Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.07)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Елена Маслова

К.полит.н, доцент кафедры интеграционных процессов и старший научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России; старший научный сотрудник Института Европы РАН

В основе традиционных течений экофеминизма лежит общая идея отождествления женского начала с природой, отсюда — ценностное иерархическое мышление и ценностная бинарность. Связка женщина — природа объясняется через патриархальную структуру общества, где и природа, и женщина порабощены и не имеют субъектности, а воспринимаются как ресурс. Специфика экофеминизма как идейного течения состоит в пестроте трактовок и мнений, само по себе движение представляется крайне негомогенным.

Экофеминизм как мейнстрим-идеология сегодня сводится к совмещению проблем гендерного неравенства и борьбы с изменением климата, без радикальных трактовок о «матери-природе». Проводится мысль о том, что климатические изменения не гендерно нейтральны и влияют по-разному на группы людей, одна из которых — женщины. В декларации РКИК 2021 г. говорится о необходимости признать дифференцированное воздействие изменения климата в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, физические особенности и место проживания.

Экофеминизм — один из хрусталиков калейдоскопа для рассмотрения современных глобальных проблем, включая гендерное неравенство и климатические изменения. У движения нет единого подхода и направления развития. Одна из сильных сторон экофеминизма, несмотря на его широкую критику, связана с созданием общей платформы для женщин всего мира — площадки для диалога между глобальным Севером и глобальным Югом. В конечном итоге женщины борются с изменением климата не только для себя, но и для всего населения Земли.

Истоки экофеминизма и направления течения

Экофеминизм (экологический феминизм) — одна из разновидностей феминизма и экологизма, он сочетает в себе постулаты о гендерном равенстве с проблемой защиты окружающей среды и климатическими изменениями. Сам термин, как считается, обязан своим появлением французской активистке Франсуазе д’Обонн (1920–2005), которая использовала его впервые в 1974 г. в своей книге «Феминизм или смерть». Автор пишет о том, что в своем развитии человечество сталкивается в двумя вызовами: перенаселением (и объясняет это доминированием мужчин над женщинами) и чрезмерной антропогенной нагрузкой на природу (что также связано с мужским доминированием). Ф. д’Обонн вводит понятие «токсичной мужественности» и связывает проблемы человечества с гендерным неравенством, призывая женщин к экологическому активизму и большей вовлеченности в связанные с ним вопросы. Она убеждена, что между женщиной и природой существует особая объективная связь, и основывает в Париже Центр экологии и феминизма.

India Times
Акция «Движения Чипко»

Однако Ф. д’Обонн не была первой, кто обратил внимание на эту «особую связь», призывая женщин к защите окружающей среды. Еще в 1960-е гг. в разных частях мира стали появляться первые экофеминистские движения. Одним из самых активных стало «Движение Чипко» (Чипко-Андолан) в Индии — его члены занимались борьбой с обезлесиванием; женщины в буквальном смысле прикрепляли себя к деревьям, обнимали их, не давая лесорубам выполнить свою работу. Такие акции были довольно эффективны и позволили сократить вырубку лесов в Индии и Гималаях. Другой пример подобного «зеленого» экоактивизма — «Движение зеленый пояс», зародившееся в Кении благодаря Маатаи Вангари (лауреат Нобелевской премии мира 2004 г.; первый Нобелевский лауреат из Африки). Участники этого движения занимались посадкой и выращиванием деревьев, число выращенных саженцев уже превысило 50 млн.

От прямого активизма движение экофеминизма начало преобразовываться в общественное движение, начались теоретические дискуссии и концептуальное осмысление понятия. На рубеже 1970–1980-х гг. в США прошла серия конференций феминистской направленности. По сути, участницы мероприятий отождествляли природу с женщиной, отмечая, что обеим присущи в стереотипическом сознании такие качества как иррациональность, хаотичность, непредсказуемость (в то время как мужчине — рациональность, упорядоченность и четкость). В этой связи участницы американских конференций обращались к мысли о том, что природа и женщина имеют общую историю угнетения и порабощения. И именно поэтому экологизм и феминизм имеют общую природу и идею уважения женщин и мира природы.

Итогом этих первых дискуссий стал вывод о том, что гендерное неравенство и недопредставленность женщин в институтах создают определенную иерархическую структуру, эксплуатирующую женщин и природу. Таким образом, экофеминистки заключили, что ключ к решению проблем женщин и природы лежит в изменении самой системы. Одна из основательниц экофеминизма — Розмари Рютер — призывала женщин и экологов покончить с патриархальной системой, которая воспроизводит неравенства. По этой логике критике подверглись экологистские и феминистские теории, упускающие из внимания наличие (угнетающих) патриархальных систем, существование связки по линии женщина — природа. Ранние работы по экофеминизму включали в основном описание исторических связей между женщинами и окружающей средой, а затем — поиска способов разорвать эти связи, что воспринималось как освобождение.

Екатерина Василенко:
Ключевые итоги COP27

К концу 1980-х гг. экофеминизм вышел из академических дискуссий в массовую культуру. В 1987 г. одна из пионеров-теоретиков экофеминизма Инестра Кинг публикует статью «Что такое экофеминизм», где предлагает рядовым американцам задуматься, как системы убеждений позволяют эксплуатировать женщин и природу.

Впоследствии идея экофеминизма эволюционировала и размежевалась на несколько направлений (школ). Радикальный экофеминизм продолжал развивать изначальную идею о том, что патриархальная система общества давлеет над женщиной и природой. Культурный, спиритуалистический экофеминизм имеет в своем основании представления о женщине-богине («Мать-земля»), взятые из религиозных течений; присутствует также идея о том, что причина подчиненного положения природы и женщины, формирования личности в таком ключе зависит исключительно от патриархальной структуры. Сторонники этого направления указывают и на то, что в силу физиологических особенностей и специфики своей роли в обществе женщины имеют более прямую связь с миром природы. Социальный экофеминизм — другое радикальное левое течение, сочетающее в себе идеи феминизма, анархизма и социальной экологии, а также выступающее против любой иерархии как таковой.

Таким образом, в основе традиционных течений экофеминизма лежит общая идея отождествления женского начала с природой, отсюда — ценностное иерархическое мышление и ценностная бинарность. Связка женщина — природа объясняется через патриархальную структуру общества, где и природа, и женщина порабощены и не имеют субъектности, а воспринимаются как ресурс.

В начале 1990-х гг. наблюдался новый подъем идей экофеминизма. В 1994 г. профессор Карен Дж. Уоррен разработала концептуальную рамку «угнетающей и патриархальной системы», которая состоит из следующих компонентов: 1) ценностное иерархическое мышление (up-down thinking); 2) ценностный дуализм, где один из членов имеет большую ценность, чем другой («дизъюнктивная сумма»); 3) концепция власти над властью, как власть распространяется, посредством чего контролируется; 4) концепция привилегии; 5) логика доминирования — то, что оправдывает доминирование.

Специфика экофеминизма как идейного течения состоит в пестроте трактовок и мнений, само по себе движение представляется крайне негомогенным.

Экофеминизм сегодня

Экофеминизм как концепция столкнулся с широкой критикой. В основном она сводилась к тому, что идеологическая платформа «женщина — природа» не может быть общей для всех женщин мира, когда сами женщины мира имеют колоссальные различия между собой (прежде всего, указывалось на различия в социальном статусе и уровне образования, идентичность).

Одним из центров экофеминизма можно назвать Африку. Все большую популярность приобретает движение «FEMNET» — Африканская сеть развития и коммуникации женщин, появившаяся в 1988 г., со штаб-квартирой в Найроби. FEMNET позиционирует себя как организатор и координатор диалогов по таким вопросам как участие женщин в управлении и руководстве, продвижение экономической справедливости для женщин, защита сексуального и репродуктивного здоровья и прав женщин, прекращение гендерного насилия и калечащих практик по отношению к девочкам и женщинам. На базе FEMNET в мае 2022 г. в Гане была запущена первая Африканская феминистская академия климатической справедливости (African Feminist Academy for Climate Justice, AFACJ) — пространство для обмена опытом и обсуждения проблем гендерного неравенства и экологии.

На COP 27 в Шарм-эль-Шейхе FEMNET впервые получила аккредитацию. Примечательно, что движение не только предлагает искать гендерноориентированные климатические решения, но и выступает против транснациональных корпораций, вплоть до их исключения из переговорного процесса в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. FEMNET также борется за финансирование климатических решений, способствующих обеспечению продовольственной независимости и устойчивой возобновляемой энергии; за списание долгов и введение репараций за колониальный долг и выбросы со стороны глобального Севера; а также за безвозмездное субсидирование климатических программ, учитывающих гендерные аспекты.

На полях климатического саммита ООН в Глазго 2021 г. было принято отдельное заявление по гендерному равенству и климату. В нем говорится, что борьба с изменением климата должна быть тесно связана с борьбой с гендерным неравенством, поскольку климатические изменения лишь усугубляют все виды неравенства, включая гендерное. При этом женщины в непропорционально большей степени страдают от изменения климата и сталкиваются с большими рисками и бременем его последствий, особенно в условиях бедности. Подчеркивается, что несправедливость климатического кризиса заключается в том, что больше всего от его последствий страдают те люди и страны, которые наносят климату наименьший ущерб.

Проблемы гендера и изменения климата продолжают сосуществовать в том числе на уровне повесток международных организаций. Создание «Гендерного плана действий» было согласовано Сторонами на конференции сторон (COP 22) с целью увеличения роли женщин в действиях в области климата. На Конференции сторон в Бонне (COP 23) государства-члены приняли новую дорожную карту для включения вопросов гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в обсуждение и действия в области изменения климата. Связывалось это все с тем, что женщины обычно сталкиваются с более высокими рисками при реагировании на стихийные бедствия и с большим бременем последствий изменения климата, а также не принимают участие в принятии решений.

Цель Плана действий по гендерным вопросам — обеспечить возможность женщин влиять на решения, касающиеся изменения климата, а также предоставления мужчинам и женщинам одинакового уровня представительства во всех аспектах Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Сегодня существует расширенная Лимская программа работы по гендерным вопросам и ее план действий.

***

Экофеминизм как мейнстрим-идеология сегодня сводится к совмещению проблем гендерного неравенства и борьбы с изменением климата, без радикальных трактовок о «матери-природе». Проводится мысль о том, что климатические изменения не гендерно нейтральны и влияют по-разному на группы людей, одна из которых — женщины. В декларации РКИК 2021 г. говорится о необходимости признать дифференцированное воздействие изменения климата в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, физические особенности и место проживания.

Экофеминизм — один из хрусталиков калейдоскопа для рассмотрения современных глобальных проблем, включая гендерное неравенство и климатические изменения. У движения нет единого подхода и направления развития. Так, например, традиционный и радикальный экофеминизм вступает в некотором смысле в конфронтацию с феминизмом как таковым, поскольку не отрицает гендерные различия, а, наоборот, подчеркивает их.

Одна из сильных сторон экофеминизма, несмотря на его широкую критику, связана с созданием общей платформы для женщин всего мира — площадки для диалога между глобальным Севером и глобальным Югом. В конечном итоге женщины борются с изменением климата не только для себя, но и для всего населения Земли.


Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.07)
 (15 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju