Когда речь заходит о рынках вооружений Латинской Америки, обычно акцент делается на традиционных и наиболее заметных партнерах России, таких как Венесуэла, Никарагуа, Куба и Бразилия. При этом незаслуженно забываются андские государства, большая часть которых не располагает гигантскими военными бюджетами. Тем не менее в этих странах, вынужденных особенно считаться с финансовой стороной сделок, противостояние оборонных корпораций России и Китая в последние годы становится все заметнее.
Аргентина: бои на подступах
В одной из недавних статей рассматривалось военно-техническое сотрудничество России и Аргентины, которое находится в зачаточном состоянии. Из недавних контрактов можно отметить только поставку двух вертолетов. Поскольку ВС Аргентины остро нуждаются в перевооружении, пустующую нишу начинает занимать Китай, действуя на этом рынке даже активнее, чем Россия.
Так, в 2011 году старейшая в латинской Америке аргентинская авиастроительная компания FAdeA «Авиастроительное предприятие Аргентины им. бригадира Сан-Мартина» заключила соглашение с Китайской авиационной импортно-экспортной корпорацией (CATIC) о совместном производстве вертолетов Z-11, «клона» французского вертолета AS350.
В июне 2013 года информационная группа Jane's сообщала о переговорах Аргентины с корпорацией «Ченгду» по поставке легких истребителей FC-1. Сейчас о судьбе этой сделки ничего не известно.
После визита президента Кристины Киршнер в Китай в феврале 2015 года была создана рабочая группа по истребителям. По информации Jane’s, Аргентине были предложены истребители J-10. По мнению экспертов, потребность латиноамериканской страны в таких самолетах может достигать 300 единиц.
В июне 2015 года стало известно, что Аргентина приобрела 110 бронированных машин VN1 производства китайской компании Norinco. Переговоры о покупке велись в рамках обширной программы военно-технического сотрудничества двух стран, которая включает в себя несколько проектов, в том числе производство бронированных машин с колесной формулой 8x8. Соглашение включает в себя, помимо прямой поставки в Аргентину 110 единиц техники, совместное производство БТР VN1, которые будут собираться на мощностях объединения Танданор-СИНАР в Буэнос-Айресе. Это не только позволит Аргентине обеспечить необходимым количеством техники собственные вооруженные силы, но и даст возможность осуществлять реэкспорт машин в другие страны региона.
Китай делал и другие предложения — о покупке корветов и помощи в строительстве ледокола.
Перу: контратаки Китая
Перу – одновременно и новый и старый партнер России на военном рынке региона. В 1970-е и 1980-е годы эта страна уже была крупным покупателем советского оружия. С тех пор оно старело не только физически, но и морально, что создает хорошие условия для возобновления активных отношений в данной сфере.
По информации заместителя генерального директора по внешнеэкономическому сотрудничеству государственной корпорации «Рособоронэкспорт» Дмитрия Шугаева, сумма контрактов, заключенных между странами в 2002-2015 гг., превысила 700 млн долларов. На оборонной выставке SITDEF 2015, проходившей в середине мая 2015 г. в Лиме, Д. Шугаев назвал Перу стратегическим союзником России в Латинской Америке. В 2015 г. оборонный бюджет Перу (куда входит и обеспечение национальной безопасности) увеличился на 20% по сравнению с бюджетом 2014 г.
Главные угрозы для безопасности Перу представляют наркотерроризм и территориальные споры, а также интенсивное перевооружение соседних стран, прежде всего, Чили. Это и влечет рост военных расходов.
Президент Перу Ольянта Умала еще в 2012 г. принял решение модернизировать устаревший авиапарк страны. Этот шаг был продиктован прежде всего активизацией в долинах рек Апуримак, Эне и Мантаро наркоторговцев и бандформирований. Россия не замедлила воспользоваться новыми возможностями и уже в конце 2013 г. появилось сообщение о крупнейшей со времен СССР двусторонней сделке – покупке 24 вертолетов Ми-171Ш. Общая сумма контракта составила 406 млн долларов. Еще одним серьезным кушем российской оборонки в программе обновления перуанских ВВС должна была стать модернизация поставленных во времена СССР МиГ-29. Однако достоверно известно о модернизации только восьми машин этого типа до версии МиГ-29СМТ, еще по восьми МиГам шли переговоры, которые, видимо, так и не завершились соглашением. Осенью 2014 г. аналитическое агентство Jane’s сообщило о якобы имевшем место предложении российской стороны о продаже МиГ-35 вместо модернизации МиГ-29.
Не обошел военно-технические отношения двух стран и становящийся уже традиционным в отношениях России и ее партнеров по ВТС вектор на технологическое сотрудничество и трансфер ноу-хау. В сентябре 2014 года страны заключили соглашение по строительству сервисного вертолётного центра в городке Ла-Хойя. Строительство этого ремонтного центра, открытие которого запланировано на 2016 г., стало результатом офсетного соглашения, подписанного в рамках контракта от 2013 г., одним из условий которого – предоставление перуанской стороне право оказывать услуги по ремонту вертолетов семейства Ми-17 других стран региона. С 2016 года вертолетный центр начнет производство отдельных узлов и агрегатов.
На прошедшей весной 2015 г. оборонной выставке SITDEF 2015 стало известно, что «Рособоронэкспорт» готов предоставить перуанской стороне некоторые оборонные технологии и даже лицензию на изготовление отдельных видов вооружений. В частности, речь идет о локализации производства автоматов Калашникова АК-103. Сделка, сумма которой может составить 69 млн долларов, подразумевает строительство сборочного завода, а также развертывание производства патронов калибра 7,62 с дальнейшей передачей технической документации и обучением персонала. Первые 10 тысяч АК будут полностью собраны из комплектующих, присланных из России. В дальнейшем от 30 до 50% компонентов будут перуанскими. Помимо этого, Перу получила предложение от России о поставке до 110 БТР-80, которые бы также собирались на ее территории.
Еще одна перспективная рыночная ниша на перуанском военном рынке для российского оружия – это средства ПВО. Здесь России тоже есть, что предложить. В частности, на SITDEF 2015 Россия продемонстрировала зенитно-ракетные комплексы сухопутного и морского базирования «Сосна» и «Пальма».
Россия предпринимает в Перу попытки вернуться и на рынок боевой сухопутной техники, однако здесь она уже столкнулась с китайской конкуренцией. Китай, за последние 5 лет поставивший этой стране небольшую партию ПЗРК собственного производства, решил предложить перуанцам и свою бронетехнику.
В конце первого десятилетия XXI века Перу в очередной раз вернулись к необходимости замены устаревших основных боевых танков Т-55. С целью выбора оптимального предложения был даже сформирован комитет по приобретению этого типа техники. Тогда это было спровоцировано необходимостью восстановить военный паритет с Чили, которая уже располагала немецкими танками «Леопард». Тогда правительством Перу рассматривались китайские МВТ-2000, украинский «Оплот», немецкие «Леопарды» и российский Т-90С. Предшественник Ольянта Умалы остановил свой выбор на МВТ-2000, так как он был дешевле остальных представленных предложений. Сделка между Перу и Китаем так и не осуществилась из-за запрета, наложенного Украиной на реэкспорт технологий (китайские танки использовали трансмиссию и двигатель украинского производства).
В настоящее время Умала возродил проект модернизации танков. Для его реализации Министерство экономики Перу выделило 820 млн долларов, на которые планируется приобрести около сотни новых машин.
Эквадор и Боливия: китайское наступление с переменным успехом
Учитывая политическую ориентацию лидеров Перу и Эквадора, а также стесненность этих стран в средствах, сочетающуюся с необходимостью модернизации национальных вооруженных сил, Россия и Китай, безусловно, должны рассматриваться в качестве наиболее перспективных военно-технических партнеров этих стран.
Однако, несмотря на заключенные с Эквадором соглашения о военно-техническом сотрудничестве, России пока нечем похвастаться на этом поприще. В 2006 году между странами велись переговоры о приобретении 18 вертолетов Ми-17Ш. По данным SIPRI, сделка, заключенная в 2009 году, предусматривала поставку всего двух вертолетов Ми-17. Контракт был выполнен в 2011 году.
В 2013 году сначала президент Эквадора Рафаэль Корреа, а затем и Министр обороны Мариа Фернанда Эспиноса заявляли о намерении развивать военно-технические связи с Россией, отметив при этом заинтересованность не только в закупке готовой продукции, но и получении доступа к технологиям. Серьезное затруднение для развития такого рода отношений (не только с Россией) заключается в том, что конституция Эквадора содержит запрет на покупку вооружений в кредит. Вероятно, именно это стало причиной того, что встречи Межправительственной российско-эквадорской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которые проходили в апреле 2014 года в Кито, а затем в мае 2015 года в Москве, никаких плодов в виде подписанных соглашений так и не принесли.
Проникновение Китая на военный рынок Эквадора имело еще меньший успех. В 2008 году после рейда ВВС Колумбии, в результате которого был уничтожен лагерь партизанского движения FARC и убит один из его лидеров Рауль Рейес, Эквадор заключил соглашение с КНР о приобретении четырех мобильных трёхкоординатных РЛС (двух большой дальности – YLC-2V и двух средней – YLC-18). Сумма сделки составила заметные для небольшой южноамериканской страны 60 млн долларов, но уже в апреле 2013 года появилось сообщение о том, что китайские радары не могут взаимодействовать с перуанской авиацией и сделка была отменена. Эквадор потребовал от Китая выплатить неустойку и объявил новый тендер на приобретение радаров, который выиграла испанская компания Indra Sistemas.
С Боливией у Китая сложились куда более тесные отношения на рынке вооружений – тем более, что сотрудничество в этой области страны поддерживают с начала 1990-х гг. Тогда Боливия приобрела зенитные пушки, гаубицы, ПЗРК, ПТРК [1].
За последние пять лет темпы сотрудничества двух стран продолжали расти. Боливия остается активным эксплуатантом китайской авиатехники. На вооружении боливийских ВВС стоят шесть учебно-боевых самолетов Hongdu K-8, которые Китай поставил правительству Эво Моралеса в 2011 году. В том же году страны подписали масштабное соглашение о приобретении двух пассажирских самолетов МА60 и шести вертолетов Н425 семейства Z-9, которые. Стоимость соглашения составила 103 млн долларов, а контракт был профинансирован за счет кредита в 300 млн, который Китай выдал Боливии в январе 2012 года.
Военно-технические связи России с Боливией находятся на крайне низком уровне. Пока на столе переговоров находится лишь вопрос о покупке российских вертолетов. Весной 2014 года Рубен Сааведра заявил, что его ведомство ходатайствует о закупке многоцелевых военно-транспортных вертолетов Ми-17, которые необходимы для борьбы с наркотрафиком. В середине марта Москву посетила боливийская делегация, однако информации о приобретении Боливией российских вертолетов так и не последовало.
***
При нынешнем состоянии местных экономик латиноамериканский регион не сможет заменить России и Китаю традиционные рынки вооружений. Однако для обоих поставщиков эти рынки важны с точки зрения диверсификации поставок, и военное присутствие в Западном полушарии сохраняет свою значимость по вполне понятным геополитическим причинам.
В отличие от стран Запада, Китай в среднесрочной перспективе более опасен для России на рынках малых стран региона, где решающими факторами остаются конечная цена продукции и выгодные предложения по финансированию сделок и офсетным программам их реализации. Кроме того, заметное влияние будет оказывать экономическая зависимость государств Южной Америки от КНР, которая в ближайшие годы будет лишь возрастать. Предоставляя связанные кредиты небогатым странам, Китай открывает для себя новые ниши на военных рынках Латинской Америки.
Россия пытается активнее использовать офсетные сделки и искать возможности финансового обеспечения проектов, интересующих страны региона. Однако пока это получается далеко не всегда. Кроме того, важную роль играют неэкономические факторы, такие как усложнившиеся отношения с Западом и репутационные риски, унаследованные от ранних проектов. В качестве примера можно привести строительство завода по производству автоматов Калашникова в Венесуэле. От нового предприятия Каракас ожидал создание 800 новых рабочих мест, возможность экспортировать «Калашниковы» в третьи страны и производить собственную продукцию на мощностях завода. Но реализация проекта пробуксовывает, что дает не самый лучший пример для соседних стран — например, Перу, которой «Ростех» предложил открыть точно такой же завод. Не в пользу России свидетельствует и неоднократный срыв сроков по модернизации истребителей МиГ-29 для Перу. Контракт сейчас выполнен в полном объеме, но осадок остался.
Чтобы исправить ситуацию и удержать латиноамериканский рынок оружия, времени у России не так много. К примеру, десять лет назад расширение военно-технического сотрудничества с Боливией могло бы быть вполне реальным, если бы Россия прибегла к гибкой ценовой и кредитной политике. Однако сейчас небольшой боливийский рынок уже весьма насыщен оружием китайского производства, и шансы на то, что правительство страны начнет закупки у России с целью диверсификации поставщиков, крайне малы.
Здесь уже недостаточно одних лишь преимуществ в качестве и характеристиках предлагаемых изделий и технологий или готовности к совместным проектам, как в случае с «большими» странами региона. Небогатые страны — сложные партнеры, однако сотрудничество с ними может приносить экономические и политические дивиденды в долгосрочном плане, что хорошо понимают в КНР. Но для этого надо вкладывать деньги уже сейчас, для чего у России, похоже, нет ни средств, ни желания.
1. Барабанов М. С., Макиенко К. В., Пухов Р. Н., Рыбас А. Л. Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными государствами: анализ рынков; под редакцией А.Л. Рыбаса. – М.: Наука, 2008.