Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Николай Кавешников

К.полит.н., доцент, зав. каф. интеграционных процессов МГИМО МИД России, в.н.с. Института Европы РАН, эксперт РСМД

Саммит Европейского союза 19–20 марта 2015 г. торжественно объявил о «необходимости строительства Энергетического союза». Неужели сбывается мечта, высказанная несколько лет назад легендарным экс-председателем Еврокомиссии Жаком Делором? Удалось ли европейцам сформулировать новую стратегию реагирования на современные масштабные вызовы в сфере энергетики?

Саммит Европейского союза 19–20 марта 2015 г. торжественно объявил о «необходимости строительства Энергетического союза». Неужели сбывается мечта, высказанная несколько лет назад легендарным экс-председателем Еврокомиссии Жаком Делором? Удалось ли европейцам сформулировать новую стратегию реагирования на современные масштабные вызовы в сфере энергетики?

Европейская комиссия описывала ситуацию в энергетике ЕС в документе, представленном незадолго до саммита, следующим образом. ЕС импортирует 53% потребляемой энергии, что обходится примерно в 400 млрд. евро ежегодно. Шесть стран-членов полностью зависят от импорта газа от одного поставщика, что делает их крайне уязвимыми (и мы все знаем, что этот поставщик – Россия, хотя в документе Еврокомиссия об этом дипломатично умолчала). 94% транспортных средств потребляют нефтепродукты, при этом 90% нефти импортируется. В совокупности страны ЕС ежегодно тратят 120 млрд. евро на прямые или косвенные энергетические субсидии. Для достижения заявленных на 2020 г. целей энергосбережения, развития возобновляемой энергетики и сокращения выбросов парниковых газов потребуется инвестировать 1 трлн. евро (!). Оптовые цены на электроэнергию в ЕС на 30% выше, чем в США, оптовые цены на газ – выше в два раза. Высокие цены на энергоресурсы уменьшает конкурентоспособность европейской экономики, прежде всего энергоёмких отраслей промышленности.

Суммируя, можно сказать, что сегодня, как и 15 лет назад, Евросоюз работает в рамках классического треугольника целей энергетической политики: безопасность поставок – приемлемые цены – экологическая устойчивость. Впрочем, экологические цели в последние годы явно отошли на второй план по сравнению с озабоченностью безопасностью поставок и высокими ценами на энергоносители.

Будущий Энергетический союз будет развиваться по пяти направлениям:

  • Энергетическая безопасность, солидарность и доверие. В основе – Стратегия энергетической безопасности, одобренная в мае 2014 г. Ключевые направления деятельности: диверсификация поставок и более транспарентный режим импорта газа.
  • Внутренний энергетический рынок, для завершения которого необходимо развитие трансграничных интерконнекторов между странами ЕС и соблюдение существующего законодательства.
  • Энергоэффективность как средство снижения спроса на энергоресурсы. Предлагаемый комплекс мер нацелен на реализацию поставленной в октябре 2014 г. индикативной цели – к 2030 г. повысить энергоэффективность на 27%.
  • Декарбонизация экономики. Реализация поставленной в октябре 2014 г. цели – сократить выбросы парниковых газов к 2030 г. на 40% по сравнению с уровнем 1990 г.
  • Исследования, инновации и конкурентоспособность: комплекс мероприятий по стимулированию НИОКР, прежде всего, в области умных сетей, умных домов, чистого транспорта, «чистого ископаемого топлива» и «самой безопасной в мире ядерной энергетики».
Сегодня Евросоюз работает в рамках классического треугольника целей энергетической политики: безопасность поставок – приемлемые цены – экологическая устойчивость. Впрочем, экологические цели в последние годы явно отошли на второй план по сравнению с озабоченностью безопасностью поставок и высокими ценами на энергоносители.

Первое, что бросается в глаза после анализа предложений Еврокомиссии [1] и Заключения Европейского совета [2], — большинство направлений деятельности, целей и даже конкретных действий уже давно заявлены и реализуются. К примеру, все положения относительно энергоэффективности и декарбонизации — это сокращенный пересказ Стратегии 2030, одобренной полгода назад, причем цели Стратегии сложно назвать амбициозными, скорее речь в ней шла о «косметическом улучшении современной траектории движения» [3]. Внутренний энергетический рынок – старейший проект энергетической политики ЕС, инициированный еще в конце 1980-х гг. Последние пять лет из документа в документ кочует тезис о необходимости полной имплементации документов Третьего энергопакета. Повторен этот тезис и сегодня, правда в новой, более жесткой формулировке – «полная имплементация и строгое исполнение энергетического законодательства» [4], что отражает сложности реализации Третьего энергопакета во многих странах ЕС. Тезис о том, что развитие трансграничных интерконнекторов имеет ключевое значение для формирования полноценного энергетического рынка ЕС, повторяется с 2009 г., последняя масштабная программа в этой сфере была принята в 2013 г. и довольно успешно реализуется. Стимулирование НИОКР – одна из любимых сфер деятельности Евросоюза, меняются приоритеты, механизмы, степень эффективности программ, но говорить о принципиальной новизне намеченных в этой области задач было бы натяжкой.

www.ngpowereu.com
Инфографика. Солнечная энергия в Европе

Документ отражает компромисс между сторонниками «старой» и «новой» энергетики, но при этом баланс смещен в пользу углеводородной энергетики. Да, Энергетический союз – это энергоэффективность, снижение выбросов парниковых газов, технологии улавливания и хранения парниковых газов. Но гораздо больший акцент в решениях Европейского совета сделан на регулировании импорта газа, развитии отношений с поставщиками ископаемого топлива и использовании «местных ресурсов» [5]. Под последними имеются в виду уголь и атомная энергетика. Эти два слова пока еще нельзя произносить публично, но за эвфемизмами кроется вполне понятная стратегия. А вот возобновляемая энергетика упоминается в документе лишь в контексте необходимости привести субсидирования ВИЭ в «соответствие с правилами внутреннего рынка». Таким образом, Европейский совет еще раз подтвердил тенденцию двух последних лет – «очевидно, что “устойчивая” энергия, в частности, возобновляемая энергетика, принесена в жертву “доступной”, то есть дешевой энергии» [6].

Новые значимые решения приняты лишь по направлению «энергетическая безопасность, солидарность и доверие», то есть в сфере внешней энергетической политики ЕС. Способность Евросоюза «говорить единым голосом» требует консенсуса всех стран-членов, что является чрезвычайно сложной задачей, а «по многим вопросам практически невозможной в связи с несовпадением интересов различных стран ЕС» [7]. Однако вызовы, возникающие в связи с неприемлемостью (с точки зрения ряда европейских политиков) деловых практик Газпрома, нестабильностью украинского транзита и современной напряженностью в отношениях Россия-ЕС, подтолкнули лидеров Евросоюза к развитию инструментов общей энергетической политики.

Европейский совет еще раз подтвердил тенденцию двух последних лет – «очевидно, что “устойчивая” энергия, в частности, возобновляемая энергетика, принесена в жертву “доступной”, то есть дешевой энергии».

Наиболее громко прозвучало решение обеспечить прозрачность и соответствие законодательству ЕС двусторонних соглашений по закупке газа. Речь идет о развитии созданного в 2012 г. механизма обмена информацией о двусторонних соглашениях государств ЕС с третьими странами [8]. Уже сегодня все двусторонние межправительственные соглашения стран ЕС передаются в Еврокомиссию, которая анализирует их соответствие нормам энергетического законодательства ЕС и информирует о сути соглашений все 28 стран-членов ЕС. При этом указанные правила не распространяются на коммерческие контракты.


Greenhouse Gas Emissions in the EU

Безусловно, этот механизм будет совершенствоваться, но до каких пределов? Формулировки Заключения Европейского совета довольно противоречивы [9]. Председатель Евросовета Дональд Туск по итогам саммита заявил, что «все газовые контракты — между правительствами и бизнесом — должны соответствовать праву ЕС» [10]. Это и так понятно, но будут ли созданы новые механизмы контроля? Ничто в решениях саммита не говорит о распространении системы обмена информацией на коммерческие контракты. Напротив, в тексте четко разведены межправительственные «соглашения, имеющие отношение к закупке газа» (agreements related to the buying of gas) и коммерческие контракты о поставке газа (commercial gas supply contracts). И если в отношении первых лидеры ЕС призвали обеспечить транспарентность и соответствие праву ЕС, то в отношении коммерческих контрактов четко говорится о необходимости гарантировать «конфиденциальность коммерчески чувствительной информации». Кроме того, из текста решения саммита в итоге пропала фраза, содержавшаяся в проекте документа – о праве Еврокомиссии блокировать двусторонние соглашения стран-членов на стадии подписания. Ряд стран ЕС во главе с Германией ясно выступили против наиболее радикальных предложений Еврокомиссии и будут придерживаться этой позиции при воплощении в жизнь решений саммита.

Помимо транспарентности соглашений, сторонники общей внешней энергетической политики ЕС в последние годы заявляли о необходимости создать пул покупателей, способных на переговорах эффективно противостоять давлению монопольных поставщиков. Эта идея изначально вызвала очень осторожную реакцию Комиссии, поскольку 1) речь идет исключительно о вопросах национальной компетенции, причем даже о решениях не национальных правительств, а коммерческих компаний; 2) предложение, мягко говоря, не вполне соответствует конкурентному законодательству. Заключение Европейского совета содержит очень осторожную формулировку: «оценить варианты добровольного агрегирования спроса при полном соответствии правилам ВТО и нормам конкуренции ЕС». Характерно, что упоминание о правилах ВТО и нормах конкуренции ЕС появилось в документе в последний момент. Ключевое значение имеет и слово «добровольное». И, наконец, как в анекдоте о женитьбе молодого безработного и дочки Рокфеллера – «осталось уговорить Рокфеллера», т.е. убедить компании, поставляющие газ в ЕС, вести переговоры с пулом европейских фирм-потребителей.

Под лозунгом «Энергетического союза» собран пакет уже реализуемых проектов Евросоюза. Новая символика повышает политический профиль энергетических вопросов, что в перспективе повысит эффективность реализации существующих планов. В то же время наполнение Энергетического союза реальным содержанием будет осложняться нежеланием стран ЕС отказаться от свободы рук в вопросах энергетики, различиями национальных интересов и сложностями при создании адекватной системы управления на уровне ЕС. Инициативы, касающиеся внешней энергетической политики, изложены в очень осторожных формулировках. Однако их реализация даже в минимальном объёме способна оказать негативное влияние на российских поставщиков энергоресурсов (прежде всего, газа). Лучший способ предотвратить появление действительно единой внешней энергетической политики ЕС — это обеспечение надежности российских поставок и позитивная динамика политических отношений между Россией и ЕС.

1. European Commission. European Union Package COM (2015) 80. 25.02.2015 http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1-01aa75ed71a1.0001.03/DOC_1&format=PDF

2. European council meeting (19 and 20 March 2015) – Conclusions http://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2015/03/european-council-conclusions-march-2015-en_pdf/

3. Кавешников Н.Ю. Стратегия ЕС в области климата и энергетики // Современная Европа, 2015, № 1, с. 101 ---- http://www.sov-europe.ru/2015/1/kaveshnikov2.pdf

4. European council meeting (19 and 20 March 2015) – Conclusions http://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2015/03/european-council-conclusions-march-2015-en_pdf/

5. European council meeting (19 and 20 March 2015) – Conclusions http://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2015/03/european-council-conclusions-march-2015-en_pdf/

6. Кавешников Н.Ю. Возобновляемая энергетика в ЕС: смена приоритетов // Мировая экономика и международные отношения, № 12, 2014, c. 79. --------- http://elibrary.ru/item.asp?id=22749553

7. Кавешников Н.Ю. Развитие внешней энергетической политики Европейского союза // Вестник МГИМО-Университета, № 4, 2013, с 88 ----- http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/10mezhd_otn_kaveshnikov.pdf

8. Decision No 994/2012/EU of 25 October 2012 establishing an information exchange mechanism with regard to intergovernmental agreements between Member States and third countries in the field of energy

9. European council meeting (19 and 20 March 2015) – Conclusions http://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2015/03/european-council-conclusions-march-2015-en_pdf/

10. Remarks by President Donald Tusk after the first sessions of the European Council meeting. 19/03/2015. http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2015/03/19-european-council-intermediate-remarks-tusk/

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся