В 2017–2021 гг. администрация Дональда Трампа радикально изменила космическую политику США, сделав ставку на военное доминирование, интеграцию коммерческого сектора и отказ от прежних ограничений на милитаризацию космоса. Были приняты новые доктринальные документы, созданы Космические силы США и восстановлено Объединенное космическое командование. Акцент сместился на развитие наступательных возможностей, кибербезопасности и государственно-частного партнерства.
В ходе второго президентского срока (2025–2029) Д. Трамп инициировал масштабные оборонные проекты — в частности, «Золотой купол Америки», и расширил вовлеченность частных компаний в их развитие. Такая политика усиливает международную напряженность, провоцирует гонку вооружений в космосе и вызывает критику за подрыв международных соглашений и фрагментацию правового поля.
Архитектура нового космического порядка: доктринальные принципы администрации 2017–2021 гг.
Космическая политика национальной безопасности Соединенных Штатов формируется как посредством президентских директив, так и на основе законодательных актов. Президентские директивы остаются в силе до тех пор, пока их не пересмотрит следующий президент. Таким образом, сегодня в США действует совокупность директив, изданных президентами Джорджем Бушем мл. (2001–2009), Бараком Обамой (2009–2017), Дональдом Трампом (2017–2021) и Джо Байденом (2021–2025).
Во время своего первого президентского срока Д. Трамп подписал обновленную Национальную космическую политику, семь директив по космической политике (SPDS), пять исполнительных указов, связанных с космосом, две стратегии, два доклада и один президентский меморандум по национальной безопасности (NSPM). Его «космическая политика» была ориентирована на «возрождение гордого наследия лидерства США в космосе», в том числе в сфере национальной безопасности, ускорение освоения Луны и Марса, развитие коммерческого сектора. Она базировалась на ряде твердых убеждений: Америка должна оставаться ведущей державой в космосе как в научной, так и в коммерческой сферах; космос является стратегически важной областью для защиты интересов США; космос должен стать драйвером экономического развития страны; достижению этих целей поможет взаимодействие с частными компаниями и международными партнерами. «Мы — нация первопроходцев. Мы — люди, которые пересекли океан, закрепились на огромном континенте, заселили бескрайнюю пустыню, а затем устремили свой взор к звездам. Такова наша история и такова наша судьба» — заявлял Дональд Трамп.
Эти убеждения воплотились в ряд доктринальных документов. Президентский меморандум «Space Policy Directive-1» (SPD-1) в декабре 2017 г. стал одним из первых шагов в космической политике Д. Трампа. Документ обозначил курс на освоение и использование ресурсов Луны, а также подготовку к миссиям на Марс. Для осуществления подобных дорогостоящих проектов в меморандуме сделан акцент на сотрудничество с коммерческими структурами и международными партнерами.
В области национальной безопасности Дональд Трамп сформулировал принцип, согласно которому США должны поддерживать «мир с позиции силы» в космическом пространстве. В утвержденном им в 2018 г. документе «Обзор ядерной политики» была поставлена задача модернизации разведывательных и коммуникационных систем в космосе для усиления ядерного сдерживания. В принятой в том же году «Стратегии национальной обороны» акцент был поставлен на инвестиции в устойчивость и восстановление производственных мощностей, необходимых для укрепления космического потенциала страны.
В декабре 2018 г. была опубликована «Стратегия национальной безопасности», где космос был определен как зона противостояния, что обозначило более жесткий подход по сравнению с позицией Барака Обамы, который лишь признавал угрозы со стороны соперников. В этом документе, а также в «Национальной космической стратегии» подчеркивалось стратегическое значение космоса и необходимость обеспечения мира в нем через демонстрацию силы [1]. В новой Национальной космической стратегии 2018 г. администрация сделала акцент на создании более устойчивой космической архитектуры, усилении возможностей сдерживания и обеспечения безопасности в космосе.
В 2018 г. под предлогом угрозы в космическом пространстве со стороны Китая и России администрация Д. Трампа инициировала создание Космических сил США, которые в декабре 2019 г. стали шестым видом вооруженных сил США.
При Д. Трампе произошло восстановление Объединенного космического командования США (SPACECOM) в качестве самостоятельного боевого командования. Существовавшее в 1985–2002 гг. как отдельный род войск SPACECOM было упразднено в ходе реорганизации после террористических атак 11 сентября 2001 г. Действующий президент восстановил его, воспользовавшись своими полномочиями. Сегодня командование выполняет задачи по интеграции космических возможностей всех военных служб (управление спутниковыми системами связи, разведки, навигации и раннего предупреждения о ракетном нападении), разработке доктрин и тактики для ведения боевых действий в космосе, а также обеспечению превосходства США в этой стратегической области.
В обновленной стратегии противоракетной обороны 2018 г. особое внимание было уделено созданию многослойной системы космических датчиков и спутников для отслеживания гиперзвуковых и баллистических угроз — в частности, спутниковой системы «Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensor Layer», которая обеспечивает непрерывное наблюдение за потенциальными угрозами и передачу данных. Кроме того, администрация Д. Трампа инициировала переход от крупных спутниковых систем к более устойчивой и распределенной архитектуре — Next-Generation Overhead Persistent Infrared (Next-Gen OPIR). Еще одна инициатива администрации президента — ускорение разработки «слоя постоянного наблюдения» в рамках архитектуры «Proliferated Warfighter Space Architecture», которая включает сотни спутников, способных отслеживать ракеты противника на всех этапах их полета.
Администрация активно продвигала модель государственно-частного партнерства. Изданная в 2018 г. SPD-2 была направлена на упрощение регулирования коммерческой деятельности в космосе, включая лицензирование запусков и эксплуатацию спутников. Бюджет NASA был также ориентирован на поддержку частных компаний через заключение контрактов и предложение партнерских отношений.
В сентябре 2020 г. администрация Дональда Трампа утвердила Директиву космической политики SPD-5, которая стала первым национальным документом, устанавливающим стандарты кибербезопасности для космических систем: принципы защиты космических активов и инфраструктуры от киберугроз, включая разработку и эксплуатацию систем на основе риск-ориентированного подхода и внедрение инженерных решений, учитывающих угрозы кибербезопасности. Директива акцентировала внимание на сотрудничестве между государственными структурами и коммерческими компаниями, призывала операторов космических систем разрабатывать планы киберзащиты, включая меры противодействия несанкционированному доступу, защите командных и телеметрических систем, предотвращение глушения и подмены сигналов, а также управление рисками в цепочке поставок.
Администрация Д. Трампа стремилась укрепить международные альянсы в космической сфере. Одним из проектов стали Соглашения Артемиды (Artemis Accords) от 13 октября 2020 г., устанавливающие стандарты для исследований Луны, Марса и других небесных тел, включая регистрацию объектов, обмен научными данными и обеспечение безопасности космических миссий. К соглашению присоединились 53 страны. По мнению независимого исследователя Ирины Исаковой, самоцелью Соглашений Артемиды было привлечение технологий и формирование нового космического сообщества, готового действовать по американским правилам.
Заметным отдалением от политики прежних администраций США стал отказ от многосторонних инициатив по ограничению милитаризации космоса. Взгляд на космическое пространство как на новую область ведения боевых действий противоречил духу Договора о космосе 1967 г. Тем не менее США отказались участвовать в обсуждении новых международных соглашений, направленных на предотвращение гонки вооружений в космосе; речь идет, в частности, о предложениях России и Китая по запрету размещения оружия в космосе и недопущению его использования первыми. Вместо этого администрация Д. Трампа сосредоточилась на разработке наступательных орбитальных систем, включая спутники, способные выводить из строя аппараты противника. Такой подход усилил напряженность на международной арене и вызвал критику со стороны других государств.
«Мир через силу»: анализ космических инициатив 2017–2021 гг.
Администрация Д. Трампа в период его первого президентского срока продемонстрировала новые инициативы, направленные на укрепление лидерства США в космосе, поддержку частного сектора и обеспечение национальной безопасности. Но реализация амбициозных целей оставила неоднозначное наследие для следующей администрации.
Использование термина «космическое превосходство» (space superiority) вызвало негативную реакцию со стороны международного сообщества. Стремление Белого дома к милитаризации космоса ослабило позиции США на дипломатической арене — американский взгляд на космос как на «зону ведения боевых действий» вызывал опасения, что политика США провоцирует гонку вооружений в космосе.
Заявления о стремлении к укреплению международного сотрудничества нередко противоречили реальным действиям администрации, что приводило к расхождению с союзниками и осложняло реализацию совместных планов по защите спутников или разработке норм поведения в космосе. В доктринальных документах (Defense Space Strategy) отсутствовала четкая связь между целями и средствами их достижения. В отличие от более детализированных стратегий предыдущих администраций стратегия Д. Трампа предоставляла лишь общие рекомендации. Инициатива создания Космических сил оказалась довольно затратной и привела к излишней бюрократизации. Некоторые инициативы столкнулись с бюджетными ограничениями или задержками из-за технологической неподготовленности, а сокращение финансирования программ по исследованию Земли вызвало обеспокоенность ученых. В целом, заявленные цели мирного освоения космоса, агрессивная риторика и действия администрации Д. Трампа подрывали доверие к США на международной арене.
Эволюция подходов во втором сроке (2025–2029 гг.)
По мнению американских аналитиков и бывших государственных функционеров, в своих доктринальных подходах в области оборонной космической политики администрация Д. Трампа 2.0 сделает упор на наступательные возможности и интеграцию коммерческих поставщиков услуг в проекты Пентагона. Главным препятствием для космических проектов президента станет проблема финансирования.
Одной из важных инициатив Д. Трампа в период первого президентства было продвижение идеи формирования Национальной космической гвардии (НКГ) как резервного компонента для поддержки Космических сил США. Тогда идея не нашла поддержки. В марте 2025 г. на рассмотрение Конгресса был представлен законопроект о создании НКГ. Один из его авторов, сенатор Майк Крэпо, считает, что «Гвардейцы и резервисты часто являются узкоспециализированными и подготовленными людьми, которым поручено бороться со значительными угрозами, исходящими от глобальных угроз, таких как Китай и Россия».
27 января 2025 г. президент Дональд Трамп подписал указ о создании «Железного купола Америки», который включает компоненты наземного, воздушного, морского и космического базирования, в т.ч. ракеты-перехватчики на орбите. Уже через месяц амбициозная инициатива была переименована в Golden Dome for America («Золотой купол»). Система должна защитить всю территорию страны от всевозможных ракетных угроз. Общие положения указа очень напоминают план стратегической оборонной инициативы президента Рональда Рейгана 1980-х гг:
- создание плотной системы перехвата и нанесения удара по ракетам противника на фазе пуска и до пуска;
- развертывание в космическом пространстве средств перехвата, оснащенных лазерами, для уничтожения ядерного оружия противника;
- развертывание перехватчиков на разных орбитах;
- строительство/развертывание глобальной наземной инфраструктуры;
- обеспечение защиты критических объектов и инфраструктуры в рамках концепции расширенного сдерживания;
- модернизация подходов к системе ПВО на поле боя для защиты формирований ВС на земле;
- создание полного и законченного цикла производства составных элементов «щита» исключительно на территории США, обеспечение безопасности оборонной индустрии ВПК и логистики поставок для производства модернизированных и усовершенствованных перехватчиков и систем слежения.
Помимо очевидной аналогии с СОИ нынешняя программа отражает и эволюцию военных технологий — использование гиперзвуковых сенсоров (Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensor Layer) и спутниковых сетей «Next-Gen OPIR», обеспечивающих непрерывное наблюдение.
Предполагается, что система будет полностью производиться в США, но заместитель заместителя министра обороны по разведке и безопасности в первой администрации Д. Трампа, а ныне научный сотрудник CSIS Кари Бинген считает, что новая администрация будет стремиться к тесному сотрудничеству с Израилем в космической сфере.
Хотя технические и финансовые масштабы проекта вызывают скептицизм специалистов, программа «Золотой купол Америки» может привести к более активному вовлечению частных компаний в разработку и производство компонентов системы ПРО, стимулированию американского ОПК, и, в конечном счете, к пересмотру стратегии национальной обороны с расчетом на победу в гонке вооружений и достижение стратегической неуязвимости.
При этом, согласно вышедшему в декабре 2024 г. материалу «Доклад правительственных космических программ. Всесторонний обзор правительственных космических стратегий, деятельности и бюджетов до 2033 г.» агентства «NovaSpace», 59% мировых государственных средств, выделяемых на космические программы, поступают из бюджета США, Вашингтон недоволен нынешним уровнем финансирования. Белый дом делает ставку на стимулирование участия частного капитала и иностранных партнеров в космических программах. Обсуждение в ходе состоявшегося 5 февраля 2025 г. в Калифорнии Симпозиума малых спутников показало, что между старожилам космических программ (Lockheed Martin, Northrop Grumman, L3Harris, Raytheon Technologies, Boeing’s Millennium, General Dynamic) и несколькими группами консорциумов «новичков» (Palantir Technologies и Anduril Industries, OpenAI и SpaceX) существует жесткая конкуренция за госзаказы и контракты.
В космической сфере США обладают как большим технологическим и финансовым, так и конкурентным потенциалом. В команде Д. Трампа 2.0 много ярких фигур, связанных с космосом профессиональными или коммерческими интересами: Илон Маск, владелец SpaceX и Tesla; Джаред Айзекман, администратор NASA, генеральный директор Shift4 Payments и компании «Draken International», которая готовила пилотов для ВВС США; Стив Файнберг, кандидат на пост заместителя министра обороны, основатель Cerbenus Capital Management; Том Краузе, помощник секретаря Казначейства, директор Cloud Software Group; Джефф Безос, советник координационных советов по космическим программам, основатель Blue Origin и т.д.
Недавний конфликт между Дональдом Трампом и Илоном Маском, несмотря на его резонанс, не оказал системного влияния на стратегию администрации в отношении частного сектора. NASA официально заявило о намерении продолжать реализацию президентских приоритетов в космосе, используя весь спектр индустриальных партнеров. Возможные тактические замедления, связанные с корпоративными конфликтами, нивелируются высокой конкуренцией и диверсификацией подрядчиков.
Занимающая центральное место в проектах NASA программа «Artemis Accords» может сменить приоритеты. Ее ярый критик Илон Маск всегда считал, что США должны отказаться от исследования Луны и сосредоточиться на Марсе. Сохраняется вероятность того, что программа «Space Launch System» (SLS) со сверхтяжелой ракетой-носителем для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты может быть отменена или значительно изменена, а ключевые роли перейдут к частным компаниям, таким как SpaceX или Blue Origin, а краеугольным камнем марсианских амбиций станет космический корабль Илона Маска «SpaceX Starship». На это указывает урезание бюджета и рабочих мест: Boeing, основной подрядчик SLS, уже объявил о возможных сокращениях. Будущее Artemis Accords будет зависеть от решений администрации Д. Трампа, влияния частного сектора и поддержки Конгресса.
Приглашение к гонке вооружений в космосе
Доктринальные подходы администрации действующего президента США превращают космос в полноценный театр военных действий, где Соединенные Штаты стремятся обеспечить доминирование симбиозом военных, коммерческих и нормативно-правовых инструментов. В свой первый президентский срок Д. Трамп заложил для этого институциональные основы, во второй — запускает качественно новую фазу милитаризации.
Национальная космическая стратегия 2018 г. с акцентом на создание масштабной космической архитектуры знаменует переход к концепции «космос как военная зона». Программа «Золотой купол» фактически означает отказ от принципа «стабильности через уязвимость» и возрождает проект СОИ, который в 1980-е гг. подрывал стабильность ядерного сдерживания и спровоцировал новый виток конфронтации. Программа «Артемида» ведет к фрагментации правового поля и подрыву режима Договора по космосу (1967).
«Космические» планы Д. Трампа повлекут дальнейшую милитаризацию гражданского сектора экономики, втягивание союзников США по всему миру в военные космические проекты, усиление глобальной конкуренции за частоты, орбиты, стандарты киберзащиты.
Подобная политика администрации Д. Трампа вызывает опасные последствия для международной безопасности, включая эскалацию гонки вооружений в космосе, риски возникновения космических конфликтов, провоцирует наращивание ядерного арсенала со стороны Китая.
Новый космический ландшафт и вызовы будущего
Администрация Дональда Трампа радикально пересмотрела подход США к космосу, превратив его из зоны международного сотрудничества в арену стратегического соперничества. Создание Космических сил, запуск программы «Золотой купол» и продвижение Artemis Accords обозначили курс на военно-технологическое доминирование, подкрепленное частно-государственным партнерством. Эти шаги спровоцировали не только технологический рывок, но и рост международной напряженности, включая критику со стороны России и Китая, выступающих за запрет милитаризации орбиты, а также глубокое расхождение в подходах к космическому праву.
Эпоха Д. Трампа оставит двойственное наследие: с одной стороны — ускорение инноваций и коммерциализации, с другой — риски фрагментации правового поля и эскалации гонки вооружений. При Дональде Трампе космос становится интегральной частью американской оборонной стратегии. Космическое будущее человечества будет зависеть от того, сумеет ли администрация Белого дома балансировать между стремлением сдерживать космических соперников и готовностью сохранять диалог — иначе околоземное пространство рискует превратиться в «новый фронт холодной войны».
1. Козин В.П. Космические силы США: их ключевые задачи и будущие потенциалы. Москва: Издательство Сабашниковых. 2022. 444 С. ISBN: 978-5-82420-184-0.