Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.93)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

В литературе по тематике санкций давно закрепилось понятие «чёрного рыцаря». Как правило, под ним понимается государство, которое, вопреки режиму санкций отдельных стран-инициаторов, продолжает сотрудничество со страной-мишенью. В конечном итоге такое сотрудничество помогает стране-мишени адаптироваться к санкциям, снизить ущерб от них и преодолеть — частично или полностью — последствия изоляции со стороны инициаторов санкций.

После окончания холодной войны «чёрные рыцари», казалось бы, ушли в тень. Ни одна держава не бросала прямого вызова США и не стремилась во что бы то ни стало помогать странам под санкциями. Китай осторожно выстраивал экономические отношения с КНДР, Венесуэлой и Ираном, но держался в русле резолюций СБ ООН, избегая конфронтационных шагов. Россия стала возвращаться к роли «чёрного рыцаря» лишь в середине 2010-х годов. Наиболее ярким эпизодом можно было бы считать поддержку правительства Сирии. Но и здесь российская помощь была в большей степени военной, нежели экономической.

После начала СВО в феврале 2022 года коалиция западных стран ввела в отношении России значительный объём санкций. Мировое большинство воздержалось от них. Однако говорить о «чёрных рыцарях» пока преждевременно. Бизнес в дружественных России странах проявляет большую осторожность, опасаясь вторичных санкций или преследования со стороны властей США и их союзников.

Дружественные страны сыграли важную роль в переориентации российского экспорта и в замещении выбывающего импорта. Торговля с ними помогла смягчить последствия санкций. Тем не менее остаётся множество проблем. Например, переброска российских нефтепродуктов на азиатские рынки будет сложнее в сравнении с торговлей сырой нефтью. Замещение западного импорта в потребительском секторе будет проще, чем в области промышленного оборудования или высокотехнологичных товаров. И самое главное — дружественные страны пока вряд ли готовы выступить «чёрными рыцарями» в том виде, в котором это было принято в ХХ веке. Россия должна в первую очередь рассчитывать на собственные силы.

В литературе по тематике санкций давно закрепилось понятие «чёрного рыцаря». Как правило, под ним понимается государство, которое, вопреки режиму санкций отдельных стран-инициаторов, продолжает сотрудничество со страной-мишенью. В конечном итоге такое сотрудничество помогает стране-мишени адаптироваться к санкциям, снизить ущерб от них и преодолеть — частично или полностью — последствия изоляции со стороны инициаторов санкций.

Исторически «чёрные рыцари» неотступно следуют за санкциями. В международных отношениях распространены случаи, когда стране-мишени помогает конкурент инициатора. Россия множество раз играла подобную роль. В начале XIX века Александр I фактически саботировал континентальную блокаду — систему санкций Франции и присоединившихся к ней стран в отношении Великобритании. Ранее в XVIII веке сама Франция поставляла вооружения американским повстанцам в обход блокады Великобритании. В период холодной войны санкции США зачастую оборачивались помощью со стороны Советского Союза. Её в больших объёмах получали КНР, КНДР, Куба, Вьетнам и многие другие.

После окончания холодной войны «чёрные рыцари», казалось бы, ушли в тень. Ни одна держава не бросала прямого вызова США и не стремилась во что бы то ни стало помогать странам под санкциями. Китай осторожно выстраивал экономические отношения с КНДР, Венесуэлой и Ираном, но держался в русле резолюций СБ ООН, избегая конфронтационных шагов. Россия стала возвращаться к роли «чёрного рыцаря» лишь в середине 2010-х годов. Наиболее ярким эпизодом можно было бы считать поддержку правительства Сирии. Но и здесь российская помощь была в большей степени военной, нежели экономической.

После начала СВО в феврале 2022 года коалиция западных стран ввела в отношении России значительный объём санкций. Страна оказалась наиболее крупной мишенью экономических ограничений как в количественном, так и в качественном отношении. Далеко не все страны присоединились к санкциям против России. Мировое большинство воздержалось от них. Однако говорить о «чёрных рыцарях» пока преждевременно. Бизнес в дружественных России странах проявляет большую осторожность, опасаясь вторичных санкций или преследования со стороны властей США и их союзников.

Отношения России с потенциальными «чёрными рыцарями» определяются структурой введённых против неё санкций. Их можно разделить на три больших блока. Первый — финансовые санкции. Они подразумевают резкое сужение финансовых транзакций с зарубежными контрагентами из-за блокирующих санкций в отношении отечественных банков и аналогичных санкций в отношении широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же можно добавить отключение ряда финансовых институтов от SWIFT, секторальные финансовые санкции, запреты на инвестиции, на ввоз валюты ряда западных стран и тому подобное. Второй блок — экспортный контроль. Речь о запрете на поставку в Россию широкого набора промышленного оборудования, электроники, продукции двойного назначения, потребительских товаров. В основном такие ограничения направлены на сдерживание промышленной и военной модернизации. Запреты распространяются и на третьи страны, то есть они зачастую не могут передавать России произведённую ими продукцию в случае каких-либо связей с юрисдикцией стран-инициаторов (лицензии, технологии, оборудование и другое). Третий блок — контроль импорта, то есть запрет на поставки в страны-инициаторы ключевых товаров российской экспорта — нефти и нефтепродуктов, угля, продукции чёрной металлургии, золота и так далее. Цель — лишить Россию экспортных поступлений. К данным трём блокам можно добавить и неформальные корпоративные бойкоты сотен западных фирм, ушедших из России или остановивших поставки.

В самой России на помощь «чёрных рыцарей» не надеялись, энергично предпринимая усилия по адаптации к новым ограничениям. Подготовка к худшему сценарию началась задолго до начала СВО. Была запущена дедолларизация внешней торговли, создавалась собственная финансовая инфраструктура (весной 2022 года она спасёт экономику от финансового коллапса в первые недели «санкционного цунами»), шло импортозамещение.

Однако масштаб санкций после февраля 2022 года явно превзошёл ожидания худшего сценария. Многие меры пришлось принимать на ходу.

Здесь и параллельный импорт, и послабления для бизнеса, и быстрый поиск новых рынков и поставщиков. Важнейшую роль в адаптации к санкциям играл сам бизнес. Отношения с дружественными странами помогли адаптации, но в каждом случае имели свои ограничения и специфику.

Наиболее крупным и перспективным партнёром для России из числа дружественных стран становится Китай. В течение 2022 года российско-китайская торговля выросла более чем на треть. Существенно увеличилась доля юаня в российских экспортных расчётах. Если в январе доля китайской валюты не превышала 0,5 процента, то в декабре 2022 года она выросла до 16 процентов. Пока рано говорить о превращении юаня в универсальное платёжное средство для России в транзакциях с третьими странами. Однако с учётом растущего западного давления на российский финансовый сектор юань имеет все шансы укрепить свою роль в российских транзакциях как с самим Китаем, так и с иными контрагентами.

Вместе с тем китайские банки опасаются вторичных санкций США или потери западных рынков. Российским лицам, находящимся под западными санкциями, будет непросто осуществлять расчёты с третьими странами даже с помощью юаня. Подобная осторожность наблюдалась ещё до начала СВО. Китайская платёжная система UnionPay, по всей видимости, избегает сделок с участием российских подсанкционных лиц. Новые политические реалии создают беспрецедентно благоприятные условия для китайского бизнеса на российском рынке. Но пока Китай вряд ли готов открыто выступать «чёрным рыцарем», бросая вызов регуляторам в США, ЕС и других западных юрисдикциях.

Рост российско-индийской торговли показал ещё более высокие значения. В сравнении с 2021 годом наша торговля выросла почти втрое. Однако торговля с Индией в десять раз меньше объёмов российской торговли с Китаем. Рост обеспечивается в основном российскими поставками нефти. Само по себе это шаг вперёд, особенно с учётом эмбарго на российскую нефть в США, ЕС и других странах — инициаторах санкций. Но возникают проблемы с балансированием торговли. Дисбаланс экспорта и импорта затрудняет использование рублей и рупий во взаимных расчётах.

Индийский бизнес также проявляет большую осторожность в работе с российскими контрагентами. Индийский рынок важен для России, но сама Индия, как и Китай, пока вряд ли может рассматриваться как «чёрный рыцарь».

То же можно сказать о Турции. Объёмы торговли показали существенный рост. Турция превратилась в важный хаб поставки в Россию товаров компаний, ушедших из страны, а также в пункт реэкспорта российских товаров. Турецкие банки экспериментировали с картой «Мир». Но и здесь есть свои ловушки. В сентябре 2022 года турецкие банки, равно как и финансовые институты в таких дружественных странах, как Казахстан, Армения, Узбекистан и другие, обратили внимание на предупреждение Минфина США о возможных санкциях за использование системы «Мир» в интересах российских подсанкционных лиц. Угрозы со стороны американских властей остаются значимым фактором для банков дружественных стран. Турция будет оставаться важным партнёром в поставке тех товаров и проведении тех транзакций, которые пока не охватываются санкциями США и других инициаторов. Но расширение санкций будет влиять и на турецкий бизнес, хотя степень такого влияния пока оценить сложно.

Естественным партнёром России становится Иран, который и сам долгое время находится под санкциями. Здесь наблюдается рост показателей торговли. Судя по всему, именно на иранском направлении удалось продвинуться вперёд в развитии системы взаимных финансовых расчётов. Идёт работа над амбициозным инфраструктурным проектом «Север — Юг». Однако тегеранская торговая палата, в частности, предупреждала иранский бизнес об осторожности в работе на российском направлении.

В сухом остатке — дружественные страны сыграли важную роль в переориентации российского экспорта и в замещении выбывающего импорта. Торговля с ними помогла смягчить последствия санкций. Тем не менее остаётся множество проблем. Например, переброска российских нефтепродуктов на азиатские рынки будет сложнее в сравнении с торговлей сырой нефтью. Замещение западного импорта в потребительском секторе будет проще, чем в области промышленного оборудования или высокотехнологичных товаров. И самое главное — дружественные страны пока вряд ли готовы выступить «чёрными рыцарями» в том виде, в котором это было принято в ХХ веке. Россия должна в первую очередь рассчитывать на собственные силы.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай»


(Голосов: 14, Рейтинг: 4.93)
 (14 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся