Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Николай Силаев

К.и.н., с.н.с. Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России, эксперт РСМД

За последние двадцать лет грузинской политической элите не удалось осуществить национально-государственный проект, созданный по образцу стран Центральной и Восточной Европы. Теперь Грузии предстоит создавать новый проект.

За последние двадцать лет грузинской политической элите не удалось осуществить национально-государственный проект, созданный по образцу стран Центральной и Восточной Европы. Теперь Грузии предстоит создавать новый проект.

Восстановление независимости

В Тбилиси не будут отмечать 8 декабря – двадцатилетие встречи в Беловежской пуще, на которой представители республик, составлявших ядро Советского Союза, констатировали его смерть. Не будут отмечать и 21 декабря, когда прочие республики согласились с этой констатацией. Скорее всего, не заметят и 25 декабря, когда красный флаг над Кремлем сменился российским триколором.

История независимости для Грузии началась 9 апреля 1989 г., с разгрома митинга на проспекте Руставели. С этого момента лозунг государственной независимости перестал быть для грузин маргинальным. В 1991 г. в Грузии запомнили, пожалуй, лишь август, благодаря нервной реакции Звиада Гамсахурдиа на московский путч – президент на минуту обеспокоился, что путчисты и в самом деле готовы прикрыть перестроечные вольности. К моменту юридической фиксации распада Советского Союза Тбилиси было не до того, уже год шел вооруженный конфликт в Южной Осетии, Гамсахурдиа был осажден в своем дворце вооруженной оппозицией, и ему оставалось всего ничего до капитуляции и изгнания.

Существовал ли проект государственного суверенитета Грузии? И да, и нет. Да, потому что Грузия обладала давней традицией государственности, утраченной в исторически обозримые времена. Потому что независимость обсуждалась в диссидентских кружках еще в 1970-е. Нет, поскольку путь к обретению суверенитета был не столько воплощением какого-либо проекта, сколько стихийным, почти неуправляемым процессом.

Разочаровывающая реальность независимости

Реальность независимого существования оказалась разочаровывающей. Три гражданские войны (в Абхазии, в Южной Осетии, между сторонниками Гамсахурдиа и Госсоветом) привели к тому, что трансформационный экономический спад в Грузии составил около 70 % ВВП (как в Таджикистане) и стал наиболее длительным на всем постсоветском пространстве. Несмотря на впечатляющие темпы роста в 2000-х, страна до сих пор не преодолела последствия этого спада. Как и многие другие постсоветские страны, Грузия теряет население – между переписями 1989 и 2002 гг. число ее жителей сократилось на миллион человек (на пятую часть). В последние годы в Тбилиси иногда говорят о наметившемся возвращении эмигрантов, но по масштабам этот процесс не сопоставим с произошедшим оттоком.

Однако следует отдать должное грузинской элите в том, что, несмотря на глубочайший экономический кризис и почти состоявшийся распад государственности, она с завидной последовательностью в течение этих двадцати лет пыталась провести в жизнь одну и ту же доктрину. У доктрины были и есть критики и оппоненты, но им лишь эпизодически удавалось замедлить движение в избранном большей частью элиты направлении.

Идеал грузинского политического мейнстрима – демократическое унитарное государство в границах Грузинской ССР, интегрированное в западные структуры безопасности.

Речь, в сущности, о малом. Идеал грузинского политического мейнстрима – демократическое унитарное государство в границах Грузинской ССР, интегрированное в западные структуры безопасности. В Центральной и Восточной Европе и даже на Балканах этот скромный идеал осуществили разные страны – от Хорватии до Эстонии. И им не помешали собственные этнополитические «скелеты в шкафу», которые двадцать лет отравляют жизнь Грузии. Идея членства в НАТО была высказана на политическом уровне в Грузии чуть ли не на исходе 1980-х, «постучаться в двери альянса» обещал Эдуард Шеварднадзе в конце 1990-х, так что Михаил Саакашвили пришел на подготовленную предшественниками почву. Слова о демократии и рыночной экономике все эти годы были чем-то само собой разумеющимся. Этот идеал включал в себя радикальное и эмоционально насыщенное дистанцирование от России, и «европейский выбор» расценивался как антироссийский.

Ошибки расчета

Если вспоминать, с чего начинал Саакашвили, все цели казались достижимыми. Он за считанные месяцы добился того, что его предшественник не мог сделать годами, – восстановил контроль центрального правительства над всей территорией страны, за исключением Абхазии и Южной Осетии, разгромил вооруженные банды, усмирил и обессилил старые бюрократические кланы. Остальное представлялось делом техники. В мире было огромное количество денег, которые просто некуда было вкладывать. Знай совершай незамысловатые либеральные реформы – меньше государственного контроля, выше место в международных рейтингах – даже брызг от докризисных глобальных финансовых потоков Грузии хватило бы для приличных темпов экономического роста. А еще – эффект низкой базы после глубокого спада в 1990-х, воодушевление сограждан да пуск транзитных нефте- и газопроводов.

Дальше – правильно пользоваться возросшим интересом Запада, который совсем было поставил крест на демократическом транзите в постсоветских странах, но тут вовремя случилась «революция роз». Произносить правильные слова, занимать выверенную позицию в полемике «старой» и «новой» Европы – и в НАТО Грузию просто потащат. Против расширения альянса Россия, но грузинское руководство привыкло считать, что Москву поставят перед фактом, и она смирится. К тому же в НАТО собиралась еще и Украина, и это добавляло веса грузинским устремлениям.

Экономический рост не отличался качеством – промышленность и сельское хозяйство стагнировали, рос дефицит торгового баланса. В годы правления Саакашвили все более явственными становились авторитарные оттенки, а после 2007 г. они стали очевидны. Грузинские либеральные интеллектуалы, а именно они задавали тон в политике, могли утешаться тем, что процесс интеграции в западные международные институты сам по себе станет катализатором позитивной внутриполитической трансформации, главное, как говорили на Украине, «доползти до порога Европы». Что же касается перспектив национального производства, то «рука рынка» как-нибудь сама все направит.

У стратегии оказался одна, но крайне важная, уязвимая точка. Намеченный план действий был авантюрным или, строго говоря, его успех в критической мере зависел от факторов, которые были не во власти Тбилиси. А что если в мире иссякнут свободные деньги? А если Россия будет сопротивляться расширению НАТО более решительно, чем это ожидали в Вашингтоне и Брюсселе?

Уже к началу 2006 г. проблема Абхазии и Южной Осетии силами Тбилиси была встроена в контекст российско-американского противостояния по поводу расширения НАТО. Замысел грузинского руководства, судя по его действиям, заключался в следующем: перевести грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты в грузино-российский, а конфликт грузино-российский – в российско-американский, после чего использовать энергию противостояния Москвы и Вашингтона для достижения своих национальных целей.

Это не означает, что в Тбилиси собирались обязательно воевать. Игра шла в демонстрацию решительности – кто первый уступит. Ошибка расчета заключалась в том, что России отступать было практически некуда – проглоти она вооруженную акцию в Южной Осетии, и больше ее мнение не спросят ни по какому вопросу, касающемуся европейской и глобальной безопасности.

В итоге восстановления территориальной целостности в границах Грузинской ССР не состоялось, и сегодня Грузия дальше от этой цели, чем была хотя бы в июле 2008 г. Интеграция в НАТО формально остается в повестке дня, но фактически отложена на неопределенный срок. Никто в альянсе не захочет допустить непосредственного соприкосновения российских и натовских сил на границах Абхазии и Южной Осетии.

Крах грузинской стратегии

Экономический кризис Грузии смягчила масштабная зарубежная помощь, составившая от трети до половины ВВП. Несмотря на эту помощь, в 2009 г. страна пережила спад в 4 % ВВП, притом, что в 2007 г. рост составил 12 %. Деньги, выделенные после войны Брюссельской конференцией доноров, заканчиваются. Правительство пытается компенсировать потери за счет повышения налогов и распродажи государственных активов на мировых биржах, но это вряд ли принесет большой успех в условиях европейских и американских экономических неурядиц. Иностранные инвестиции невелики. Есть сомнения и в качестве институциональной среды для ведения бизнеса. В апреле 2011 г. экономист Нодар Джавахишвили, в прошлом – глава Национального банка Грузии, обратил внимание на любопытную закономерность: значительное кризисное снижение цен на основные товары грузинского импорта на мировом рынке сопровождалось небольшим ростом цен на эти же товары на внутреннем рынке. Как минимум, это свидетельствует о картельном сговоре импортеров и монополизации потребительских рынков, а уж кто забрал себе маржу, остается гадать (точно не госбюджет: на фоне роста доходности импорта поступления от налога на прибыль упали на 13,2 % от уровня 2008 г.).

Плохо обстоит дело и с демократией. Саакашвили добился поправок в конституцию, резко расширяющих полномочия премьер-министра. По общему мнению, он намерен пересесть из президентского кресла в премьерское после истечения конституционного срока своих полномочий. Политическая машина отлажена не хуже, чем в иных постсоветских автократиях: стоило предпринимателю Бидзине Иванишвили заикнуться о своих политических амбициях его лишили грузинского гражданства, а его бизнес столкнулся с повышенным вниманием силовых структур.

Называя вещи своими именами, стратегия, которую пытались осуществить на протяжении двадцати лет, потерпела крах. Это не означает, что Грузия стоит на пороге новой революции, и вот-вот все будет по-новому. На самом деле, политический режим, созданный командой Саакашвили, сравнительно устойчив. Более или менее сносное существование можно поддерживать, просто обслуживая транзитные потоки в Закавказье. Отрицательное сальдо торгового баланса компенсируется переводами от мигрантов, работающих за рубежом. Политическая оппозиция маргинализирована, с массовыми выступлениями недовольных справится лояльная властям полиция.

Другое дело, что это существование по инерции. Рано или поздно национально-государственный проект нужно будет обновлять. И тогда придется отвечать на все те вопросы, многие из которых ранее казались не актуальными. Возможен ли устойчивый экономический рост без развития собственного производства? Возможно ли развитие производства без доступа к зарубежным рынкам и, в первую очередь, к знакомому российскому? Как обеспечить безопасность страны, если вступление в НАТО фактически невозможно? Как совместить европейский выбор и благоприятные отношения с Россией? Наконец, как строить отношения с абхазами и осетинами, раз уж не удалось силой вернуть под свой контроль Абхазию и Южную Осетию?

Обстоятельства таковы, что все эти вопросы находятся в контексте российско-грузинских отношений. Еще накануне августа 2008 г. в Грузии часть политической элиты обсуждала перспективы привлечения российских инвестиций в страну, рассматривая это как фундамент мира. Россия и сейчас может стать источником инвестиций, особенно если обретут плоть намеченные недавно Владимиром Путиным планы по экономической интеграции на постсоветском пространстве. Что касается Абхазии и Южной Осетии, то для Грузии любое решение этой проблемы (кроме, разумеется, простого признания двух республик) невозможно вне диалога с Москвой. Обеспечение безопасности, естественно, тоже требует такого диалога.

Пауза в отношениях с Россией

Россия в отношении Грузии взяла паузу, прямо заявив, что с действующим руководством страны разговаривать не будет. Во многом это оправданная позиция, поскольку у Москвы такой опыт отношений с Саакашвили, развивать который нет никакого желания. Кроме того, последние годы принесли России сразу несколько успехов в отношениях с ближайшими соседями – Украиной, Польшей, Азербайджаном (список можно продолжить). На этом фоне напряженность с Грузией не кажется чем-то критическим.

Официальных публичных инициатив с российской стороны, по-видимому, не будет до тех пор, пока Саакашвили остается главой Грузии.

Однако есть как минимум два фактора, которые будут подталкивать Москву к поиску решения и на этом направлении. Во-первых, планы экономической интеграции на Кавказе не будут всерьез работать до тех пор, пока закрыта железнодорожная линия через Абхазию. Во-вторых, Грузия остается соседом, причем общая граница проходит по Кавказу с его неспокойными северными склонами. Официальных публичных инициатив с российской стороны, по-видимому, не будет до тех пор, пока Саакашвили остается главой Грузии. Но поиск точек соприкосновения и контуров будущих компромиссов на экспертном и общественном уровнях будет продолжаться с возрастающей энергией.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся