Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Елена Маслова

К.полит.н, доцент кафедры интеграционных процессов и старший научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России; старший научный сотрудник Института Европы РАН, эксперт РСМД

В основе традиционных течений экофеминизма лежит общая идея отождествления женского начала с природой, отсюда — ценностное иерархическое мышление и ценностная бинарность. Связка женщина — природа объясняется через патриархальную структуру общества, где и природа, и женщина порабощены и не имеют субъектности, а воспринимаются как ресурс. Специфика экофеминизма как идейного течения состоит в пестроте трактовок и мнений, само по себе движение представляется крайне негомогенным.

Экофеминизм как мейнстрим-идеология сегодня сводится к совмещению проблем гендерного неравенства и борьбы с изменением климата, без радикальных трактовок о «матери-природе». Проводится мысль о том, что климатические изменения не гендерно нейтральны и влияют по-разному на группы людей, одна из которых — женщины. В декларации РКИК 2021 г. говорится о необходимости признать дифференцированное воздействие изменения климата в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, физические особенности и место проживания.

Экофеминизм — один из хрусталиков калейдоскопа для рассмотрения современных глобальных проблем, включая гендерное неравенство и климатические изменения. У движения нет единого подхода и направления развития. Одна из сильных сторон экофеминизма, несмотря на его широкую критику, связана с созданием общей платформы для женщин всего мира — площадки для диалога между глобальным Севером и глобальным Югом. В конечном итоге женщины борются с изменением климата не только для себя, но и для всего населения Земли.

Истоки экофеминизма и направления течения

Экофеминизм (экологический феминизм) — одна из разновидностей феминизма и экологизма, он сочетает в себе постулаты о гендерном равенстве с проблемой защиты окружающей среды и климатическими изменениями. Сам термин, как считается, обязан своим появлением французской активистке Франсуазе д’Обонн (1920–2005), которая использовала его впервые в 1974 г. в своей книге «Феминизм или смерть». Автор пишет о том, что в своем развитии человечество сталкивается в двумя вызовами: перенаселением (и объясняет это доминированием мужчин над женщинами) и чрезмерной антропогенной нагрузкой на природу (что также связано с мужским доминированием). Ф. д’Обонн вводит понятие «токсичной мужественности» и связывает проблемы человечества с гендерным неравенством, призывая женщин к экологическому активизму и большей вовлеченности в связанные с ним вопросы. Она убеждена, что между женщиной и природой существует особая объективная связь, и основывает в Париже Центр экологии и феминизма.

India Times
Акция «Движения Чипко»

Однако Ф. д’Обонн не была первой, кто обратил внимание на эту «особую связь», призывая женщин к защите окружающей среды. Еще в 1960-е гг. в разных частях мира стали появляться первые экофеминистские движения. Одним из самых активных стало «Движение Чипко» (Чипко-Андолан) в Индии — его члены занимались борьбой с обезлесиванием; женщины в буквальном смысле прикрепляли себя к деревьям, обнимали их, не давая лесорубам выполнить свою работу. Такие акции были довольно эффективны и позволили сократить вырубку лесов в Индии и Гималаях. Другой пример подобного «зеленого» экоактивизма — «Движение зеленый пояс», зародившееся в Кении благодаря Маатаи Вангари (лауреат Нобелевской премии мира 2004 г.; первый Нобелевский лауреат из Африки). Участники этого движения занимались посадкой и выращиванием деревьев, число выращенных саженцев уже превысило 50 млн.

От прямого активизма движение экофеминизма начало преобразовываться в общественное движение, начались теоретические дискуссии и концептуальное осмысление понятия. На рубеже 1970–1980-х гг. в США прошла серия конференций феминистской направленности. По сути, участницы мероприятий отождествляли природу с женщиной, отмечая, что обеим присущи в стереотипическом сознании такие качества как иррациональность, хаотичность, непредсказуемость (в то время как мужчине — рациональность, упорядоченность и четкость). В этой связи участницы американских конференций обращались к мысли о том, что природа и женщина имеют общую историю угнетения и порабощения. И именно поэтому экологизм и феминизм имеют общую природу и идею уважения женщин и мира природы.

Итогом этих первых дискуссий стал вывод о том, что гендерное неравенство и недопредставленность женщин в институтах создают определенную иерархическую структуру, эксплуатирующую женщин и природу. Таким образом, экофеминистки заключили, что ключ к решению проблем женщин и природы лежит в изменении самой системы. Одна из основательниц экофеминизма — Розмари Рютер — призывала женщин и экологов покончить с патриархальной системой, которая воспроизводит неравенства. По этой логике критике подверглись экологистские и феминистские теории, упускающие из внимания наличие (угнетающих) патриархальных систем, существование связки по линии женщина — природа. Ранние работы по экофеминизму включали в основном описание исторических связей между женщинами и окружающей средой, а затем — поиска способов разорвать эти связи, что воспринималось как освобождение.

Екатерина Василенко:
Ключевые итоги COP27

К концу 1980-х гг. экофеминизм вышел из академических дискуссий в массовую культуру. В 1987 г. одна из пионеров-теоретиков экофеминизма Инестра Кинг публикует статью «Что такое экофеминизм», где предлагает рядовым американцам задуматься, как системы убеждений позволяют эксплуатировать женщин и природу.

Впоследствии идея экофеминизма эволюционировала и размежевалась на несколько направлений (школ). Радикальный экофеминизм продолжал развивать изначальную идею о том, что патриархальная система общества давлеет над женщиной и природой. Культурный, спиритуалистический экофеминизм имеет в своем основании представления о женщине-богине («Мать-земля»), взятые из религиозных течений; присутствует также идея о том, что причина подчиненного положения природы и женщины, формирования личности в таком ключе зависит исключительно от патриархальной структуры. Сторонники этого направления указывают и на то, что в силу физиологических особенностей и специфики своей роли в обществе женщины имеют более прямую связь с миром природы. Социальный экофеминизм — другое радикальное левое течение, сочетающее в себе идеи феминизма, анархизма и социальной экологии, а также выступающее против любой иерархии как таковой.

Таким образом, в основе традиционных течений экофеминизма лежит общая идея отождествления женского начала с природой, отсюда — ценностное иерархическое мышление и ценностная бинарность. Связка женщина — природа объясняется через патриархальную структуру общества, где и природа, и женщина порабощены и не имеют субъектности, а воспринимаются как ресурс.

В начале 1990-х гг. наблюдался новый подъем идей экофеминизма. В 1994 г. профессор Карен Дж. Уоррен разработала концептуальную рамку «угнетающей и патриархальной системы», которая состоит из следующих компонентов: 1) ценностное иерархическое мышление (up-down thinking); 2) ценностный дуализм, где один из членов имеет большую ценность, чем другой («дизъюнктивная сумма»); 3) концепция власти над властью, как власть распространяется, посредством чего контролируется; 4) концепция привилегии; 5) логика доминирования — то, что оправдывает доминирование.

Специфика экофеминизма как идейного течения состоит в пестроте трактовок и мнений, само по себе движение представляется крайне негомогенным.

Экофеминизм сегодня

Экофеминизм как концепция столкнулся с широкой критикой. В основном она сводилась к тому, что идеологическая платформа «женщина — природа» не может быть общей для всех женщин мира, когда сами женщины мира имеют колоссальные различия между собой (прежде всего, указывалось на различия в социальном статусе и уровне образования, идентичность).

Одним из центров экофеминизма можно назвать Африку. Все большую популярность приобретает движение «FEMNET» — Африканская сеть развития и коммуникации женщин, появившаяся в 1988 г., со штаб-квартирой в Найроби. FEMNET позиционирует себя как организатор и координатор диалогов по таким вопросам как участие женщин в управлении и руководстве, продвижение экономической справедливости для женщин, защита сексуального и репродуктивного здоровья и прав женщин, прекращение гендерного насилия и калечащих практик по отношению к девочкам и женщинам. На базе FEMNET в мае 2022 г. в Гане была запущена первая Африканская феминистская академия климатической справедливости (African Feminist Academy for Climate Justice, AFACJ) — пространство для обмена опытом и обсуждения проблем гендерного неравенства и экологии.

На COP 27 в Шарм-эль-Шейхе FEMNET впервые получила аккредитацию. Примечательно, что движение не только предлагает искать гендерноориентированные климатические решения, но и выступает против транснациональных корпораций, вплоть до их исключения из переговорного процесса в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. FEMNET также борется за финансирование климатических решений, способствующих обеспечению продовольственной независимости и устойчивой возобновляемой энергии; за списание долгов и введение репараций за колониальный долг и выбросы со стороны глобального Севера; а также за безвозмездное субсидирование климатических программ, учитывающих гендерные аспекты.

На полях климатического саммита ООН в Глазго 2021 г. было принято отдельное заявление по гендерному равенству и климату. В нем говорится, что борьба с изменением климата должна быть тесно связана с борьбой с гендерным неравенством, поскольку климатические изменения лишь усугубляют все виды неравенства, включая гендерное. При этом женщины в непропорционально большей степени страдают от изменения климата и сталкиваются с большими рисками и бременем его последствий, особенно в условиях бедности. Подчеркивается, что несправедливость климатического кризиса заключается в том, что больше всего от его последствий страдают те люди и страны, которые наносят климату наименьший ущерб.

Проблемы гендера и изменения климата продолжают сосуществовать в том числе на уровне повесток международных организаций. Создание «Гендерного плана действий» было согласовано Сторонами на конференции сторон (COP 22) с целью увеличения роли женщин в действиях в области климата. На Конференции сторон в Бонне (COP 23) государства-члены приняли новую дорожную карту для включения вопросов гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в обсуждение и действия в области изменения климата. Связывалось это все с тем, что женщины обычно сталкиваются с более высокими рисками при реагировании на стихийные бедствия и с большим бременем последствий изменения климата, а также не принимают участие в принятии решений.

Цель Плана действий по гендерным вопросам — обеспечить возможность женщин влиять на решения, касающиеся изменения климата, а также предоставления мужчинам и женщинам одинакового уровня представительства во всех аспектах Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Сегодня существует расширенная Лимская программа работы по гендерным вопросам и ее план действий.

***

Экофеминизм как мейнстрим-идеология сегодня сводится к совмещению проблем гендерного неравенства и борьбы с изменением климата, без радикальных трактовок о «матери-природе». Проводится мысль о том, что климатические изменения не гендерно нейтральны и влияют по-разному на группы людей, одна из которых — женщины. В декларации РКИК 2021 г. говорится о необходимости признать дифференцированное воздействие изменения климата в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, физические особенности и место проживания.

Экофеминизм — один из хрусталиков калейдоскопа для рассмотрения современных глобальных проблем, включая гендерное неравенство и климатические изменения. У движения нет единого подхода и направления развития. Так, например, традиционный и радикальный экофеминизм вступает в некотором смысле в конфронтацию с феминизмом как таковым, поскольку не отрицает гендерные различия, а, наоборот, подчеркивает их.

Одна из сильных сторон экофеминизма, несмотря на его широкую критику, связана с созданием общей платформы для женщин всего мира — площадки для диалога между глобальным Севером и глобальным Югом. В конечном итоге женщины борются с изменением климата не только для себя, но и для всего населения Земли.


Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82)
 (11 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся