Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Василий Шикин

К.и.н., эксперт РСМД

Первый проект полноценного годового бюджета, составленный правительством Н.Моди, был представлен как компромиссный документ, сочетающий в себе сохранение социальных гарантий, обещанных предыдущим правительством, и продолжение рыночных реформ, стимулирующих экономический рост. Тем не менее документ вызвал недовольство как у оппозиции, так и у многих сторонников действующего премьер-министра.

Первый проект полноценного годового бюджета, составленный правительством Н.Моди, был представлен как компромиссный документ, сочетающий в себе сохранение социальных гарантий, обещанных предыдущим правительством, и продолжение рыночных реформ, стимулирующих экономический рост. Тем не менее документ вызвал недовольство как у оппозиции, так и у многих сторонников действующего премьер-министра.

Ключевым событием новой сессии индийского парламента должно стать утверждение первого полноценного федерального бюджета, составленного правительством Бхаратия Джаната Парти (БДП), возглавляемым Нарендрой Моди. Поэтому в этом году к главному финансовому документу страны приковано особое внимание. Уже за несколько месяцев до его опубликования не только индийские, но и мировые бизнес-издания начали пестрить предположениями о том, что можно будет увидеть в новом бюджете и чему там точно не найдется места. Учитывая ажиотаж, сложившийся вокруг нового бюджета, неудивительно, что возлагавшимся на него надеждам не суждено сбыться.

Проект федерального бюджета был вынесен на обсуждение Лок Сабхи [1] министром финансов Аруном Джайтли 28 февраля 2015 г. Для оценки значения этого документа важны не столько заложенные в него цифры (они будут корректироваться в ходе парламентских обсуждений), сколько программа реформ, озвученная А.Джайтли в его официальной речи. Стандартные обещания побороть бедность, провести электричество в каждый дом и отремонтировать дороги были разбавлены вполне конкретными мерами по улучшению инвестиционного климата в Индии и стимулированию экономического роста.

Особое внимание в новом бюджете уделяется инвестированию в инфраструктуру.

В своей речи министр финансов озвучил планы по проведению налоговой реформы на ближайшие четыре года. Целью пересмотра налоговой системы заявлена борьба с «налоговым терроризмом» (такое название получила налоговая политика, проводимая предыдущим правительством). С 2016 г. предложено ввести единый налог на товары и услуги, что должно устранить практику двойного налогообложения при перемещении товаров из одного штата в другой и удешевить логистику для предпринимателей, работающих на индийском рынке. В 2015 г. с 25% до 30% будет снижен корпоративный налог, что, по мнению А.Джайтли, вкупе с упразднением многочисленных изъятий из налогового режима должно повысить налоговые сборы и привлекательность экономики Индии для ведения бизнеса, в том числе и для иностранных компаний.

Новый бюджет не оправдал надежд тех, кто ожидал, что он станет точкой отсчета начала радикального пересмотра индийской экономической модели.

Особое внимание в новом бюджете уделяется инвестированию в инфраструктуру. Годовые расходы в этой части планируется увеличить до 11 млрд долл. А.Джайтли предложил создать национальный фонд инфраструктурных инвестиций, возродить государственно-частное партнерство, переложив на государственных инвесторов большую часть рисков по реализации инфраструктурных проектов, и освободить инфраструктурные облигации от налогов, чтобы обеспечить приток средств частных инвесторов. Министр финансов выступил за увеличение потолка для иностранных инвестиций в сфере страхования и обороны. Также он намерен привести допустимые лимиты по привлечению прямых и портфельных инвестиций к единому значению, что позволит индийским компаниям увеличить объемы привлекаемых за рубежом средств.

Мнения по поводу документа, как и ожидалось, разделились. Если Н.Моди и его однопартийцы считают новый бюджет «прагматичным и взвешенным», то оппозиция называет его «учитывающим только интересы компаний», а мировые СМИ «посредственным». Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что новый бюджет не оправдал надежд тех, кто ожидал, что он станет точкой отсчета начала радикального пересмотра индийской экономической модели, как стал когда-то бюджет 1992-93 ф.г. Чем же были обусловлены столь завышенные ожидания, связанные с новым федеральным бюджетом?

Прошедший год создал уникальные условия для проведения структурных реформ индийской экономики. Темпы развития в 2014-15 ф.г. увеличились, по предварительным подсчетам, до 5,9%, что, по прогнозам Всемирного Банка, позволит Индии стать самой быстрорастущей экономикой БРИКС в ближайшие два года, обогнав по этому показателю (правда, не без помощи статистических манипуляций) даже Китай. Индийский фондовый рынок, позитивно отреагировавший на избрание нового правительства, показал один из лучших результатов среди развивающихся стран: индекс Sensex [2] вырос за прошлый финансовый год на 25%. Индия смогла существенно улучшить свои макроэкономические показатели по сравнению с предыдущими тремя годами, и во многом это стало возможным благодаря ценам на нефть, установившимся на минимальном с 2009 г. уровне. Инфляция снизилась с 11,2% до 5,1%, а дефицит бюджета – с 4,6% до 1,3% ВВП. Золотовалютные резервы страны достигли исторического максимума и к началу 2015 г. составили 334 млрд долл. Трудно представить более благоприятные условия для совершения нового экономического рывка.

Внешние условия благоприятствуют экономическим преобразованиям, однако Н.Моди в первую очередь не экономист, а политик, который боится растерять политический капитал в самом начале своего срока.

Однако вопреки многим ожиданиям, правительство Н.Моди не стало излишне полагаться на рыночную конъюнктуру. И вместо того чтобы предложить радикальный пересмотр всей экономической модели, которая не дает Индии в полной мере реализовать ее огромный экономический потенциал, оно представило парламенту компромиссный проект бюджета. Он сочетает в себе сдержанные экономические реформы, реализация которых займет не меньше четырех лет, а также расширение старых социальных обязательств и сохранение лежащих мертвым грузом на индийском бюджете чрезвычайно неэффективных топливных субсидий, отмене которых (или, по крайней мере, их сокращению) сейчас так благоприятствуют цены на нефть. В речи А.Джайтли сторонники реформ также не услышали про дальнейшую судьбу закона о приобретении земли, который так и не был одобрен в прошлую парламентскую сессию, но имеет чрезвычайно важное значение для страны. Хотя текущая экономическая ситуация как никогда располагает к тому, чтобы Индия вновь стала демонстрировать двузначные показатели роста, избирательного подхода к реформированию экономики, озвученного в бюджетной речи А.Джайтли, может быть недостаточно, чтобы в полной мере воспользоваться представившимся Индии уникальным историческим шансом.

Сдержанность в обещаниях министра финансов свидетельствует скорее о намерении планомерно реформировать экономику и добиваться реализации предложенных мер, а не сотрясать воздух громкими манифестами, неосуществимыми в текущей политической ситуации.

Объяснить сдержанность нового бюджета несложно. Все понимают, что внешние условия благоприятствуют экономическим преобразованиям, однако Н.Моди в первую очередь не экономист, а политик, который боится растерять политический капитал в самом начале своего срока. Это поставит крест не только на его карьере, но и на предложенных им реформах. Не вызывает сомнений, что правительство БДП намерено всерьез взяться за преобразование индийской экономики, а не ее косметический ремонт. Однако реализация самых радикальных инициатив премьер-министра Н.Моди: денационализация угольной отрасли и передача угольных месторождений в частные руки через онлайн-аукционы, а также облегчение порядка приобретения земли для промышленных предприятий – находится под вопросом из-за противодействия со стороны оппозиции, по-прежнему контролирующей Раджья Сабху [3]. Не внушает оптимизма действующему правительству и проигрыш на выборах в законодательное собрание Дели. Поэтому сдержанность в обещаниях министра финансов свидетельствует скорее о намерении планомерно реформировать экономику и добиваться реализации предложенных мер, а не сотрясать воздух громкими манифестами, неосуществимыми в текущей политической ситуации.

1. Нижняя палата индийского Парламента.

2. Главный биржевой индекс Индии, также известен как BSE-30.

3. Верхняя палата индийского парламента.


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся