Закарпатская область на протяжении всего периода украинской независимости входит в число геостратегических интересов Венгрии. Регион длительное время находился в составе Австро-Венгерской империи Габсбургов, затем был автономией в рамках Чехословакии (Подкарпатская Русь), а в 1939–1944 гг. — под оккупацией союзника нацистской Германии — Венгрии (Карпатская Украина). Советское руководство приняло решение о включении Закарпатья в Украинскую ССР и начале процесса «украинизации» местного населения. Распад Советского Союза закрепил регион в границах Украины, однако автономистские настроения венгерского и русинского национальных меньшинств остаются до сих пор.
Венгрия делает последовательные шаги по укреплению позиций венгерского меньшинства в регионе, а украинские власти заявляют о потере контроля над политическими процессами, происходящими там. При этом Украина, избравшая путь евроинтеграции, не может ничего сделать с венгерской активностью. Участие Венгрии в развитии Закарпатья соответствует общей концепции «Европы регионов» принципам европейского регионализма ЕС и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств.
Дальнейшие шаги по включению венгерской ирреденты Закарпатья в состав «Большой или Великой Венгрии» будут осуществляться, несмотря на недовольство официального Киева. Будапешт имеет ряд инструментов европейской интеграции, использует собственные национальные интересы, а главное — выигрывает на поле кризиса украинской государственности.
Закарпатская область на протяжении всего периода украинской независимости входит в число геостратегических интересов Венгрии. Регион длительное время находился в составе Австро-Венгерской империи Габсбургов, затем был автономией в рамках Чехословакии (Подкарпатская Русь), а в 1939–1944 гг. — под оккупацией союзной нацистской Германии Венгрии (Карпатская Украина). Вхождение в состав СССР закарпатскими общественно-политическими кругами предполагалось в формате союзной республики, но советское руководство приняло решение о включении Закарпатья в Украинскую ССР и начале процесса «украинизации» местного населения. Распад Советского Союза закрепил регион в границах Украины, однако автономистские настроения венгерского и русинского национальных меньшинств остаются до сих пор.
Венгры наиболее компактно проживают в Береговском районе Закарпатской области. По данным переписи населения 2001 г., их численность на территории Украины составляла 156 600 человек, непосредственно в Закарпатье — 151 500 человек. На венгерском языке работает 71 школа, Закарпатский венгерский университет им. Ференца Ракоци II, Венгерский драматический театр им. Д. Ийеша, а также издаются четыре газеты и семь журналов.
Венгры имеют свое политическое представительство в региональном и муниципальных советах. В Закарпатском областном совете от «КМКС» Партии венгров Украины представлено 8 депутатов (12,5%). В Береговском районном совете от «КМКС» ПВУ 12 депутатов (33,5%), от Демократической партии венгров Украины 7 депутатов (18,5%). В Ужгородском районном совете от «КМКС» ПВУ 8 депутатов (22%). В Виноградовском районном совете от «КМКС» ПВУ 7 депутатов (21%). В Мукачевском районном совете от «КМКС» ПВУ 3 депутата (7%). В Верховной Раде Украины по списку «Блока Петра Порошенко» получил депутатский мандат глава Партии венгров Украины Василий Брензович. Конкуренция двух партий, разделяющих венгерский электорат, была разрешена в 2015 г. при участии вице-премьер-министра Венгрии Жолта Шемьена подписанием соглашения об объединении политических сил для совместного участия в региональных и муниципальных выборах.
Будапешт, Закарпатье и «Великая Венгрия»
Сегодня Будапешт проводит последовательную политику поддержки венгерского меньшинства региона. Данная стратегия реализуется в рамках концепции «Великой Венгрии», выдвинутой премьер-министром страны Виктором Орбаном. Одной из ее основных задач выступает выдача «заграничным» венграм, проживающим на территории Румынии, Сербии, Словакии, Украины и других стран, венгерского гражданства. В поправках, внесенных в конституцию страны в 2012 г., прописано: «Руководствуясь идеалом объединенной венгерской нации, Венгрия несет ответственность за судьбу венгров, проживающих вне ее границ, должна способствовать их выживанию и развитию и должна поддерживать их усилия, направленные на сохранение венгерской культуры, а также способствовать их сотрудничеству друг с другом и с Венгрией». Стоит отметить, что если пересмотр границ или создание венгерских национальных автономий в государствах — членах ЕС будет затруднительным, то на Украине, стремящейся всеми возможными путями попасть в «европейский дом», данная перспектива приобретает вполне реализуемый формат.
Интерес к венгерскому населению Закарпатья Будапешт проявлял на протяжении всего периода независимости Украины, однако эти тенденции особо активизировались после «Евромайдана» 2014 г. Общая децентрализация страны, возвращение Крымского полуострова в состав Российской Федерации, объявление независимости Донецкой и Луганской народных республик способствовали пересмотру отношений с официальным Киевом и других регионов. Именно тогда в условиях военных действий на Юго-Востоке Украины Виктор Орбан заявил о наличии у Венгрии 200 000 аргументов ждать мира на Украине, прямо намекая на поддержку им венгерской диаспоры.
По данным СМИ, выдача венгерских паспортов консульством Венгрии в последнее время стала приобретать массовый характер, что вызвало опасения официальных украинских властей. О высылке венгерского консула из страны заявил в начале октября 2018 г. глава МИД Украины Павел Климкин. Угрожающей тенденцией для Украины назвала предоставление венгерского гражданства представитель СБУ Елена Гитлянская. По мнению вице-спикера Верховной Рады Ирины Геращенко, выдача иностранных паспортов является скрытой территориальной претензией к Украине и реальной угрозой ее национальной безопасности.
В тоже время сами венгры считают сложившуюся ситуацию нормальной в соответствии с политикой евроинтеграции страны. Народный депутат от венгерского меньшинства Василий Брензович выступил с заявлением о том, что в получении венгерского гражданства нет никакого сепаратизма, так как Украина стремится в НАТО и ЕС, а Венгрия является участником этих интеграционных объединений.
Активизацией вмешательства Будапешта в дела закарпатского региона стало принятие на Украине закона «Об образовании» в 2017 г., согласно которому, отменяется получение образования в средней школе на национальных языках и вводится обучение на государственном (украинском). В качестве переходного периода предусматривается возможность обучения на родном языке для национальных меньшинств до 4-го класса на период до 2020 г. В ответ министр иностранных дел Венгрии Петр Сийярто призвал блокировать все инициативы Украины в ЕС и в ходе визита в Закарпатье заверил венгерское население в намерении защитить их права. Дипломатическое давление со стороны Будапешта вынудило украинские власти пойти на уступки и сделать исключение с сохранением венгерского языка обучения в закарпатских школах.
Еврорегион, автономия, объединение?
1 декабря 1991 г. вместе с Всеукраинским и областным референдумом по вопросу провозглашения независимости Украины в Береговском районе Закарпатской области состоялся местный референдум о предоставлении району статуса Венгерского национального округа. По результатам голосования, за самоуправляемый статус высказались 82% населения. Официальный Киев признал лишь результаты первой части референдума, результаты второй части референдума не были приняты к рассмотрению.
В отношении возможной автономии венгров Закарпатья высказывались в июле 2004 г. депутаты Государственного Собрания Венгрии и Европарламента, возвратившись из Закарпатья и констатируя, что венгерское национальное меньшинство на Украине может сохраниться лишь в рамках территориальной автономии, которую сами представители венгерской диаспоры на Украине видят как отдельный автономный район своего компактного проживания. В 2012 г. чрезвычайный посол Венгрии на Украине Михал Баер выступил с поддержкой инициативы венгерских партий региона о создании Притиснянского автономного района в Закарпатье. В 2013 г. депутат Европарламента от партии «Йоббик» Бела Ковач заявил о необходимости создания автономии с целью евроинтеграции Украины.
В октябре 2017 г. у посольства Украины в Будапеште был организован митинг под лозунгом «Самоопределение для Закарпатья» с участием 150 представителей националистических и патриотических организаций. Участники протеста требовали независимости региона, населенного венграми, а также права на самоопределение для польского, болгарского, румынского, русинского, армянского национальных меньшинств Украины. Экс-депутат венгерского парламента, глава национальной службы правовой защиты Венгрии Томаш Гауди-Нодь, участвовавший в митинге, был одет в футболку с надписью: «Крым законно принадлежит России, Закарпатье законно принадлежит Венгрии». Через месяц после проведения митинга вице-премьер Венгрии Жолт Шемьен выступил с очередным заявлением с позиции Будапешта о необходимости предоставления автономии жителям Закарпатья.
Украинские власти при этом продолжают линию своих предшественников, начатую в период президентства Леонида Кравчука, и считают, что автономия для жителей Закарпатья невозможна. Отметим, что автономии как таковые присутствовали в составе Украины, несмотря на ее унитарный статус (например, Автономная Республика Крым). Тенденции к федерализму проявляли регионы Юго-Востока страны, а децентрализация и федерализация прописывались в предвыборных программных документах Партии Регионов и Виктора Януковича. В начале «Русской весны» 2014 г. протестные митинги в Донецке и Луганске также требовали федерализации и автономии. Потому и статус Закарпатья в качестве автономного региона имеет соответствие сложившимся в рамках украинской государственности прецедентам.
Венгрия делает последовательные шаги по укреплению позиций венгерского меньшинства в регионе. После ряда антивенгерских акций украинских националистов из «Братства» и «Свободы», а также нападения на офис Общества венгерской культуры министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил о вводе миссии ОБСЕ в Закарпатье. Действительно, патрули ОБСЕ вскоре начали следить за ситуацией с базы в Ивано-Франковске.
В 2018 г. в венгерском правительстве была введена должность уполномоченного министра по развитию Закарпатской области и программ развития детских садов Карпатского бассейна, на что украинские власти ответили дипломатической нотой протеста. Введением новой должности, которую занял эксперт по Украине Иштван Грежа, венгерские власти продемонстрировали Киеву свою особую заинтересованность в регионе, желании сохранения своего влияния. Ранее И. Грежа занимал должность уполномоченного (комиссара) правительства Венгрии по вопросам сотрудничества Сабольч-Сатмар-Берегского района и Закарпатья.
Вместе с тем украинские власти заявляют о потере контроля над политическими процессами в регионе. Утрата Киевом контроля над украино-венгерской границей констатировалась главным прокурором страны Анатолием Матиосом, заявившим, что 150 км границы находятся под контролем частной компании, не допускающей туда украинских пограничников. Закарпатье регулярно посещают венгерские высокопоставленные чиновники, Венгрия выделяет кредиты, выплачивает финансовые пособия и пенсии населению, открывает объекты социальной инфраструктуры за счет государственного бюджета, в регион направляют венгерских врачей. За последние 25 лет Будапешт успешно сформировал языковой анклав, поддержка которого будет осуществляться им и дальше.
При этом Украина, избравшая путь евроинтеграции, не может ничего сделать с венгерской активностью. Участие Венгрии в развитии Закарпатья соответствует общей концепции «Европы регионов», принципам европейского регионализма ЕС и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. 14 февраля 1993 г. был создан еврорегион «Карпаты», в который вошли приграничные районы Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Украины, в том числе и Закарпатская область. Еврорегионы обладают рядом функций по развитию сфер сотрудничества его участников (экономика, политика, культура). Они же выступают «мостиками» локальной интеграции по постепенному вхождению новых участников в Европейский cоюз. В данном случае венгры используют европейские институты по евроинтеграции отдельных муниципалитетов Украины, что не может вызывать раздражения у Брюсселя.
***
Дальнейшие шаги по включению венгерской ирреденты Закарпатья в состав «Большой или Великой Венгрии» будут осуществляться, несмотря на недовольство официального Киева. Будапешт имеет ряд инструментов европейской интеграции, использует собственные национальные интересы, а главное выигрывает на поле кризиса украинской государственности. Учитывая лояльность Брюсселя и наличие таких союзников по территориальным претензиям к Украине, как Польша и Румыния, Венгрия вполне может рассчитывать на одобрение ЕС в деле создания Притиснянского автономного района. И здесь весьма положительно могут отразиться приближающиеся президентские и парламентские выборы на Украине, участникам которых потребуются венгерский электорат и лояльность Будапешта в вопросе евроинтеграции страны.