27 декабря 2023 г. вступает в силу Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 2023/2675 (принят 22 ноября 2023 г., далее — Регламент) о защите ЕС и его государств-членов от экономического принуждения со стороны третьих стран — так называемый антипринуждающий инструмент (Anti-Coercion Instrument, ACI). Регламент носит рамочный характер и фактически нацелен на формирование правовой основы для противодействия экономическим ограничениям со стороны иностранных государств. Документ кодифицирует параметры оценки наличия акта «экономического принуждения», а также предпосылки для введения ответных мер и их инструментарий.
Как отмечается, в последние годы ЕС и его государства-члены стали объектом преднамеренного экономического давления на фоне роста геополитической напряженности в мире. Одним из триггеров принятия ACI называется введение Китаем торговых ограничений против Литвы после того, как в 2021 г. в Вильнюсе было открыто официальное представительство Тайваня.
Как указывают в Брюсселе, новый инструмент призван служить средством сдерживания и применяться лишь в том случае, если не удастся прийти к решению посредством консультаций.
Обращает на себя внимание, что на фоне нарастания разногласий и ослабления единства европейских стран по вопросу введения новых санкций, данный механизм может стать альтернативным инструментом долгосрочного экономического сдерживания России и Китая.
27 декабря 2023 г. вступает в силу Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 2023/2675 (принят 22 ноября 2023 г., далее — Регламент) о защите ЕС и его государств-членов от экономического принуждения со стороны третьих стран — так называемый антипринуждающий инструмент (Anti-Coercion Instrument, ACI). Регламент носит рамочный характер и фактически нацелен на формирование правовой основы для противодействия экономическим ограничениям со стороны иностранных государств. Документ кодифицирует параметры оценки наличия акта «экономического принуждения», а также предпосылки для введения ответных мер и их инструментарий.
Как отмечается, в последние годы ЕС и его государства-члены стали объектом преднамеренного экономического давления на фоне роста геополитической напряженности в мире. Одним из триггеров принятия ACI называется введение Китаем торговых ограничений против Литвы после того, как в 2021 г. в Вильнюсе было открыто официальное представительство Тайваня.
Европейская комиссия предложила создать ACI в рамках своей новой торговой стратегии в качестве специального инструмента противодействия «экономическому принуждению», которое определяется как принятие или угроза принятия третьей страной мер торгово-инвестиционного характера, нацеленных на принуждение ЕС в целом или его государств-членов в отдельности к принятию (или отказу от принятия) какого-либо решения, так как такие действия трактуются европейским законодательством как вмешательство в законный и суверенный выбор европейских стран. При этом, как указывают в Брюсселе, новый инструмент призван служить средством сдерживания и применяться лишь в том случае, если не удастся прийти к решению посредством консультаций.
Технические аспекты задействования ACI
В соответствии со статьей 4 Регламента вопросы определения (является ли то или иное действие актом «экономического принуждения») отнесены к компетенции Еврокомиссии, которая должна представить соответствующую позицию в течение четырех месяцев с начала рассмотрения конкретного инцидента.
При определении наличия факта экономического принуждения руководство ЕС исходит из следующих критериев: оказанный действиями третьей страны эффект на торгово-инвестиционное сотрудничество с ЕС, их масштаб, чувствительность и продолжительность действия.
В случае, если Еврокомиссия признает наличие факта «экономического принуждения», она выносит на представление Совету ЕС предложение о принятии соответствующего имплементирующего акта, призванного юридически закрепить факт «экономического принуждения». Согласно Регламенту, Совет ЕС должен действовать оперативно и в течение 8 недель с момента получения предложения Еврокомиссии принять соответствующее решение, опираясь на принцип квалифицированного большинства. В случае одобрения документа Советом ЕС Еврокомиссия получает в распоряжение
6 месяцев на разработку ответных мер.
Согласно статье 6 Регламента по факту принятия имплементирующего акта Еврокомиссия также должна предоставить третьей стране возможность проведения консультаций в целях прекращения «экономического принуждения» и возмещения Евросоюзу причиненного материального ущерба. В рамках консультаций допускаются проведение прямых переговоров, посредничество, а также передача вопроса в международную судебную инстанцию.
В статье 7 Регламента установлено, что Еврокомиссия вправе сотрудничать с другими странами, подвергшимся аналогичным актам «экономического принуждения», в целях совместного противодействия им, в том числе на площадках международных организаций и форумов.
В случае, если консультации не принесут искомого результата, Еврокомиссия вправе задействовать свой инструментарий ответных мер, закрепленный в Приложении 1 к Регламенту. Обращает на себя внимание оговорка: так как акт «экономического принуждения» третьей страны представляет собой противоправное действие, то ответные меры ЕС также могут быть сопряжены с неисполнением международных обязательств в отношении этой страны.
Перечень ответных мер включает введение или повышение таможенных пошлин, а также количественные ограничения в отношении:
-
импорта, экспорта или транзита товаров (а также ужесточение условий их оплаты);
-
госзакупок;
-
торговли услугами;
-
прямых инвестиций;
-
защиты прав интеллектуальной собственности и их коммерциализации;
-
доступа на финансовый рынок и рынок страхования;
-
ужесточение химических, санитарных и фитосанитарных требований в контексте допуска продукции на европейские рынки.
После определения наиболее подходящих ответных мер Еврокомиссия представляет на рассмотрение Совета ЕС проект соответствующего акта. Согласно указанной процедуре, идентичной той, которая используется Еврокомиссией в ходе антидемпинговых расследований, государства-члены ЕС смогут заблокировать проект решения о введении ответных мер лишь квалифицированным большинством голосов.
Риск подрыва предусмотренных международным правом процедур разрешения споров
До принятия ACI в целях противодействия торговому давлению, в частности, демпингу на европейских рынках, ЕС обычно прибегал к соответствующим мерам, устанавливая антидемпинговые пошлины и тарифы на демпинговую продукцию в отношении третьих стран. Кроме того, ЕС рассматривал взаимодействие со Всемирной торговой организацией (ВТО) в качестве одного из путей разрешения торговых споров. Однако в оправдание своих односторонних действий в Брюсселе сетуют на то, что соответствующие процедуры в рамках ВТО могут занимать длительное время и не охватывать все торговые «нарушения».
Теперь же ЕС будет иметь возможность оперативно реагировать на раздражители в торгово-инвестиционной сфере, не обременяя себя необходимостью придерживаться предусмотренных международным правом процедур разрешения споров. Экспертные оценки данного нововведения разнятся: одни находят в нем признаки укрепления европейской автономии, другие — дополнительные риски, связанные с применением подобного квазисанкционного инструмента в обход международного права, в том числе правил ВТО.
Обращает на себя внимание, что на фоне нарастания разногласий и ослабления единства европейских стран по вопросу введения новых санкций, данный механизм может стать альтернативным инструментом долгосрочного экономического сдерживания России и Китая.