Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ирина Ахмед Зейн Айдрус

К.э.н., доцент кафедры международных экономических отношений РУДН, эксперт РСМД

Сирия всегда играла важную роль в развитии транспортных артерий Ближневосточного региона. При этом она занимала особое место в сфере транзита энергоресурсов. Начавшиеся в Сирии в марте 2011 г. массовые протесты привели к утрате страной позиций регионального транспортного центра. Это негативно отражается на состоянии торговли государств региона и развитии нефтегазового сектора. Тем не менее даже после начала военного конфликта Сирия предпринимала попытки повысить свою значимость в качестве транспортного узла энергоресурсов.

Сирия всегда играла важную роль в развитии транспортных артерий Ближневосточного региона. При этом она занимала особое место в сфере транзита энергоресурсов.

Начавшиеся в Сирии в марте 2011 г. массовые протесты привели к утрате страной позиций регионального транспортного центра. Это негативно отражается на состоянии торговли государств региона и развитии нефтегазового сектора. Тем не менее даже после начала военного конфликта Сирия предпринимала попытки повысить свою значимость в качестве транспортного узла энергоресурсов.

Сирия и развитие региональной транспортной системы

Сирия занимает центральное положение на Ближнем Востоке и имеет важное стратегическое значение. На юго-западе страна граничит с Ливаном и Израилем, на юге – с Иорданией, на востоке – с Ираком, на севере – с Турцией. С запада она омывается Средиземным морем, где расположены три основных порта: Латакия, Тартус и Банияс. Близость Сирии к Египту повышает ее геополитическую значимость. Территорию страны пересекает на востоке самая крупная в Западной Азии река Евфрат, а на северо-востоке – река Тигр, которая течет вдоль сирийско-турецкой границы на протяжении 44 км.

С древних времен через Сирию проходили международные торговые пути, а сирийские торговцы обогащались за счет перемещения товаров и людей с севера на юг и с запада на восток.

Сирия всегда играла исторически важную роль в развитии транспортных сетей региона. Еще во времена Османской империи была построена железная дорога, соединившая Дамаск с Бейрутом (1895 г.). В 1908 г. была открыта железная дорога Хиджаз, соединившая Дамаск и Медину.

В 1912 г. железнодорожное полотно связало Алеппо с Багдадом.

Изображение предоставлено автором

В XX веке значение Сирии как международного торгового центра заметно снизилось. В результате отделения Ливана от Великой Сирии в 1926 г. был потерян доступ к порту в Бейруте. Аннексия Францией части северо-западной территории и передача ее Турции лишили Сирию порта Александретты (современный Искендерун). Наряду с портами была утрачена часть железнодорожных и автомобильных дорог. К моменту получения независимости (17 апреля 1946 г.) у страны не было порта, отсутствовало необходимое сообщение между Дамаском, Хомсом и Алеппо. Постепенно государство утратило роль международного транзитного торгового центра.

После обретения независимости Сирия приступила к развитию национальной транспортной системы. К середине 1980-х годов в области автотранспортного сообщения более 95% грузовых и пассажирских перевозок осуществлялось фурами и автобусами на северо-южном направлении между границами с Турцией и Иорданией. Важными транспортными артериями были дороги из Дамаска на восток (первая дорога на Багдад), из Хомса до Тадмура и из Алеппо до Багдада.

К середине 1970-х годов морские порты Тартус и Латакия были соединены железной дорогой с городами Аль-Аккари и Алеппо, что существенно увеличило морские грузоперевозки. В 1992 г. 80-километровое полотно связало портовые города Тартус и Латакию. Железнодорожные пути обеспечивали сообщение страны с Турцией, Иорданией и Ираком. Из Турции в Сирию можно было добраться, путешествуя из Газиантепа и Мерсина до Алеппо.

5 марта 2012 г. из-за военных действий в Сирии железнодорожное сообщение с Турцией было прекращено, что серьезно ударило по обеим странам. Так, турецкие экспортеры и логистические компании понесли колоссальный ущерб из-за прекращения доступа в том числе и к одному из основных своих рынков – Ираку. Дело в том, что через Сирию проходит железнодорожный транспортный путь из Турции в Ирак протяженностью 81 км. В целом с января по апрель 2012 г. количество фур, пересекающих территорию Сирии, сократилось с 6000 до 954. За это же время турецкий экспорт в страну упал на 88%. Сирия играла ключевую роль при экспортных поставках Турции в Иорданию, которые к середине мая 2012 г. уменьшились более чем в 2 раза – с 90 до 44 млн долл.

Существовавшее с 1908 г. железнодорожное пассажирское и грузовое сообщение между Иорданией и Сирией было прервано в 2006 г. и восстановлено в 2010 г. после реконструкции путей. Однако в 2011 г. в связи с нарастанием нестабильности в Сирии пассажирские перевозки были вновь прекращены. Грузовые перевозки были остановлены вскоре после отмены пассажирских поездов.

Изображение предоставлено автором

До начала военных действий иракскую и сирийскую территории связывала железнодорожная ветка, соединяющая Мосул на севере Ирака и Камышли в Сирии. Стоит отметить, что после войны в Ираке с 2003 г. Сирия стала одним из основных транзитных коридоров. В марте 2012 г. было подписано соглашение о строительстве ветки между Дейр-эз-Зор в Сирии и Аль-Каим в Ираке, которая позволила бы получить доступ к иракским портам в Персидском заливе, тем самым обеспечив грузоперевозки между югом Европы и странами Залива. Согласно планам, сообщение должно было быть открыто к концу 2014 г. В рамках стратегического плана до 2025 г. предполагалось проложить ветку, обеспечивающую связь с портом Акаба. Однако в нынешних условиях прокладка железнодорожного полотна не представляется возможной.

Сирия как нефтегазовая транспортная артерия

По запасам нефти на 1 января 2013 г. доля Сирии на глобальном рынке нефти и газа оценивались в 2,5 млрд баррелей, или не более 0,2% общемировых запасов. До начала военного конфликта добыча нефти составляла 0,4% мирового объема. В 2012 г. этот показатель сократился до 0,25% [1]. Превращение Сирии в нефтегазовый транзитный центр стратегически важно для развития ее энергетического сектора, тем более что до начала вооруженных столкновений она уже служила транзитной зоной для транспортировки энергоресурсов.

C марта 2011 г. сирийскому нефтегазовому сектору был нанесен серьезный ущерб. Разрушение нефте- и газопроводов наряду с введенными санкциями привело к падению разведки, добычи, производства и транспортировки энергоресурсов. В 2013 г. прямые и косвенные потери нефтегазовой отрасли оценивались в 12 млрд долл., тогда как совокупный ущерб, нанесенный экономике Сирии, – в 20 млрд долл.

Развитие региональной системы транспортировки энергоресурсов началось еще в 1952 г., когда было завершено строительство нефтепровода Киркук–Банияс из Ирака в Сирию общей протяженностью около 800 км и пропускной способностью 300 тыс. баррелей в день. В 1956 г. трубопровод был разрушен сирийской армией в ответ на захват англичанами и французами Суэцкого канала, но вскоре восстановлен.

Изображение предоставлено автором

В 1972 г. в результате национализации активов Иракской нефтяной компании (IPC) в Сирии и тяжелых переговоров об увеличении тарифов на транспортировку иракской нефти по ставшей сирийской части нефтепровода Ирак принял решение о строительстве нового трубопровода в обход Сирии. В 1975 г. был построен трубопровод, соединивший Киркук с Аравийским полуостровом. В 2003 г. под ударами американской авиации он был разрушен. Позднее было принято решение о его восстановлении. Переговоры с компанией «Стройтрансгаз» о восстановлении линии в 2007–2009 гг. результатов не дали. В феврале 2011 г. правительства Сирии и Ирака вновь вернулись к обсуждению возможности реконструкции линии Киркук–Банияс.

Для энергетики Сирии и укрепления ее роли как транзитного центра энергоресурсов большее значение имеет Арабский газопровод, представляющий собой модель стратегического энергетического сотрудничества Египта, Иордании, Сирии и Ливана. Проект строительства Арабского газопровода был инициирован в 2001 г. в ходе двусторонних переговоров между Египтом и Иорданией. Позднее в Меморандум о взаимопонимании были включены Сирия и Ливан. Израиль, Турция и Ирак также подписали соглашения о сотрудничестве в рамках этого регионального проекта. Согласно планам, трубопровод должен был иметь важное экономическое значение не только для арабского региона, но и для Европы, Азии и Африки. Предполагалось довести его до сирийско-турецкой границы и соединить с газовой трубопроводной системой Турции. Следующим шагом должно было стать подключение газопровода к «Набукко» .

Арабский трубопровод общей протяженностью 1200 км обеспечивает транспортировку египетского газа в Иорданию, Ливан, Сирию и Израиль. Строительство участка газопровода протяженностью 265 км и стоимостью 200 млн долл. от месторождения Ариш в Египте до Акабы в Иордании, проходящего через Табу по дну Красного моря, было завершено в 2003 г. Диаметр трубы составляет 36 дюймов, мощность – 10 млрд куб. м в год.

Второй участок, соединяющий Акабу и Аль-Рихаб (30 км от сирийской границы) протяженностью 390 км и проходящий через Амман, был запущен в эксплуатацию в 2005 г. Инвестиционная стоимость составила 300 млн долл. Линия от Аль-Рихаба до Хомса, пролегающая через Аль-Дейр и Дамаск, была завершена в 2008 г. Протяженность участка – 330 км. В 2009 г. газопровод был протянут от Хомса до Банияса в Сирии и Триполи в Ливане.

В 2008 г. был запущен участок Ариш–Ашкелон (Израиль). Формально этот отрезок не считается частью Арабского газопровода.

РИА Новости

Несмотря на нестабильность в Сирии, стратегическое значение Арабского газопровода в регионе постепенно возрастает. Иордания должна подписать два соглашения с иорданско-египетской компанией «FAJR for Natural Gas» о подключении терминала по сжиженному газу в Акабе к Арабскому газопроводу и транспортировке закупленного на мировом рынке сжиженного в Акабе газа по трубопроводу наряду с египетским газом.

Важно отметить, что почти половина Арабского газопровода проходит по территории Сирии. С 2010 по 2011 гг. импорт египетского газа упал более чем на 60% и был полностью прекращен в 2012 г.

Очевидно, что военный конфликт негативно влияет на внутренний и региональный рынки энергоресурсов. Сирия фактически перестала играть роль транспортного узла регионального масштаба, хотя планы сирийского руководства до начала военного противостояния были весьма амбициозными.

Перспективы Сирии как транзитного узла

Еще в 2009 г. Б. Асад обнародовал энергетическую стратегию Сирии и предпринял ряд шагов по ее реализации. Согласно стратегии, Сирия должна была превратиться в транспортный узел, соединяющий Черное, Каспийское, Средиземное моря и Персидский залив.

В сентябре 2010 г. правительства Сирии и Ирака подписали первичное соглашение о строительстве двух нефтепроводов и газопровода для транспортировки газа и нефти с месторождений Аккас и Киркук до Банияса.

В июне 2011 г. между Сирией, Ираком и Ираном был подписан трехсторонний меморандум о строительстве трубопровода от крупнейшего в мире иранского газового месторождения «Южный Парс» через Ирак до сирийского побережья Средиземного моря с возможным ответвлением в Ливан. Введение в строй газопровода проектной мощностью 110 млн куб. м газа в сутки и стоимостью 10 млрд долл. запланировано на 2016 г.

Изображение предоставлено автором

Сегодня реализация подобных проектов не представляется возможной по ряду причин. Во-первых, правительство Сирии находится в международной изоляции, поэтому для осуществления задуманного вряд ли найдутся иностранные инвесторы или подрядчики. Хотя в конце 2013 г. российская компания «Союзнефтегаз» подписала с Дамаском соглашение о разработке шельфового месторождения, находящегося между Тартусом и Баниясом на удалении 70 км вглубь от береговой линии. Объем инвестиций должен составить около 90 млн долл.

Во-вторых, в стране не прекращены военные действия и не решены вопросы безопасности.

В-третьих, не урегулированы отношения с соседними странами. Дипломатические отношения Сирии с Ираком, разорванные в 1979 г., были восстановлены только в 2006 г. Позднее Ирак обвинил Дамаск во взрывах в Багдаде в августе 2009 г. В 2011 г. Турция резко осудила действия Б. Асада, пригрозив разорвать все двусторонние соглашения.

К тому же Турция и Ирак решают вопросы транзита нефти и газа в обход Сирии, несмотря на ее центральное положение с географической точки зрения. Построенный в 1980-х годах трубопровод Киркук–Джейхан – крупнейший нефтепровод в Ираке, экспортирующий нефть с северных месторождений в турецкий порт Джейхан. Помимо улучшения отношений с правительством Курдистана Турция заинтересована в развитии сотрудничества в области энергетики и с Багдадом. Планируется проложить нефтепровод, который соединит Турцию с южными месторождениями Ирака. По предварительным оценкам, протяженность нефтепровода Басра–Джейхан составит 1200 км.

Реализация энергетических проектов и возвращение Сирии статуса регионального транзитного узла зависят от развития политической ситуации внутри страны, от геополитических интересов ведущих государств мира и энергетических интересов соседей, прежде всего, Турции, Ирака и Ирана.

Осуществление сценария развития трубопроводной инфраструктуры по-разному отразится на ведущих странах мира. Так, строительство ирано-ирако-сирийского газопровода несет в себе потенциальную угрозу России, поскольку, став альтернативным источником газа для европейских рынков, он может подорвать монопольные позиции «Газпрома». Сегодня некоторые страны Европы (прежде всего, Эстония, Финляндия, Литва и Латвия) на 100% зависят от поставок российского газа. В меньшей степени на импорт газа из России опираются Словения (60%), Греция (56%), Германия (37%). Нацеленность Европы на уменьшение зависимости от российских углеводородов за счет экономии энергии, развития альтернативных энергоресурсов и диверсификации поставщиков уже к 2020 г. может привести к снижению объемов импорта российского газа на 45 млрд куб. м в год.

Что касается новых поставщиков, то пока речь идет в основном о Катаре, США и Канаде. При таком раскладе серьезно потеснить Россию с европейских рынков будет проблематично. В случае строительства и запуска вышеупомянутого газопровода позиция России на мировом газовом рынке и в Европе в частности станет более уязвимой. Поэтому Европа, безусловно, заинтересована в появлении новых транспортных артерий, которые смогут обеспечить ей энергетическую безопасность.

США преследуют в Сирии, прежде всего, свои геополитические интересы, что выходит далеко за рамки контроля или участия в транспортировке энергоресурсов из этой страны и ряда близлежащих государств. То же можно сказать и об Иране, которого с Сирией связывают узы стратегического сотрудничества.

Турция, имеющая с Сирией общую границу, зависит в плане своего транспортно-энергетического развития от сирийской внутриполитической ситуации. С одной стороны, стабилизация обстановки в Сирии позволит Турции реализовать свою энергетическую стратегию, одно из ключевых направлений которой заключается в превращении в важный транзитный энергетический узел. Транзитный потенциал Турции объясняется ее расположением на пересечении разных энергетических бассейнов, а также между обладающими энергоресурсами странами и энергозависимыми регионами. Сирия необходима Турции для реализации ее планов по соединению Арабского газопровода с национальной газовой системой, использованию сирийской транспортной инфраструктуры. С другой стороны, энергетическая стратегия Сирии нацелена на завоевание стратегического положения в области транзита нефти и газа в регионе. Наряду с ирако-сирийскими и ирано-ирако-сирийскими планами по строительству новых транспортных артерий потенциально это может уменьшить значение Турции как энергетического узла.

Страны, имеющие в Сирии экономические и энергетические интересы, пока не в состоянии приступить к их реализации из-за непрекращающихся военных действий и неопределенности политического будущего страны. До тех пор пока не будет положен конец продолжающемуся уже более трех лет конфликту, невозможно дать однозначный ответ на вопрос, сможет ли Сирия вернуть свои позиции в регионе, и как будет выглядеть сирийская карта транспортных энергетических артерий.

1. Рассчитано автором по: BP Statistical Review of World Energy. June 2013. P. 8.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся