Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

В обыденном сознании санкции США обычно ассоциируются с «противниками Америки» — Ираном, КНДР, Кубой, Венесуэлой. С 2014 года в этот список добавилась Россия, а начиная с прошлого года в нём всё более заметную роль начинает играть Китай. Однако санкции могут применяться против союзников США и даже против собственно американских компаний. В этом случае речь идёт о принуждении к исполнению режимов санкций США (в английском языке, как правило, используется термин enforcement).

В обыденном сознании санкции США обычно ассоциируются с «противниками Америки» — Ираном, КНДР, Кубой, Венесуэлой. С 2014 года в этот список добавилась Россия, а начиная с прошлого года в нём всё более заметную роль начинает играть Китай. Однако санкции могут применяться против союзников США и даже против собственно американских компаний. В этом случае речь идёт о принуждении к исполнению режимов санкций США (в английском языке, как правило, используется термин enforcement).

Уже долгое время Вашингтон является мировым лидером по применению ограничительных мер в своей внешней политике. В США сложился многочисленный и профессиональный аппарат разработки и использования санкций. В Америке также накоплен большой опыт принудительных мер. Их цель — обеспечить исполнение национального санкционного законодательства. Американские власти (Казначейство, Госдепартамент, Министерство торговли, Министерство юстиции и ряд других) ведут серьёзную разъяснительную работу с бизнесом по теме соблюдения санкций. При этом в руках властей — довольно широкий инструментарий наказания компаний и физических лиц за нарушение законов о санкциях. Среди них — уголовное преследование, заморозка активов и финансовые штрафы. Данные инструменты используются как против американских лиц, так и против иностранцев. Попадание под штрафы крупных глобальных компаний — довольно распространённое явление. Ярким случаем последних дней стало завершение административного расследования профильного подразделения Казначейства США (OFAC) против компании Amazon.

Суть претензий OFAC состояла в том, что в течение длительного времени (с 2011 по 2018 год) Amazon допустил множество нарушений режима санкций. Компания доставляла товары в Иран, Сирию, российский Крым, а также заказчикам из числа посольств государств под санкциями, расположенных в зарубежных странах. Среди них — Куба, Иран, Северная Корея, Судан и Сирия. В числе заказчиков попадались и лица, которые числятся в американских санкционных списках по программам нераспространения, борьбы с наркобизнесом, организованной преступностью и тому подобным. В сухом остатке Amazon побил все рекорды по числу нарушенных санкционных режимов в рамках одного расследования.

Причиной нарушений стали сбои и дефекты программного обеспечения, которое должно было отсекать от заказов лиц, находящихся под санкциями. Компания ежедневно проводит огромное число трансакций. Их отслеживание в ручном режиме попросту невозможно. Поэтому любой сбой или недостаток системы мониторинга может привести к нарушению режима санкций. В случае с посольствами отследить «санкционный след» было ещё сложнее. Ведь заказ может запрашиваться с любого адреса, который посольство, например, берёт в аренду. В заказе подобная информация может не отражаться. И автоматическая система нарушений не видит. Максимальный штраф, который грозил компании, составлял более 1 миллиарда долларов США.

Впрочем, Amazon отделался гораздо меньшим штрафом — всего 134,5 тысячи долларов США. Тому несколько причин. Во-первых, объём сделок компании, которые шли в нарушение режимов санкций, был невелик — всего 269 тысяч долларов США. Во-вторых, компания допустила нарушения непреднамеренно. OFAC классифицировало их как «не вопиющие» (non-egregious). В противном случае сумма штрафа была бы значительно более высокой. В-третьих, компания сама раскрыла нарушения, как только узнала о них. Добровольное раскрытие даёт 50% скидки к штрафу и в целом меняет отношение властей в процессе расследования. Тем более что Amazon содействовал расследованию и проявил в адрес чиновников максимальную лояльность. Наконец, в-четвёртых, Amazon обязался провести масштабные улучшения своей системы «соответствия» законодательству. Здесь и тренинги для сотрудников, и найм нового персонала, и аудит существующей системы, и, конечно, совершенствование программного обеспечения.

Нужно отметить, что попадание в поле зрения OFAC из-за сбоев программного обеспечения — довольно распространённое явление. В числе недавних случаев — American Express (пока обошлось без штрафов, но 30 апреля 2020 года OFAC предупредило о выявлении нарушений); телекоммуникационная компания Apple, пропустившая из-за сбоя ПО сделки со словенской компанией, которая в свою очередь находилась в «чёрных списках» (штраф — 466,9 тысячи долларов); компания General Electric за нарушение режима санкций против Кубы (штраф — 2,71 миллиона долларов).

Американские исследователи политики санкций Брайан Эрли и Кит Пребл называют штрафы против крупных компаний «охотой на китов» (whale-hunting), тогда как сходные меры против мелких фирм — «охотой на мелкую рыбу» (fishing strategy). Amazon оказался именно таким «китом». Однако «охота на китов» не означает свободу действий для небольших или средних фирм. Число расследований против них достаточно велико.

За последние десять лет только OFAC заключило 218 соглашений о штрафах. Их общая сумма составила 5,6 миллиарда долларов. В отношениях с американским и крупным (глобализированным) зарубежным бизнесом такие меры достаточно эффективны. По крайней мере, бизнес вынужден принимать их во внимание. Даже в странах, которые США считают противниками (Россия и Китай), крупные компании далеко не всегда идут на преднамеренное нарушение американских санкций, опасаясь штрафов и иных мер. Однако мировая экономика не сводится только лишь к американоцентричной финансовой системе. Вокруг санкционных юрисдикций (Иран, Сирия, Венесуэла и других) возникает «экосистема» экономических связей. Здесь нет крупных глобальных компаний. Но есть множество бизнесов, заточенных под работу с данными странами и регионами. С ними американские власти также ведут непримиримую борьбу. Но, в отличие от глобального бизнеса, «экосистема» вокруг подсанкционных стран куда менее лояльна требованиям властей США. В случае масштабной эскалации американских санкций против России и особенно Китая на первый взгляд маргинальная «экосистема» вполне может заявить о себе как об огромной бреши в здании глобализации мировой экономики.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся