В феврале 2023 г. Бангладеш оказалась в центре внимания российской общественности в связи с решением запретить заход в свои порты 69 российским судам, которые находятся под санкциями коллективного Запада. Хотя наибольший резонанс вызвало оглашение данного ограничения, Россия столкнулась с этой проблемой еще в конце 2022 г., когда Бангладеш отказалась принять российское судно, находящееся под санкциями, на борту которого находилось оборудование для строящейся в Бангладеш АЭС «Руппур».
Могло показаться, что Бангладеш присоединилась к антироссийским санкциям, однако все не так однозначно. В своем внешнеполитическом курсе по отношению к Москве Дакка придерживается «дружественного нейтралитета», но подобный принцип лежит в основе отношений Бангладеш практически со всеми ключевыми мировыми игроками. В то же время, несмотря на длительную историю российско-бангладешского взаимодействия, за годы снижения интереса России к этой южноазиатской стране ее отношения с США, странами ЕС и КНР вышли на более высокий уровень.
В 2022 г. экономика Бангладеш столкнулась с многочисленными трудностями, что обострило уже проявлявшиеся ранее экономические проблемы: сокращение объема валютных резервов, значительный рост внешнего долга. В результате Бангладеш стала третьей после Шри-Ланки и Пакистана страной Южной Азии, которая обратилась за помощью к МВФ. На этом фоне потенциальные вторичные санкции со стороны Вашингтона (особенно финансовые) поставили бы республику в крайне тяжелое, практически безвыходное положение.
Другим фактором, который мог повлиять на решение Бангладеш, выступают уже действующие и влияющие на курс страны политические санкции со стороны США. В конце 2021 г. Вашингтон стал открыто критиковать Дакку за нарушения прав человека. В итоге США ввели санкции против элитного подразделения полиции страны — Батальона быстрого реагирования (RAB), а также персональные санкции против нескольких его действующих и бывших руководителей. Дакка всячески стремится добиться снятия американских санкций, но в этом вопросе Вашингтон остается непреклонен.
Кроме того, в настоящее время вопрос улучшения отношений с США для правящей партии «Авами лиг» («Народная лига») во главе с премьер-министром шейхом Хасиной чрезвычайно важен и по другой причине: тесное сотрудничество с Вашингтоном традиционно выступает основой политического курса оппозиционных сил — Националистической партии Бангладеш во главе с Халедой Зиёй Рахман. Накануне всеобщих выборов в Бангладеш в начале 2024 г. шейх Хасина, вероятно, захочет «отнять» данную «карту» у оппозиции и наладить отношения с Соединенными Штатами.
Ситуацию осложняет активизация курса Вашингтона и европейских столиц на установление и развитие отношений Бангладеш с Четырехсторонним диалогом безопасности (QUAD), а также на дальнейшее распространение в доктринальных документах республики термина «Индо-Тихоокеанский регион». Безусловно, подобное развитие событий в Бенгальском заливе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом не может отвечать российским национальным интересам.
Не стоит сбрасывать со счетов и отдельные внешнеполитические просчеты российской дипломатии, а также случаи недопонимания между двумя странами. Тем не менее Бангладеш неоднократно поддерживала Россию на международной арене, в частности воздерживалась при голосовании на ГА ООН по чувствительным для России вопросам. В то же время по двум резолюциям по украинской проблематике Бангладеш проголосовала «за», однако в этих конкретных случаях решение Дакки было обусловлено не желанием примкнуть к коллективному Западу, а, скорее, стремлением заявить о собственных национальных интересах.
В условиях, когда Россия стремится донести до Запада необходимость считаться с ее национальными интересами, Бангладеш делает то же самое, ожидая понимания со стороны исторически дружественного ей государства, отношения с которым южноазиатская страна стремится строить на принципах взаимоуважения.
В феврале 2023 г. Бангладеш [1] — ключевая страна Южной Азии и стратегически важного для ряда глобальных и региональных держав Бенгальского залива — оказалась в центре внимания российской общественности в связи с опубликованной в прессе информацией о решении властей республики запретить заходить в свои порты 69 российским судам, которые с 2022 г. находятся под санкциями коллективного Запада. За этим последовал комментарий официального представителя Министерства иностранных дел России Марии Захаровой, заявившей, что на это шаг Бангладеш пошла не столько по своей инициативе, сколько «под угрозой применения вторичных санкций со стороны США», а 21 февраля 2023 г. в МИД России был вызван посол Народной Республики Бангладеш в РФ Камрул Асхан. В настоящее время вопрос о влиянии действий подобного рода на развитие традиционно дружественных российско-бангладешских отношений остается открытым.
Предыстория
Хотя наибольший резонанс вызвало оглашение информации 13 февраля 2023 г. о запрете на вход в бангладешские порты 69 российских кораблей, в действительности Россия столкнулась с этой проблемой еще в конце 2022 г. По сообщениям информационного агентства «РИА Новости», в Бангладеш направлялось российское судно Ursa Major (в переводе с латыни «Большая медведица»), однако Посольство США в Бангладеш направило в МИД республики информацию о сохраняющемся санкционном режиме в отношении попавших в американские списки российских судов, а также заявило, что любое сотрудничество с ними сопряжено с риском попасть под вторичные санкции со стороны США и в том числе столкнуться с крупными ограничениями на финансовую помощь, что является крайне чувствительным вопросом для Бангладеш.
Тем самым республика, не желая идти на риск, отказалась принять российское судно, несмотря на все усилия Посольства России в Бангладеш, которое 20 и 22 декабря направило в МИД Бангладеш письма с просьбой допустить Ursa Major в порт Монгла. Согласно бангладешской газете «Протхом Ало» (Prothom Alo), российское посольство уведомило министерство республики о потенциально негативном влиянии данной ситуации на российско-бангладешские отношения.
Министр иностранных дел Бангладеш А.К. Абдул Момен заявил тогда, что бангладешская сторона «не хочет принимать те корабли, которые находятся под санкциями», поскольку у нее «сложились хорошие отношения с США», хотя затем попросил журналистов «не спрашивать его об этом». Он также отметил, что «теперь мы ожидаем, что Россия направит другие, не включенные в санкционные списки корабли».
Следующим этапом стало оглашение бангладешской стороной в феврале 2023 г. составленного ранее списка из 69 российских судов, отныне рассматриваемых республикой в качестве кораблей, включенных в санкционные списки США и стран ЕС, которым запрещен вход в порты страны, что вызвало весьма острую реакцию МИД России.
Почему Бангладеш запрещает заходить в ее порты российским судам?
Множество российских СМИ попросту перепечатали информацию из западной прессы и поспешили заявить, что Бангладеш присоединилась к антироссийским санкциям, однако все не так однозначно. Подход к анализу действий такой южноазиатской страны, как Бангладеш, не может и не должен строиться на бескомпромиссном делении мира на «черное» и «белое», на «своих» и «чужих». Россию и Бангладеш связывают десятилетия дружбы — в 2022 г. отмечалось 50-летие установления дипломатических отношений между странами. В 1971 г. СССР внес значительный вклад в достижение Бангладеш независимости, оказал действенную помощь в разминировании Читтагонгского порта в 1972 г., построил в республике такие электростанции, как «Горазал» и «Сиддиргандж», на которых и сегодня производится до 40% электроэнергии страны. Несмотря на трудности в отношениях при правительствах З. Рахмана и Х.М. Эршада во второй половине 1970-х – 1980-х гг. и на заметное снижение российского интереса к данному южноазиатскому государству в 1990-х гг., предыдущее десятилетие можно охарактеризовать как новый расцвет в российско-бангладешских связях.
В своем внешнеполитическом курсе по отношению к Москве Дакка придерживается «дружественного нейтралитета». Однако подобный принцип лежит в основе отношений Бангладеш практически со всеми ключевыми странами мира: США, Индией, Китаем, европейскими государствами, Японией и т.д. Еще шейх Муджибур Рахман — первый премьер-министр и первый президент Бангладеш — сформулировал фундаментальный принцип внешней политики Бангладеш, которого страна негласно придерживается до сих пор и который постоянно повторяет дочь лидера и нынешний премьер-министр Бангладеш шейх Хасина: «Дружба со всеми, вражда ни с кем». Именно этот принцип помогает малой южноазиатской стране балансировать как между более сильными государствами региона, так и между державами глобального уровня, а также хеджировать риски, получая выгоду для себя от всех партнеров одновременно.
Однако за годы снижения интереса российской стороны к Бангладеш отношения республики с США, странами ЕС и Китаем вышли на более высокий уровень: в настоящее время доля России в бангладешском экспорте в среднем составляет немногим более 2%, в то время на США приходится более 15%, на страны Европы — более 55%.
В 2022 г. экономика Бангладеш столкнулась с многочисленными трудностями на фоне мирового энергетического кризиса и стремительного роста инфляции (в ноябре 2022 г. уровень инфляции достиг 9%), что обострило уже проявлявшиеся ранее экономические проблемы: сокращение объема валютных резервов, рост внешнего долга (в 2011–2021 гг. вырос на 238%, в то время как объем внешнего долга, к примеру, другой южноазиатской страны Шри-Ланки вырос на 119%). В результате во второй половине 2022 г. Бангладеш стала третьей после Шри-Ланки и Пакистана страной Южной Азии, которая обратилась за помощью к Международному валютному фонду (МВФ). На этом фоне потенциальные вторичные санкции со стороны Вашингтона (особенно финансовые) поставили бы республику в крайне тяжелое, практически безвыходное положение.
Другим фактором, который мог повлиять на решение Бангладеш в отношении включенных в санкционные списки российских кораблей, выступают уже действующие и влияющие на курс страны политические санкции со стороны США. Стоит понимать, что Бангладеш, как и Россия, оказалась жертвой американских санкций. Так, в конце 2021 г. США стали недвусмысленно указывать на недемократический характер политического режима Бангладеш и открыто критиковать Дакку за нарушения прав человека. В итоге Вашингтон ввел санкции против элитного подразделения полиции страны — Батальона быстрого реагирования (RAB), а также персональные санкции против нескольких его действующих и бывших руководителей по обвинению в предполагаемом осуществлении ими расправ вне суда и нарушений прав человека. Кроме того, администрация Джо Байдена не пригласила Бангладеш на проводимый в декабре 2021 г. под эгидой Соединенных Штатов «Саммит демократий», что также было негативно воспринято республикой, первые лица которой всячески подчеркивают, что страна является демократией. Весь 2022 г. Дакка всячески стремилась добиться снятия американских санкций, но в этом вопросе, несмотря на длительный переговорный процесс, Вашингтон остается непреклонен.
Вопрос о снятии этих санкций поднимался и во время визита заместителя Госсекретаря США Виктории Нуланд в Бангладеш с 19 по 23 марта 2022 г. в ходе ее поездки по странам Южной Азии (она также посетила Индию и Шри-Ланку с целью, вероятно, повлиять на позицию трех стран по украинскому кризису). Однако вопрос о Батальоне быстрого реагирования так и не был решен в силу «сохраняющихся у США опасений» и несмотря на «видимые улучшения» ситуации с соблюдением прав человека в Бангладеш. При этом «видимые улучшения» Вашингтон обычно связывает с победой кандидатов от оппозиционных партий на муниципальных и региональных выборах. Соединенные Штаты также подтвердили свои опасения по поводу нарушений прав человека в Бангладеш в ходе визита министра иностранных дел этой страны А.К. Абдула Момена в Вашингтон 4 апреля 2022 г., а также в опубликованном американской стороной 12 апреля 2022 г. Ежегодном докладе США о правах человека в Бангладеш.
Кроме того, в настоящее время вопрос улучшения отношений с США для правящей партии «Авами лиг» («Народная лига») во главе с премьер-министром шейхом Хасиной чрезвычайно важен и по другой причине: тесное сотрудничество с Вашингтоном традиционно выступает основой политического курса оппозиционных сил — Националистической партии Бангладеш во главе с Халедой Зиёй Рахман. Накануне всеобщих выборов в Бангладеш в начале 2024 г. шейх Хасина, вероятно, захочет «отнять» данную «карту» у оппозиции и наладить отношения с Соединенными Штатами.
Ситуацию осложняет активизация курса Вашингтона и европейских столиц на установление и развитие отношений Бангладеш с Четырехсторонним диалогом безопасности (QUAD), а также на дальнейшее распространение в доктринальных документах республики термина «Индо-Тихоокеанский регион». Первые контакты Бангладеш в данном формате начались в годы пандемии COVID-19, и еще в мае 2021 г. посол КНР в Бангладеш напрямую заявил, что присоединение республики к «четырехугольнику безопасности» нанесет «значительный ущерб» их двусторонним отношениям. Однако в 2022 г. США и страны ЕС стали использовать эту повестку в отношениях с южноазиатской страной в разы чаще. В ходе своего визита в Бангладеш весной 2022 г. Нуланд напрямую пригласила республику «присоединиться к Индо-Тихоокеанской стратегии», отметив, что в ней содержатся «все элементы сотрудничества в сфере экономики, безопасности и технологий». Кроме того, 31 марта 2022 г., вскоре после визита Нуланд, в Бангладеш состоялась международная конференция Moving Forward in the Indo-Pacific, на которой выступил посол США в Бангладеш Питер Хаас с призывом защищать «общие идеалы» двух стран в ИТР, «представляющем собой позитивное общее видение создания региона, в котором могут процветать все страны» на фоне «ничем не спровоцированного вторжения России на Украину».
В начале апреля 2022 г. в Дакку также прибыл Габриэль Висентин, специальный посланник Европейского союза по вопросам Индо-Тихоокеанского региона, который заявил, что приоритеты США и ЕС в ИТР схожи, и они одинаково думают о привлечении Бангладеш к сотрудничеству. Представитель ЕС, в отличие от американской стороны, не высказался о том, стоит ли считать геноцидом действия правительства Мьянмы по отношению к рохинга [2], что было негативно воспринято в бангладешском обществе, для которого данный вопрос остается крайне чувствительным. Безусловно, подобное развитие событий в Бенгальском заливе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом не может отвечать российским национальным интересам.
Не стоит сбрасывать со счетов и отдельные внешнеполитические просчеты российской дипломатии, а также случаи недопонимания между двумя странами. Тем не менее Бангладеш неоднократно поддерживала Россию на международной арене и с пониманием относилась к приоритетам российской внешней политики и национальным интересам. В частности, в 2022 г. Бангладеш неоднократно отказывалась присоединиться к западным странам при голосовании по ключевым резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся украинского кризиса. Бангладеш воздержалась при голосовании по резко осуждающим российские действия на Украине Резолюции ГА ООН ES-11/1 «Агрессия против Украины» от 2 марта 2022 г., как ранее воздержалась в 2014 г. при голосовании по Резолюции ГА ООН A/RES/68/262 «О территориальной целостности Украины». Республика также не стала участвовать в голосовании по Резолюции ГА ООН ES-11/3 по вопросу приостановке членства России в Совете ООН по правам человека от 7 апреля 2022 г. и по Резолюции ГА ООН ES-11/5 «Содействие осуществлению правовой защиты и обеспечению возмещения ущерба в связи с агрессией против Украины» от 14 ноября 2022 г., что определенно является показателем желания Бангладеш развивать связи с Россией.
Весной 2022 г. официальные представители Бангладеш неоднократно вспоминали о роли СССР в освободительной войне 1971 г., в результате которой Бангладеш появилась на карте мира как независимое государство. Выступая на заседании парламента страны 30 марта 2022 г., шейх Хасина объяснила решение воздержаться при голосовании по резолюции ES-11/1 так: «Мы обязательно встанем на сторону тех, кто поддержал нас в трудные времена. Но если они сделают какую-то несправедливость, мы не станем это поддерживать. Однако мы не хотим войны. Но кто [несколько виновных сторон — прим. авт.] развязал войну? Вы должны увидеть, кто [несколько виновников — прим. авт.] устроил провокацию. … В войне не может быть лишь одной стороны. Кто-то провоцирует… Тогда почему одна страна должна быть осуждена? Именно поэтому мы воздерживаемся при голосовании».
В то же время по двум резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН по украинскому вопросу в 2022 г. Бангладеш проголосовала «за» вместе с коллективным Западом и поддерживающими его позицию странами: по Резолюции ГА ООН ES-11/2 «Гуманитарные последствия агрессии против Украины» от 24 марта 2022 г. и по Резолюции ГА ООН ES-11/4 «Территориальная целостность Украины: защита принципов, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций» от 12 октября 2022 г., принятой вслед за проведением референдумов на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Херсонской и Запорожской областей 23–27 сентября 2022 г. Решение проголосовать за Резолюцию ES-11/2 по гуманитарным вопросам премьер-министр южноазиатской страны прокомментировала так: «Когда резолюция была направлена против одной страны (России), мы не пошли на это [воздержались при голосовании — прим. авт.], но когда во второй резолюции Генеральной Ассамблеи ООН был поднят вопрос о правах человека, Бангладеш решила проголосовать «за»». Такое решение Бангладеш можно рассматривать как некую уступку по отношению к США в стремлении убедить Вашингтон снять санкции, которые наносят ущерб международному имиджу Бангладеш и зачастую препятствуют развитию экономических связей с ключевыми торговыми партнерами республики. В отношении же Резолюции ES-11/4 по вопросу территориальной целостности Украины решение проголосовать «за» связано, по всей видимости, с тем, что Бангладеш, являясь страной с мусульманским большинством и государством — членом Организации исламского сотрудничества (ОИС), поддерживает чаяния народа Палестины в ее территориальном споре с Израилем и не хотела столкнуться с обвинениями в политике «двойных стандартов». В официальном заявлении Дакки на ГА ООН подчеркивалось, что суверенитет, уважение территориальной целостности, мирное урегулирование всех споров, цели и принципы Устава ООН должны соблюдаться всеми, в том числе и в отношении оккупации Израилем палестинских и других арабских земель. Подобная позиция лежит в основе сближения Бангладеш с ОАЭ, Саудовской Аравией и другими арабскими государствами Северной Африки и Персидского залива. Это также служит ядром курса Бангладеш на привлечение зарубежных инвестиций и налаживания «миграционных мостов», когда граждане Бангладеш отправляются на работу в данные государства и отправляют денежные переводы на родину (в 2020/2021 фин. г. объем денежных переводов из-за рубежа составил более 6% ВВП Бангладеш, а отношение объема денежных переводов к доходам от экспорта — 67,14% [3]). Тем самым в этих конкретных двух случаях решение Дакки проголосовать «за» принятие резолюций ГА ООН по украинской проблематике было обусловлено не желанием примкнуть к коллективному Западу, а, скорее, стремлением заявить о собственных национальных интересах.
Бангладеш вновь воздержалась от голосования по принятой 23 февраля 2023 г. Резолюции ГА ООН A/ES-11/L.7 «О принципах, лежащих в основе всеобъемлющего, справедливого и устойчивого мира на Украине», а после ситуации с российскими кораблями и вызовом посла республики в МИД России официальный представитель МИД Бангладеш Сехели Сабрин отдельно отметила, что решение запретить российским судам заходить в национальные порты было принято министерством судоходства республики, и выразила надежду на то, что «эта проблема не повлияет на давние отношения двух стран». Она также подчеркнула, что «роль России во время Освободительной войны Бангладеш 1971 года невозможно забыть», заявив, что инцидент с российским кораблем стоит рассматривать как «единичный» и что судно отказались принять не только в Бангладеш, но и в Индии: «Наше понимание двусторонних вопросов настолько хорошо, что мы не думаем, что какой-то один вопрос может отрицательно сказаться на существующих дружеских отношениях». Отказ Бангладеш отныне принимать в своих портах 69 российских судов, попавших под санкции США и ЕС, Сахели Сабрин объяснила крайней зависимостью южноазиатской страны от торговли с западными странами.
***
На международной арене Бангладеш пытается балансировать между целым рядом держав, тем самым обеспечивая свои национальные интересы, но с обострением международных кризисов в 2022 г. эта задача стала для Дакки особенно сложной. Если в политике Бангладеш поддерживает Россию и без особой на то причины не отходит от своего курса, то в экономике ее национальные интересы состоят в поддержании и развитии отношений с США и государствами ЕС как основными торговыми партнерами. Москве и Дакке необходимо совместно на двусторонней основе с учетом национальных интересов обеих стран выработать более гибкую позицию в отношении разрешения вопроса с режимом для российских кораблей, возможно, выработав конкретный список судов, который устроит обе страны, или же согласовать альтернативные варианты транспортировки грузов. Бангладеш уважает Россию и стремится развивать отношения, о чем свидетельствуют заявления шейха Хасины, А.К. Абдула Момена, Сахели Сабрин и других первых лиц государства, однако в случае с инцидентом с российским кораблем Бангладеш испугалась последствий, которые заденут прежде всего ее национальные экономические интересы, что Дакка постаралась «компенсировать» в ходе голосования в Генеральной Ассамблее ООН по новой резолюции, противоречащей российским интересам, 23 февраля 2023 г. В условиях, когда Россия стремится донести до Запада необходимость считаться с ее национальными интересами, Бангладеш делает то же самое, ожидая понимания со стороны исторически дружественного ей государства, отношения с которым южноазиатская страна стремится строить на принципах взаимоуважения.
1. В традициях отечественной индологии и по правилам русского языка название Бангладеш принято использовать в женском роде.
2. Рохинга — это самоназвание этнической группы, говорящей на бенгальском языке, исповедующей ислам и проживающей в штате Ракхайн в Мьянме на границе с Бангладеш. Следует отметить, что термин «рохинджа» не совсем корректен, поскольку происходит из-за ошибочного прочтения этого самоназвания при записи английскими буквами (Rohingya), и сами представители данной этнической группы называют себя не иначе, как «рохинга» или «рохингья». Предки рохинга начали активно заселять территории Мьянмы после англо-бирманских войн (1823–1826 гг. и 1852–1853 гг.). Таким образом, некоторые семьи рохингья проживают в Ракхайне уже несколько поколений, но власти Мьянмы не признают их гражданами страны, так как по Закону о гражданстве 1982 г. необходимо доказать, что их предки проживали на территории Мьянмы в течении трех поколений, что представляется затруднительным, поскольку это не было никак задокументировано.
3. Quarterly Report on Remittance Inflows in Bangladesh, January-March 2022, Table 1, p. 3.