Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Представляемый отчет отражает итоги третей встречи в рамках совместного проекта Фонда им. К.Кёрбера и Российского совета по международным делам (РСМД) — «Российско-германский диалог по международным отношениям» (German-Russian International Affairs Dialogue, GRID), которая прошла 15–16 апреля 2016 г. в Берлине. Во встрече принимали участие представители российского и немецкого экспертного и бизнес-сообщества, а также органов государственной власти.

Представляемый отчет отражает итоги третей встречи в рамках совместного проекта Фонда им. К.Кёрбера и Российского совета по международным делам (РСМД) — «Российско-германский диалог по международным отношениям» (German-Russian International Affairs Dialogue, GRID), которая прошла 15–16 апреля 2016 г. в Берлине. Во встрече принимали участие представители российского и немецкого экспертного и бизнес-сообщества, а также органов государственной власти.

Отчет констатирует, что Россия и ЕС адаптируются к изменившимся условиям двусторонних отношений, которые авторы отчета называют «новой нормой». Участники неоднократно подчеркнули, что возврат к докризисным отношениям в формате «business as usual» невозможен. Вместе с тем, в ходе прошедшей дискуссии немецкие эксперты особо отмечали важность сохранения и укрепления институтов объединенной Европы для России, несмотря на возможность выхода Великобритании из состава ЕС, а также тех кризисов, с которыми Евросоюз сталкивается в настоящее время. По их мнению, серьезное ослабление или даже распад ЕС повлечет за собой неизбежное усиление роли НАТО и позиций стран Восточной Европы (традиционно придерживающихся более жесткой линии в отношениях с Россией, нежели страны Западной Европы), а также общее снижение возможностей для инвестиций, трансферта знаний и технологий и товарооборота с Россией. Тем самым, России не стоит пытаться играть на противоречиях внутри ЕС и следует занять сдержанную позицию по вопросам внутренней политики Евросоюза.

Справедливым оказался прогноз относительно незначительного усиления воинских контингентов НАТО в странах Восточной Европы по итогам прошедшего саммита организации в Варшаве. Также по итогам прошедшего заседания Совета Россия-НАТО был подтвержден тезис о том, что данный форум представляет крайне ограниченные возможности для существенного наращивания взаимодействия между Россией и странами НАТО по вопросам укрепления безопасности в Европе.

Отчет отдельно затрагивает вопросы развития ситуации вокруг Украины и динамики украинских внутриполитических процессов. По мнению экспертов, вероятность скорейшего выполнения Минских соглашений, и, как следствие, разрешения украинского кризиса, крайне мала. Кроме того, в дискуссиях была отмечена общая «усталость» стран ЕС от украинских событий ввиду отсутствия позитивной динамики в рамках политического процесса в стране, а также меньшей значимости украинской проблематики для ЕС в свете текущих кризисных явлений в самом Евросоюзе.

Несмотря на наличие серьезных разногласий между политическими и экономическими элитами Германии относительно необходимости сотрудничества с Россией по линии ЕС-ЕАЭС, представители крупных немецких экспортеров подчеркнули, что если ЕАЭС успешно справится с задачей институционального строительства, а также создания единого рынка и снятия возможной проблемы двойного регулирования экономической деятельности, отношение со стороны европейского и в первую очередь немецкого бизнеса к перспективам евразийской интеграции изменится, что даст возможность для налаживания предметного диалога в формате ЕС-ЕАЭС.

Наконец, дискуссия российских и европейских экспертов еще раз продемонстрировала отсутствие у Европейского союза намерения активно участвовать в разрешении сирийского кризиса, в первую очередь военными средствами. Европейские коллеги неоднократно подчеркивали, что основными внешними игроками в регионе все еще остаются США и Россия, в то время как в ЕС не видят возможностей и эффективных инструментов влияния на ситуацию в регионе. Несмотря на то, что ЕС не воспринимается странами региона в негативном ключе, внутри Союза наблюдается разочарование итогами программ официальной помощи развитию. По мнению экспертов, несмотря на многомиллиардные инвестиции в развитие социально-экономической инфраструктуры и политических институтов стран Ближнего Востока и Северной Африки, целью которых было снижение социально-экономической напряженности в странах региона, данные программы не смогли предотвратить миграционный кризис и наплыв беженцев в развитые страны Европы.

Прошедшая дискуссия, результаты которой отражены в представленном отчете, еще раз показала необходимость поддержания диалога между Россией и ЕС в формате «второго трека» для преодоления кризиса доверия между Россией и Европейским союзом, в том числе между Россией и Германией.

 

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся