Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Виталий Совин

Независимый аналитик, эксперт в области санкционой политики

27 декабря 2023 г. вступает в силу Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 2023/2675 (принят 22 ноября 2023 г., далее — Регламент) о защите ЕС и его государств-членов от экономического принуждения со стороны третьих стран — так называемый антипринуждающий инструмент (Anti-Coercion Instrument, ACI). Регламент носит рамочный характер и фактически нацелен на формирование правовой основы для противодействия экономическим ограничениям со стороны иностранных государств. Документ кодифицирует параметры оценки наличия акта «экономического принуждения», а также предпосылки для введения ответных мер и их инструментарий.

Как отмечается, в последние годы ЕС и его государства-члены стали объектом преднамеренного экономического давления на фоне роста геополитической напряженности в мире. Одним из триггеров принятия ACI называется введение Китаем торговых ограничений против Литвы после того, как в 2021 г. в Вильнюсе было открыто официальное представительство Тайваня.

Как указывают в Брюсселе, новый инструмент призван служить средством сдерживания и применяться лишь в том случае, если не удастся прийти к решению посредством консультаций.

Обращает на себя внимание, что на фоне нарастания разногласий и ослабления единства европейских стран по вопросу введения новых санкций, данный механизм может стать альтернативным инструментом долгосрочного экономического сдерживания России и Китая.

27 декабря 2023 г. вступает в силу Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 2023/2675 (принят 22 ноября 2023 г., далее — Регламент) о защите ЕС и его государств-членов от экономического принуждения со стороны третьих стран — так называемый антипринуждающий инструмент (Anti-Coercion Instrument, ACI). Регламент носит рамочный характер и фактически нацелен на формирование правовой основы для противодействия экономическим ограничениям со стороны иностранных государств. Документ кодифицирует параметры оценки наличия акта «экономического принуждения», а также предпосылки для введения ответных мер и их инструментарий.

Как отмечается, в последние годы ЕС и его государства-члены стали объектом преднамеренного экономического давления на фоне роста геополитической напряженности в мире. Одним из триггеров принятия ACI называется введение Китаем торговых ограничений против Литвы после того, как в 2021 г. в Вильнюсе было открыто официальное представительство Тайваня.

Европейская комиссия предложила создать ACI в рамках своей новой торговой стратегии в качестве специального инструмента противодействия «экономическому принуждению», которое определяется как принятие или угроза принятия третьей страной мер торгово-инвестиционного характера, нацеленных на принуждение ЕС в целом или его государств-членов в отдельности к принятию (или отказу от принятия) какого-либо решения, так как такие действия трактуются европейским законодательством как вмешательство в законный и суверенный выбор европейских стран. При этом, как указывают в Брюсселе, новый инструмент призван служить средством сдерживания и применяться лишь в том случае, если не удастся прийти к решению посредством консультаций.

Технические аспекты задействования ACI

В соответствии со статьей 4 Регламента вопросы определения (является ли то или иное действие актом «экономического принуждения») отнесены к компетенции Еврокомиссии, которая должна представить соответствующую позицию в течение четырех месяцев с начала рассмотрения конкретного инцидента.

При определении наличия факта экономического принуждения руководство ЕС исходит из следующих критериев: оказанный действиями третьей страны эффект на торгово-инвестиционное сотрудничество с ЕС, их масштаб, чувствительность и продолжительность действия.

В случае, если Еврокомиссия признает наличие факта «экономического принуждения», она выносит на представление Совету ЕС предложение о принятии соответствующего имплементирующего акта, призванного юридически закрепить факт «экономического принуждения». Согласно Регламенту, Совет ЕС должен действовать оперативно и в течение 8 недель с момента получения предложения Еврокомиссии принять соответствующее решение, опираясь на принцип квалифицированного большинства. В случае одобрения документа Советом ЕС Еврокомиссия получает в распоряжение
6 месяцев на разработку ответных мер.

Согласно статье 6 Регламента по факту принятия имплементирующего акта Еврокомиссия также должна предоставить третьей стране возможность проведения консультаций в целях прекращения «экономического принуждения» и возмещения Евросоюзу причиненного материального ущерба. В рамках консультаций допускаются проведение прямых переговоров, посредничество, а также передача вопроса в международную судебную инстанцию.

В статье 7 Регламента установлено, что Еврокомиссия вправе сотрудничать с другими странами, подвергшимся аналогичным актам «экономического принуждения», в целях совместного противодействия им, в том числе на площадках международных организаций и форумов.

В случае, если консультации не принесут искомого результата, Еврокомиссия вправе задействовать свой инструментарий ответных мер, закрепленный в Приложении 1 к Регламенту. Обращает на себя внимание оговорка: так как акт «экономического принуждения» третьей страны представляет собой противоправное действие, то ответные меры ЕС также могут быть сопряжены с неисполнением международных обязательств в отношении этой страны.

Перечень ответных мер включает введение или повышение таможенных пошлин, а также количественные ограничения в отношении:

  • импорта, экспорта или транзита товаров (а также ужесточение условий их оплаты);

  • госзакупок;

  • торговли услугами;

  • прямых инвестиций;

  • защиты прав интеллектуальной собственности и их коммерциализации;

  • доступа на финансовый рынок и рынок страхования;

  • ужесточение химических, санитарных и фитосанитарных требований в контексте допуска продукции на европейские рынки.

После определения наиболее подходящих ответных мер Еврокомиссия представляет на рассмотрение Совета ЕС проект соответствующего акта. Согласно указанной процедуре, идентичной той, которая используется Еврокомиссией в ходе антидемпинговых расследований, государства-члены ЕС смогут заблокировать проект решения о введении ответных мер лишь квалифицированным большинством голосов.

Риск подрыва предусмотренных международным правом процедур разрешения споров

До принятия ACI в целях противодействия торговому давлению, в частности, демпингу на европейских рынках, ЕС обычно прибегал к соответствующим мерам, устанавливая антидемпинговые пошлины и тарифы на демпинговую продукцию в отношении третьих стран. Кроме того, ЕС рассматривал взаимодействие со Всемирной торговой организацией (ВТО) в качестве одного из путей разрешения торговых споров. Однако в оправдание своих односторонних действий в Брюсселе сетуют на то, что соответствующие процедуры в рамках ВТО могут занимать длительное время и не охватывать все торговые «нарушения».

Теперь же ЕС будет иметь возможность оперативно реагировать на раздражители в торгово-инвестиционной сфере, не обременяя себя необходимостью придерживаться предусмотренных международным правом процедур разрешения споров. Экспертные оценки данного нововведения разнятся: одни находят в нем признаки укрепления европейской автономии, другие — дополнительные риски, связанные с применением подобного квазисанкционного инструмента в обход международного права, в том числе правил ВТО.

Обращает на себя внимание, что на фоне нарастания разногласий и ослабления единства европейских стран по вопросу введения новых санкций, данный механизм может стать альтернативным инструментом долгосрочного экономического сдерживания России и Китая.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju