Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Прохор Тебин

К.полит.н., зав. Сектором международных военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Повышенное внимание экспертов и общественности во всем мире привлекло событие, произошедшее 23 ноября 2012 г. Дай Минмэн, летчик палубной авиации КНР, стал первым в истории китайским летчиком, совершившим взлет и посадку на палубу авианосца. Некоторые наблюдатели назвали это событие поворотным моментом в китайской программе создания авианосной компоненты флота. Другие, напротив, заявили, что значение ноябрьских испытаний преувеличено, и они не способны оказать существенного влияния на региональную стабильность.

Повышенное внимание экспертов и общественности во всем мире привлекло событие, произошедшее 23 ноября 2012 г. Дай Минмэн, летчик палубной авиации КНР, стал первым в истории китайским летчиком, совершившим взлет и посадку на палубу авианосца. Некоторые наблюдатели назвали это событие поворотным моментом в китайской программе создания авианосной компоненты флота. Другие, напротив, заявили, что значение ноябрьских испытаний преувеличено, и они не способны оказать существенного влияния на региональную стабильность. В действительности взлет и посадка на авианосец знаменуют собой один из многих этапов, которые Китай прошел на пути к превращению в полноценную морскую державу. Будущее авианосной компоненты китайского флота зависит, прежде всего, от того, какое место она займет в военно-политической стратегии Пекина.

От Мельбурна до Нимица?

Первые реальные шаги к созданию авианосцев связаны с Лю Хуацином, который руководил ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в 1982–1988 гг. Принято считать, что именно Лю Хуацин является «отцом» современного китайского флота.

Еще в 1928 г. Чэнь Шаогуань, занимавший в то время пост министра ВМС, предложил выделить 20 миллионов юаней на создание первого китайского авианосца. Однако этот план не был реализован. С тех пор военное и политическое руководство Китая неоднократно заявляло о необходимости строительства авианосцев, но каждый раз эти планы оставались лишь на бумаге.

Первые реальные шаги к созданию авианосцев связаны с Лю Хуацином, который руководил ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в 1982–1988 гг. Принято считать, что именно Лю Хуацин является «отцом» современного китайского флота. Еще в 1970 г., будучи заместителем начальника штаба ВМС, он организовал работы по технико-экономическому обоснованию строительства авианосца. В 1985 г. Австралия продала в Китай на слом легкий авианосец «Melbourne». Китайские моряки и кораблестроители получили уникальную возможность исследовать корабль, что вдохнуло новую жизнь в программу создания флота КНР.

Фото: russian.people.com.cn
Лю Хуацин - «отец» современного китайского
флота

После распада Советского Союза Китай смог приобрести списанные советские авианесущие крейсера проекта (далее пр.) 1143 «Киев» и «Минск», а также недостроенный авианесущий крейсер пр. 11436 «Варяг». После переоборудования на судоверфи в Даляне «Варяг» был переименован в «Ляонин» в сентябре 2012 г. и вошел в состав флота в октябре, став первым китайским авианосцем. Свой первый выход в море на ходовые испытания «Ляонин» совершил в августе 2011 г.

Параллельно Китай осуществлял программу по созданию палубной авиации. В 2001 г. у Украины был приобретен самолет T-10К-3, прототип российского палубного истребителя Су-33, который стал основой программы по созданию китайского палубного истребителя. Истребитель J-15 совершил первый полет в августе 2009 г., а двуместный истребитель J-15S – в ноябре 2012 г.

Информация о текущем состоянии китайской программы по созданию авианосцев носит противоречивый характер. По некоторым оценкам, к середине 2020-х годов китайский флот планирует получить до четырех авианосцев собственной разработки, в том числе два схожих с «Ляонином» неатомных корабля пр. 089 и два атомных авианосца пр. 085 большего размера. Реализация подобной программы потребует от Китая значительных инвестиций, концентрации большого количества высококвалифицированных кадров, решения целого ряда сложных технических задач.

По некоторым оценкам, к середине 2020-х годов китайский флот планирует получить до четырех авианосцев собственной разработки.

Среди важнейших нерешенных проблем стоит выделить строительство достаточного количества эсминцев ПВО и судов снабжения, создание соответствующей инфраструктуры, подготовку большого числа моряков и летчиков палубной авиации. Если Китай решит строить многоцелевые атомные авианосцы, сопоставимые с американскими типа «Nimitz», то ему придется создать палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), катапульты, а также определиться с выбором атомной энергетической установки.

Китай активно борется с Южной Кореей за звание ведущей судостроительной державы мира. Так, в 2011 г. на долю Китая пришлось 29% новых заказов и 39% построенных судов. Китайское кораблестроение достигло впечатляющих успехов: успешно реализуются программа создания современного эсминца ПВО пр. 052C и, несмотря на многочисленные технические проблемы, программа строительства многоцелевых атомных подводных лодок (ПЛА) третьего поколения пр. 095.

Фото: www.jeffhead.com/risingseadragon
Авианосец «Ляонин»

Военный бюджет Китая в 2000–2011 гг. ежегодно увеличивался почти на 12% (с учетом инфляции). По оценкам Министерства обороны США, в 2011 г. общие военные расходы КНР существенно превысили официально озвученную сумму в 90 млрд долл. и составили 120–180 млрд долл. Расходы на закупку вооружений и военной техники составляют, предположительно, около трети военного бюджета. Можно предположить, что приблизительно 20–30% приходится на закупку вооружений для флота, что составляет 8–18 млрд долл.

Стоимость строительства авианосной ударной группы (АУГ), включающей аналогичный «Ляонину» авианосец, полноценное авиакрыло и корабли сопровождения, составляет около 10 млрд долл. Таким образом, строительство четырех АУГ в течение 12 лет потребует приблизительно 3,5 млрд долл. ежегодно. Если сохранятся нынешние темпы роста военных расходов КНР, то ВМС НОАК вполне смогут позволить себе подобные расходы.

Воевать, не сражаясь

В случае военного столкновения в Мировом океане практически с любым государством помимо США, авианосец способен дать Китаю существенное преимущество.

Китайское руководство неоднократно указывало на то, что «Ляонин» будет использоваться исключительно для испытаний и обучения. Подобные заявления можно воспринимать скептически, но в любом случае на создание полноценной АУГ во главе с «Ляонином» у Китая уйдет не менее пяти лет. Это время потребуется для доработки и строительства необходимого количества палубных самолетов и вертолетов, обучения моряков и летчиков, обеспечения достаточной сплаванности кораблей АУГ. Но даже превращение «Ляонина» во флагмана полностью боеспособной АУГ не будет представлять серьезной военной угрозы для ВМС США, главного противника Китая в Мировом океане.

Необходимо понимать, что для реализации китайских планов по «прорыву» Первой островной цепи создание АУГ является излишним. Даже в апокалипсическом сценарии Дж. Краски роль китайских авианосцев вторична, а ключевая угроза морской мощи США исходит от «систем ограничения доступа» (anti-access/area denial): крылатых и баллистических противокорабельных ракет, неатомных подводных лодок, мин и т.д.

Вполне вероятно, что в ближайшее десятилетие именно невоенные задачи мирного времени станут основными для зарождающейся авианосной компоненты китайского флота.

Вместе с тем для противостояния США в открытом море даже двух-трех АУГ, построенных вокруг аналогичных «Ляонину» кораблей, недостаточно. Качественное превосходство американских суперавианосцев, палубной авиации и подводного флота, огромный опыт, накопленный американскими моряками и летчиками палубной авиации, превратят китайские АУГ в легкую добычу. Именно поэтому адмирал Р. Уиллард, бывший глава Тихоокеанского командования США, отмечал, что угроза китайских авианосцев носит чисто «символический» характер. «Ляонин» и подобные ему авианосцы будут лишены самолетов ДРЛО и существенно ограничены по максимальной взлетной массе самолетов. Это ограничивает их возможности по обеспечению господства на море и проецированию мощи в операциях «против берега» в сравнении с американскими суперавианосцами.

В случае военного столкновения в Мировом океане практически с любым государством помимо США, авианосец способен дать Китаю существенное преимущество. Этим объясняется то, что в отличие от Соединенных Штатов многие государства в Азиатско-Тихоокеанском регионе высказывают озабоченность китайской авианосной программой. Наиболее вероятной формой применения китайских авианосцев в конфликте с сопоставимым или более слабым противником станет обеспечение ПВО корабельной группы, что позволит другим входящим в нее кораблям эффективно использовать свое ракетное вооружение для борьбы с надводными и береговыми целями.

Фото: gunm.ru
25 июля 2011 года второй корабль из серии
проекта «Гепард-3.9», построенный
Зеленодольским заводом имени Горького
прибыл на Военно-Морскую базу Камрань
(Вьетнам)

Одним из путей боевого применения китайских авианосцев может стать проведение скоротечных военных операций ограниченных масштабов и с ограниченными политическими и военными целями. Реализация политики fait accompli («свершившегося факта») в локальных конфликтах может привести к тому, что Китай будет способен сравнительно быстро одержать военную победу, достичь своих политических целей и избежать вооруженного вмешательства третьей стороны. Однако Китай, скорее всего, будет использовать авианосцы для того, чтобы добиться своих политических целей без реального военного столкновения.

В условиях сокращения военного бюджета США и неготовности Вашингтона идти на серьезный конфликт с Пекином авианосцы могут стать важным элементом политического давления Китая на Тайвань и те страны, с которыми у КНР есть территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В какой-то момент мощь Китая может достичь такого уровня, что любая попытка сохранить баланс сил либо будет заранее обречена на провал, либо связана с такими расходами, которые вынудят пойти на уступки Пекину.

Подобная политика может привести к крайне негативным последствиям для самого Китая. Так, руководство Вьетнама обеспокоено растущей морской мощью и амбициями КНР. Учитывая печальный опыт отношений с Китаем в 1970–1980-х годах, оно начало активно закупать военно-морскую технику у России, а также укреплять связи с Индией и США.

Фото: Агентство «Синьхуа»
Эсминец «Гуанчжоу»

Авианосцы можно использовать и в ситуациях, отличных от «игры с нулевой суммой», например, в качестве инструмента военно-морской дипломатии для увеличения веса Китая на мировой арене, укрепления существующих и создания новых межгосударственных связей в военно-технической и военно-политической сферах. Как показывает опыт ВМС США, авианосцы можно эффективно использовать при оказании гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий. Учитывая тот факт, что около 65 млн китайских граждан путешествует и работает за пределами КНР, авианосцы могут оказаться незаменимым инструментом для проведения операций по эвакуации этих людей из стран, переживающих военный или иной кризис.

Боеспособный авианосец на патрулировании в Мировом океане будет служить наглядной демонстрацией экономической, военной и технологической мощи Китая не только для других государств, но и для населения самого Китая. Улучшение имиджа КПК среди простых китайцев и рост патриотических чувств являются одними из доводов в пользу строительства подобных кораблей. Вполне вероятно, что в ближайшее десятилетие именно невоенные задачи мирного времени станут основными для зарождающейся авианосной компоненты китайского флота.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся