Read in English
Оценить статью
(Голосов: 34, Рейтинг: 4.56)
 (34 голоса)
Поделиться статьей
Александр Королёв

К.полит.н, заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Россия начинает свое председательство в 2023 г. в органах ЕАЭС. Сам факт председательства любого государства в интеграционном объединении важен артикуляцией своих приоритетов, «подгонкой» планов по реализации инициатив под собственные нужды и т.д. Однако Россия, которая уже год живет в режиме экономической войны с коллективным Западом, ставит гораздо более масштабные и амбициозные задачи в рамках Союза.

В условиях ограничения ввоза промышленной продукции и технологий из недружественных стран России необходимо наладить альтернативные поставки импорта из государств-партнеров, а также организовать каналы параллельного импорта, более системно задействуя транзитные возможности партнеров по ЕАЭС. В то же время России принципиально важно избежать легализации механизма параллельного импорта на уровне ЕАЭС. В противном случае это приведет к еще большей политизации всех процессов внутри объединения и встретит естественное сопротивление других стран-членов.

Новые жесткие финансовые санкции в отношении РФ приводят к значительным потерям национальной финансовой юрисдикции и фактически блокируют сотрудничество внутри ЕАЭС. В этой связи растет запрос на формирование финансовой антисанкционной инфраструктуры с подключением региональных институтов развития и национальных регуляторов государств — членов Союза, например, в виде формирования евразийской платежной системы, более активного подключения центробанков дружественных стран к системе передачи финансовых сообщений ЦБ (СПФС), развития сети взаимных корреспондентских счетов между российскими и иностранными банками в нацвалютах.

Критически важно обеспечить альтернативные механизмы инвестирования инфраструктурных проектов и замещение выпадающих инвестиций международных институтов. Это возможно в первую очередь за счет укрепления сотрудничества в рамках ЕАБР путем усиления пула национальных валютных резервов как внутри института, так и в партнерстве с третьими странами — КНР, Индией, государствами АСЕАН.

Приоритеты председательства РФ в ЕАЭС в 2023 г. и в более широком смысле российского видения развития Союза на ближайшие 5–10 лет были бы неполноценны без обновления стратегии торгово-экономических связей объединения с зарубежными партнерами. Даже с учетом потенциальных успехов по развитию евразийской интеграции «внутри», укрепление позиций и статуса объединения вовне невозможно без признания и создания внятной «истории успеха» с крупными региональными игроками — странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африканского континента, Ближнего Востока.

Важно понимать, что коридор возможностей для заключения торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами сузился. В сложившихся условиях механизм целеполагания торговых соглашений для России, в особенности ЗСТ в рамках ЕАЭС, по определению должен измениться и может быть направлен на выполнение трех основных функций: создание привилегированных условий для импорта критически важной продукции в РФ, расширение экспортных каналов для перенаправления российской продукции, которая более не востребована в Европе, и формирование за счет сети ЗСТ новых региональных точек входа и/или хабов, каждый из которых способен выполнять определенную функцию в зависимости от региональной специфики.

В условиях попыток коллективного Запада выключить Россию из мировой экономики и торговли обеспечение технологического суверенитета, развитие альтернативных финансовых механизмов и внешних связей в рамках ЕАЭС становятся для Москвы более значимым инструментом компенсации санкционных потерь и адаптивности к внешним шокам. Руководствуясь этой логикой, можно предположить, что в обозримом будущем Россия будет с большим энтузиазмом и прагматичностью подходить к выстраиванию связей с партнерами по Союзу. Вместе с тем не стоит питать иллюзий: для России ЕАЭС — один из инструментов, умелое использование которого лишь частично поможет решить ряд наиболее чувствительных задач.

Россия начинает свое председательство в 2023 г. в органах ЕАЭС. Сам факт председательства любого государства в интеграционном объединении важен артикуляцией своих приоритетов, «подгонкой» планов по реализации инициатив под собственные нужды и т.д. Однако Россия, которая уже год живет в режиме экономической войны с коллективным Западом, ставит гораздо более масштабные и амбициозные задачи в рамках Союза — от создания Евразийского рейтингового агентства до достижения «подлинной независимости и самодостаточности» в технологической сфере. Эти задачи выходят далеко за рамки 2023 г. и по определению не могут быть реализованы за календарный год. По этим причинам обозначенные еще в декабре 2022 г. президентом РФ приоритеты российского председательства в ЕАЭС корректнее рассматривать в более широком стратегическом контексте.

Раньше, несмотря на обилие официальных заявлений и документов, ЕАЭС играл периферийную роль в российской внешней политике, а практическая ценность Союза для Москвы вызывала большие вопросы. Теперь для России объединение превращается в важный инструмент по повышению сопротивляемости санкционному режиму, снижению технологической и финансовой зависимости от Запада и развитию внешнеторговых связей с дружественными странами.

Сквозь тернии к промышленному и технологическому суверенитету

Существенная зависимость РФ от машиностроительного импорта, компонентов и товаров промежуточного потребления из стран Запада требует формирования долгосрочных программ импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета по той продукции, где это рационально по критериям долгосрочной межотраслевой эффективности и экономической безопасности. Среди обязательных требований к таким программам — четко определенные временные рамки и критерии эффективности, а также выход в средне- и долгосрочном периоде на мировой уровень по конкурентоспособности создаваемой продукции и ее экспортная ориентация (после насыщения внутреннего рынка).

В условиях ограничения ввоза промышленной продукции и технологий из недружественных стран России необходимо наладить альтернативные поставки импорта из государств-партнеров, а также организовать каналы параллельного импорта, более системно задействуя транзитные возможности партнеров по ЕАЭС, особенно с учетом того, что национальные программы импортозамещения еще не заработали в полной мере. В то же время в год председательства и в последующие годы России принципиально важно избежать легализации механизма параллельного импорта на уровне ЕАЭС. В противном случае это приведет к еще большей политизации всех процессов внутри объединения и встретит естественное сопротивление других стран-членов.

Для содействия параллельному импорту представляется возможным проработка мер по двум основным направлениям. Первое — выстраивание диверсифицированных логистических каналов для обеспечения бесперебойных поставок. Это подразумевает создание зарубежных торговых домов в странах ЕАЭС, которые могут служить страховочным механизмом, а также удлинение хозяйственной цепочки новых посредников из третьих стран, которые отказались вводить санкции. Второе — создание для партнеров по Союзу прямых и ощутимых преимуществ, которые смогут перевесить потенциальные риски для них.

Важно понимать, чем активнее страны ЕАЭС будут помогать России обходить западные рестрикции, тем сильнее будет их уязвимость перед санкционным давлением США и ЕС. В будущем спектр этих рисков будет лишь расширяться, что потребует от России более скрупулезного подхода к сохранению баланса интересов в диалоге с партнерами по объединению. Так, Россия в условиях текущего мирового энергетического и продовольственно-инфляционного кризиса, а также повышения мировых процентных ставок взамен может предложить странам — членам ЕАЭС сырьевые товары, продовольствие, рефинансирование долгов на более выгодных условиях.

Нет доллара — нет проблем?

Введение новых жестких финансовых санкций в отношении РФ, в том числе отключение ряда национальных банков от системы SWIFT, приводит к значительным потерям национальной финансовой юрисдикции. Происходит это из-за опасений компаний реального сектора, банковских и финансовых организаций из дружественных стран попасть «под раздачу» и технической сложности осуществления финансовых операций или заключения коммерческих сделок в долларах и евро с подсанкционными банками и предприятиями России.

Эти риски являются критическими при решении задач РФ по перестройке импортных и экспортных потоков, поскольку могут фактически блокировать сотрудничество внутри ЕАЭС. В этой связи растет запрос на формирование финансовой антисанкционной инфраструктуры с подключением региональных институтов развития и национальных регуляторов государств — членов Союза для сотрудничества с Россией с меньшим риском. Например, в виде формирования евразийской платежной системы, более активного подключения центробанков дружественных стран к системе передачи финансовых сообщений ЦБ (СПФС), развития сети взаимных корреспондентских счетов между российскими и иностранными банками в нацвалютах.

В начале марта 2022 г. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Новый банк развития (НБР) БРИКС объявили о приостановке транзакций в Россию и Беларусь. Решение финансовых организаций о заморозке кредитования обеих стран указывает на растущее давление на мировые финансовые институты, что может негативно сказаться на участии РФ в реализации инфраструктурных проектов.

В этих условиях критически важно обеспечить альтернативные механизмы инвестирования инфраструктурных проектов и замещение выпадающих инвестиций международных институтов. Это возможно в первую очередь за счет укрепления сотрудничества в рамках ЕАБР путем усиления пула национальных валютных резервов как внутри института, так и в партнерстве с третьими странами — КНР, Индией, государствами АСЕАН.

Зоны свободной торговли: от цифр к результатам

Приоритеты председательства РФ в ЕАЭС в 2023 г. и в более широком смысле российского видения развития Союза на ближайшие 5–10 лет были бы неполноценны без обновления стратегии торгово-экономических связей объединения с зарубежными партнерами. Неслучайно в своем январском обращении к главам государств — членов ЕАЭС президент РФ В. Путин отдельно обозначил важность расширения географии международных контактов ЕАЭС и заключения новых преференциальных соглашений. Логическим продолжением и фиксацией идей председательствующей стороны стало утверждение в феврале 2023 г. плана действий ЕЭК по реализации российских приоритетов. Среди них — выстраивание системного диалога с крупными партнерами, например, ШОС, АСЕАН, СНГ, МЕРКОСУР, и актуализация ориентиров по мировому и региональному позиционированию ЕАЭС.

Последний пункт хоть напрямую и не затрагивает развитие внешних связей, но логически вписывается в общую стратегию ЕАЭС и России, в частности в сфере углубления партнерских отношений в новых условиях. Очевидно, даже с учетом потенциальных успехов по развитию евразийской интеграции «внутри», укрепление позиций и статуса объединения вовне невозможно без признания и создания внятной «истории успеха» с крупными региональными игроками — странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африканского континента, Ближнего Востока.

С момента запуска Союза российское участие в объединении подкреплялось развитием внешнего контура взаимодействия, примером чему служит подписание соглашения по ЗСТ с Вьетнамом уже в дебютный год работы ЕАЭС и серия других сделок в последующие годы. Однако в первую пятилетку механизм целеполагания подобных соглашений обладал яркой количественной спецификой во многом в силу молодости и отсутствия опыта Союза. Ставка на количество соглашений все сильнее затмевала качество. Логику этого процесса можно емко уместить в формулу — чем больше преференциальных и иных сделок с партнерами, тем лучше для общего KPI евразийской интеграции. При этом со стороны России и других стран-членов зачастую наблюдалась искусственная погоня за красивыми цифрами по товарообороту в рамках ЗСТ.

В текущих условиях рассчитывать на солидные показатели со всеми партнерами по переговорному треку, резкое и, самое главное, стабильное увеличение товарооборота в динамике не стоит. Тем более что само по себе соглашение по ЗСТ не является гарантией кратного увеличения товарооборота, о чем свидетельствует соглашение между ЕАЭС и Вьетнамом. Оно хоть и привело к ожидаемому скачку во взаимной торговле с РФ сразу после ратификации, но так и не помогло достичь заявленных планов в 10 млрд долл. к 2020 г. В большей степени этому вредят не санкции или финансовое давление на Москву или Ханой со стороны Запада, а слабая логистика и транспортное сообщение между странами. В целом пока что позитивные экономические эффекты для России от заключенных соглашений минимальны или вовсе отсутствуют ввиду рамочного характера сделок, как в случае с торгово-экономическим соглашением между ЕАЭС и КНР.

Наконец, важно понимать, что коридор возможностей для заключения торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами сузился. Это в первую очередь касается стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Например, Сингапура, который в 2019 г. подписал преференциальное соглашение по товарам с ЕАЭС с прицелом на дальнейшее заключение ЗСТ по услугам и инвестициям с каждой страной — членом Союза по-отдельности. Однако после введения ограничительных мер против РФ продвижение ЗСТ с Сингапуром, по всей видимости, обречено на провал. Аналогичный сценарий ожидает и в отношениях с Южной Кореей, которая на разных этапах проявляла интерес к заключению ЗСТ с ЕАЭС и с которой Россия в 2019 г. начала переговоры по услугам и инвестициям.

Россия нащупывает новые точки

В сложившихся условиях механизм целеполагания торговых соглашений для России, в особенности ЗСТ в рамках ЕАЭС, по определению должен измениться и может быть направлен на выполнение трех основных функций.

Первая — создание привилегированных условий для импорта критически важной продукции в РФ, например, электроники, полупроводников, оборудования. Уже сейчас некоторые партнеры ЕАЭС могут заместить импорт выпавших из-за санкций товаров по отдельным категориям. Например, Вьетнам способен заменить Тайвань в качестве одного из крупнейших поставщиков электронных интегральных микросхем в Россию. Это может стать аргументом для Москвы по лоббированию пересмотра и обновления существующего соглашения с Ханоем в рамках ЕАЭС.

Вторая — расширение экспортных каналов для перенаправления российской продукции, которая более не востребована в Европе. К числу основных категорий товаров можно отнести нефть, газ, уголь, сталь, а также удобрения и сельскохозяйственную продукцию. Последняя особенно актуальна для большинства регионов мира в плане обеспечения продовольственной безопасности в условиях глобальных шоков.

Третья — формирование за счет сети ЗСТ новых региональных точек входа и/или хабов, каждый из которых способен выполнять определенную функцию в зависимости от региональной специфики. На Ближнем Востоке финансовым и технологическим хабом в новых условиях могут стать ОАЭ, роль экономического хаба в Южной Азии способна сыграть Индия, транспортно-логистического и инфраструктурного хаба в Северо-Восточной Азии — Монголия.

Ранее подобной точкой входа выступал Сингапур, с помощью которого Россия стремилась более плотно интегрироваться в ключевые экономические и технологические процессы в Юго-Восточной Азии и шире в Азиатско-Тихоокеанском регионе. После введения санкций эта роль, вероятно, будет отведена Индонезии, с которой планируется подписать ЗСТ в течение двух лет. По всей видимости, Россия в год своего председательства по политическим, экономическим и репутационным соображениям будет стремиться максимально форсировать переговоры с Джакартой, чтобы выйти на какую-то продвинутую стадию с партнерами по Союзу уже к концу 2023 г.

***

В условиях попыток коллективного Запада выключить Россию из мировой экономики и торговли обеспечение технологического суверенитета, развитие альтернативных финансовых механизмов и внешних связей в рамках ЕАЭС становятся для Москвы более значимым инструментом компенсации санкционных потерь и адаптивности к внешним шокам. Руководствуясь этой логикой, можно предположить, что в обозримом будущем Россия будет с большим энтузиазмом и прагматичностью подходить к выстраиванию связей с партнерами по Союзу. Вместе с тем не стоит питать иллюзий: для России ЕАЭС — один из инструментов, умелое использование которого лишь частично поможет решить ряд наиболее чувствительных задач.


Оценить статью
(Голосов: 34, Рейтинг: 4.56)
 (34 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju