В 2015 г. Украине потребуется погасить задолженность на сумму 11 млрд долл. Сложность положения Киева заключается не в размере долга как такого, а в практически полном отсутствии ресурсов для его обслуживания. В декабре 2014 г. валютные резервы сократились до 7,5 млрд долл. по сравнению с 17,8 млн долл. в январе 2014 г. С ноября 2014 г. Центральный банк Украины прекратил валютные интервенции для поддержания курса гривны, чтобы сохранить часть резервов. Результатом такой политики ЦБУ стало обесценение гривны в три раза по отношению к доллару. Вероятность дефолта на Украине специалисты исследовательского подразделения «Дойче банка» оценили в 17,8%.
С момента распада СССР экономическое развитие Украины отличалось непоследовательностью и неравномерностью. В период 1989–1999 гг. ВВП страны сократился почти на 61%, но с 2000-х годов и до начала мирового финансового и экономического кризиса темпы роста украинского ВВП в среднем составляли около 7,5% в год. Начавшиеся в сентябре 2008 г. серьезные проблемы в экономике привели в 2009 г. к сокращению ВВП на 14,8%. Правительство прибегло к экстренным мерам — по линии МВФ были получены кредиты на 16,4 млрд долл. (2008 г.) и 15,1 млрд долл. (2010 г.), однако к структурным реформам так и не приступило. В 2010 г. экономический рост возобновился в пределах 5% в год, но в 2012 г. приостановился на уровне 0,3%. Ситуация стала приближаться к критической, начало военных действий в Донецкой и Луганской областях и воссоединение Крыма с Россией лишь усугубили ее.
Крым и Донбасс: цена вопроса
С сугубо экономической точки зрения влияние выхода Крыма из состава Украины оказалось не столь существенным, оно оценивается примерно в 3,8% совокупного ВВП страны. Крым не отличался высокими показателями уровня жизни: ВВП на душу населения здесь составлял не более 5 тыс. евро в 2012 г. при среднем значении по стране 6,8 тыс. евро и максимальном 20,7 тыс. евро в ряде регионов. В 2013 г. на долю Крыма приходилось 1,6% в совокупном экспорте Украины и примерно столько же – в совокупном импорте.
Луганская и Донецкая области, так называемый Донбасс, имеют гораздо большее значение для экономики Украины. В 2012 г. в Донецкой области был зарегистрирован один из самых высоких показателей ВВП на душу населения — 20,7 тыс. евро, в Луганской — в пределах 6,5–9,5 тыс. евро. В 2013 г. доля Донбасса в ВВП Украины составила 16%. Донецкая область занимает первое место по количеству крупных предприятий — 103, в Луганской области их 28. По объему экспорта товаров на долю Донбасса приходилось 25,2% совокупного экспорта Украины и 7,7% совокупного импорта.
Подписание и ратификация Соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза 16 сентября 2014 г. означают, что со временем географическое распределение внешнеторговых потоков может измениться, а роль ЕС как экономического партнера Киева возрасти. В соответствии с положениями данного Соглашения планируется создание зоны свободной торговли ЕС — Украина в течение десяти лет. Однако по итогам трехсторонней министерской встречи представителей России, Украины и ЕС, состоявшейся 12 сентября 2014 г., было решено отложить имплементацию торгово-экономического блока Соглашения до 31 декабря 2015 г. Россия подтвердила, что до тех пор пока не будут проведены все необходимые консультации и переговоры, режим свободной торговли между странами СНГ и Украиной будет сохраняться. Россия и ЕС имеют примерно равные доли в экспорте Украины (в 2013 г. около 30%). В 2013 г. экспорт в Россию составлял 8,3% ВВП Украины, а в ЕС – лишь 0,8%. В то время как Россия для Украины — один из основных торговых партнеров, доля Украины в совокупном российском импорте товаров к 2012 г. снизилась до 5,7% по сравнению с 8,1% в 2004 г.
В региональной структуре украинского экспорта в Россию Донецкая область в 2012 г. занимала первое место (18%), Луганская и Запорожская области — третье место (по 10% совокупного экспорта страны). Доля крымских товаров в совокупном экспорте Украины в Россию не превышала 1%. Заслуживает также внимания показатель, характеризующий долю экспорта товаров в Россию в совокупном экспорте не всей Украины, а конкретного региона. Так, в 2012 г. на Россию приходилось 43% экспорта Луганской области, 22% экспорта Донецкой области и 29% крымского экспорта. Почти 10% всей продукции, произведенной в Луганской области, направлялось в Россию, что было самым высоким показателем среди остальных регионов. Аналогичный показатель для Донецкой области — 6%, для Крыма — 2%.
Почему дефолт?
Самое простое определение дефолта — это несвоевременная выплата процентов или основного долга по долговым обязательствам. Применительно к государству один из ключевых макроэкономических показателей, который наводит на мысль о дефолте, — величина государственного долга в процентах к ВВП. Госдолг Украины в 2013 г. составлял 41% ВВП. По разным оценкам, в 2014 г. он мог превысить 60% ВВП. На первый взгляд, эти данные не кажутся катастрофическими, при том что в ряде европейских стран госдолг превышает 100% ВВП. В 2015 г. Украине потребуется погасить задолженность на сумму 11 млрд долл., из которой 3 млрд долл. должна получить Россия. Сложность положения Киева заключается не в размере долга как такого, а в практически полном отсутствии ресурсов для его обслуживания. В декабре 2014 г. валютные резервы сократились до 7,5 млрд долл. по сравнению с 17,8 млн долл. в январе 2014 г., т.е. на 57%. С ноября 2014 г. Центральный банк Украины прекратил валютные интервенции для поддержания курса гривны, чтобы сохранить часть резервов. Результатом такой политики ЦБУ стало обесценение гривны в три раза по отношению к доллару: с 7,9 гривны за доллар в 2013 г. до 24,5 в феврале 2015 г. Вероятность дефолта на Украине специалисты исследовательского подразделения «Дойче банка» оценили по состоянию на середину марта 2015 г. в 17,8%. Выше этот показатель только в Венесуэле — 19,6%. В контексте ухудшения экономических прогнозов для России и снижения суверенного рейтинга ведущими рейтинговыми агентствами вероятность дефолта России оценивается в 6,8% (см. рис. 1).
Для России угроза дефолта исходит, главным образом, от падения цен на нефть и высокой ставки рефинансирования, которая будет тормозить развитие бизнеса. Украине же требуются немедленные вливания в экономику для осуществления выплат, в первую очередь, частному сектору.
Реформы и/или деньги?
В начале февраля 2015 г. в интервью немецкому изданию «Die Welt» президент Украины Петр Порошенко сообщил, что военная операция на Донбассе обходится стране в 5–7 млн евро ежедневно. К этому стоит добавить прекращение работы 25% промышленных предприятий, ущерб, нанесенный инфраструктуре и жилищному фонду в зоне конфликта, нулевой экономической рост и отток из Донбасса около 2 млн человек, из которых около 1 млн зарегистрированы как внутренне перемещенные лица в других частях Украины и более 800 тыс. въехали в Россию. Эти обстоятельства ставят под сомнение возможность стабилизации экономической ситуации в стране в краткосрочной и даже в среднесрочной перспективе. Кредит МВФ в размере 17,5 млрд долл., одобренный 11 марта 2015 г., означает необходимость проведения быстрых экономических реформ и политики жесткой экономии. Специалисты МВФ дают весьма оптимистичные прогнозы и полагают, что эти средства позволят Украине добиться экономического роста на уровне 2% уже в 2016 г., несмотря на то, что в 2015 г. ожидается сокращение ВВП на 5%. Министр финансов Украины Наталья Яресько планирует добиться решения о реструктуризации украинского долга и сохранить для страны 15 млрд долл. в течение четырех лет, однако переговоры идут крайне сложно и очень медленно. Украинское правительство получает кредиты не только от МВФ, но и по линии Всемирного банка, Евросоюза, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Такое активное привлечение кредитов также повышает риск наступления дефолта по международным платежам.
Реформы, которые проводит или собирается проводить правительство Украины, скорее всего, окажутся малопопулярными среди населения. Повышение внутренних цен на газ почти на 300%, сокращение числа больниц, реформа пенсионной системы на фоне обесценения национальной валюты и увеличения затрат на военную технику могут спровоцировать рост социальной напряженности и протестных настроений. В числе первоочередных задач правительство определяет борьбу с коррупцией, реформирование энергетической сферы (реформирование НАК «Нафтогаз Украины» в соответствии с положениями Третьего энергетического пакета ЕС), государственных предприятий, а также расширение налоговой базы и переход к электронной системе сбора НДС. Уже созданы Национальное антикоррупционное бюро и антикоррупционное агентство, учрежден пост бизнес-омбудсмена. Известный специалист по экономике постсоветских стран Андрес Аслунд предлагает ЕС вспомнить о плане Маршалла для послевоенной Европы и направлять на Украину средства, часть которых будет поступать на безвозмездной основе. Джордж Сорос также предлагает активно финансировать Украину за счет средств европейских стран. Бывший премьер-министр Литвы Андриус Кубилиус выступил с предложением отчислять Украине 3% ВВП ЕС в течение шести лет в форме грантов. В июле 2014 г. в Киеве была сформирована рабочая группа по «Плану Маршалла для Украины», которую возглавил бывший заместитель премьер-министра Владимир Гройсман.
В конце апреля 2015 г. в Киеве состоялась конференция о возможностях и условиях предоставления дополнительной финансовой помощи Украине, на которую прибыли представители 56 стран. Участники конференции выражали недовольство крайне медленным ходом реформ в стране и подчеркивали необходимость реформирования, в частности, газового сектора. Тем не менее представители Евросоюза пообещали предоставить очередные транши макрофинансовой помощи Украине на сумму 1,8 млрд евро в виде кредитов, финансовой помощи и грантов и еще 70 млн евро на достройку нового укрытия над разрушенным энергоблоком Чернобыльской АЭС. США также планируют предоставить гуманитарную помощь Украине на сумму 18 млн долл., а также 2 млрд долл. долгосрочных гарантий.
С одной стороны, когда на части территории страны проходят военные действия, а экономическое положение катастрофическое, могут появляться лазейки для разного рода финансовых махинаций. С другой стороны, военный конфликт позволяет не только обращаться за кредитами, но и рассчитывать на получение донорской помощи. Переговоры президента П. Порошенко с западными союзниками о направлении военно-технической помощи свидетельствуют о том, что быстрого урегулирования конфликта не получится вопреки достигнутым в Минске договоренностям. Вовлеченность лидеров ЕС и США в судьбу Украины, обеспокоенность соседствующих с ней государств собственной безопасностью и активное лоббирование за поставку вооружений в страну говорят о том, что дефолта на Украине постараются избежать. Стоит отметить, что речь идет, в первую очередь, о дефолте по обязательствам перед внешними кредиторами, так как внешний долг Украины в 2014 г. составил 135 млрд долл. (70% ВВП страны). Предоставление финансовой помощи со стороны международных организаций и иностранных государств, даже на безвозмездной основе, может оказаться в итоге дешевле, чем последствия от дефолта.
Лидерам европейских государств будет непросто договориться по этому вопросу, учитывая тяжелое экономическое положение некоторых стран-членов ЕС (Греция, Испания и др.) и многократные попытки их руководителей получить от Брюсселя финансовую помощь на восстановление экономики, не говоря уже о налогоплательщиках, которые предпочли бы иное расходование бюджетных средств.