Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.83)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Артем Пылин

К.э.н., ведущий научный сотрудник и заведующий Сектором двусторонних отношений России и стран-соседей Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН

Образованный в 2014 г. Евразийский экономический союз во многом стал производной мирового финансово-экономического кризиса, формой реакции стран региона на свою уязвимость перед глобальными шоками, считают российские эксперты. В то же время усиление конкуренции на постсоветском пространстве со стороны внерегиональных участников, прежде всего ЕС и КНР, стимулировало Россию активизировать интеграционные инициативы в регионе. За прошедшие десять лет ЕАЭС не только состоялся как интеграционное объединение, но и продемонстрировал свою устойчивость к внешним вызовам, создав позитивные интеграционные эффекты для стран-участниц и внеся свой вклад в развитие экономической связанности в Евразии даже в непростых геополитических условиях.

ЕАЭС стремится развивать торгово-экономическое сотрудничество с другими объединениями и отдельными странами через систему различных соглашений, видя в этом способ диверсификации внешних связей и сокращения геополитических рисков для своего развития. В ближайшие годы ставится задача «позиционирования ЕАЭС как одного из экономических центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства.

Для полноценной реализации БЕП важно более активно использовать потенциал приграничного и межрегионального сотрудничества. В рамках ЕАЭС уже накоплен определенный опыт взаимодействия российских регионов с белорусскими и казахстанскими областями. В целях налаживания межрегиональных трансграничных связей для стран — участниц БЕП может быть перспективное подключение к деятельности Портала по межрегиональному сотрудничеству в ЕАЭС, на котором экономические субъекты из стран Союза могут размещать информацию о своих компаниях, производимой продукции, инвестиционных проектах, а также о действующих региональных льготах и преференциях для инвесторов и предпринимателей. Развитие трансграничных особых экономических зон также может усилить межрегиональное сотрудничество.

При выработке концепции БЕП необходимо учитывать тренды геополитической фрагментации в торговой, инвестиционной и технологической сферах, а также подвижность странового состава региональных (западных и незападных) геополитических блоков. Произошедшие за последние 10–15 лет изменения в мировой экономике за счет опережающего роста крупных развивающихся стран, усиления протекционизма, санкционной политики, последствий пандемии COVID-19 и усиления геополитической напряженности приводят к разделению глобального экономического пространства. Начавшаяся геополитическая (геоэкономическая) фрагментация международных связей между условным Западом и Востоком отчасти разделяет Евразию. В этой связи растет важность сотрудничества в том числе в области безопасности, чтобы обеспечить стабильные условия для решения региональных экономических проблем и укрепления технологического суверенитета стран партнерства.

Таким образом, за десять лет своего развития ЕАЭС накопил позитивный опыт в создании экономической связанности в Евразии, что подтверждается опережающим ростом взаимной торговли в рамках данного объединения при негативном воздействии внешних шоков. Для превращения ЕАЭС в один из экономических центров формирования Большого Евразийского партнерства потребуется целенаправленная работа по дальнейшему повышению экономической связанности самого Союза, а также разработка и реализация Концепции БЕП с учетом новых трендов международной экономической интеграции и процессов геополитической фрагментации.

Образованный в 2014 г. Евразийский экономический союз во многом стал производной мирового финансово-экономического кризиса, формой реакции стран региона на свою уязвимость перед глобальными шоками, считают российские эксперты. В то же время усиление конкуренции на постсоветском пространстве со стороны внерегиональных участников, прежде всего ЕС и КНР, стимулировало Россию активизировать интеграционные инициативы в регионе. За прошедшие десять лет ЕАЭС не только состоялся как интеграционное объединение, но и продемонстрировал свою устойчивость к внешним вызовам, создав позитивные интеграционные эффекты для стран-участниц и внеся свой вклад в развитие экономической связанности в Евразии даже в непростых геополитических условиях.

Экономическая связанность в ЕАЭС во многом определяется степенью интенсивности и структурой внутрирегиональной торговли. За 2015–2023 гг. динамика взаимной торговли в рамках Союза носила неравномерный характер на фоне меняющейся конъюнктуры на мировых топливно-сырьевых рынках, последствий пандемии COVID-19 и масштабных санкций стран Запада против России и Беларуси[1]. Однако ЕАЭС продемонстрировал высокую степень адаптивности к внешним шокам. За 2015–2023 гг. стоимостной объем взаимной торговли товарами стран объединения вырос с 45,6 млрд долл. до 86,9 млрд долл.[2], в том числе за 2022–2024 гг. прирост составил 13,8 млрд долл. В результате уровень взаимозависимости стран объединения заметно увеличился: доля внутрирегиональной торговли[3] выросла с 11,1% в 2015 г. до 15,6% в 2023 г. Наибольшая доля взаимной торговли товарами (от 37 до 64% в 2023 г.) отмечается в Беларуси, Армении и Кыргызстане, а наименьшая (12–14%) — в России и Казахстане, но и в этих двух странах данный показатель заметно вырос за прошедшие годы.

ЕАЭС характеризуется более высокой степенью связанности по сравнению с некоторыми другими региональными объединениями Евразии. За период 2013–2022 гг. коэффициент торгово-экономической связанности ЕАЭС составлял в среднем 0,408, что в 1,7 раза превышало связанность в рамках региона СНГ и в два раза превосходило связанность в ШОС[4]. Однако с точки зрения внутренней связанности ЕАЭС весьма неоднороден. Наиболее высоким этот показатель традиционно отмечается в парах Беларусь – Россия, Казахстан – Россия и Казахстан – Кыргызстан, что во многом обусловлено эффектом соседства и уровнем экономического развития этих государств. Более слабая торгово-экономическая связанность отмечается в других парах с участием Армении и Кыргызстана, которые не имеют общей границы (Рис. 1).

Рисунок 1. Коэффициент торгово-экономической связанности (КТЭС) стран ЕАЭС в 2021–2022 гг.[5]

Источники: составлено и рассчитано по данным ITC Trade Map, IMF World Economic Outlook database October 2023.

ЕАЭС стремится развивать торгово-экономическое сотрудничество с другими объединениями и отдельными странами через систему различных соглашений, видя в этом способ диверсификации внешних связей и сокращения геополитических рисков для своего развития. В ближайшие годы ставится задача «позиционирования ЕАЭС как одного из экономических центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства[6].

С момента выдвижения идеи Большого Евразийского партнерства президентом России в 2015 г. в мировой экономике и международных отношениях произошли значительные изменения, что требует осмысления этой инициативы в новых геоэкономических условиях. В настоящее время ведется разработка Концепции БЕП с учетом видения приоритетов сотрудничества России с другими странами и региональными объединениями. Так, в соответствии с утвержденной Концепцией внешней политики Российской Федерации 2023 г., предполагается «формирование широкого интеграционного контура — Большого Евразийского партнерства — посредством объединения потенциалов всех государств, региональных организаций и объединений Евразии с опорой на ЕАЭС, ШОС и Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), сопряжение планов развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь» при сохранении возможности участия в этом партнерстве всех заинтересованных государств и многосторонних объединений Евразийского континента и, как следствие, формирование сети партнерских организаций в Евразии»[7].

В экспертной среде под Большим Евразийским партнерством понимается «система институтов и торгово-экономических соглашений разной степени глубины между ЕАЭС и внешними партнерами, а также интеграционными блоками, максимизирующая выгоды для ее участников от внешнеэкономической деятельности»[8]. При этом под институтами понимаются как уже существующие институты развития (Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации и развития, Евразийская перестраховочная компания), так и обсуждаемые на перспективу (Евразийский экспортный центр, торговые дома). Среди торгово-экономических соглашений выделяются преференциальные и непреференциальные торговые соглашения, инвестиционные соглашения по развитию и созданию инфраструктурных проектов, отраслевой кооперации, формированию особых экономических зон.

Учитывая сравнительно невысокий демографический и экономический потенциал ЕАЭС по сравнению с другими полюсами Евразии (прежде всего с КНР и Индией) акцент в развитии БЕП необходимо делать на максимально гибкие и разнообразные форматы взаимодействия с учетом специфики многочисленных стран материка, интересов России и ее партнеров по региональному объединению с одной стороны, и третьими странами — с другой. При этом необходимо учитывать смещение акцентов от классических форм международной экономической интеграции (зоны свободной торговли, таможенные союзы) в сторону проектной составляющей или накопительной интеграции[9], где углубление сотрудничества происходит без использования классических форм. В последние годы существенно возросло значение международного сотрудничества в транспортно-логистической сфере, энергетике, промышленной кооперации, экологии и цифровизации.

В части развития преференциального торгового взаимодействия сохраняется определенный потенциал по заключению соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и третьими странами. Переговоры о создании ЗСТ с Вьетнамом, Сингапуром, Южной Кореей, Израилем и рядом других стран начались сразу после создания Союза. Но изменение геополитической ситуации остановило переговорный процесс и реализацию многих проектов. На сегодняшний день действуют ЗСТ ЕАЭС с Вьетнамом, Сербией и Ираном. Для снижения возможных рисков будущих стран — участниц ЗСТ при либерализации рынков, как в случае с Ираном, можно предварительно использовать механизм временного торгового соглашения (ВТС). Так, на конец 2024 г. намечено подписание такого ВТС между ЕАЭС и Монголией.

Сотрудничество государств-членов ЕАЭС и Китая опирается на довольно широкую институциональную базу непреференциального характера — двусторонних межправительственных договоров и соглашений. Ее дополняет многостороннее взаимодействие в рамках ШОС, а также участие стран Союза в китайской инициативе «Один пояс, один путь». При этом подписанное в мае 2018 г. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР уже не полностью соответствует достигнутому уровню взаимодействия сторон и нуждается в обновлении ввиду произошедших геоэкономических изменений. Вместе с тем заключение полноценного соглашения ЗСТ ЕАЭС – Китай в обозримой перспективе не представляется возможным из-за высоких рисков для российской экономики, тогда как сценарий ограниченной либерализации вполне возможен.

С учетом географических особенностей, текущих и перспективных форм торгово-экономического взаимодействия в Таблице 1 представлены некоторые концептуальные подходы России к выстраиванию сотрудничества в рамках БЕП.

Таблица 1. Некоторые концептуальные подходы России к выстраиванию торгово-экономического сотрудничества в рамках БЕП

Региональные объединения

Страновые особенности (субрегионы)

Направления сотрудничества

ЕАЭС

Беларусь

Проведение единой научно-технической, промышленной и транспортной политики в рамках Союзного государства.

Армения, Казахстан, Кыргызстан

Углубление промышленной кооперации, в том числе за счет льготного финансирования; совместный выход с продукцией на рынки третьих стран; согласование национальных программ импортозамещения.

СНГ

Страны Южного Кавказа и Центральной Азии

Развитие многосторонней зоны свободной торговли СНГ, в том числе за счет либерализации торговли услугами и осуществления инвестиций. Усиление проектной составляющей, наращивание взаимной торговли и инвестиций с акцентом на несырьевые неэнергетические сектора, формирование новых производственных цепочек[10].

ШОС

Китай

Развитие и укрепление российско-китайского всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь» на основе обновленного Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС – КНР. Совместное развитие международных транспортных коридоров (МТК), строительство магистральных трубопроводов, в том числе из РФ в КНР. Развитие экономического коридора «Россия – Монголия – Китай» (Монголия – наблюдатель в ШОС).

Иран, Индия, Пакистан

Реализация ЗСТ ЕАЭС – Иран, углубление сотрудничества в транспортной и энергетической сферах (совместное с Индией и Россией развитие МТК «Север – Юг», строительство магистральных трубопроводов, создание газового хаба в Иране). Пакистан, в свою очередь, выступает заинтересованным участником создания новых меридиональных коридоров в Евразии[11].

АСЕАН

Вьетнам

Дальнейшее углубление всеобъемлющего стратегического партнерства России и Вьетнама; продолжение реализации ЗСТ ЕАЭС – СРВ.

Другие страны Ассоциации

Развитие проектного сотрудничества на двусторонней основе; рассмотрение возможности формирования новых ЗСТ между ЕАЭС и странами региона (Таиланд, Индонезия).

Источник: составлено автором самостоятельно.

Для полноценной реализации БЕП важно более активно использовать потенциал приграничного и межрегионального сотрудничества. В рамках ЕАЭС уже накоплен определенный опыт взаимодействия российских регионов с белорусскими и казахстанскими областями. В целях налаживания межрегиональных трансграничных связей для стран — участниц БЕП может быть перспективное подключение к деятельности Портала по межрегиональному сотрудничеству в ЕАЭС[12], на котором экономические субъекты из стран Союза могут размещать информацию о своих компаниях, производимой продукции, инвестиционных проектах, а также о действующих региональных льготах и преференциях для инвесторов и предпринимателей. Развитие трансграничных особых экономических зон также может усилить межрегиональное сотрудничество.

При выработке концепции БЕП необходимо учитывать тренды геополитической фрагментации в торговой, инвестиционной и технологической сферах[13], а также подвижность странового состава региональных (западных и незападных) геополитических блоков. Произошедшие за последние 10–15 лет изменения в мировой экономике за счет опережающего роста крупных развивающихся стран, усиления протекционизма, санкционной политики, последствий пандемии COVID-19 и усиления геополитической напряженности приводят к разделению глобального экономического пространства. Начавшаяся геополитическая (геоэкономическая) фрагментация международных связей между условным Западом и Востоком отчасти разделяет Евразию. В этой связи растет важность сотрудничества в том числе в области безопасности, чтобы обеспечить стабильные условия для решения региональных экономических проблем и укрепления технологического суверенитета стран партнерства.

Таким образом, за десять лет своего развития ЕАЭС накопил позитивный опыт в создании экономической связанности в Евразии, что подтверждается опережающим ростом взаимной торговли в рамках данного объединения при негативном воздействии внешних шоков. Для превращения ЕАЭС в один из экономических центров формирования Большого Евразийского партнерства потребуется целенаправленная работа по дальнейшему повышению экономической связанности самого Союза, а также разработка и реализация Концепции БЕП с учетом новых трендов международной экономической интеграции и процессов геополитической фрагментации.


Материал подготовлен для совместного доклада РСМД, ИКСА РАН и ИМИ Фуданьского университета «Российско-китайский диалог: модель 2024», который планируется к публикации в сентябре 2024 г.

1. Пылин А.Г. Трансформация постсоветской евразийской интеграции в условиях санкций: возможности и риски // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 127-141.

2. Пересчитан из объема взаимной торговли в размере 7,4 трлн рублей по среднегодовому курсу рубля к доллару. International Financial Statistics (IFS). Exchange Rates selected indicators. Russian Federation // International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/Data

3. Доля внутрирегиональной торговли рассчитана как отношение объема взаимной торговли товарами между государствами — членами ЕАЭС (сумма стоимостных объемов экспортных операций государств — членов во взаимной торговле) к общему объему экспорта товаров рассматриваемых государств со всеми странами мира, т.е. с использованием экспортных данных. Расчеты автора на основе данных ЕЭК, ФТС России, Белстата, ITC Trade Map.

4. Пылин А.Г. К чему стремиться странам - членам ЕАЭС, СНГ и ШОС в условиях геоэкономической фрагментации? // Мир перемен. 2023. № 4. С. 60-71.

5. Примечание. КТЭС исчисляется как отношение стоимостных объемов взаимного товарооборота к суммарному ВВП (в текущих ценах) взаимодействующих стран и умножения полученной величины на 100.

6. Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Санкт-Петербург. 25.12.2023. С. 8.

7. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации».

8. Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени: доклад № 84. – М.: НП РСМД. 2023. С. 42.

9. Хейфец Б.А. Новая модель международной экономической интеграции. – М.: Институт экономики РАН,

2023. 48 c.

10. Такие задачи ставит перед собой недавно подписанное Соглашение о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций от 8 июня 2023 года; а также многочисленные отраслевые и секторальные двусторонние соглашения России в экономической сфере (особенно с Азербайджаном и Узбекистаном).

11 Винокуров Е., Ахунбаев А.., Чуев С., Адахаев А. Инфраструктура Евразии: краткосрочные и среднесрочные тренды. Доклады и рабочие документы 24/3. Алматы, 2024. URL: https://eabr.org/upload/iblock/c99/EDB_Infrastructure-Trends_RU_2024_03_21.cleaned.pdf

12. Портал по межрегиональному сотрудничеству // ЕАЭС. URL: https://regions.eaeunion.org/

13. World Economic Outlook. April 2023. A Rocky Recovery. Chapter 4. Geoeconomic Fragmentation and Foreign Direct Investment. Washington, DC. International Monetary Fund, 2023. P. 91–114; World Economic Outlook. October 2023. Navigating Global Divergences. Chapter 3. Fragmentation and Commodity Markets: Vulnerabilities and Risks. Washington, DC. International Monetary Fund, 2023. P. 71–92.


Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.83)
 (18 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju