, которая поможет сохранить киберпространство свободным, открытым, стабильным, не фрагментированным и инновационным».

В документе, также излагается ряд рекомендаций для национальных парламентов, которым предлагается:

  • Укреплять сотрудничество и обмен передовым опытом в решении вопросов, связанных с Интернетом.
  • Гарантировать соблюдение прав человека и основных свобод в контексте любого законодательства, направленного на «укрепление национальной безопасности в киберпространстве и развитие национальной цифровой экономики».
  • Пересмотреть законодательство, чтобы приспособить его к вызовам цифровой эпохи.
  • Вовлекать других участников в открытые консультации по законопроектам и поощрять многосторонний подход к управлению Интернетом.

Депутаты также намерены создать неформальную парламентскую группу IGF, посвященную «укреплению и расширению парламентского диалога на IGF». Это позитивный знак, учитывая, что именно депутаты разрабатывают и принимают законы, касающиеся вопросов Интернета и цифровой политики в рамках своих юрисдикций.

От России на IGF приезжал депутат Госдумы Леонид Левин, председатель комитета по информационной политике. В числе прочего он высказался за реформирование IGF как площадки: «Здесь уже говорилось о том, что этот форум задумывался исключительно как экспертная площадка, но сейчас очевидно, что сообщество ожидает более конкретных рекомендаций и политических решений. Роль законодателей в работе IGF с каждым годом становится заметней, как и общее внимание к регулированию в различных странах. Целесообразно рассмотреть изменение статуса IGF с перспективой сделать его площадкой предварительного обсуждения обязывающих документов ООН, на которой можно было бы решать все противоречия до выноса их на Генеральную ассамблею. Госпожа федеральный канцлер Германии Ангела Меркель на открытии упомянула, что хотела бы увидеть, как международные соглашения находят свое отражение в национальном законодательстве, и IGF может играть в этом гораздо более значимую роль».

Это сильно перекликается с рекомендациями группы высокого уровня по цифровому сотрудничеству, которая была создана генсекретарем ООН в июле 2018 г., чтобы улучшить мультистейкхолдерное взаимодействие по вопросам глобальной цифровой политики.

Одной из рекомендаций группы стало как раз предложение реформировать форум в IGF Plus. Концепция IGF Plus может обеспечить дополнительную мультистейкхолдерную (multistakeholder) и многостороннюю (multilateral) легитимность, будучи открытой для всех заинтересованных сторон и институционально закрепленной в системе ООН.

Что дальше?

Несмотря на рекордное количество участников, IGF 2019 не имел большого отражения в средствах массовой информации. Также маловероятно, что результаты IGF будут подробно и широко обсуждаться в правительственных кругах по всему миру. Таким образом, вопрос влияния и актуальности обсуждений на форуме остается открытым. Как показывает практика, этот форум из года в год посещает одна и та же большая группа людей. Тем не менее у форума все еще сохраняется возможность стать площадкой для эффективного решения постоянно растущего числа вопросов цифровой политики — от данных и искусственного интеллекта до информационной безопасности и прав человека. К тому же мы видим большой интерес и желание ООН вывести повестку управления Интернетом на самый высокий политический уровень. Пока же отдельные государства стараются воспользоваться моментом и заявить о своих намерениях и закрепить за собой звание лидера цифровой повестки, используя форум. В прошлом году этим занималась Франция, проводя параллельно Paris Peace Forum, а также опубликовав Paris Call for Trust and Security in Cyberspace совместно с Microsoft. А в этом году Германия, как принимающая сторона 14-го форума, заявила, что будет укреплять мультистейкхолдерный диалог и оказывать финансовую поддержку в размере 1 млн долларов в течение периода действия мандата форума, который истекает в 2025 году. Германия призвала всех высокопоставленных участников также внести свой вклад в обеспечение устойчивого финансирования IGF. Проведение IGF 2020 анонсировано в городе Катовице, Польша.

1. В данной статье используется термин «информационная безопасность», который в западном толковании определяется как кибербезопасность.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся