Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ

Малайзия, обладая протяженной береговой линией, обширной исключительной экономической зоной, участками континентального шельфа, а также частично контролируя стратегически важные Джохорский и Малаккский проливы, связывает значительную часть планов развития с использованием морских пространств. Особое опасение в Куала-Лумпуре вызывает нарастание американо-китайских противоречий в Южно-Китайском море, сопровождающихся демонстрацией силовых возможностей. Подобные действия затрудняют для Малайзии эффективную реализацию ресурсного, производственного и транспортного потенциала, а также побуждают занять одну из сторон, на что руководство пойти не готово.

Малайзийско-китайские отношения носят довольно неоднозначный характер. Эксперты отмечают, что несмотря на все обиды и разногласия, Куала-Лумпур чрезвычайно заинтересован в развитии сотрудничества с Пекином и недопущении конфликта любыми средствами. Попытки противопоставить что-либо китайской настойчивости в ЮКМ выглядят довольно безобидно и, вероятно, предпринимаются для «порядка», нежели для достижения реального эффекта. Однако в экономической сфере антикитайские настроения более заметны.

В условиях торговой войны между США и КНР правительство Исмаила Сабри видит дополнительные возможности для поддержки национальных производителей за счёт вытеснения по ряду товарных позиций китайских конкурентов, а также использования для «балансирования» экономического содействия со стороны США, Японии и Индии. Однако малайзийцы обеспокоены тем, что США чрезмерно идеологизируют противоречия с КНР и фактически принуждают их к выбору приоритетного партнёра и однозначной поддержке планов строительства «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».

Можно констатировать, что на фоне американо-китайской конфронтации в ЮКМ Малайзия намерена повысить уровень самостоятельности в обеспечении интересов безопасности и развития, связанных с использованием морских пространств. Для этого упор делается на активизацию исследований, поиск новых возможностей для коммерческой деятельности, работу по линии международных организаций, а также совершенствование средств контроля, в том числе военных. Вероятно, Куала-Лумпур не исключает и обострения отношений с другими государствами —членами АСЕАН, которые также имеют притязания на некоторые участки акватории.

Несмотря на сложности в отношениях с Пекином, Куала-Лумпур продолжает следовать максиме «друг для всех — никому не враг» и воздерживается от шагов, которые могли бы нанести непоправимый вред двусторонним отношениям.

Нельзя исключать того, что авторитет России сможет поспособствовать мирному и взаимовыгодному разрешению споров в отношениях КНР со странами АСЕАН, в том числе и Малайзией. У России и стран ЮВА есть общий интерес — установить справедливый, внеблоковый многополярный мир, основанный на нормах международного права и свободный от какого-либо противостояния.

Морское государство с континентальными корнями

Малайзия, обладая протяженной береговой линией, обширной исключительной экономической зоной, участками континентального шельфа, а также частично контролируя стратегически важные Джохорский и Малаккский проливы, связывает значительную часть планов развития с использованием морских пространств. Особое опасение в Куала-Лумпуре вызывает нарастание американо-китайских противоречий в Южно-Китайском море, сопровождающихся демонстрацией силовых возможностей. Подобные действия затрудняют для Малайзии эффективную реализацию ресурсного, производственного и транспортного потенциала, а также побуждают занять одну из сторон, на что руководство пойти не готово.

Екатерина Колдунова, Валерия Вершинина:
Юго-Восточная Азия: жизнь с коронавирусом?

Согласно малайзийской стратегической культуре [1], эта страна определяет поведение и характер отношений с партнёрами с позиции особенностей географического положения, так как две ее части разделены Южно-Китайским морем. В Куала-Лумпуре до недавнего времени доминировало «континентальное мышление», ограничивавшее возможности социально-экономического развития. Вместе с тем большая часть запасов нефти и газа находится на шельфе в пределах территориальных вод и исключительной экономической зоны, а порядка 12% ВВП приходится на добычу и переработку морских биоресурсов. Кроме того, практически весь объем внешней торговли обеспечивается морскими перевозками. В этой связи малайзийское руководство пытается изменить приоритеты и сконцентрироваться на укреплении морской составляющей национальной безопасности, включая защиту собственных интересов в ИЭЗ.

Так, «Белая книга» по вопросам обороны — 2019» исходит из наличия трёх основных угроз для безопасности и развития страны по крайней мере до 2031 г. В частности, к ним относятся: неопределённый характер отношений между ведущими мировыми державами, неоднородность государств Юго-Восточной Азии и различия их интересов, а также рост влияния нетрадиционных аспектов безопасности (изменение климата, дефицит ресурсов, киберпреступность, экстремизм и др.). В документе Малайзия именуется «морским государством с континентальными корнями», что отражает специфику стратегии развития и внешнеполитические приоритеты. Во «Внешнеполитической концепции новой Малайзии — 2019» особое внимание уделяется вопросам защиты суверенитета и территориальной целостности, в том числе в спорных с другими странами районах Южно-Китайского моря.

Данные тезисы обуславливают ряд практических действий Малайзии по защите морских пространств. В частности, в декабре 2019 г. страна подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа на расширение зоны за пределы 200 миль в северной части ЮКМ. Также Куала-Лумпур выступает за вступление в силу Декларации поведения сторон в ЮКМ от 2002 г. и принятие кодекса, который бы устанавливал правила взаимодействия всех участников, включая внерегиональные государства. Малайзийское правительство намерено активно выступать за демилитаризацию ЮКМ и организацию максимально свободного коммерческого судоходства в интересах государств региона. В ноябре 2019 г. Куала-Лумпур в очередной раз был включен в состав совета Международной морской организации. Данная структура оценивается руководством страны как важная площадка для интеграции в сообщество крупных морских держав. Кроме этого, в 2020 г. МИД Малайзии объявил о планах учредить Центр морского превосходства (Maritime Centre of Excellence) для содействия реализации национальных интересов на морских пространствах. В данную структуру в итоге вошли представители научно-исследовательских центров, вузов, профильных ведомств и коммерческих структур, которые будут заниматься разработкой предложений в сфере государственной политики по освоению и охране морских пространств.

Для обеспечения реализации приоритетов курса «морского государства» малайзийское руководство сосредоточилось на увеличении эффективности патрулирования ИЭЗ силами ВМС, ВВС и Береговой охраны. Многочисленные случаи «нежелательной деятельности» Китая в ЮКМ заставляют и малайзийских военных усиливать присутствие. В частности, в 2021 г. 16 самолетов военно-транспортной авиации КНР проследовали через воздушное пространство над отмелями Лукония вблизи штата Саравак, по мнению Куала-Лумпура, входящими в свою сферу интересов, что послужило причиной для ноты протеста. Ирония этого события заключается в том, что инцидент произошел во время празднования 47-летия установления дипломатических отношений между КНР и Малайзией.

В настоящее время «сердце Юго-Восточной Азии» обладает скудными возможностями по ограничению и воспрещению доступа и манёвра в пределах ИЭЗ. По этой причине правительство активно осуществляет трансформацию национальных вооруженных сил. Так, основу малайзийских ВМС к 2030 г. должны составить современные подводные лодки, фрегаты, корабли контроля прибрежной зоны и большие патрульные, в планах строительство многоцелевого корабля поддержки (фактически десантного). Высокой эффективности при патрулировании и выполнении задач обнаружения и выдворения нарушителей командованием флота предполагается достичь за счет оснащения новых боевых единиц передовым ракетным вооружением и электронными средствами, а также улучшения взаимодействия с авиацией и беспилотными аппаратами.

«Друг для всех — никому не враг»

Малайзийско-китайские отношения носят довольно неоднозначный характер. Эксперты отмечают, что несмотря на все обиды и разногласия, Куала-Лумпур чрезвычайно заинтересован в развитии сотрудничества с Пекином и недопущении конфликта любыми средствами. Попытки противопоставить что-либо китайской настойчивости в ЮКМ выглядят довольно безобидно и, вероятно, предпринимаются для «порядка», нежели для достижения реального эффекта. Однако в экономической сфере антикитайские настроения более заметны.

В последние несколько лет острая внутриполитическая борьба в Малайзии оказывала существенное воздействие на внешнеполитическую линию страны, в том числе на отношения с Китаем. В частности, курс на участие в Инициативе пояса и пути с 2013 г. корректировался уже несколько раз. Отрицательно на развитии внешнеэкономических связей сказалась и пандемия COVID-19. Фактически коалиция, находящаяся у власти с 2018 г., всё ещё формирует позицию по ряду важных международных вопросов, включая вовлеченность страны в Инициативу пояса и пути.

Развивая сотрудничество с Пекином, в Куала-Лумпуре рассчитывали на рост национального благосостояния благодаря модернизации существующей и строительству новой транспортной инфраструктуры. Вместе с тем в 2019 г. бывший премьер-министр М. Мохаммад отказался от реализации ряда совместных с Китаем крупных проектов общей стоимостью более 30 млрд долл. В частности, было принято решение о «замораживании» строительства железнодорожной ветки восточного побережья (East Coast Rail Link) от Южно-Китайского моря до Малаккского пролива, а также мультипродуктового и газового трубопроводов на о. Борнео. В ходе сооружения данных объектов вскрылись масштабные коррупционные схемы, встал вопрос о коммерческой целесообразности и вкладе в развитие экономики страны.

В правительстве Яссина не сомневались в общей полезности участия в Инициативе пояса и пути для Малайзии, однако при этом предлагали расширить сотрудничество путём внедрения информационных технологий, освоения природосберегающих производств, модернизации системы здравоохранения. Предполагалось, что китайские капитал, технологии и кадры будут способствовать повышению уровня и прибыли местных предприятий, что позволит отказаться от их поддержки из госбюджета и сэкономить средства для решения социальных задач.

Ставший премьер-министром в августе 2021 г. Исмаил Сабри известен своей жёсткой позицией к китайскому бизнесу, даже несмотря на многочисленные протесты проживающих в стране этнических китайцев (23% населения). В этой связи будущее крупных инфраструктурных проектов всё еще остается под вопросом — Куала-Лумпур намерен провести экспертизу и пересмотреть условия сотрудничества с китайскими партнёрами. Крайне символичным стал отказ в конце 2020 г. от реализации проекта «Малаккские ворота» (Melaka Gateway), который считался «визитной карточкой» Инициативы пояса и пути в Малайзии. Планы предусматривали сооружение в гавани г. Малакка трех искусственных островов, где предполагалось построить гостиницы, развлекательные комплексы, жильё премиум-класса, склады, терминал для круизных лайнеров и глубоководный коммерческий порт. В качестве оснований для отказа называются некомпетентность местных подрядчиков и их неготовность к строительству таких сложных объектов, а также проблемы с подбором местных партнеров для китайских инвесторов. Однако не исключено, что в основе решения главным образом лежат политические причины — руководство страны не устроили условия, предложенные китайскими партнёрами.

Не секрет, что большинство масштабных проектов, предложенных китайскими партнёрами, не были привязаны к местным малайзийским реалиям, не учитывали нужд населения и ориентировались исключительно на реализацию интересов КНР. Однако власти штатов активно боролись за капиталовложения, что объяснялось коррумпированностью правящих элит, интересами местных бизнесменов и влиянием китайского лобби.

В условиях торговой войны между США и КНР правительство Исмаила Сабри видит дополнительные возможности для поддержки национальных производителей за счёт вытеснения по ряду товарных позиций китайских конкурентов, а также использования для «балансирования» экономического содействия со стороны США, Японии и Индии. Однако малайзийцы обеспокоены тем, что США чрезмерно идеологизируют противоречия с КНР и фактически принуждают их к выбору приоритетного партнёра и однозначной поддержке планов строительства «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».

Можно констатировать, что на фоне американо-китайской конфронтации в ЮКМ Малайзия намерена повысить уровень самостоятельности в обеспечении интересов безопасности и развития, связанных с использованием морских пространств. Для этого упор делается на активизацию исследований, поиск новых возможностей для коммерческой деятельности, работу по линии международных организаций, а также совершенствование средств контроля, в том числе военных. Вероятно, Куала-Лумпур не исключает и обострения отношений с другими государствами —членами АСЕАН, которые также имеют притязания на некоторые участки акватории.

Несмотря на сложности в отношениях с Пекином, Куала-Лумпур продолжает следовать максиме «друг для всех — никому не враг» и воздерживается от шагов, которые могли бы нанести непоправимый вред двусторонним отношениям. Критика притязаний КНР в ЮКМ, решения «уйгурского вопроса», закрытие ряда проектов чередуются с выражением готовности расширить участие в Инициативе пояся и пути. Существенно улучшить свой имидж Китаю удалось и через оказание крупномасштабной помощи Малайзии по борьбе с эпидемией коронавируса.

Новое веяние в малайзийской внешней политике связано с активизацией сотрудничества России со странами АСЕАН. Помимо традиционного диалога по вопросам торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, всё более заметным становится и вовлечённость Москвы в проблемы региональной безопасности, что видно на примере прошедших в начале декабря 2021 г. военно-морских учениях ВМС стран АСЕАН и ВМФ России. Несмотря на более чем скромную долю в 1% в общем объёме внешней торговли всех членов Ассоциации, образ России в регионе, скорее, положительный — с ней не связываются никакие серьёзные проблемы и разногласия. С утверждением Комплексного плана по реализации стратегического партнёрства между РФ и АСЕАН на 2021–2025 гг., а также Дорожной карты в сферах торговли и инвестиций перспективы развития российско-малайзийских связей становятся более осязаемыми —появляется институциональная основа для совместных проектов. Нельзя исключать и того, что авторитет России сможет поспособствовать мирному и взаимовыгодному разрешению споров в отношениях КНР со странами АСЕАН, в том числе и Малайзией. Стоит отметить и то, что у России и стран ЮВА есть общий интерес — установить справедливый, внеблоковый многополярный мир, основанный на нормах международного права и свободный от какого-либо противостояния.

1. Стратегическая культура — концепция, разработанная американскими политологами в 1970-е гг. для объяснения особенностей внешнеполитического курса и военной стратегии той или иной страны. Представляет собой набор исторически и социально обусловленных обычаев, традиций, образов действий, особенностей принятия решений, определяющих процесс государственного строительства.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju