Оценить статью
(Голосов: 38, Рейтинг: 4.95)
 (38 голосов)
Поделиться статьей
Леонид Цуканов

Кандидат политических наук, востоковед, консультант ПИР-Центра

Идея строительства на Ближнем Востоке системы коллективной обороны под эгидой США с опорой на ключевых региональных союзников Вашингтона не является чем-то новым — соответствующие проекты возникали при каждом американском президенте начиная с Б. Обамы. Предпринимались попытки как использовать уже имевшиеся на тот момент форматы взаимодействия в рамках региональных организаций (ЛАГ и ССАГПЗ), так и создать принципиально новые автономные площадки, переосмыслив накопленный предшественниками опыт (например, отдельные идеи, опробованные в рамках «Багдадского пакта» (1955) и Организации центрального договора).

Вместе с тем, несмотря на амбициозность различных версий «ближневосточного НАТО», их ждал один и тот же финал: достигнутые при участии США договоренности продолжали существовать «на бумаге», в то время как реальная кооперация между участниками зачастую сводилась к нулю. Реальный «запас прочности» подобных инициатив также оставлял желать лучшего — ни один из запущенных проектов не смог преодолеть стадию «технической обкатки», не говоря уже о более серьезных региональных кризисах.

Для США важно оптимизировать свое присутствие в регионе и распределить освободившиеся ресурсы на другие приоритетные направления (в частности, в Азиатско-Тихоокеанский регион), не утратив при этом ведущей позиции в «точке старта». Стремление выстроить на Ближнем Востоке «аутосорс-оборону» с опорой на ключевых союзников, характерное для периода президентства Д. Трампа, со временем уступило место тактике поэтапного «стирания границ», при которой проекты в области безопасности под эгидой США стали включать в себя представителей сразу нескольких регионов интереса. Так, яркой попыткой перекинуть «мостик» между АТР и Ближним Востоком можно считать реализуемый с 2021 г. проект I2U2 (Израиль, Индия, США, ОАЭ), перспективными кандидатами на вступление в который также являются Египет и Саудовская Аравия. Несмотря на то, что за рамками данной инициативы остается значительная часть ближневосточных партнеров США, расширение круга участников отвечает стратегическим интересам Вашингтона.

В развитии «ближневосточного НАТО» сегодня наметилась явная «тактическая пауза»: фокус внимания Вашингтона все больше смещается в Азию, где разрастается своя версия Альянса, а «ставки» на порядок выше. В Белом доме учитывают, что проблемы, препятствующие развитию коллективной обороны на Ближнем Востоке, пусть и носят «хронический» характер и не могут быть решены в короткие сроки, однако не угрожают утратой «ручного контроля» над регионом. Это дает возможность прорабатывать новый вариант кооперации без спешки.

В то же время Ближний Восток не теряет своей стратегической значимости, и США следят за соблюдением баланса интересов даже в условиях продолжающегося «переезда» в Азию. Растущее влияние Ирана на региональные процессы вызывает закономерные опасения и заставляет Вашингтон не только постоянно держать в тонусе своих основных союзников, но и препятствовать их сближению с потенциальными противниками США.

В целом можно ожидать, что Вашингтон — в свете продолжающегося конфликта в секторе Газа — в ближайшее время не будет выносить в публичное пространство проекты коллективной обороны на Ближнем Востоке, сосредоточившись на продвижении «мирного плана». Вместе с тем подобный формат не исключает возможности кулуарной работы с основными союзниками для постепенной «перезагрузки» проекта.

Идея создания на Ближнем Востоке структуры, способной взять на себя функцию «распорядителя» региональной безопасности и в перспективе стать «региональным отражением» Североатлантического альянса, обсуждается давно. Хотя «ближневосточному» (а до этого «арабскому») НАТО неизменно отводилось особое место в региональной политике по меньшей мере трех американских президентов, построить устойчивый к вызовам альянс никому так и не удалось. Более того, наличие непреодолимых препятствий на пути к цели в какой-то момент стало вызывать у экспертного сообщества сомнения в целесообразности подобных попыток.

Однако отказываться от идеи никто, судя по всему, не планирует — каждая эскалация напряженности на Ближнем Востоке возвращает амбициозный проект из «стоп-листа». В этом контексте представляется важным оценить перспективы «перерождения» проекта «ближневосточного НАТО» с учетом последних мировых и региональных событий, а также определить, в каком направлении он будет развиваться дальше.

Новые идеи — старые проблемы

Идея строительства на Ближнем Востоке системы коллективной обороны под эгидой США (и с опорой на ключевых региональных союзников Вашингтона) не является чем-то новым — соответствующие проекты возникали при каждом американском президенте начиная с Б. Обамы. Предпринимались попытки как использовать уже имевшиеся на тот момент форматы взаимодействия в рамках региональных организаций (ЛАГ и ССАГПЗ), так и создать принципиально новые автономные площадки, переосмыслив накопленный предшественниками опыт (например, отдельные идеи, опробованные в рамках «Багдадского пакта» (1955) и Организации центрального договора).

Вместе с тем, несмотря на амбициозность различных версий «ближневосточного НАТО», их ждал один и тот же финал: достигнутые при участии США договоренности продолжали существовать «на бумаге», в то время как реальная кооперация между участниками зачастую сводилась к нулю. Реальный «запас прочности» подобных инициатив также оставлял желать лучшего — ни один из запущенных проектов не смог преодолеть стадию «технической обкатки», не говоря уже о более серьезных региональных кризисах. Такая неустойчивость (а в некоторых случаях даже «мимолетность») обусловлена рядом факторов.

Пожалуй, наиболее очевидной преградой при строительстве «ближневосточного НАТО» остается сегментированность и разобщенность Ближнего Востока — помимо Арабского мира (который сам по себе является довольно разнородным, с сильно выделяющимися аравийскими монархиями), «архитектору» Альянса в лице Вашингтона необходимо брать в расчет интересы неарабских акторов, которые зачастую сильно разнятся. Это порождает сложности не только при организации непосредственного взаимодействия стран — участников инициатив, но и при выстраивании структуры управления и определении вектора развития нового оборонительного блока.

Данный фактор косвенно влечет за собой еще одну сложность, заключающуюся в поиске эффективной формулы расширения будущего Альянса [1]. Несмотря на то, что «схватку» за право стать «ядром» системы региональной безопасности ко второй половине 2010-х гг. окончательно выиграли аравийские монархии (Саудовская Аравия и ОАЭ), выступающие за развитие контактов в области безопасности и привлечение к сотрудничеству неарабских игроков (за исключением Ирана, консенсуса по которому по-прежнему нет), создаваемые под эгидой Вашингтона коллективные проекты на протяжении всего рассматриваемого периода неизбежно «замыкались» преимущественно на интересы арабских стран (де-факто — на интересы аравийских монархий). Это создавало убежденность в стремлении США обеспечивать защиту интересов только арабских союзников. Попытки США решить эту проблему за счет «ребрендинга» проектов (что впоследствии обусловило замещение термина «арабское НАТО» на «ближневосточное» к концу 2010-х гг.) результатов не принесли: фактически сохранились те же разногласия.

Другой извечной проблемой остается стремление Вашингтона и его ближайших партнеров заложить в основу создаваемых проектов крайне неоднозначный концепт «перманентной иранской угрозы»: любая инициатива в области коллективной безопасности так или иначе оказывается направлена на сдерживание Исламской Республики, что подталкивает Тегеран на ответные шаги. Кроме того, идея «угрожающего Ирана» с течением времени стала все хуже сочетаться с избранным большинством аравийских монархий курсом на нормализацию отношений с Тегераном (например, с начавшейся в 2023 г. саудо-иранской разрядкой). На данный момент единственной аравийской монархией, находящейся в состоянии «сдержанного противостояния» с Ираном, остается Кувейт — однако и он не стремится к дополнительной эскалации. В этом контексте попытки создать на Ближнем Востоке военный блок, обращенный против Тегерана, воспринимаются как попытка искусственно дестабилизировать регион и ослабить его.

Сбору ближневосточных союзников Вашингтона в один Альянс мешают и другие факторы. В частности, в проекты так и не удалось полноценно интегрировать Израиль — мешали споры о пределах допуска израильских специалистов в «чувствительные сферы». Добиться определенных успехов в этом вопросе на первый взгляд смогла администрация Байдена, под эгидой которой на Ближнем Востоке было запущенно сразу несколько оборонных проектов [2], где Израиль не только выступал в качестве полноценного участника, но и отчасти «задавал тон» развитию сотрудничества («Негевская инициатива», «Железный киберкупол»). Однако очередной виток эскалации палестино-израильского конфликта в октябре 2024 г. свел эти достижения на нет.

Публично же примирить Израиль и его критиков (в стане которых оказалось подавляющее большинство региональных союзников США) в текущих условиях пока не представляется возможным — хотя американские чиновники не оставляют попыток осторожно «перезагрузить» поставленные на паузу «Соглашения Авраама» за счет нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией.

Ворошить прошлое — искать будущее

Несмотря на наличие значительного количества проблем, тормозящих создание очередной версии «ближневосточного НАТО», США пока не намерены полностью отказываться от этой идеи. Налицо ряд причин, подталкивающих Вашингтон к этому.

Первая (и наиболее очевидная) — заметное усиление позиций Ирана. Исламская Республика сумела не только снизить градус напряженности с Саудовской Аравией и ОАЭ, добившись компромисса по ключевым региональным конфликтам на собственных условиях, но и существенно укрепила сеть прокси-сил (в том числе в свете эскалации в секторе Газа), что создало дополнительные риски как для США, так и для их союзников. На фоне роста напряженности между Ираном и Израилем (с выходом за устоявшиеся в последние несколько лет рамки эскалации [3]) концепция «коллективного противовеса» Ирану в очередной раз возвращается на повестку — хотя ее обсуждение пока и носит непубличный характер. По оценкам Foreign Affairs, основным аргументом для возобновления работы стало наличие «неоспоримых подтверждений» готовности Ирана к прямому столкновению с региональными противниками, продемонстрированное Тегераном в апреле 2024 г. С другой стороны, пока ни один из потенциальных членов нового альянса не взял на себя инициативу предложить конкретные шаги по развитию коллективной обороны.

Вторая причина — растущий риск утраты США негласной «монополии» на развитие системы региональной безопасности. Несмотря на то, что Вашингтон по-прежнему выступает ключевым экспортером безопасности для ближневосточных государств, его предложения уже не являются безальтернативными. Так, собственные варианты развития коллективной системы безопасности на Ближнем Востоке (как в целом, так и в отдельных его субрегионах) продвигают КНР и Россия; растет «удельный вес» Индии. Кроме того, отмечен интерес крупных региональных держав (Саудовской Аравии, ОАЭ, Турции и др.) к развитию собственных проектов в области коллективной безопасности — хотя эти намерения пока ограничиваются лишь публичными заявлениями и не подкрепляются конкретными действиями.

Наконец, для США важно оптимизировать свое присутствие в регионе и распределить освободившиеся ресурсы на другие приоритетные направления (в частности, в Азиатско-Тихоокеанский регион), не утратив при этом ведущей позиции в «точке старта». Стремление выстроить на Ближнем Востоке «аутсорс-оборону» с опорой на ключевых союзников, характерное для периода президентства Д. Трампа, со временем уступило место тактике поэтапного «стирания границ», при которой проекты в области безопасности под эгидой США стали включать в себя представителей сразу нескольких регионов интереса. Так, яркой попыткой перекинуть «мостик» между АТР и Ближним Востоком можно считать реализуемый с 2021 г. проект I2U2 (Израиль, Индия, США, ОАЭ), перспективными кандидатами на вступление в который также являются Египет и Саудовская Аравия. Несмотря на то, что за рамками данной инициативы остается значительная часть ближневосточных партнеров США, расширение круга участников отвечает стратегическим интересам Вашингтона.

В конечном счете продвигаемая американскими исследователями концепция «Индо-Авраамического альянса» может рассматриваться в качестве промежуточного шага к созданию «большого азиатского НАТО». Подобная массивная конструкция, растянутая на несколько регионов, вероятно, будет лишена возможности оперативно реагировать на стоящие перед ней вызовы (в особенности на те, что в большей степени актуальны для Ближнего Востока), однако позволит создать необходимый задел для развития сотрудничества между ключевыми союзниками Вашингтона. В дальнейшем опыт I2U2 вполне может быть использован и для запуска схожих проектов, ориентированных уже исключительно на запросы Ближнего Востока.

Цифровая «форточка» коллективной безопасности

Особое внимание при оценке перспектив очередного цикла перерождения «ближневосточного НАТО» следует уделить фактору кибербезопасности. Востребованность сотрудничества в вопросах реагирования на «цифровой вызов» не вызывает сомнений — поскольку все без исключения государства Ближнего Востока примерно одинаково оценивают влияние исходящих из киберпространства угроз и в целом заинтересованы в объединении усилий.

Цифровое измерение занимает важное место в стратегическом видении США и их понимании вектора долгосрочного развития системы безопасности Ближнего Востока, что подтверждается позиционированием кибербезопасности в проектах коллективной защиты. Начиная со второй половины 2010-х гг. киберфактор так или иначе фигурировал во всех инициативах Вашингтона, ориентированных на Ближний Восток, а в последних и вовсе оказался на ведущих позициях.

Помимо прямого участия США в совершенствовании доступных союзникам инструментов реагирования на цифровой вызов, растет обмен опытом по линии НАТО. Специалисты Альянса активно участвуют в развитии национального технического и кадрового потенциала, способствуют более интенсивному обмену опытом между ближневосточными государствами в области кибербезопасности. Не последнюю роль в этом процессе играют Ближневосточный Центр НАТО, расположенный в Кувейте, а также военная киберинфраструктура США в Саудовской Аравии, Омане и ряде других ближневосточных государств — все они задействованы в повышении эффективности профильного сотрудничества.

С другой стороны, усилия США (а также НАТО) по развитию «цифровой» составляющей безопасности своих визави по-прежнему ориентированы преимущественно на национальный уровень, а степень вовлеченности варьируется от страны к стране. Коллективные же мероприятия имеют крайне редкий характер и охватывают далеко не все страны-партнеры Вашингтона, что неизбежно ведет к формированию дисбалансов. Кроме того, с учетом характерной для региона атмосферы взаимной подозрительности и нежелания допускать потенциальных оппонентов в чувствительные сферы (к которым относится и кибербезопасность) процесс «спайки» займет продолжительное время.

Как результат, несмотря на оптимизм отдельных политиков и исследователей, до создания полноценного «киберальянса» (не говоря уже о создании совместного «киберкомандования») на Ближнем Востоке пока еще очень далеко — особенно в отсутствие какой-либо основы для создания подобной надстройки даже в рамках малых групп стран-партнеров США.

***

В развитии «Ближневосточного НАТО» сегодня наметилась явная «тактическая пауза»: фокус внимания Вашингтона все больше смещается в Азию, где разрастается своя версия Альянса, а «ставки» на порядок выше. В Белом доме учитывают, что проблемы, препятствующие развитию коллективной обороны на Ближнем Востоке, пусть и носят «хронический» характер и не могут быть решены в короткие сроки, однако не угрожают утратой «ручного контроля» над регионом. Это дает возможность прорабатывать новый вариант кооперации без спешки.

С другой стороны, Ближний Восток не теряет своей стратегической значимости, и США следят за соблюдением баланса интересов даже в условиях продолжающегося «переезда» в Азию. Растущее влияние Ирана на региональные процессы вызывает закономерные опасения и заставляет Вашингтон не только постоянно держать в тонусе своих основных союзников, но и препятствовать их сближению с потенциальными противниками США.

В целом можно ожидать, что Вашингтон — в свете продолжающегося конфликта в секторе Газа — в ближайшее время не будет выносить в публичное пространство проекты коллективной обороны на Ближнем Востоке, сосредоточившись на продвижении «мирного плана». Вместе с тем подобный формат не исключает возможности кулуарной работы с основными союзниками для постепенной «перезагрузки» проекта.

1. В разное время в качестве наиболее эффективного формата Вашингтоном рассматривались формулы «Арабский мир+2 (Турция, Израиль)», «ССАГЗ+1 (Израиль)», «ССАГЗ+3 (Израиль, Египет, Иордания)» и пр. Ни одна из формул успеха не имела.

2. Отдельно следует пояснить, что основу для успешной интеграции Израиля в проекты коллективной безопасности заложили подписанные при Д. Трампе «Соглашения Авраама» — договоры о нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами (ОАЭ, Бахрейн, Марокко, Судан) 2020–2021 гг. Реализуемые при Д. Байдене инициативы стали первым практическим результатом этих договоренностей.

3. Подразумевается обмен ударными акциями между сторонами в апреле 2024 г. — авиаудар по консульству Ирана в Дамаске (Сирия), в результате которого погибло несколько крупных иранских военных советников, и массированный ответный обстрел Ираном и аффилированными с ним силами территории Израиля, ставший первым случаем прямой атаки иранцев в отношении израильтян.


Оценить статью
(Голосов: 38, Рейтинг: 4.95)
 (38 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся