Частные военные и охранные компании приобрели особую популярность с началом глобальной войны с терроризмом. Афганистан стал фронтом антитеррористической борьбы, на котором развернули свою деятельность силы НАТО, США, а также частные военные и охранные компании. Как изменился характер ведения современных войн с появлением новых частных военно-силовых акторов? Какие последствия эта практика будет иметь для Афганистана?
Новые частные военно-силовые акторы в глобальной войне с терроризмом
Частные военные и охранные компании — явление относительно новое. С принятием Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, в частной сфере безопасности произошли существенные изменения. Многие бывшие наемники переквалифицировались в контрактников и пополнили ряды частных военных и охранных компаний. Такие компании стали наиболее активными и востребованными в последние десятилетия, когда в рамках глобальной борьбы с терроризмом начались иракская, а затем и афганская военная кампании.
Спектр услуг, которые оказывают такие компании, весьма широк: от транспортно-логистического сопровождения грузов, обслуживания военной техники до личного сопровождения чиновников, охраны учреждений, военного консультирования, военной разведки и т. д.
Деятельность частных военных и охранных компаний в Афганистане — яркий пример того, как меняется характер ведения современной войны. Все чаще приходится сталкиваться с понятием «аутсорсинга военно-силовых услуг» или «приватизации войны». Услуги, которые раньше выполняла армия, сегодня перешли в частные руки. Во время афганской кампании США решили освободить своих военных от таких «непрофильных» функций, как сопровождение военных грузов или охрана собственных баз, предоставив им возможность участвовать только в боевых операциях. 95 % частных военных и охранных компаний, используемых министерством обороны США в Афганистане, являются афганскими.
Однако эта практика породила немало проблем. Частная военная и охранная деятельность не регулируется международным правом, а значит, контроль над действиями контрактников практически невозможен.
Трудности регулирования деятельности частных военных и охранных компаний
В 2008 г. Министерство внутренних дел Афганистана разработало «Порядок регулирования деятельности частных охранных компаний в Афганистане», что позволило создать базу данных компаний, действующих на территории страны. В 2009 г. насчитывалось 52 официально зарегистрированные военные и охранные компании.
Однако положения этого документа часто нарушаются. Хотя представителям законодательной, исполнительной и судебной властей, а также их родственникам «Порядок...» запрещает владеть или быть партнером частной военной и охранной компании, на практике это правило не соблюдается. Например, компанией «Watan Risk Management» владеют двоюродные братья действующего президента Афганистана Хамида Карзая.
На Программу материально-технического обеспечения войск в стране пребывания (Host Nation Trucking) лишь на территории Афганистана США тратят 2,16 млрд долл. Только по этой программе на транспортно-логистические услуги приходится более 70 % всего материально-технического обеспечения войск коалиции в Афганистане.
Несмотря на то, что США заключают контракты с лицензированной компанией, последняя нередко передает их в субподряд. При этом субподрядчики, как правило, не имеют лицензии на оказание подобных услуг. Так, грузоперевозками оборудования для натовских баз занимается не подрядчик («Watan Risk Management»), а субподрядчик во главе с полевым командиром Рухуллой, бывшим боевиком, который отвечает за безопасность грузоперевозок на участке дороги между Кабулом и Кандагаром. В подчинении у него более 600 бойцов, которые и сопровождают американские грузы до пункта назначения. За каждый грузовик взимается плата до 1500 долл. Если ежемесячно через охраняемый участок, по приблизительным подсчетам, проходит около 3500 грузовиков, то прибыль Рухуллы составляет более 5 млн долл. Такая практика, по словам Рухуллы, необходима, поскольку талибы в любой момент могут напасть на грузовики. Если же он обеспечивает безопасность, то случаи нападения на колонны крайне редки. Таких командиров, как Рухулла, действующих каждый на своем участке дороги в Афганистане, не один десяток.
Таким образом, передача американскими военными части своих функций в частные руки приводит к бесконтрольному расходованию бюджетных средств, к еще большему разгулу преступности, а также ставит самих американских и натовских военных в зависимость от третьих лиц.
Частные военные и охранные компании после окончания военной операции в Афганистане
Помимо контрактов по обеспечению военной миссии, иностранные частные военные и охранные компании консультируют и обучают афганские силы безопасности (национальную полицию, национальную армию), ряды которых пополняются за счет расформирования незаконных вооруженных групп. Как правило, обучением занимается высококвалифицированный персонал американских частных военных и охранных компаний.
В августе 2010 г. Карзай издал указ, согласно которому все иностранные частные военные и охранные компании должны были покинуть Афганистан до конца года, т. е. за четыре месяца, а миссия по обеспечению безопасности должна была перейти в руки местных частных военных и охранных компаний. Подобный указ стал неожиданным и вызвал неоднозначную реакцию в США. Выполнить его в указанные сроки представлялось невозможным. В результате переговоров удалось добиться продления сроков вывода иностранных компаний. Очевидно, что когда военная миссия, а также иностранные частные военные и охранные компании покинут Афганистан, в стране останется значительная местная частная военная сила, которая с окончанием операции перестанет быть востребованной в имеющемся сейчас количестве. У персонала есть возможность вступить в ряды национальной армии и полиции, но важно помнить, что оплата контрактников значительно выше, чем у государственных сил безопасности. В одной из частных бесед с иностранным экспертом в области частного военного и охранного бизнеса, мне удалось выяснить, что контрактник в день зарабатывает от 150 долларов, если занимается охраной объекта, и до 750 долларов, если он нанят для личной охраны. Таким образом, необходимо создавать дополнительные стимулы для перехода бывших контрактников на государственную службу. В противном случае есть угроза перетекания персонала таких компаний в ряды нелегальных формирований.
Одним из мотивационных аспектов должно стать укрепление действующей власти в Афганистане. Сегодня Карзай не пользуется популярностью и вряд ли получит широкую поддержку со стороны сил национальной армии с уходом иностранных войск. Некоторые высокопоставленные родственники Карзая поддерживают связи с талибами и покровительствуют им. Проводимая Карзаем политика двойных стандартов может привести к гражданской войне, возврату талибов или приходу иных радикально настроенных группировок.
У военно-силовых структур есть также возможность заняться обеспечением гражданского строительства. Инфраструктура Афганистана требует полного восстановления, и охрана строящихся объектов, сопровождение грузоперевозок строительных материалов, обеспечение безопасности специалистов на объектах и пр. будут востребованы. Кроме того, нужно будет обеспечивать безопасность гражданских специалистов, которые придут на смену военной миссии. Этим также могут заняться военные и охранные компании. Таким образом, возникнет прецедент переориентации компаний с частной военной на охранную деятельность в постконфликтное время. Учитывая, что постконфликтное восстановление — длительный процесс, сотрудники таких компаний будут надолго обеспечены рабочими местами. Позднее часть компаний может быть расформирована, а сотрудники приняты на государственную военную службу.
Выводы
Подводя итоги, следует отметить, что роль частных военных и охранных компаний в Афганистане сложно оценить однозначно. С одной стороны, они помогают выполнять «непрофильные» для армии функции, с другой — ставят государства в зависимость от них. Однако очевидно, что с изменением характера современных войн меняется и состав их участников. Негосударственные военно-силовые акторы будут востребованы как во время операций, так и в постконфликтном восстановлении. Это очень важный ресурс, степень зависимости от которого должны регулировать сами государства. При наличии законодательства, регулирующего деятельность таких компаний, государства не будут столь уязвимы при передаче в подряд части своих функций.
Афганистан одним из первых ввел процедуру лицензирования. И хотя международное законодательство, которое регулировало бы частную военно-силовую сферу, находится еще в стадии разработки, в Афганистане отношения с этими компаниями уже сегодня юридически оформлены. Соблюдение закона позволит избежать проблем, связанных с формированием/расформированием таких компаний, подбором персонала и привлечением их к ответственности за допущенные нарушения, тем более, что после ухода иностранных войск в Афганистане останется подавляющее большинство местных частных и военных охранных компаний. Проблемы, связанные с их деятельностью, в Афганистане вряд ли встанут так остро, как в тех государствах, где отсутствует механизм регулирования и лицензирования деятельности частного военного и охранного бизнеса.