Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Сергей Шеин

К.полит.н., доцент Департамента зарубежного регионоведения, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

В своем обращении к лидерам стран ЕС в 2018 году на тот момент председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что хотел бы, чтобы «следующие европейские выборы стали ориентиром демократии». В сообщении содержалась рекомендация «об усилении общеевропейского характера проведения выборов в Европейский парламент в 2019 году». Однако робкие попытки усилить легитимность ЕС с помощью «принципа «ведущего кандидата» (Spitzenkandidat) при избрании главы Еврокомиссии и введения транснациональных списков на евровыборах провалились. Политические элиты, сделав выбор в пользу институционального статус-кво, проигнорировали важность растущего разрыва между интеграционистски настроенным политическим классом и более скептическими настроенными избирателями, для которых принятие решений в ЕС выглядит как непрозрачное и непонятное. Прямым следствием указанного разрыва является, например, усиление популистских партий и движений в общеевропейском масштабе.

Неспособность усилить демократическую составляющую в институциональной системе ЕС выглядит показательным. В ЕС не одно десятилетие идет дискуссия о проблеме демократического дефицита, то есть несоответствия процесса принятий решений в ЕС стандартам открытости и подотчетности, которые характерны для национальных государств. При этом ЕС концептуально переоснастил свою внешнюю политику с помощью понятия «стрессоустойчивости» (resilience), подразумевающей создание условий для «демократии, доверия к институтам, устойчивого развития и способности к реформам».

Учитывая активное использование концепции стрессоустойчивости в академическом и политическом дискурсах, представляется интересным применить эту концепцию в качестве аналитического инструмента для понимания тенденций внутреннего развития Евросоюза. При таком подходе ЕС будет пониматься как политическая система, в которой основными акторами, повышающими/понижающими ее стрессоустойчивость, являются традиционные политические элиты (мейнстрим), а основным внутренним вызовом для них — растущее электоральное давление со стороны популистских партий и движений, о чем, к слову, уже сообщила председатель Комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Таким образом, концепция стрессоустойчивости предполагает рассмотрение реакции ЕС на внутренние вызовы и процесс адаптации к ним. Политика современных европейских элит не работает на развитие стрессоустойчивости всей системы и заключается в сохранении институционального статус-кво, исходя из защиты собственных интересов и неспособности прийти к консенсусу. Для политики мейнстрима не характерна гибкость, адаптивность, инновационность и восстановительный потенциал, которые являются индикаторами стрессоустойчивости. При этом следует обратить внимание на популизм, получивший развитие в европейской политике. Его амбивалентная роль относительно стрессоустойчивости внутреннего развития ЕС и государств-членов заключается в том, что он может включать в политический процесс «лузеров глобализации», но при этом существенно трансформируя саму систему.

В своем обращении к лидерам стран ЕС в 2018 году момент председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что хотел бы, чтобы «следующие европейские выборы стали ориентиром демократии». В сообщении содержалась рекомендация «об усилении общеевропейского характера проведения выборов в Европейский парламент в 2019 году». Однако робкие попытки усилить легитимность ЕС с помощью «принципа «ведущего кандидата» (Spitzenkandidat) при избрании главы Еврокомиссии и введения транснациональных списков на евровыборах провалились. Политические элиты, сделав выбор в пользу институционального статус-кво, проигнорировали важность растущего разрыва между интеграционистски настроенным политическим классом и более скептическими настроенными избирателями, для которых принятие решений в ЕС выглядит как непрозрачное и непонятное [1]. Прямым следствием указанного разрыва является, например, усиление популистских партий и движений в общеевропейском масштабе.

Андрей Кортунов:
Непредвиденная Европа

Неспособность усилить демократическую составляющую в институциональной системе ЕС выглядит показательным. В ЕС не одно десятилетие идет дискуссия о проблеме демократического дефицита, то есть несоответствия процесса принятий решений в ЕС стандартам открытости и подотчетности, которые характерны для национальных государств. При этом ЕС концептуально переоснастил свою внешнюю политику с помощью понятия «стрессоустойчивости» (resilience), подразумевающей создание условий для «демократии, доверия к институтам, устойчивого развития и способности к реформам».

Учитывая активное использование концепции стрессоустойчивости в академическом и политическом дискурсах, представляется интересным применить эту концепцию в качестве аналитического инструмента для понимания тенденций внутреннего развития Евросоюза. При таком подходе ЕС будет пониматься как политическая система, в которой основными акторами повышающими/понижающими ее стрессоустойчивость являются традиционные политические элиты (мейнстрим), а основным внутренним вызовом для них — растущее электоральное давление со стороны популистских партий и движений, о чем, к слову, уже сообщила председатель Комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Концепция стрессоустойчивости: подходы к определению и возможности применения

На сегодняшний день можно найти порядка 300 определений стрессоустойчивости в самых различных сферах: экология, городское развитие, теория катастроф, организационный менеджмент, психология, безопасность. Применительно к международным отношениям, концепция, как правило, используется в нескольких значениях. Во-первых, она связана с категорией неолиберализма «как глобальной оси мирового порядка» [2]. В такой интерпретации стрессоустойчивость подразумевает социальную устойчивость, необходимую после внедрения неолиберальных реформ как глубокого вызова для привычного образа жизни сообществ и отдельных людей. Во-вторых, стрессоустойчивость активно используется в официальном дискурсе международных организаций в контексте политики безопасности (НАТО) и сотрудничества (ОЭСР).

В условиях неспособности провести институциональные изменения, направленные на усиление демократической составляющей политического процесса, возникает вопрос о стрессоустойчивости политического мейнстрима ЕС и стран-членов, а также будущего той политико-институциональной конструкции, которая находится в основе «общеевропейского дома».

В 2012 г. в результате переосмысления политики содействия развитию и проблем продовольственного обеспечения беднейших стран мира [3] о стрессоустойчивости как «возможности индивида, хозяйства, сообщества противостоять, адаптироваться и быстро восстанавливаться от стрессов и шоков» заговорил Европейский союз. Глобальная стратегия ЕС 2016 года (ГСЕС) уже использовала стрессоустойчивость как ядро стратегии безопасности [4]. ГСЕС говорила о стрессоустойчивости как о широкой концепции, «все общество» и характеризующейся «демократией, доверием к институтам и устойчивому развитию, а также способностью к реформам» в ситуации «экзистенциального кризиса ЕС и за его пределами».

В отчете о реализации ГСЕС за 2019 год рапортовалось о повышении стрессоустойчивости стран Восточного партнерства и Африканского континента в вопросах инфраструктуры, кибербезопасности, энергетики и т.д. В отчете подчеркивалось, что стрессоустойчивость — это «условие, которое может помогать государствам и обществам претерпевать изменения, предотвращать кризисы, реагировать на них и оправляться от потрясений».

Принимая во внимание инструментальное наполнение понятия, используемое для обновления концептуальной сущности внешней политики ЕС, логика стрессоустойчивости предполагает взаимосвязь способности реагировать на внешние вызовы с тенденциями внутреннего развития самого интеграционного объединения и внутриполитической устойчивости в государствах — членах ЕС. Так, аналитический доклад бывшего датского посла в США Таксе-Енсена подчеркивает внутреннее измерение стрессоустойчивости — способности ЕС реагировать на внутренние вызовы, такие как миграционный кризис и рост евроскептицизма.

Внутреннее измерение стрессоустойчивости «подсвечивается» в большей степени, если мы понимаем Европейский союз как политическую систему. Здесь уместно сослаться на политолога Тимоти Сиска, который определяет стрессоустойчивость как «свойство политической системы для выживания и восстановления после комплексных вызовов и кризисов, способных привести к ее краху». В этой связи стрессоустойчивость политических систем должна обладать следующими характеристиками: гибкость — способность воспринимать стресс или давление; восстановление — способность преодолевать трудности или кризисы; адаптация — способность меняться в ответ на стресс в системе; и производство инноваций — способность меняться в таком ключе, который наиболее эффективно и действенно решает проблему или преодолевает кризис. Таким образом, перечисленные характеристики можно понимать как индикаторы стрессоустойчивости, которые вполне применимы к анализу политики европейского мейнстрима.

Европейские политические элиты как акторы стрессоустойчивости

Выборы в Европейский парламент в 2019 году и связанные с ними события показали, что гибкость, восстановительный и адаптивный потенциал, инновационность европейских политических элит как основного фактора стрессоустойчивости находятся под большим вопросом. Выборы продемонстрировали поляризацию и фрагментацию политического пространства. Возник так называемый разделенный экран, когда избиратели продемонстрировали самые различные запросы, но только не на сохранение статус-кво: сторонники «зеленых» требовали инвестиций в климат, а сторонники правых популистов — восстановления суверенитета. При этом ощущая и осознавая социальный запрос, европейский мейнстрим ответил прямо противоположно, сохранив институциональное статус-кво.

Вместе с тем, с точки зрения предвыборной риторики, проевропейские партии активно использовали дискурс «изменения ЕС». Партия европейских социалистов шла под лозунгами развития трансграничной демократии и введения системы ведущего кандидата «как символа веры в необходимость политизации ЕС». Альянс либералов и демократов заявлял о том, что необходимо восстановить демократическую природу ЕС путем расширения практик участия Европейского парламента в процессе принятия решений, права первичного законодательства и большей степени прозрачности во время переговоров и голосования Европейского совета. Нельзя сказать, что тональность и направленность указанных требований обладала новизной, поскольку последние несколько десятков лет дискуссии об усилении демократического измерения европейского принятия решений фокусировались на расширении роли выборного Европарламента в процессе законодательной деятельности.

К 2019 году необходимую «дозу демократии» несла в себе система ведущего кандидата (Spitzenkandidat) подразумевавшая, что, участвуя в выборах, общеевропейские партии выдвигают «первое лицо», которое в случае победы возглавит Европейскую комиссию. Принцип во многом копировал демократическую практику на национальном уровне, когда глава исполнительного органа определялся победившей партией.

Однако Spitzenkandidat, впервые реализованный на выборах в Европарламент в 2014 г., когда главой Комиссии был избран глава списка Европейской народной партии Жан-Клод Юнкер, не стал правилом в 2019 г. Вместе с избранием компромиссной фигуры Урсулы фон дер Ляйен главой Комиссии произошло «коллективное убийство» принципа ведущего кандидата. Как указывает политолог О. Потемкина, в «убийстве» замешаны не только главы государств и правительств, но и европейских политических партий, а также депутаты Европарламента.

Введение транснациональных списков, направленных на формирование «европейского демоса» и представляющих собой попытку преодолеть представление о европейских выборах как «выборах второго порядка», закончилось провалом. Такое нововведение встретило неоднозначную реакцию в Европейской народной партии, обладающей наибольшей фракцией в ЕП созыва 2014–2019 гг. Парадоксально, но депутаты от ЕНП заявляли о том, что такая инициатива приводит к появлению антидемократичной связи между депутатом и избирателем.

В условиях неспособности провести институциональные изменения, направленные на усиление демократической составляющей политического процесса, возникает вопрос о стрессоустойчивости политического мейнстрима ЕС и стран-членов, а также будущего той политико-институциональной конструкции, которая находится в основе «общеевропейского дома».

Учитывая, что демократическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы воспринимать и реагировать на новые социальные требования, стоит обратить внимание на новых участников политического процесса — партии и движения, которые помогают голосам избирателей быть услышанными. Это в европейском контексте демонстрируют популистские партии.

Популизм: угроза или ресурс стрессоустойчивости?

Появление новых партий с характеристиками правопопулистских («АдГ» в Германии, «Вокс» в Испании, «Партия Брекзита» в Великобритании), трансформация антиевропейских или крайне правых партий в популистские (Партия независимости Соединенного Королевства в Великобритании, «Национальный Фронт» во Франции, «Партия Свободы» в Австрии) и «дрифт» правоцентристских партий в сторону популизма (Швейцарская национальная партия, «Лига» в Италии и в определенной степени Консервативная партия Великобритании) — следствие запроса социальных групп, так называемых лузеров глобализации, «потерявших уверенность в завтрашнем дне в ходе процесса глубокой трансформации социально-экономической и социокультурной структуры прогрессивных западноевропейских демократий» [5].

С точки зрения позитивного влияния на стрессоустойчивость всей системы, правые популисты включают в политический процесс тех самых «лузеров глобализации». Так, политолог Ф. Хартлеб приводит [6] в пример немецкую «Альтернативу для Германии», которая успешно консолидировала антиэлитистские голоса и мобилизовала на выборах 2017 г. людей, которые не голосовали в 2013 г.

Популисты политизируют назревшие проблемы, которые европейский истеблишмент игнорирует. Как рост партий «зеленой» окраски повлек за собой активное продвижение в политическую повестку экологической проблематики, ставшей частью программ традиционных левоцентристских и правоцентристских партий, так и ситуация с правопопулистскими партиями имеет схожий сценарий. Правые популисты актуализировали политические дебаты относительно баланса между «глобальным» и «национальным» в ходе европейской интеграции, а также социокультурные аспекты миграционной политики.

Как указывает А. Пэйнтер, правый популизм не ищет возможности заменить демократию, он ищет возможности ее изменить, например, расширяя практику применения плебисцитарных инструментов в рамках представительной демократии [7]. В условиях абсентеизма населения использование института референдума как обращения к избирательному корпусу для принятия решений на различном уровне управления позволяет сокращать демократический дефицит. Здесь во многом показательной является швейцарская модель, где петиция, подписанная 50 тыс. граждан, ведет к проведению референдума по рассматриваемому в парламенте закону [8]. Отсюда и попытки «внедрить» плебисцитарные формы демократии. Альтернатива для Германии (АдГ) перед выборами 2017 г. заявляла о том, что «введение национальных референдумов на основе швейцарской модели — неотъемлемый компонент любого коалиционного соглашения, подписанного АдГ». Лидер французского тогда еще Национального фронта Марин Ле Пен шла на президентские выборы 2017 г. не только с требованием референдума по членству страны в ЕС, но и с требованием разрешить референдумы по вопросам, собравшие подписи 500 тыс. граждан.

Вовлекая в политический процесс «лузеров глобализации», политизируя назревшие проблемы и предлагая новые способы их решения, популизм имеет в себе такие характеристики, которые представляют собой угрозу для стрессоустойчивости. Происходит «популистское заражение» системной политики через проникновение дихотомии «народ-элиты» в политический дискурс традиционных политических элит, что более заметно в странах Восточной Европы.

Что касается плебисцитарных инструментов в европейском развитии, то волеизъявление народа по масштабным конституционным вопросам приводит к выбору непредсказуемых институциональных траекторий и использования референдума в качестве инструмента электоральной борьбы. Как писал американский теоретик Эндрю Моравчик после провала конституции ЕС в 2005 г. на референдуме во Франции, «выносить конституцию на народный референдум — делать идею Европы фуражом для экстремистских идеологий популистов, которые наносят свое национальное недовольство и страхи на непрозрачную и бюрократическую прозу конституции» [9] . Все вышесказанное в полной мере подтвердил референдум о членстве Британии в ЕС в 2016 г. Важен и тот факт, что мажоритарная природа референдума предполагает игнорирование прав меньшинства. Референдум в 2009 г., проведенный Швейцарской народной партией, одобрил конституционный запрет на строительство минаретов, хотя против запрета на референдуме проголосовало 42,5% избирателей.

***

Таким образом, концепция стрессоустойчивости предполагает рассмотрение реакции ЕС на внутренние вызовы и процесс адаптации к ним. Политика современных европейских элит не работает на развитие стрессоустойчивости всей системы и заключается в сохранении институционального статус-кво, исходя из защиты собственных интересов и неспособности прийти к консенсусу. Для политики мейнстрима не характерна гибкость, адаптивность, инновационность и восстановительный потенциал, которые являются индикаторами стрессоустойчивости. При этом следует обратить внимание на популизм, получивший развитие в европейской политике. Его амбивалентная роль относительно стрессоустойчивости внутреннего развития ЕС и государств-членов заключается в том, что он может включать в политический процесс «лузеров глобализации», но при этом существенно трансформируя саму систему.

1. Hix S. The Political System of European Union.

2. Joseph J. Resilience as embedded neoliberalism: a governmentality approach // "Resilience: International Policies, Practices and Discourses. 2013. Vol. 1. Pp. 38-52.

3. Романова Т., Павлова Е. От гражданской и нормативной силы к стрессоустойчивости? Эволюция идейных основ внешней деятельности ЕС // Международные процессы. 2018. Том 16. № 2. С. 76.

4. Трещенков Е.Ю. Стрессоустойчивость в современных дискурсах управления // Власть. 2018.

5. Betz H. G. Radical right-wing populism in Western Europe. London: Macmillan, 1994. P. 35

6. Hartleb F. Political participation today: a radical shift, but with a positive or negative outcome? // European View. 2017. Volume 16. Issue 2. Pp. 303-311.

7. Painter A. Democratic Stress, the Populist Signal and Extremist Threat: A Call for a New Mainstream Statecraft and Contact Democracy. London: Policy Network, 2013. P. 9.

8. Representative Government in Modern Europe. Ed.by Gallagher M., Laver M., Mair P. Fifths edition. London: McGraw-Hill Education, 2011. P. 404.

9. Financial Times, June 14 2005


(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju