Так, по названию известной пьесы ирландского драматурга С. Беккета, премьер-министр Люксембурга К. Беттель, прибыв на саммит ЕС 21 марта, охарактеризовал ситуацию с Brexit: «его ждут, а он не приходит».
После двух провалов Соглашения с ЕС в британском парламенте, на саммите главы 27 стран — членов ЕС, руководствуясь приоритетами функционирования и законности институтов ЕС, предоставили Британии отсрочку лишь до 22 мая, поскольку 23 мая начинаются выборы в Европейский парламент, в которых Британия уже участвовать не должна. Условие — одобрение британским парламентом Соглашения с ЕС. В противном случае Лондон должен известить Европейский совет о дальнейших шагах до 12 апреля — это последний день, когда Британия может заявить об участии в выборах в Европейский парламент. Иначе — выход без сделки.
29 марта в третий раз состоялось голосование британского парламента по Соглашению о Brexit. Итог голосования: Соглашение провалено (286:344) — большинством в 58 голосов, из которых 34 принадлежат брекзитерам-тори, а среди голосов «за» Соглашение были и голоса 5 лейбористов.
Провал Соглашения в третий раз означает, что Британии предстоит либо выйти без сделки, либо к 12 апреля запрашивать у Брюсселя длительную отсрочку и участвовать в выборах в Европарламент. Напомним, за отсрочку и ее длительность должны консенсусом проголосовать все 27 стран — членов ЕС. Ранее Брюссель оговорил предоставление отсрочки вескими обоснованиями, к которым относят второй референдум или всеобщие парламентские выборы.
Стремление и тори и лейбористов играть на нескольких полях — не оттолкнуть ни сторонников Brexit, ни его противников — приводит к непоследовательности их политики, отчуждая от них избирателей. Маятник образцовой двухпартийной системы уже не работает: разочарование избирателей одной из партий не вызывает притока избирателей к другой. Рейтинги Т. Мэй и Дж. Корбина падают (-39 : -53%), падают и рейтинги их партий (35:31%). Рейтинг самого популярного политика — Б. Джонсона — всего лишь 31%. Мэй обещала оставить пост лидера партии в случае новых выборов, но объявит ли она их и сможет ли новый лидер партии объединить ее и страну? Прежнее размежевание по линии политического спектра (левые-правые) сменилось размежеванием по отношению к Brexit, а потому и всеобщие парламентские выборы могут вновь закончиться «подвешенным парламентом», а второй референдум — столь же шатким большинством. Независимо от исхода Brexit латентная гражданская война в Британии продолжится. Не существует варианта, который бы устроил все стороны, а потому вину за любые последствия они будут возлагать друг на друга еще годы.
Так, по названию известной пьесы ирландского драматурга С. Беккета [1], премьер-министр Люксембурга К. Беттель, прибыв на саммит ЕС 21 марта, охарактеризовал ситуацию с Brexit: «его ждут, а он не приходит».
После двух провалов Соглашения с ЕС в британском парламенте, на саммите главы 27 стран — членов ЕС, руководствуясь приоритетами функционирования и законности институтов ЕС, предоставили Британии отсрочку лишь до 22 мая, поскольку 23 мая начинаются выборы в Европейский парламент, в которых Британия уже участвовать не должна. Условие — одобрение британским парламентом Соглашения с ЕС. В противном случае Лондон должен известить Европейский совет о дальнейших шагах до 12 апреля — это последний день, когда Британия может заявить об участии в выборах в Европейский парламент. Иначе — выход без сделки.
Сделав отсылку к прецеденту 1604 г., спикер парламента Дж. Беркоу, однако, 25 марта постановил, что правительство не имеет право ставить на голосование один и тот же документ в неизменном виде (без существенных изменений) в течение одной сессии парламента (чтобы правительство не брало депутатов, что называется, «на измор»).
В результате 27 марта в Вестминстере снова разыгрались драмы. На заседании могущественного «Комитета 1922 года», представляющего заднескамеечников-тори, Тереза Мэй обещала уйти в отставку в обмен на поддержку фракции своей партии при возможном третьем голосовании по Соглашению с ЕС. Суть заключается в том, чтобы все же провести Brexit, создать хотя бы видимость единства Консервативной партии, сохранить правительство тори у руля страны и не допустить Дж. Корбина к власти; а новый лидер будет уже вести переговоры с ЕС на следующей их фазе — в течение переходного периода.
Даже противники сделки с ЕС — стойкие брекзитеры (Б. Джонсон и Дж. Рис-Могг[2]) — в этих условиях готовы отдать свой голос в пользу Соглашения с ЕС. Первый, скорее, хотел бы воспользоваться уходом Мэй и выставить свою кандидатуру на выборах нового лидера партии. Второй пришел к выводу, что лучше «плохая сделка, чем членство в ЕС» и что Brexit — «не одноразовый акт, а процесс». Таким образом, их расчет заключается в том, чтобы добиться уступок от Брюсселя на переговорах о будущих отношениях Британии с ЕС и обеспечить Brexit в любой форме.
В тот же день депутаты провели «индикативное голосование» по различным вариантам дальнейших действий. Ни один вариант не набрал большинство. Относительно меньше голосов «против» (272:264) набрал межпартийный вариант «постоянного и всеобъемлющего таможенного союза с ЕС», который предложил «проевропейский» консерватор, политический «тяжеловес» К. Кларк (министр в правительствах М. Тэтчер, Дж. Мейджора и Д. Кэмерона). Также с небольшим разрывом (295:268) депутаты высказались против второго референдума (референдума по сделке с ЕС — confirmatory referendum). С гораздо большим разрывом депутаты проголосовали против выхода без сделки 12 апреля (400:160). Проще говоря, депутатов больше устраивает второй референдум (268 голосов «за»), таможенный союз с ЕС (264 голоса «за»), а также выход со сделкой (400 голосов «за»).
15 января и 12 марта депутаты дважды проголосовали против сделки Т. Мэй, а 27 марта против второго референдума, против таможенного союза, против выхода без сделки — в один день. В понедельник 1 апреля депутаты продолжат голосование, сужая круг — отбросив те варианты, что набрали меньше голосов. Результаты свидетельствуют о глубочайшей фрагментации парламента. Однако они не имеют для правительства обязательной юридической силы, то есть не станут для него «руководством к действию». В тот же день еще до индикативного голосования в Вестминстере шотландский парламент проголосовал за отзыв уведомления в выходе Британии из ЕС (по статье 50 Лиссабонского договора), если не будет длительной отсрочки выхода для организации повторного референдума о членстве Британии в ЕС. Цель — предотвратить Brexit.
Действительно, 23 марта в Лондоне состоялась демонстрация за «народное голосование» (People’s Vote), собравшая сотни тысяч людей, а петиция от 20 марта за отзыв уведомления по ст. 50 уже к 28 марта набрала почти 6 млн подписей. Отметим, что десятки тысяч подписей были поставлены в других странах, и некоторых бремейнеров уличили в распространении своих почтовых индексов. Один из них даже предоставил почтовый индекс Букингемского дворца. Петицию рассмотрят в парламенте 1 апреля, но правительство сразу заявило, что отзывать уведомление по ст. 50 не станет, учитывая итоги референдума 2016 г. В Вестминстере также проведут дебаты по петиции за второй референдум по отношениям с ЕС (160 тыс. подписей) и за Brexit (165 тыс. подписей).
Буквально в последний момент Т. Мэй, идя в обход спикера, решила отделить голосование по собственно Соглашению о выходе Британии из ЕС (юридически обязывающему) от Политической декларации о будущих отношениях с ЕС (не имеет юридической силы). Как сообщила «Таймс», замысел состоял в том, чтобы оказать давление на Лейбористскую партию и на ДЮП, поскольку обе вынуждены будут голосовать против Соглашения. Тем самым можно будет возложить на них вину за выход без сделки или за длительную отсрочку Brexit (на год и более).
Однако трюк премьер-министру первоначально не удался: спикер отказался ставить на голосование Соглашение отдельно, не считая подобный вариант «существенным изменением» предыдущего. К тому же, на готовность одних депутатов, изменив мнение, поддержать правительство и «выкручивание рук» других (слезы депутаток, вынужденных по убеждению в третий раз голосовать против «линии партии») Дж. Беркоу отметил: «законность установления… не зависит от счета по головам в конкретный момент…тот факт, что кто-либо вдруг посчитал установление неудобным не означает, что его просто не следует принимать во внимание». Тем не менее позже он согласился поставить на голосование Соглашение с ЕС отдельно от Политической декларации. Мы сообщаем данные подробности, чтобы показать накал страстей в парламенте, не приводя отнюдь непарламентские выражения государственных и политических деятелей.
И все же все брекзитеры-тори были готовы поддержать Соглашение. Не случайно и то, что Дж. Рис-Могг оговорил свою вероятную поддержку Соглашения позицией ольстерских юнионистов (ДЮП). Их лидер Арлин Фостер отметила различие между брекзитерами и юнионистами: для брекзитеров важнее Brexit, а не целостность страны, в то время как для ДЮП приоритет — целостность Соединенного Королевства. Ольстерские юнионисты заявили, что не поддержат сделку, поскольку сохраняется «стратегический риск» того, что Северная Ирландия окажется в ловушке «бэкстопа», то есть таможенная граница, пройдя по Ирландскому морю, отрежет регион от остальной территории страны — основного внутреннего рынка региона; бэкстоп — «неприемлемая угроза целостности Соединенного Королевства». Соответственно, для юнионистов предпочтительнее «мягкий» Brexit (учитывая Белфастское соглашение 1998 г.), но главное для них — единые условия для всей страны. Фостер подтвердила, что при голосовании по вопросу, затрагивающему целостность страны, юнионисты воздержаться не могут.
Не согласилась ДЮП и на предложение премьер-министра ввести «замок Стормонта» (решение парламента Северной Ирландии[3]) — механизм, который бы обеспечил единообразие законодательства региона и королевства в случае введения «бэкстопа». Фостер справедливо отметила, что международный договор будет иметь приоритет над внутренним законодательством, а потому предложение не имело смысла.
Расклад в парламенте таков, что большинство составляет 318 голосов. Во фракции консерваторов право голоса имеют 311 депутатов. Премьер-министру необходимо привлечь на свою сторону примерно 75 тори-брекзитеров, чтобы получить большинство, а Б. Джонсон вернулся к прежнему мнению, заявив, что сделка Мэй «мертва», но отдаст голос за нее. Брекзитеры полагали, что соглашение с ЕС без Политической декларации — ловушка (без декларации выйти из бэкстопа невозможно).
Отметим, что Лейбористская партия изначально возражала не столько против Соглашения с ЕС (таможенный союз), сколько против Политической декларации. Тем не менее она считает их нераздельными. Обещание Т. Мэй уйти в отставку при одобрении парламентом Соглашения (без Политической декларации) лишь отвратило лейбористов. Опасаясь, что будущие отношения Британии с ЕС лишатся какой-либо ясности, тем более что новым лидером партии может стать брекзитер, партия считает, что Т. Мэй предложила голосовать 29 марта за «самый слепой из всех слепых Brexit», причем незаконно.
Следует учитывать полный развал партийной дисциплины у тори (твердую позицию достаточного количества брекзитеров), а также отказ ДЮП (10 депутатов) голосовать за Соглашение с ЕС. В Лейбористской партии дисциплина также страдает — часть депутатов голосует вразрез с курсом партии и позиции Дж. Корбина как лидера партии вновь неустойчивы. Из обеих партий вышли депутаты, сформировав общую Независимую группу, которая 29 марта — в день голосования по Соглашению с ЕС объявила, что зарегистрирует политическую партию «Изменить Британию» (Change UK — The Independent Group), чтобы участвовать в выборах в Европарламент, если страна не выйдет из ЕС.
Голосование 29 марта проходило на фоне крупной демонстрации у парламента, но уже сторонников Brexit.
Итог голосования: Соглашение провалено (286:344) — большинством в 58 голосов, из которых 34 принадлежат брекзитерам-тори, а среди голосов «за» Соглашение были и голоса 5 лейбористов.
Провал Соглашения в третий раз означает, что Британии предстоит либо выйти без сделки, либо к 12 апреля запрашивать у Брюсселя длительную отсрочку и участвовать в выборах в Европарламент. Напомним, за отсрочку и ее длительность должны консенсусом проголосовать все 27 стран — членов ЕС. Ранее Брюссель оговорил предоставление отсрочки вескими обоснованиями, к которым относят второй референдум или всеобщие парламентские выборы.
Стремление и тори и лейбористов играть на нескольких полях — не оттолкнуть ни сторонников Brexit, ни его противников — приводит к непоследовательности их политики, отчуждая от них избирателей. Маятник образцовой двухпартийной системы уже не работает: разочарование избирателей одной из партий не вызывает притока избирателей к другой. Рейтинги Т. Мэй и Дж. Корбина падают (-39 : -53%), падают и рейтинги их партий (35:31%). Рейтинг самого популярного политика — Б. Джонсона — всего лишь 31%. Мэй обещала оставить пост лидера партии в случае новых выборов, но объявит ли она их и сможет ли новый лидер партии объединить ее и страну? Прежнее размежевание по линии политического спектра (левые-правые) сменилось размежеванием по отношению к Brexit, а потому и всеобщие парламентские выборы могут вновь закончиться «подвешенным парламентом», а второй референдум — столь же шатким большинством. Независимо от исхода Brexit латентная гражданская война в Британии продолжится. Не существует варианта, который бы устроил все стороны, а потому вину за любые последствия они будут возлагать друг на друга еще годы.
10 апреля Д. Туск созывает Европейский Совет.
1. Главные герои пьесы словно завязли во времени, пригвождённые к одному месту ожиданием некоего Годо, встреча с которым, по их мнению, внесёт смысл в их бессмысленное существование и избавит от угроз враждебного окружающего мира.
2. Дж. Рис-Могг возглавляет Группу европейских исследований из порядка 80 депутатов-тори, выступающую против Соглашения с ЕС.
3. В Северной Ирландии правительство не действует уже 2 года в силу политического кризиса.