Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 5)
 (21 голос)
Поделиться статьей
Олег Парамонов

К.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России; доцент, департамент международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Дарья Ерёменко

Магистрант факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова

В обновленной Стратегии национальной безопасности Японии 2022 г. была анонсирована программа официальной помощи в целях безопасности (Official Security Assistance, OSA), направленная на реализацию проектов модернизации вооруженных сил и правоохранительных структур дружественных Японии государств путем финансирования поставок продукции военного назначения, а также связанного с ней оборудования и материалов. В декабре 2023 г. программа стремительно начала «набирать обороты»: уже заключены соглашения об участии в OSA Филиппин, Бангладеш, Малайзии и Фиджи, а в новом финансовом году, который начнется в апреле 2024 г., ожидается подключение к программе Вьетнама и Джибути. В целом, на основе состава первых стран-реципиентов можно судить об актуальном «ландшафте» интересов Японии в отношении глобального Юга: фокус на АСЕАН, далее Бенгальский залив, страны южной части Тихого океана.

Помощь осуществляется на грантовой основе. Программа сфокусирована на морской безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, хотя в списке ее будущих реципиентов указана и Монголия. Согласно планам Токио, OSA будет способствовать укреплению «всеобъемлющей оборонной архитектуры», окажет сдерживающее влияние на ситуацию вокруг Тайваньского пролива и конфликты в Южно-Китайском море. Да и в целом будет содействовать смещению регионального баланса «в правильную» с точки зрения Японии сторону.

OSA преподносится как расширение программы официальной помощи развитию (Official Development Assistance, ODA), ставшей еще во времена холодной войны «визитной карточкой» политики Японии в отношении держав, которые сегодня относят к глобальному Югу. Существует мнение, что новая программа разрушает базовые «пацифистские» подходы Токио к участию в программах международной помощи. Впрочем, и в рамках ODA Япония осуществляла и продолжит осуществлять поставки патрульных кораблей странам ЮВА на основе максимально льготных кредитов, то есть, по сути, «бесплатно». Объяснялось это вкладом в решение более специфичных по сравнению с чисто военными задач, например, противодействие морскому пиратству, либо участием в более широкой миссии по обеспечению морской безопасности. Таким образом, поставки продукции военного назначения будут осуществляться параллельно в рамках обеих программ — ODA и OSA.

В этой связи возникает вопрос: зачем Японии новый инструмент официальной помощи при наличии у нее опыта адаптации ODA к новым целям политики безопасности? Тем более что OSA вряд ли окажет существенное влияние на региональную среду безопасности в краткосрочной перспективе из-за буквально «крошечных» сумм, выделенных на эту инициативу. Страны-получатели, скорее всего, не сильно впечатлены объемом предлагаемой помощи, и в результате программа вряд ли откроет путь к прибыльным контрактам для японских оборонных подрядчиков.

В настоящее время странам — реципиентам OSA может быть предложен не очень широкий список продукции военного назначения, включающий, например, системы спутниковой связи и радары, корабли и катера. Тем не менее сегодня именно на структуры береговой охраны ложится основная нагрузка по реагированию на конфликтные ситуации в многочисленных «серых зонах безопасности» Восточной Азии. Весьма важным направлением OSA является содействие в обустройстве военной инфраструктуры, а также модернизации портовых сооружений и других логистических объектов «двойного назначения». Предполагается, что для японского бизнеса здесь могут открыться определенные возможности. Появление новой программы официальной помощи связано с намерением не столько помочь «дружественным государствам» в деле усиления их военных и правоохранительных возможностей, сколько обозначить, что времена, когда Токио являлся сторонним наблюдателем в такой сфере, как региональная безопасность, заканчиваются.

Впрочем, и в ограничениях OSA возможны корректировки. Анонсирование в марте 2024 г. исключения из «трех принципов военного экспорта», утвержденных правительством Абэ в 2014 г. и пока еще запрещающих экспорт некоторых видов вооружений, в отношении экспорта истребителя, в консорциуме которого участвует Япония, способствует дальнейшей эрозии политического «табу» на экспорт вооружений, которые относят к категории «летальных». Это может создавать новые возможности как для OSA, так и для других форм военно-технической кооперации с державами Индо-Тихоокеанского региона.

Помощь в целях безопасности является сложным инструментом из-за присущей ей двойственности, поэтому важно упаковать ее в «обертку» реформирования или модернизации сектора безопасности стран-реципиентов. Однако навязывание державам глобального Юга подобных условий может вызвать у них настороженность из-за чувствительности к любым рискам для их суверенитета. Не очень понятна ситуация и с оплатой услуг по обслуживанию предоставляемой продукции военного назначения и другого оборудования. Скорее всего, это будет возложено на реципиентов.

Концепция «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» премьер-министра Японии Синдзо Абэ (2006–2007, 2012–2020) часто подвергалась критике западным экспертным сообществом за невнятность ее положений, связанных с политикой безопасности. Правительством Фумио Кисиды был предпринят ряд шагов по устранению данного пробела. Так, в обновленной Стратегии национальной безопасности Японии от декабря 2022 г. была анонсирована программа официальной помощи в целях безопасности (Official Security Assistance, OSA). Руководящие принципы данной программы были утверждены в апреле 2023 г., что совпало с началом нового финансового года в Японии. В декабре 2023 г. программа стремительно начала набирать обороты: уже заключены соглашения об участии в OSA Филиппин, Бангладеш, Малайзии и Фиджи. Программа помощи в целях безопасности направлена на реализацию проектов модернизации вооруженных сил и правоохранительных структур дружественных Японии государств путем финансирования поставок продукции военного назначения, а также связанного с ней оборудования и материалов. Помощь осуществляется на грантовой основе. Программа сфокусирована на морской безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, хотя в списке ее будущих реципиентов указана и Монголия. Согласно планам Токио, OSA будет способствовать укреплению «всеобъемлющей оборонной архитектуры», окажет сдерживающее влияние на ситуацию вокруг Тайваньского пролива и конфликты в Южно-Китайском море. Да и в целом будет содействовать смещению регионального баланса «в правильную» с точки зрения Японии сторону.

Важно отметить, что OSA преподносится как расширение программы официальной помощи развитию (Official Development Assistance, ODA), ставшей еще во времена холодной войны «визитной карточкой» политики Японии в отношении держав, которые сегодня относят к глобальному Югу. Существует мнение, что новая программа помощи в целях безопасности разрушает базовые «пацифистские» подходы Токио к участию в программах международной помощи. Впрочем, и в рамках ODA Япония осуществляла и продолжит осуществлять поставки патрульных кораблей странам ЮВА на основе максимально льготных кредитов, то есть, по сути, «бесплатно». Объяснялось это вкладом в решение более специфичных по сравнению с чисто военными задач, например, противодействие морскому пиратству, либо участием в более широкой миссии по обеспечению морской безопасности. Таким образом, поставки продукции военного назначения будут осуществляться параллельно в рамках обеих программ.

В этой связи возникает вопрос: зачем Японии новый инструмент официальной помощи при наличии у нее опыта адаптации ODA к новым целям политики безопасности? Тем более что OSA вряд ли окажет существенное влияние на региональную среду безопасности в краткосрочной перспективе из-за буквально «крошечных» сумм, выделенных на эту инициативу. Каждому из реципиентов была выделена четверть бюджета OSA в размере 2 млрд иен на первый финансовый год ее реализации. В наступающем финансовом году бюджет увеличится до 5 млрд иен, которые, в свою очередь, будут распределены между шестью странами-получателями (ожидается подключение к программе Вьетнама и Джибути). Хотя финансирование осуществляется на грантовой основе, страны-получатели, скорее всего, не сильно впечатлены объемом предлагаемой помощи, особенно с учетом имеющихся в Японии ограничений на экспорт продукции военного назначения. В результате программа вряд ли откроет путь к прибыльным контрактам для японских оборонных подрядчиков.

Реципиенты программы смогут получать продукцию военного назначения японского производства (не только новую), поставки будут предоставляться в соответствии с «тремя принципами военного экспорта», утвержденными правительством Абэ в 2014 г., которые пока еще запрещают экспорт некоторых видов вооружений. При этом наблюдается тенденция к их системному смягчению, да и практика применения принципов сопровождается ситуативными исключениями. Так, ранее контракт на поставку фрегатов для ВМС Индонезии объяснялся «совместной разработкой с иностранным государством».

В настоящее время странам — реципиентам OSA может быть предложен не очень широкий список продукции военного назначения, включающий, например, системы спутниковой связи и радары, корабли и катера (пока идет речь об относительно небольших кораблях, пригодных к использованию в службах береговой охраны). Это, впрочем, не сильно преуменьшает значимость японской помощи. Сегодня именно на структуры береговой охраны, а не классические navies ложится основная нагрузка по реагированию на конфликтные ситуации в многочисленных «серых зонах безопасности» Восточной Азии. Особо интересен здесь опыт использования китайской Морской милиции, в которой задействованы решительно настроенные и патриотично мотивированные команды рыболовных судов. Весьма важным направлением OSA является содействие в обустройстве военной инфраструктуры, а также модернизации портовых сооружений и других логистических объектов «двойного назначения». Предполагается, что для японского бизнеса здесь могут открыться определенные возможности. Учитывая изложенное, появление новой программы официальной помощи связано с намерением не столько помочь «дружественным государствам» в деле усиления их военных и правоохранительных возможностей, сколько обозначить, что времена, когда Токио являлся сторонним наблюдателем в такой сфере, как региональная безопасность, заканчиваются.

Впрочем, и в ограничениях OSA возможны корректировки. Анонсирование в марте 2024 г. исключения из «трех принципов военного экспорта» в отношении экспорта истребителя, в консорциуме которого участвует Япония, способствует дальнейшей эрозии политического «табу» на экспорт вооружений, которые относят к категории «летальных». Это может создавать новые возможности как для OSA, так и для других форм военно-технической кооперации с державами Индо-Тихоокеанского региона.

Весьма показательным с точки зрения понимания политического подтекста OSA является выбор Филиппин в качестве первого участника новой программы, о чем было официально объявлено в ходе регионального турне японского премьера (4 ноября 2023 г. состоялась торжественная церемония обмена нотами). Этот американский союзник имеет скромные военные ресурсы, значительная часть которых тратится на борьбу с радикальными повстанческими формированиями. При этом страна вовлечена в территориальный спор в Южно-Китайском море, расположена близко к Тайваньскому проливу, а также к другим морским коммуникациям. Президент страны Фердинанд Маркос-младший, очевидно, таким образом демонстрирует более широкую внешнюю поддержку своей напористой политики.

Япония в рамках OSA предоставит Филиппинам береговые радиолокационные системы наблюдения за прибрежной зоной стоимостью 600 млн иен (порядка 4 млн долл.). Фумио Кисида также пообещал помочь улучшить возможности береговой охраны Филиппин за счет развития портовой инфраструктуры и предоставления дополнительных патрульных кораблей. Пока предполагается поставка списанных в Японии катеров береговой охраны, которые и ранее передавались Маниле в рамках ODA, но в будущем не исключена и передача более серьезных кораблей, выведенных из состава морских Сил самообороны, например, тральщиков. Ранее Токио уже предоставлял радиолокационное оборудование Маниле на возмездной основе — буквально накануне приезда Фумио Кисиды было объявлено о выполнении контракта между двумя странами от 2020 г., в соответствии с которым Манила получила радиолокационную систему воздушного наблюдения производства японской Mitsubishi Electric. К слову, та сделка оказалась фактически первым крупным успехом Токио на внешних рынках вооружений после принятия в 2014 г. упомянутых выше «трех принципов военного экспорта». Достигнуть существенных успехов на поприще военно-технической кооперации у Токио не получилось даже с партнерами по Quad (Индия, Австралия). ВТС с США — это отдельный трек, в котором фактически отсутствует конкурентная среда.

В 2023 г. Вашингтон и Манила договорились о расширении доступа американцев к военным объектам на Филиппинах, что позволит США существенно укрепить свои позиции в стратегически важном районе. Таким образом, речь идет о синхронизации планов Японии и США в отношении Филиппин с целью создания еще одного регионального «треугольника безопасности». Кроме того, и Силы самообороны в случае подписания отдельного соглашения о взаимном доступе (по модели японо-австралийского и японо-британского пактов) смогут размещаться на временной основе на территории Филиппин.

Если выбор в качестве «пилотного» участника OSA наиболее последовательного оппонента Пекина оказался вполне ожидаемым, то кандидатура Бангладеш в качестве следующего реципиента несколько озадачила экспертное сообщество и представителей японских промышленных кругов. 15 ноября 2023 г. было официально объявлено, что правительство Японии выделит 575 млн иен в качестве гранта ее вооруженным силам, будут предоставлены, в частности, четыре патрульные катера. Из комментариев, исходивших из Токио, следует, что там заинтересованы в усилении возможностей Бангладеш по мониторингу морской и воздушной обстановки, ликвидации последствий стихийных бедствий. Страны поддерживают весьма тесные отношения, которые в апреле 2023 г. были повышены до уровня «стратегического партнерства». Бангладеш на протяжении долгого времени является получателем ODA, японские компании участвовали в реализации ряда логистических, инфраструктурных проектов, например, в строительстве метро в Дакке (открыто в 2022 г.). Значимым событием для экономического сотрудничества двух стран был выбор Японии в качестве одного из партнеров для обустройства глубоководного порта Матарбари. Однако кооперация в сфере безопасности ранее не входила в двустороннюю повестку. Бангладеш старается не «занимать сторону» в американо-китайском соперничестве, но вместе с тем является одним из крупнейших покупателей китайской продукции военного назначения. Впрочем, и со стороны Вашингтона наблюдаются попытки вмешаться во внутриполитическую ситуацию в Дакке: были введены персональные санкции и другие ограничения в отношении представителей некоторых государственных структур Бангладеш. Укрепление Японией связей с Бангладеш через возможности OSA, по-видимому, было направлено на желание сбалансировать возможные риски в отношениях между администрацией Байдена и правительством Шейх Хасина, и подчеркивает важность этой страны с точки зрения более широких интересов Quad в их понимании Японией.

Обмен нотами о предоставлении Малайзии 400 млн иен состоялся 16 декабря 2023 г. в Токио на полях юбилейного саммита АСЕАН — Япония; там же Фумио Кисида и его малазийский коллега Анвар Ибрагим объявили о повышении уровня отношений между странами до «всеобъемлющего стратегического партнерства», важной сферой которого объявлена политика безопасности. Что касается конкретной номенклатуры военных поставок, то из высказываний малазийского министра иностранных дел Мохамада Хасана, сделанных на встрече с представителями малайской диаспоры в Токио, следовало, что его страна получит скоростные патрульные катера и беспилотники, хотя на официальном сайте МИД Японии отдельно упоминаются лишь спасательные катера. Малазийский премьер пояснил, что запрос о предоставлении OSA был подан еще в период его пребывания на посту министра обороны, при этом делался акцент на мониторинге морских границ, в том числе побережья штата Сабах. К слову, суверенитет Малайзии над этим штатом оспаривают Филиппины.

Первым государством южной части Тихого океана, получившим помощь от Японии в рамках OSA, стала Республика Фиджи. Обмен нотами состоялся 18 декабря 2023 г. Четыре патрульных катера и другое оборудование, предоставленные Японией, будут использоваться, в частности, при проведении австралийскими военными обучающих мероприятий для вооруженных сил Фиджи. Япония и Австралия будут совместно работать над укреплением возможностей фиджийских вооруженных сил в сфере морской безопасности. В целом, на основе состава первых стран-реципиентов можно судить об актуальном «ландшафте» интересов Японии в отношении глобального Юга: фокус на АСЕАН, далее Бенгальский залив, страны южной части Тихого океана.

В заключение хотелось бы вернуться к теме уязвимостей OSA. Помощь в целях безопасности является сложным инструментом из-за присущей ей двойственности. Для повышения эффективности предоставления вооружений и обучения важно упаковать ее в «обертку» реформирования или модернизации сектора безопасности стран-реципиентов. В Токио подчеркнули, что страны-получатели должны будут «обеспечить надлежащее управление предоставленными материалами, оборудованием и прочим», однако навязывание державам глобального Юга подобных условий может вызвать у них настороженность из-за чувствительности к любым рискам для их суверенитета. Не очень понятна и ситуация с оплатой услуг по обслуживанию предоставляемой продукции военного назначения и другого оборудования. Скорее всего, это будет возложено на реципиентов.


(Голосов: 21, Рейтинг: 5)
 (21 голос)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся