Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.31)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Зонова

Д.полит.н., профессор каф. дипломатии МГИМО МИД России

Процесс секуляризации и дехристианизации, прежде всего в Европе, приводит к тому, что все меньшее число людей регулярно посещает богослужение, а духовные семинарии обнаруживают нехватку молодых людей, желающих посвятить себя церкви. Многие традиционные, веками не менявшиеся догмы не воспринимаются новым поколением. Интронизация Бергольо произошла именно в этот период, когда католическая церковь оказалась перед лицом новых вызовов. Недаром в своих выступлениях Франциск говорит, что «мы не просто живем в новой ситуации, произошла кардинальная смена эпох, а сегодняшняя церковь отстала от жизни на две сотни лет». Особую обеспокоенность Св. Престола вызывает процесс нарастающей милитаризации, нежелание отказаться от ядерного оружия, якобы «дающего ощущение безопасности», и ставка на все более грозные и совершенные виды оружия массового уничтожения. Повышенное внимание Ватикан уделяет сегодня процессам цифровизации. Утвержден Секретариат по проблемам коммуникации, который призван действовать в условиях цифровых СМИ и обеспечить соответствие новым задачам миссии церкви.

Можно констатировать, что время понтификата Франциска пришлось на весьма сложный исторический период, связанный с растущей во многих странах мира поляризацией протестных политических сил. В поисках выхода из создавшегося положения активизируются те, кто уверен в необходимости модернизации и проведения реформ, направленных на достижение социальной справедливости. Им противостоят политики, которые видят выход из кризисного состояния в решительном отказе от толерантности и пацифизма, они враждебно воспринимают новые идеи и требуют возвращения к традициям прошлого. Это сказывается и на положении в католической церкви. Франциск понимает, что процессы секуляризации и дехристианизации ставят церковь перед необходимостью решительных действий и реформ, направленных на сохранение и повышение роли церкви, прежде всего, среди новых поколений верующих. Нельзя не заметить, что современное состояние РКЦ заставляет вспомнить о годах, последовавших за Вторым Ватиканским собором (1962–1965 гг.), ставшим вехой в обновлении католической церкви и развитии диалога религий. Решения Собора были подвергнуты тогда и подвергаются по сей день резкой критике со стороны традиционалистов-фундаменталистов. Подобная критика раздается и в отношении понтификата Франциска. Не случайно Франциск, осознавая серьезность ситуации и пытаясь предотвратить расколы, уделяет огромное внимание реформам курии и других институтов Ватикана. Призывы к открытости перед лицом новых вызовов стали лейтмотивом его энциклик и пасторских выступлений. В диалоге религий и активизации деятельности Ватикана в азиатских странах, прежде всего, в КНР, а также на африканском и латиноамериканском континентах Франциск видит одну из своих первоочередных задач.

Процесс секуляризации и дехристианизации, прежде всего в Европе, приводит к тому, что все меньшее число людей регулярно посещает богослужение, а духовные семинарии обнаруживают нехватку молодых людей, желающих посвятить себя церкви. Многие традиционные, веками не менявшиеся догмы не воспринимаются новым поколением. Интронизация Бергольо произошла именно в этот период, когда католическая церковь оказалась перед лицом новых вызовов. Недаром в своих выступлениях Франциск говорит, что «мы не просто живем в новой ситуации, произошла кардинальная смена эпох, а сегодняшняя церковь отстала от жизни на две сотни лет». Особую обеспокоенность Св. Престола вызывает процесс нарастающей милитаризации, нежелание отказаться от ядерного оружия, якобы «дающего ощущение безопасности», и ставка на все более грозные и совершенные виды оружия массового уничтожения. Повышенное внимание Ватикан уделяет сегодня процессам цифровизации. Утвержден Секретариат по проблемам коммуникации, который призван действовать в условиях цифровых СМИ и обеспечить соответствие новым задачам миссии церкви.

Папа-реформатор

«Пришедший издалека» Хорхе Марио Бергольо в 2013 г. стал Папой Франциском, епископом Рима, первым папой-иезуитом, первым Папой из Нового Света и восьмым главой Города-государства Ватикан. Бергольо принял имя Франциска, поскольку именно святой Франциск Ассизский считается покровителем бедняков. С самого начала своего понтификата Франциск подчеркнуто демонстрирует свою близость по духу к францисканцам. Франциск решительно отказался от знаменитого пуленепробиваемого «папа-мобиле» и не стал селиться в папских покоях Апостольского дворца, предпочтя Дом святой Марфы, пристройку к базилике святого Петра в Ватикане, где останавливаются кардиналы — участники конклава. При Франциске стали отмечать Международный день бедняка.

Бергольо по праву можно назвать реформатором. Пожалуй, впервые после Второго Ватиканского собора в трудах и действиях Римского Папы особый акцент делается на новое видение проблем. Папа предостерег от соблазна поделить мир на «праведников и грешников», ибо «стремление ответить ненавистью и насилием на жестокость и несправедливость, чинимые тиранами, грозит превратить авторов этого решения в таких же деспотов». В августе 2018 г. Франциск принял решение об изъятии из Катехизиса положения о смертной казни, подчеркивая, что, несмотря на совершения человеком тягчайших преступлений, сохраняется его достоинство и можно надеяться на его раскаяние. Уголовный кодекс Ватикана также претерпел изменения. Было отменено пожизненное заключение, сведенное к 30–35 годам. Пытки, преступления против несовершеннолетних (продажа, склонение к проституции, сексуальное насилие), хранение порнографического материала, геноцид и апартеид были объявлены преступлениями. Были ужесточены наказания за коррупцию. Проводимые Франциском реформы затронули не только Город-государство Ватикан, но и Святой Престол. Ватиканские правоохранительные службы могут теперь заняться и преступлениями, совершенными за пределами Ватикана. Учитывая возрастающую роль женщин в современном мире, Франциск неоднократно подчеркивает свою убежденность в том, что «женщина дарует мир», а когда она «участвует в принятии решений, мир обретает большее единство и спокойствие». Действительно, в папской Комиссии по защите несовершеннолетних теперь соблюдается полное гендерное равенство и впервые в Синоде епископов 2019 г. приняли участие четыре женщины (три монахини и одна мирянка). Беспрецедентным стало и назначение специалиста по международному праву Франчески Ди Джованни заместителем секретаря Ватикана по проблемам отношений с государствами, что соответствует должности заместителя министра иностранных дел.

Франциск постоянно обращается к одной из наиболее острых проблем современного мира — проблеме миграции, при этом вспоминая о личном опыте, связанном с вынужденной эмиграцией его родителей из фашистской Италии в Аргентину. Папа настоятельно призывает правительства принимающих мигрантов стран приложить усилия для социальной интеграции людей, которые в результате нищеты, насилия, преследования, стихийных бедствий вынуждены покинуть свою страну. Ватикан выразил полную поддержку Глобального договора ООН о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, равно как и Глобального договора по беженцам 2018 г.

Темой папской энциклики «Laudato si» (Хвала Тебе) стала проблема охраны окружающей среды. Презентация энциклики сопровождалась учреждением Международного дня молитвы о защите Божьего творения. Франциск призвал к борьбе за устойчивое и всеобщее развитие, отметив, что вызовы окружающей среды касаются всех и каждого. Он охарактеризовал экологический кризис как драматическое последствие бесконтрольной деятельности человека. Однако для него проблемы экологии выходят за рамки «зеленой политики». Приверженцы сегодняшней модели убеждены, что лишь ускоряющиеся темпы технологического и экономического развития обеспечивают прогресс — заключает энциклика. По мнению Франциска, решение проблем связано именно со сменой модели развития и роста, ибо существующая модель не способна гарантировать защиту окружающей среды, повышение уровня безопасности, полезности, благосостояния, силы и сохранение жизненно важных ценностей.

Серьезной проблемой для католической церкви стала коррупция. Уже в течение правления предшествующих пап в масс-медиа появлялись сведения о трате двухсот миллионов евро на содержание дворца в центре Лондона, о неправомерном использовании средств фондов, предназначенных для благотворительности, о скупке бумаг в банках Люксембурга для приобретения дорогостоящей недвижимости. Франциск произвел полную замену руководства Института религиозных дел (Банка Ватикана), был проведен внешний аудит финансовой отчетности Ватикана, произведен арест ряда замешанных в скандалах ватиканских служащих. В феврале 2020 г. папа открыл в Ватикане Год права, впервые посвященный не только нарушениям в области церковного права, но и тем преступлениям, которые были нацелены на превращение Ватикана в «райское убежище» для беспринципных дельцов и финансистов. Вскоре ожидается посещение Ватикана членами Комитета Совета Европы за финансовую прозрачность, борющегося с отмыванием денег и финансированием терроризма. Франческо напомнил, что «Св. Престол уже начал проверку соответствия церковного законодательства нормам международного права». Получившие широкую огласку случаи педофилии также заставили Папу принять решительные меры против священников-педофилов и учредить Комиссию по защите несовершеннолетних.

Диалог религий

Диалог религий и конфессий — проблема, часто стоящая на повестке дня деятельности понтифика. Значимым этапом в этом контексте стала названная «братской» встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване в 2016 г., которая завершилась Совместной декларацией. Обе стороны осудили безудержное потребление, стремительно истощающее ресурсы планеты, в то время как возрастающее неравенство в распределении земных благ обостряет ощущение несправедливости. Главы обеих церквей обратились с призывом к международному сообществу содействовать предотвращению вытеснения христиан с Ближнего Востока и объединению усилий для того, чтобы покончить с терроризмом. Внимание привлекло и компромиссное решение одной из наиболее острых проблем двусторонних отношений, связанной с деятельностью греко-католиков. Католики признали, что метод «униатизма» не является путем к восстановлению единства. Со своей стороны, РПЦ согласилась с тем, что церковные общины, появившиеся в результате исторических обстоятельств, имеют право на существование, а православные и греко-католики нуждаются в примирении.

Осенью 2016 г. в преддверии 500-летия Реформации понтифик совершил визит в Швецию, чтобы вместе с лютеранами отдать должное Реформации и совершить экуменическую молитву в лютеранском соборе. В Совместном заявлении обе стороны осудили использование религии в политических целях. Франциск также принял в Ватикане делегацию Всемирной лютеранской федерации, назвав их братьями и предложив совместно идти по пути преодоления старых предрассудков в отношении Мартина Лютера.

В одном из своих обращений папа заявил о необходимости стремиться к мирному сожительству с мусульманами, даже когда имеют место устрашающие действия фанатиков, врагов диалога. Он осудил любые формы фундаментализма, империализма и колониализма. На недавней встрече в Ватикане с Великим имамом Каирского исламского университета он подтвердил, что христианство и ислам объединяет идея «человеческого братства» и положительно оценил проект строительства в Арабских Эмиратах «Дома авраамической семьи» (Abrahamic Family House), вмещающего мечеть, синагогу и церковь, посвященную Франциску Ассизскому.

Отклик получило предисловие Франциска к изданию «Библии дружбы», где сорок иудейских и христианских исследователей интерпретируют положения Торы/Пятикнижия. В своем предисловии папа призывает иудеев и христиан ощущать себя братьями и сестрами и поставить на службу человечеству исповедуемые ими ценности, традиции и идеалы.

Даниил Пареньков:
Один крест на двоих

Дипломатическая активность на мировой арене

Внешнеполитическая активность папы, пожалуй, не имеет прецедентов. За последнее время восьмидесятилетний понтифик посетил более 15 стран на европейском и свыше 33 стран на других континентах. Пожалуй, первостепенное значение Франциск придает перспективе установления дипломатических отношений с КНР. На этом пути он встречает серьезные препятствия в самом Китае. Однако на сегодняшний день ему удалось достичь договоренности с китайским правительством по поводу процедуры назначения епископов в многомиллионной китайской Католической Патриотической Ассоциации. По этому соглашению китайское правительство предлагает кандидатуры, а папа их одобряет (или не одобряет). Несколько епископов таким образом уже были назначены. Соглашение дает также возможность преодоления различий между китайскими «официальными» католиками и теми китайцами, кто не согласен с политикой Пекина и предпочитает «подпольный» католицизм. Поговаривают и о вероятном визите Бергольо в Китай.

Вооруженный конфликт на Украине неоднократно становился предметом папских обращений. Осудив нарушение международного права, допущенное, по его мнению, Россией, папа Франциск выступил с призывом предпринять все усилия, в том числе и на международном уровне, к продолжению диалога как единственно возможного пути восстановления мира и согласия на Украине. «Слова “победа” или “поражение” причиняют мне боль, — сказал понтифик. — Единственно правильное слово — “мир”».

Франциск несколько раз встречался с президентом Путиным. По сообщению Службы печати Святого Престола в ходе встречи в 2019 г. обсуждались актуальные международные проблемы, особое внимание было уделено ситуации в Сирии, Украине и Венесуэле. Стороны констатировали, что подходы России и Ватикана к таким вопросам, как борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом, предотвращение экономических и техногенных катастроф и защита христиан в зонах конфликтов достаточно близки.

Противостояние Франциску со стороны ультраконсерваторов

Следует отметить, что деятельность Франциска вызывает резкое неприятие со стороны определенной части крайне консервативных католиков и крайне правых политиков. Так, недоброжелательный отклик в их СМИ получило выступление Франциска в 2015 г. в Конгрессе США. Подчеркивая возможность искупления греха, Франциск в своей речи решительно высказался против существующего в ряде американских штатов института смертной казни. Перед конгрессменами также был поставлен «неудобный» вопрос, почему ради извлечения прибыли смертоносное оружие продается тем, кто приносит невыразимые страдания как отдельным людям, так и всему обществу. Отсюда озвученное Папой требование прекратить торговлю оружием, приносящую «запятнанные кровью зачастую невинных людей» деньги. Завершая свое обращение к Конгрессу, понтифик призвал к изменению существующего представления о прогрессе, сделав его «более человечным, направленным на удовлетворение нужд общества».

Критику со стороны консерваторов-фундаменталистов вызвало Апостольское Увещание (обращение) «Amoris Laetitia» (Радость любви), публикация которого завершала работу двух синодов 2014 и 2015 гг., посвященных проблемам семьи. В своем обращении Папа обратил внимание на то, что многие молодые люди сегодня избирают гражданский брак или просто сожительство; это происходит как в результате получившего распространение недоверия к институтам и отказа от ответственности, так и вследствие неуверенности в обеспеченности рабочим местом и достойной заработной платой. Священник в этих случаях, по мнению Франциска, должен следовать чувству сострадания, отказаться от черно-белого видения проблемы и не выносить необоснованные обвинения в адрес так называемых нерегулярных семей, поскольку подлинное милосердие «безусловно и бескорыстно». Толерантное отношение папы распространялось и на людей гомосексуальной ориентации, он призвал церковь отказаться от их дискриминации. Стало широко известным высказывание понтифика по этому поводу: «Кто я, чтобы судить?».

Противники Франциска подвергли папу резкой критике также за предположение о возможности назначать женатых католиков священниками в тех регионах, где существуют кадровые проблемы. В частности, известный своими консервативными взглядами кардинал Робер Сара издал книгу о священническом целибате с большим количеством цитат из трудов Бенедикта XVI и указал Ратцингера в качестве одного из авторов, не поставив того в известность. Противники Франциска немедленно заявили о непримиримых противоречиях между двумя понтификами. Буквально на следующий день Ратцингер попросил убрать его имя из списка авторского коллектива. У критиков вызывают раздражение и заявления Бергольо «вне кафедры», например, когда он говорит о преувеличенном акцентировании мнения о продолжении рода как единственного смысла брака.

Дело дошло до того, что в ноябре 2019 г. был обнародован документ, подписанный сотней католиков и содержащий обвинение папы в «кощунственных» поступках и совершении «серьезного греха», причем те, кто следует за папой, по мнению авторов документа, «рискуют обречь себя на вечное проклятие». Поводом послужило изображение богини инков Пачамамы, оказавшееся в месте произнесения молитвы участниками синода епископов региона Амазонии. Синод проходил в Риме в октябре 2019 г. и был посвящен поиску новых путей евангелизации коренных народов этой области. Один из австрийских «суперкатоликов» похитил изображение и бросил его в Тибр. Среди обличителей папы фигурируют американский кардинал архиепископ Раймонд Берке и потребовавший отставки папы бывший апостольский нунций в Вашингтоне архиепископ Карло Мария Вигано. Противниками папы выступают и некоторые политики. Например, Стив Бэннон, крайне правый американский политический деятель, стратег предвыборной кампании Трампа и покровитель европейских правых популистов и евроскептиков, называет Франциска «врагом». Именно Бэннон пытался консолидировать католиков-фундаменталистов вокруг новой Академии, которую он предполагал учредить в Италии в монастыре Трисулти (область Лацио). Протесты итальянской общественности, поддержанные министерством культуры Италии, воспрепятствовали этим намерениям.

Попытки навесить на понтифика ярлык «марксиста», «коммуниста», «анархиста», а его выступления в защиту мигрантов выдать за «отказ от католической духовности и за потворство мусульманам» вызвали возмущение председателя Конференции итальянских епископов кардинала Гуалтьеро Бассетти. Кардинал в резкой форме осудил противников Франциска, которые «не упускают случая, чтобы подорвать авторитет Папы».

Можно констатировать, что время понтификата Франциска пришлось на весьма сложный исторический период, связанный с растущей во многих странах мира поляризацией протестных политических сил. В поисках выхода из создавшегося положения активизируются те, кто уверен в необходимости модернизации и проведения реформ, направленных на достижение социальной справедливости. Им противостоят политики, которые видят выход из кризисного состояния в решительном отказе от толерантности и пацифизма, они враждебно воспринимают новые идеи и требуют возвращения к традициям прошлого. Это сказывается и на положении в католической церкви. Франциск понимает, что процессы секуляризации и дехристианизации ставят церковь перед необходимостью решительных действий и реформ, направленных на сохранение и повышение роли церкви, прежде всего, среди новых поколений верующих. Нельзя не заметить, что современное состояние РКЦ заставляет вспомнить о годах, последовавших за Вторым Ватиканским собором (1962–1965 гг.), ставшим вехой в обновлении католической церкви и развитии диалога религий. Решения Собора были подвергнуты тогда и подвергаются по сей день резкой критике со стороны традиционалистов-фундаменталистов. Подобная критика раздается и в отношении понтификата Франциска. Не случайно Франциск, осознавая серьезность ситуации и пытаясь предотвратить расколы, уделяет огромное внимание реформам курии и других институтов Ватикана. Призывы к открытости перед лицом новых вызовов стали лейтмотивом его энциклик и пасторских выступлений. В диалоге религий и активизации деятельности Ватикана в азиатских странах, прежде всего, в КНР, а также на африканском и латиноамериканском континентах Франциск видит одну из своих первоочередных задач.

Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.31)
 (13 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju