Read in English
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Ана Ливия Араужо Эстевес

К.полит.н. преподаватель Департамента Зарубежного Регионоведения Факультета Мировой Экономики и Мировой Политики НИУ ВШЭ, корреспондент Sputnik Brasil

Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва совершил государственный визит в Россию с 7 по 9 мая 2025 г. для участия в праздновании Дня Победы в Великой Отечественной войне. Включив Россию в свой евразийский тур, в ходе которого он также побывал в Китае, Л. Лула поддержал основанную им же традицию: каждый бразильский президент посещает Россию как минимум один раз за срок своих полномочий.

Вопросы в повестке дня Бразилии и России носят стратегический характер для обеих сторон, включая политическую координацию и потенциальный обмен чувствительными технологиями. Соглашения в ядерной и космической сферах действительно могут вывести отношения Бразилиа и Москвы на наивысший за всю историю уровень — как в качественном, так и в количественном выражении (ведь даже при дисбалансе двусторонняя торговля продолжает бить все исторические рекорды).

Возобновление заседаний Российско-Бразильской комиссии высокого уровня (CAN) свидетельствует о том, что стратегическое партнерство Бразилии и России остается прочным в условиях, когда Москва укрепляет влияние в глобальном Юге. После слов В. Путина Л. Луле в Кремле — «Мы действительно давно не виделись!» — бразильский лидер решил больше не давать коллеге скучать. Строго говоря, Л. Лула посетил Россию не раз, а дважды в этом году: спустя четыре дня после вылета в Китай его президентский борт вернулся в Москву для технической остановки. Перед продолжением долгого перелета главы государств успели обсудить украинский конфликт по телефону. Остановка во Внуково длилась лишь часы, но ясно показала: одного визита недостаточно, чтобы наверстать упущенное.

Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва совершил государственный визит в Россию с 7 по 9 мая 2025 г. для участия в праздновании Дня Победы в Великой Отечественной войне. Включив Россию в свой евразийский тур, в ходе которого он также побывал в Китае, Л. Лула поддержал основанную им же традицию: каждый бразильский президент посещает Россию как минимум один раз за срок своих полномочий.

Впрочем, это не первая попытка бразильского лидера посетить Россию в ходе своего третьего срока (который начался в январе 2023 г. и должен закончиться в декабре 2026 г.). Еще в октябре 2024 г. присутствие Л. Лулы на саммите глав государств БРИКС в Казани было подтверждено — однако несчастный случай не позволил 79-летнему президенту совершить поездку. Внезапное отсутствие Л. Лулы на саммите БРИКС подогрело слухи о том, что Бразилия дистанцируется не только от объединения, но и от стран глобального Юга, бросающих вызов директивам Вашингтона.

Действительно, за первые два года третьего срока Л. Лулы да Силва бразильская внешняя политика оказалась менее ориентированной на глобальный Юг, чем ожидалось. Публичные разногласия с такими странами, как Венесуэла и Никарагуа, низкий уровень вовлеченности в латиноамериканскую региональную интеграцию и пассивность на африканском направлении вызвали удивление у экспертов, ожидавших скорого возвращения к «активной и амбициозной» дипломатии первых каденций Л. Лулы.

Существенное влияние администрации 46-го президента США Джо Байдена на выборы и переходный кабинет третьего правительства Л. Лулы предопределило контуры бразильской внешней политики, благоприятной для держав глобального Севера. Еще до инаугурации Л. Лула провел встречи с высокопоставленными представителями Белого дома — включая тогдашнего советника по национальной безопасности США Джейка Салливана — где предложил американскому коллеге союз для противодействия ультраправым: движению болсонаристов в Бразилии и трампизму в США.

США также мало скромничали в оценке своего влияния на избирательный процесс, обеспечивший победу Лулы над экс-президентом Ж. Болсонару. В статье, озаглавленной «Сдержанная кампания США в защиту выборов в Бразилии», бывшие американские послы в Бразилиа Томас Шэннон и Майкл МакКинли не только оправдывают результаты своего вмешательства, но и, судя по всему, требуют от правительства Л. Лулы лояльности и благодарности за оказанные «услуги».

Бразильская внешняя политика откликнулась на призыв, сохранив тесные связи с Белым домом и одновременно подтвердив способность к диалогу со всеми центрами силы в условиях геополитической трансформации. Председательство Бразилии в Группе двадцати в 2024 г. стало успешным воплощением этого постоянного поиска баланса. Впрочем, порой стремление быть «своим» для всех ставилось выше продвижения национальных интересов страны.

Однако приход республиканца в Белый дом заставил бразильских стратегов пересмотреть подходы. Видимое идеологическое расхождение между Дональдом Трампом и Лулой да Силва — лишь один из факторов нынешнего охлаждения в двусторонних политических отношениях. Госсекретарь США Марко Рубио, который придерживается более жесткой линии в отношении Латинской Америки, не утруждал себя даже установлением контактов с бразильским коллегой — министром иностранных дел Мауру Виейрой. При сохранении торгово-инвестиционных связей, дистанцирование от Вашингтона может освободить Бразилии пространство для маневра на международной арене — особенно в странах глобального Юга.

В этом контексте визит бразильского президента в Россию и Китай знаменует коррекцию курса, в ходе которой Бразилия возобновляет свою универсалистскую внешнюю политику, отвергающую разделение мира на «автократии против демократий», которое продвигалось госдепом США при администрации демократов. Выбор символически насыщенного российского государственного праздника для визита в Москву — яркое свидетельство стремления Бразилии подтвердить свою автономию во внешней политике.

Акцент на стратегических секторах: ядерное и космическое сотрудничество

Визит Л. Лулы в Москву разительно отличался от поездки его предшественника и политического оппонента Жаира Болсонару. Во время визита в феврале 2022 г. Ж. Болсонару и его делегация выполнили двустороннюю программу с российскими коллегами, а также запустили переговоры в формате «2+2» — с участием глав внешнеполитических и оборонных ведомств обеих стран.

В свою очередь, визит президента Л. Лулы получил выраженный многосторонний акцент: бразильскому лидеру пришлось конкурировать за внимание Владимира Путина с другими высокими гостями, прибывшими на празднование Дня Победы, включая председателя КНР Си Цзиньпина. Зато Лула воспользовался многосторонним форматом для встреч с представителями третьих стран, например, с премьер-министром Словакии Робертом Фицо.

Состав делегаций двух бразильских лидеров также указывает на различия между двумя государственными визитами. В то время как Ж. Болсонару сопровождала большая делегация, состоящая в основном из военных офицеров, Л. Лула сделал ставку на компактную команду технократов — гражданских специалистов в сферах высоких технологий, международных отношений и представителей законодательной власти.

При этом в обоих случаях присутствовали министры горнорудной промышленности и энергетики. Это совпадение отражает ключевую роль атомной кооперации в двусторонних отношениях. Со времен администрации Ж. Болсонару Бразилия стремилась к партнерству с Россией для преодоления технических барьеров в строительстве своей первой атомной подлодки и сертификации топлива. В гражданском секторе госкомпания «Росатом» обладает не только компетенциями для завершения строительства АЭС «Ангра-3», но и заинтересована в участии в других атомных проектах, предусмотренных Национальным энергетическим планом Бразилии на 2050 г. (PNE-2050).

За период третьего срока Л. Лулы «Росатом» расширил присутствие в бразильской атомной программе, став поставщиком конвертированного и обогащенного урана для производства топлива АЭС «Ангра-1» и «Ангра-2». Эти беспрецедентные контракты гарантируют участие российской компании в развитии атомной энергетики Бразилии как минимум до 2027 г.

Визит Л. Лулы в Москву придал новый импульс атомному сотрудничеству, открыв перспективы для поставок малых модульных реакторов (ММР) российской госкорпорации. В условиях финансовых ограничений и жестких мер бюджетной экономии бразильских правительств строительство крупных атомных электростанций неоднократно откладывалось.

В этом контексте ММР становятся жизнеспособным решением для латиноамериканской страны, поставившей цель нарастить долю атомной энергии в рамках Энергоплана-2050. Установка таких реакторов рассматривается как потенциальное решение для энергоснабжения штата Рорайма, расположенного на крайнем севере тропических лесов Амазонки и остающегося единственным субъектом федерации, не подключенным к национальной энергосети.

На двусторонней встрече с Владимиром Путиным Л. Лула да Силва подтвердил заинтересованность Бразилии в малых модульных реакторах: «Мы очень заинтересованы в налаживании отношений с Россией по поставке небольших атомных блоков». На встрече также присутствовали генеральный директор Росатома Алексей Лихачев с российской стороны и министр горнодобывающей промышленности и энергетики Бразилии Алешандре Силвейра.

В беседе с журналистами по завершении программы Л. Лула и его советник по международным делам Селсу Аморин особо подчеркнули значение сотрудничества в атомной сфере как главного итога визита. С. Аморин отметил потенциал ММР как стабильного источника энергии для дата-центров — ключевой инфраструктуры развития искусственного интеллекта в Бразилии. Л. Лула заявил, что Россия — ключевой партнер в сферах нефти, газа и малых реакторов, поэтому если Бразилия хочет стать пятой экономикой мира, ей нужны источники надежнее ветряных или солнечных, чтобы то, что произошло с Испанией и Португалией [во время недавнего отключения электричества в апреле 2025 г. — прим. автора], никогда не случилось с южноамериканской страной.

Атомная тематика занимала важное место и в повестке министра науки и технологий Бразилии Лусианы Сантус. На встрече с российским коллегой — министром науки и высшего образования Валерием Фальковым — были подписаны соглашения об усилении роли Бразилии в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне. По данным аппарата министра, договоренности станут первым шагом к полноправному членству Бразилии в этом значимом центре ядерных исследований.

При этом министр науки достигла того, что не удалось всей военной делегации Ж. Болсонару в Москве — соглашения с Россией о передаче технологий в космической сфере. Л. Сантус отметила успех переговоров о совместной разработке ракет-носителей для запуска спутников, которые будут эксплуатироваться в Бразилии. По ее словам, Россия готова разрабатывать ракеты-носители с передачей технологий партнерам.

Обладая космодромом Алкантара — одним из лучших в мире по расположению — Бразилия сегодня вынуждена полагаться на Индию для запуска собственных спутников. После многолетней разработки собственных ракет-носителей взрыв на Алкантаре в 2003 г. во время испытаний передовой модели унес жизни ведущих ученых страны. С тех пор программа создания бразильских средств космического запуска так и не оправилась от удара.

Реализация подписанного бразильско-российского космического соглашения станет поворотным моментом не только для двустороннего сотрудничества, но и в готовности России передавать технологии Бразилии. Бразилиа проводит последовательную политику требования передачи технологий при закупках оборудования для чувствительных секторов, таких как оборона. Прежняя сдержанность России в этом вопросе не раз заставляла ее выбирать других партнеров — Францию, Швецию или Китай. Если стороны найдут взаимовыгодную и безопасную модель передачи передовых технологий, это откроет новую эпоху в двусторонних отношениях.

Торговая повестка и бразильский дефицит

С бразильской точки зрения ключевой темой визита Л. Лулы стала торговля. Бразильско-российский товарооборот значительно вырос за последние годы, достигнув 12 млрд долл. и превысив целевой показатель, установленной при подписании Стратегического партнерства в 2002 г., на 2 млрд долл.

С другой стороны, торговля между Бразилией и Россией остается очень концентрированной на нескольких продуктах с низким уровнем диверсификации с обеих сторон. Кроме того, в центре внимания находятся товары с низкой добавленной стоимостью: продукция агропромышленного комплекса в Бразилии и энергетического сектора и химической промышленности в России.

Показательно, что после введения санкций западными странами против России в 2022 г. бразильско-российский товарооборот увеличился на 70,4% за период 2021–2024 гг. Самый резкий скачок (+34,67%) пришелся на 2021–2022 гг. с последующим устойчивым ростом. Однако этот успех можно охарактеризовать как заслугу России, сумевшей добавить в торговую корзину новый ключевой продукт: дизельное топливо.

В этом контексте дефицит торгового баланса Бразилии с Россией с 2021 по 2024 гг. увеличился на 5,40 млрд долл., что представляет собой рост на 131,43 %. Бразилия, которая до 2017 г. была донором положительного сальдо, испытывает трудности с доступом на российский агрорынок. Как признал Селсу Аморин во время визита, Москва делает ставку на импортозамещение продовольствия ради продбезопасности. Бразилия демонстрирует понимание этой позиции, но сожалеет о потере своего экспорта в таких прибыльных областях, как мясной сектор.

Во время визита Ж. Болсонару в Москву в 2022 г. бразильские власти приуменьшали влияние торгового дефицита Бразилии на двусторонние отношения. В заявлениях бывшего президента и директора Бразильского экспортного агентства утверждалось, что дефицит в торговле с Россией вызван бразильским импортом удобрений — продукта, необходимого для эффективной работы агропромышленного комплекса. Агробизнес, в свою очередь, обеспечивал Бразилии глобальное положительное торговое сальдо, которое значительно компенсировало потери в двусторонней торговле с Россией.

Делегация президента Лулы изменила эту позицию и поставила торговый дефицит в приоритет бразильской повестки в Москве. Требование Бразилии о торговом балансе было включено в информационный бюллетень о визите Лулы, подготовленный Секретариатом по коммуникациям при Президенте Республики для представителей прессы. Министр иностранных дел Мауру Виейра публично настаивал на этой повестке, отметив, что стороны обсудят этот вопрос, потому что Бразилия стремится к тому, чтобы торговля была ближе к балансу.

Владимир Лихачев, Елизавета Лихачева:
Атомная энергетика и глобальный Юг

Президент Л. Лула, пригласивший генерального директора одного из крупнейших бразильских мясокомбинатов принять участие в двусторонней встрече с В. Путиным, заявил: «Я приехал сюда, чтобы обсудить торговлю, попытаться достичь баланса, поскольку мы исходим из идеи, что хорошая торговая политика предполагает двустороннее движение. Мы покупаем, мы продаем примерно в равных пропорциях, чтобы никто не пострадал».

Несмотря на энтузиазм бразильских властей, неясно, какие меры могут быть приняты для увеличения доли латиноамериканской страны в двусторонней торговле. Успех российского аграрного сектора в удовлетворении внутреннего спроса мог навсегда вытеснить Бразилию из некоторых отраслей, таких как производство свинины. Бразильский промышленный сектор, в свою очередь, даже до введения санкций в 2022 г., избегал рисков, связанных с освоением российского рынка.

Один из возможных сценариев предполагает, что Бразилиа предложит Москве компенсировать дефицит не на торговой арене, а через сотрудничество в стратегических сферах — ядерной, космической, техническое и научное сотрудничество. Передача технологий в чувствительных для экономического развития отраслях может оказаться для Бразилии гораздо ценнее, чем простое выравнивание торгового баланса.

Большая дипломатическая победа

Визит Л. Лулы в Россию со всей ясностью показал: повестка для двустороннего взаимодействия остается насыщенной и перспективной. Для развития диалога они приняли давно ожидавшееся экспертами по бразильско-российским отношениям решение — возобновить заседания Российско-Бразильской комиссии высокого уровня, известной под португальским сокращением CAN.

Комиссия выступает в роли главного координационного органа двусторонних отношений, возглавляемым вице-президентом с бразильской стороны и премьер-министром с российской. Созданная в соответствии с Планом действий стратегического партнерства, утвержденным в 2010 г., CAN не созывалась с 2015 г.

Во время визита Ж. Болсонару в Москву в 2022 г. российские власти настояли на возобновлении заседаний CAN. Согласно Итоговой декларации, опубликованной после встречи Болсонару и Путина, комиссия должна была собраться в первом квартале 2022 года в Рио-де-Жанейро. Однако встреча CAN в 2022 г. так и не состоялась. Анализ телеграмм бразильских дипломатических ведомств по этому вопросу показывает, что Бразилия сочла бы визит высокопоставленного российского представителя нарушением своего нейтралитета в отношении украинского кризиса. Хотя после 2022 г. двусторонние и многосторонние контакты сохранялись, МИД Бразилии (Итамарати) демонстрирует более осторожный подход к встречам высокопоставленных лиц в Бразилии в строго двустороннем формате, как это было бы в случае с созывом CAN.

К счастью, в 2025 г. бразильские стратеги пересмотрели свои подходы. Министр иностранных дел Мауру Виейра отметил: «Уже в этом году мы планируем принять российскую делегацию для 12-го заседания Российско-Бразильской комиссии высокого уровня — главного координационного механизма под председательством вице-президентов обеих стран, который не собирался с 2015 г.». Все указывает на то, что российский премьер-министр Михаил Мишустин отправится в Рио-де-Жанейро или Бразилиа на встречу с вице-президентом Бразилии Жералду Алкмином, государственным деятелем, который очень заинтересован в вопросах экономики и торговли.

Долгое путешествие домой

После государственного визита в Москву Л. Лула отправился в Китай, где принял участие в двусторонних встречах и многостороннем саммите Китай-СЕЛАК — форуме, объединяющем Пекин с латиноамериканскими партнерами. Делегация Л. Лулы в Пекине значительно превосходила московскую по составу, спровоцировав бразильские СМИ на неизбежные сравнения связей Бразилии с Россией и Китаем.

Бразильско-китайский товарооборот в 2024 г. достиг 160 млрд долл., с положительным торговым сальдо для Бразилии в 31 млрд долл. (что эквивалентно 41% от ее глобального положительного сальдо). Во время поездки Л. Лула объявил о китайских инвестициях в Бразилию на сумму 4,7 млрд долл., тогда как в ходе визита в Россию инвестиционных анонсов не последовало.

С одной стороны, отношения между Бразилией и Россией не могут похвастаться такими же объемами торговли и инвестиций, как отношения между Бразилией и Китаем или даже между Бразилией и США. Но с другой — вопросы в повестке дня Бразилии и России носят стратегический характер для обеих сторон, включая политическую координацию и потенциальный обмен чувствительными технологиями.

Соглашения в ядерной и космической сферах действительно могут вывести отношения Бразилиа и Москвы на наивысший за всю историю уровень — как в качественном, так и в количественном выражении (ведь даже при дисбалансе двусторонняя торговля продолжает бить все исторические рекорды).

Возобновление заседаний CAN свидетельствует о том, что стратегическое партнерство Бразилии и России остается прочным в условиях, когда Москва укрепляет влияние в глобальном Юге. После слов В. Путина Л. Луле в Кремле — «Мы действительно давно не виделись!» — бразильский лидер решил больше не давать коллеге скучать. Строго говоря, Л. Лула посетил Россию не раз, а дважды в этом году: спустя четыре дня после вылета в Китай его президентский борт вернулся в Москву для технической остановки. Перед продолжением долгого перелета в Монтевидео (на похороны бывшего президента Уругвая Хосе Мухики) главы государств успели обсудить украинский конфликт по телефону. Остановка во Внуково длилась лишь часы, но ясно показала: одного визита недостаточно, чтобы наверстать упущенное.


(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся