Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Шкробтак

К.и.н., старший научный сотрудник Института США и Канады РАН

Александра Терзи

Программный координатор, редактор сайта РСМД

Контуры новой архитектуры безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе прорисовываются в условиях возрастающего геополитического соперничества США и КНР. Для Вашингтона цель формирования противовеса Китаю является инструментом удержания глобального лидерства. Краеугольным камнем политики США в ИТР стало развитие союзнических отношений, развертывание вооруженных сил, проведение учений, обмен разведданными и дипломатическая активность. Последствием стало неформальное разделение региональных игроков на сторонников и противников США в формате новой региональной блоковости.

Введение

Новые контуры архитектуры безопасности Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) формируются в условиях американо-китайского противостояния, так называемой стратегической конкуренции, как она обозначена в Стратегии национальной безопасности (СНБ) 2022 года [1]. Для региональных акторов этот фактор служит одновременно и вызовом, и возможностью сыграть на противоречиях Вашингтона и Пекина. Поддерживая экономические отношения с КНР, ряд стран в значительной степени углубили военно-политическое сотрудничество с США. Укрепление оборонных связей в рамках альянсов и двустороннего союзничества выступает в качестве одной из ключевых тенденций в ИТР. Целью исследования авторы ставят определение роли американской региональной военной политики и ее последствий для архитектуры безопасности в ИТР в традиционных аспектах. Киберпространство выведено за рамки исследования. Для достижения цели авторы обращаются к ключевым стратегическим документам, мерам в рамках реальной политики и ответным мерам союзников.

Доктринальный уровень

Трансформация американского стратегического видения из формата Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Индо-Тихоокеанский зафиксирована в СНБ, принятой администрацией Д. Трампа в декабре 2017 г. [2] В основе концепции «Свободного и открытого ИТР» лежит связь Южной Азии и региона Индийского океана с АТР [3]. В отчете Минобороны США об Индо-Тихоокеанской стратегии от 2019 г. отмечено, что стратегическая конкуренция между государствами, определяемая геополитическим соперничеством между представлениями о свободном и репрессивном мировом порядке, является главной проблемой национальной безопасности США [4]. Документ относит Китай к сторонникам второго видения, в связи с чем ставит цель укрепления отношений с азиатскими партнерами в области безопасности, которые будут способны сдержать «китайскую агрессию».

Администрация Дж. Байдена сохранила преемственность в отношении ИТР, подтвердив это в новых соответствующих доктринах. В феврале 2022 г. была опубликована «Индо-Тихоокеанская стратегия США» (Indo-Pacific Strategy of the United States), где заявлено, что США — Индо-Тихоокеанская держава, и стратегически ИТР является ключевым регионом, от которого будет зависеть безопасность и процветание Америки [5]. Большая часть документа посвящена сотрудничеству в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) как центральной организации в регионe. Отдельно упомянуты следующие страны: Филиппины и Таиланд как союзники по военному договору, Индонезия, Малайзия и Сингапур как ведущие региональные партнеры. Целями документ устанавливает продвижение свободы, укрепление связей, безопасности и повышение устойчивости к транснациональным угрозам. Эти же цели позднее были закреплены в СНБ, опубликованной в октябре 2022 г. Документ подчеркивает значимость результатов инвестирования в «основные стратегические преимущества» США и возобновления качественной работы сети союзов с американском участием, в том числе в ИТР [6]. Официальная стратегия в ИТР через призму защиты демократии и американской и региональной безопасности обуславливает необходимость безоговорочного первенства Вашингтона в регионе и создание противовеса Пекину. К тому же, важным фактором американского интереса в регионе выступает ядерная угроза со стороны КНДР: в документе подтверждена уже устоявшаяся цель денуклеаризации корейского полуострова [7]. Не менее значимую роль играют опасения в связи с российско-украинским кризисом, который выступил катализатором усиления военной активности ряда политических акторов. Примечательно, что в последних версиях стратегических документов американских союзников среди причин наращивания своего военного потенциала и укрепления партнерства в сфере безопасности особое место отводится конфликту на Украине. Так, это было указано в доктринах Японии и Республики Кореи (РК), датируемых декабрем 2022 г. и июнем 2023 г. соответственно [8]. При этом в конце 2022 г. объявило об историческом пятилетнем плане перевооружения, который должен превратить Японию в страну с третьим по величине оборонным бюджетом в мире после США и Китая [9]. Сеул годом позднее, в декабре 2023 г., также опубликовал пятилетний план по перевооружению с увеличением расходов на оборону на 6% [10].

К двухлетней годовщине стратегии в ИТР Белый дом выпустил отчет, подводящий итоги и оценивающий эффективность американской региональной политики. Документ подтверждает приверженность США к выполнению поставленных целей и защите ценностных ориентиров, которые были изложены в Стратегии [11]. В числе достижений углубление трехстороннего сотрудничества с Японией и Филиппинами, повышение уровня двухсторонних отношений с Вьетнамом и Индонезией до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства, подтверждение обязательств с Японией и РК по углублению связей в области обороны и безопасности, тесное сотрудничество с Индией и Австралией, поддержка расширения кооперации европейских союзников и Канады со странами ИТР и ряд других пунктов [12]. Все они сводятся к тому, что в своей региональной политике США находятся на правильном пути. О двухпартийной поддержке этого курса говорит и тот факт, что, несмотря на парализацию Конгресса в попытке согласовать выделение помощи Израилю, Украине, Тайваню и другим союзникам, последний законопроект спикера Палаты представителей М. Джонсона, разделенный на три отдельных предложения, содержит помощь ИТР в размере 8,12 млрд долларов [13]. Это подчеркивает приоритетность данного региона для Вашингтона даже в сложных обстоятельствах отсутствия договороспособности.

Инструментарий

В измерении реальной политики для реализации стратегических целей на региональном треке США применяют широкий спектр инструментов. Ядром инструментария стало создание альянсов и региональных проектов с идейной подоплекой. Примерами альянсов выступают Четырехсторонний диалог по безопасности (QUAD), АУКУС, CHIP-4 в области высоких технологий, военно-политическое объединение NATO+AP-4, разведывательный альянс «Пять глаз», «Индо-Тихоокеанское экономическое рамочное соглашение» и «Партнеры в Тихоокеанском регионе» [14]. В отличии от китайского подхода, каждый союз содержит тот или иной идеологический стержень — некую великую идею, характеризующую партнерство. Эти проекты, во-первых, затрагивают целый ряд сфер сотрудничества, способствуя политическому диалогу, обмену разведданными и наращиванию военного, технологического и экономического потенциала партнеров, а во-вторых, подключают к многосторонним союзам несколько евроатлантических акторов, помимо США. Некоторые объединения существуют уже давно, однако нельзя не отметить особую активность администрации Дж. Байдена, которую охватил новый приступ «пактомании», как можно охарактеризовать интенсивное формирование сети союзов. Как отметил А.Н. Панов, в отличие от администрации Д. Трампа, политика действующего американского лидера сместилась с давления в торгово-экономической сфере на формирование «кольца сдерживания» Китая [15].

Сотрудничество в рамках минилатеральных структур сопровождается проведением совместных военных учений, направленных на повышение оперативности и совместимости вооруженных сил союзников. Крупнейшей демонстрацией военной силы в 2023 г. стали учения «Талисман Сэйбр», участие в которых приняли США и 14 других стран; представители как ИТР (Австралия, Новая Зеландия, Япония, РК, Индонезия, острова Тихого океана), так и нерегиональные игроки (Великобритания, Франция, Германия, Канада) [16]. Следует обратить внимание на всеобъемлющий характер учений: участники оттачивали навыки в морских, наземных, воздушных, кибернетических и космических операциях. Последней крупной тренировкой ВМС стали учения «Благородный карибу» с участием пяти стран в Южно-Китайском море (ЮКМ) в октябре 2023 г., а ВВС — продолжающиеся многонациональные ежегодные учения «Коуп Норс» 2024 [17]. Военная активность США в регионе в целом и в акватории ЮКМ в частности стабильно вызывает негативную реакцию со стороны Китая, однако свое видение этой ситуации Вашингтон выразил еще в 2021 году, заявив в пресс-службе Седьмого флота, что Вооруженные силы США будут продолжать летать, плавать и действовать везде, где позволяет международное право [18]. Эта формулировка представляет традиционное обоснование операций по защите свободы судоходства (FONOP). В 2021–2023 гг. было совершено 42 рейда ВМС США в ИТР [19].

В качестве третьего инструмента можно выделить милитаризацию региона посредством финансирования и развертывания вооружений на территории союзников. Наиболее яркой иллюстрацией военных инвестиций представляются планы Министерства обороны США по выделению 22,69 млрд долл. в период 2023–2027 гг. на цели усиления военной группировки и создания под эгидой Индо-Тихоокеанского командования ВС США крупного оперативно-стратегического объединения (United States Indo-Pacific Command, INDOPACOM) [20]. Его целью заявлено обеспечение способности быстрого реагирования на любые угрозы в регионе. В настоящее время известно о 66 объектах обороны, расположенных в четырех американских штатах и трех зависимых территориях, восьми странах и одной британской заморской территории [21]. В 2024 г. Вашингтон впервые с завершения холодной войны также намерен разместить в ИТР ракеты средней дальности «Стандарт» (Standard Missile 6) и крылатые «Томахок» (Tomahawk) [22]. Учитывая демонтаж ДРСМД и отсутствие политической воли к его замещению новым соответствующим договором, на пути США нет никаких препятствий, обладающих юридической силой.

Экономический компонент играет особую роль в американской стратегии. Зачастую двусторонние отношения развиваются по модели перехода от торгово-экономических отношений к всеобъемлющему стратегическому партнерству. Способ завоевания политического доверия региональных акторов за счет инвестирования, кредитования, в том числе на льготных условиях, и оказания материальной помощи стабильно пользуется популярностью в коридорах власти Вашингтона. Например, в отчете Министерства торговли США от 9 февраля 2024 г., отмечаются следующие достижения работы в рамках Индо-Тихоокеанского экономического рамочного соглашения: подписание первого в своем роде Соглашения о цепочке поставок, предоставляющего новые инструменты для предотвращения сбоев в этом процессе и завершение переговоров по предложенным инновационным соглашениям о чистой экономике (Clean Economy) и справедливой экономике (Fair Economy), а также переходу к всеобъемлющему соглашению [23]. Однако в этой гонке США терпят поражение, что можно увидеть на примере торгово-экономических отношений конкурентов с АСЕАН: в 2022 г. товарооборот США и АСЕАН составил чуть более 500 млрд долл., тогда как для Китая этот показатель достиг практически 1 трлн долл. — такая статистика может указывать на всеобъемлющий характер сотрудничества, а не исключительно экономический [24].

Фактор НАТО

Новым феноменом в характере сотрудничества и участия акторов мировой политики в ИТР стало вовлечение Североатлантического альянса. США не только расширили свои союзнические отношения со странами региона, но и приложили усилия для привлечения своих европейских союзников и Канады в ИТР под знаменем НАТО. Помимо усиления американо-китайской конфронтации причиной, побудившей членов альянса к таким решениям, стала тенденция на укрепление связей в рамках НАТО вокруг поддержки Украины. Китайская тема постепенно становится важной внутри альянса, что проявилось на доктринальном уровне: в «Стратегической концепции 2022» (NATO Strategic Concept 2022) отмечена важность ИТР как региона, события в котором способны повлиять на евроатлантическую безопасность — ранее такая взаимосвязь никогда не была предметом обсуждений [25]. Также в документе впервые фигурирует Китай, названный наряду с Россией главной угрозой для альянса. Подчеркивается, что так называемая политика принуждения Пекина бросает вызов интересам, безопасности и ценностям западного блока. Комментируя всплеск волнения в альянсе вокруг возрастающей китайской военной силы, 13-й генеральный секретарь НАТО (2014–2024 гг.) Й. Столтенберг заявил: «Происходящее в Европе сегодня может произойти в Восточной Азии завтра» [26]. Такая формулировка представляет собой непосредственное обоснование уже существующей и возможной в будущем военной активности в регионе. Примерами демонстрации военной силы стали военные учения 2021–2022 гг. В 2021 г. страны альянса отправили 21 корабль в акваторию ЮКМ, а наиболее ярким примером вовлечения в тот период стало участие не только американских, французских и британских ВМС, но и фрегата Нидерландов [27]. В 2022 г. Великобритания впервые присоединилась к крупнейшим военно-морским учениям «Острый меч» [28].

Заинтересованность союзников США

Важнейшим фактором интереса для всех стран ИТР в американском оборонном экспорте можно назвать воздушные средства контроля за водной и воздушной обстановкой. В данном случае речь идет о противолодочных пилотируемых комплексах и БПЛА с высокой дальностью полета, автономностью и развитым бортовым радиоэлектронным оборудованием. Подобный интерес проявляется со стороны практически всех стран в Индо-Тихоокеанском регионе. Кроме того, можно говорить о поставках радиоэлектронного оборудования и, что представляется фундаментальным, доступа к технологиям и патентам американских разработок [29].

Кроме прямых поставок вооружений, ряд стран заинтересован в размещении американских оборонных заказов на своих производственных мощностях. Важнейшей иллюстрацией выступает Республика Корея. Подразумевается, главным образом, производство боеприпасов, беспилотных систем, комплектующих и агрегатов. В долгосрочной перспективе можно говорить об участии корейских концернов в американских оружейных тендерах, которые, несмотря на отсутствие гарантированного результата, представляют собой спектр возможностей по выходу на другие рынки [31].

Успешные кейсы для США

Ряд стран региона идут в фарватере углубления военно-политического сотрудничества с США, поэтому их можно отнести к неформальному лагерю сторонников Вашингтона и противников Пекина. Ранее упомянутые Япония и РК представляют собой наиболее яркий пример. Недавней американской дипломатической победой стало достижение примирения и сближения между партнерами, ранее переживавшими значительные противоречия, посредством своеобразной формализации трехстороннего альянса в августе 2023 г. Лидеры трех стран в Кэмп-Дэвиде опубликовали Заявление о принципах (Camp David Principles), где отмечается, что США, Япония и РК выступают на «Индо-Тихоокеанском участке» международной арены как единое целое, а целью их сотрудничества в области безопасности является укрепление мира и стабильности в регионе [31]. Модернизация вооруженных сил в «треугольнике» также идет полным ходом. США одобрили продажу Южной Кореи 25 истребителей F-35A и 39 ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120C-8 AMRAAM [32]. Также США договорились с Японией о размещении на о. Окинава до 2025 г. американского 12-го прибрежного полка морской пехоты, вооруженного противокорабельными ракетами, а в конце — согласовали продажу 400 ракет Tomahawk [33]. При этом ранее Вашингтон не предоставил F-22A с аналогичным вооружением, но более высокими эксплуатационными характеристиками, на которые крайне рассчитывал Токио.

Регулярные ежегодные совместные военные учения также стали предметом договоренностей трех стран в августе 2023 г. В результате в октябре были проведены первые в истории трехсторонние воздушные учения, которые, как заявили Вашингтон, Сеул и Токио, являются ответом на растущие ядерные угрозы со стороны КНДР [34]. Эта практика может в ближайшей перспективе заложить основу для создания всеобъемлющего стратегического трехстороннего альянса, однако этот сценарий будет зависеть от степени готовности Японии и РК забыть разногласия.

Ключевыми партнерами также выступают Австралия и Филиппины. Австралийский союз на протяжении последних лет последовательно наращивает оборонные связи с США. Так, в 2021 г. американо-австралийский альянс был обновлен с целью облегчить регулярную ротацию вооруженных сил США через Дарвин [35]. Также в 2021 г. Канберра в рамках союза АУКУС подписала соглашение о покупке трех АПЛ класса «Вирджиния» до 2030 года с возможностью приобрести еще два судна [36]. В мае 2022 г. стало известно о заключении трехлетнего контракта с американской военно-промышленной корпорацией «Рейтеон» о поставках сборочных узлов для программы по производству ракет класса «земля-воздух» средней дальности, а спустя полгода, в ноябре, Госдепартамент одобрил продажу 24 военно-транспортных самолетов C-130J-30 и соответствующего оборудования на сумму 6,35 млрд долларов [37]. В июле 2023 г. США и Австралия договорились углубить сотрудничество в рамках Инициативы по производству управляемого оружия и взрывоопасных предметов в Австралии, где первым направлением должно стать производство РСЗО [38]. В том же году было принято решение о том, что ротация американских вооруженных сил будет расширена, а военные базы на севере Австралии модернизированы [39].

На Филиппинах США добились расширения своего военного присутствия в феврале 2023 г., получив доступ к четырем новым объектам для проведения учений, в результате чего их общее число достигло девяти [40]. В мае Вашингтон и Манила утвердили Двусторонние руководящие принципы в области обороны, представляющие своеобразную дорожную карту по противодействию Китаю в ЮКМ, с целью модернизации сотрудничества в рамках обновления Договора о взаимной обороне впервые с 1952 г. [41] В текущем году они намерены провести более 500 совместных военных учений и встреч, что на четыре больше, чем в 2023 г., для обсуждения вопросов сотрудничества в области безопасности, среди которых развитие военного потенциала Манилы [42]. Более того, союзники ежегодно проводят крупномасштабных учения «Баликатан» (Balikatan с тагальского означает «плечом к плечу»): в 2022 г. и 2023 г. в них приняли участие 9 тыс. и 17 тыс. военнослужащих соответственно [43].

Удержание баланса

Занятие проамериканских позиций несвойственно ряду региональных игроков. Среди них можно выделить АСЕАН как единую структуру. Несмотря на то, что это объединение не следует рассматривать исключительно как единое целое в политическом отношении, страны-члены имеют много общего в своем стратегическом видение региона. Доктрина «Индо-Тихоокеанское видение АСЕАН» от 2019 г. закрепила установку на преобладание экономического сотрудничества над геополитическим соревнованием [44]. В Индонезии считают, что США пока не могут убедить членов АСЕАН в необходимости формирования противовеса КНР и не гарантируют их безопасность, а Таиланд, Камбоджа и Мьянма нацелены на развитие экономических отношений с Китаем и не готовы разворачивать кампанию по противодействию ему [45]. В этой связи важно понимать, что Пекин представляет не только надежного торгово-экономического партнера для членов АСЕАН, но он также оказывает помощь странам без требований внутриполитических преобразований в странах-реципиентах. Например, Малайзия и Таиланд получают китайскую помощь, в том числе военного характера, несмотря на ситуацию с правами человека [46].

Острова Тихого океана, в частности Соломоновы острова и Восточный Тимор, также не склонны примыкать к американскому лагерю и развивают союзничество с Китаем, в том числе военно-политического характера. В апреле 2022 г. Пекин подписал с Соломоновыми островами первое в истории южной части Тихого океана Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, согласно которому судна ВМФ КНР получили право регулярно заходить в порты союзника, а китайские службы безопасности – проводить обучения сотрудников правоохранительных органов страны [47]. В сентябре 2023 г. КНР заключила Договор о всеобъемлющем стратегическим партнерстве с Восточным Тимором [48]. Его президент Жозе Рамуш-Орта сделал заявление о заинтересованности страны в расширении китайского присутствия в сфере безопасности и строительства оборонных и правоохранительных инфраструктурных объектов [49].

Индия демонстрирует высокую степень политической субъектности, выстраивая внешнеполитические связи по принципу «мультиприсоединения». В 2021 г. Нью-Дели способствовал трансформации «четверки» из формата для сдерживания Китая в структуру с потенциалом стать основой для новой архитектуры региональной безопасности [50]. Участие Индии в БРИКС и ШОС, договоренности с КНР о поддержании мира на границе, с одной стороны, и установление стратегических отношений с Японией и Австралией, подписание дорожной карты сотрудничества в оборонной промышленности с США в июле 2023 г. — с другой, указывают на достаточно успешное «хождение по геополитическому канату» [51].

Заключение

Американская вовлеченность в ИТР усиливается, как и сеть альянсов с участием Вашингтона обрастает оборонными связями, что вызывает ответную реакцию Пекина и выводит гонку вооружений в региональном масштабе на новый уровень. Феномен новой блоковости под эгидой США в ИТР поддерживается рядом региональных акторов, которые остаются неизменными американскими партнерами и разделяют стратегическое видение региона США, смотрящих на него через призму китайской и северокорейской угрозы. Это проявляется в милитаризации региона, вовлечении новых игроков, включая НАТО, и военной активности вблизи границ Китая, в частности в ЮКМ, и в зоне китайских национальных интересов. Углубление этих процессов может представлять «бомбу замедленного действия» и иметь серьезные последствия для региональной безопасности. Однако другие игроки удерживаются в роли балансира, не создавая эксклюзивного партнерства с Вашингтоном и руководствуясь принципом неделимой безопасности. Раскол ИТР на блоки не способствует региональной стабильности, а выстраивание продуктивных отношений с КНР соответствует интересам азиатских стран, поэтому наиболее практичным решением для региональных игроков представляется сохранение диалога с Пекином и шаги по направлению формирования регионального баланса, что снизит риски непредвиденной эскалации напряженности.

Впервые опубликовано в журнале «Россия и Америка в XXI веке».

Для цитирования:

Терзи А. Е., Шкробтак И. О. Американский фактор в формировании новой архитектуры безопасности в ИТР: к двухлетию региональной стратегии США // Россия и Америка в XXI веке. – 2024. – Выпуск № 11. URL: https://rusus.jes.su/s207054760033275-9-1/.
DOI: 10.18254/S207054760033275-9

Библиография

1. National Security Strategy. The White House. October 12, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security... (accessed 18.04.2024).

2. National Security Strategy 2017. National Security Strategy Archive. 18.12.2017. URL: https://nssarchive.us/national-security-strategy-2017/ (accessed 18.04.2024).

3. The Trump Administration’s “Free and Open Indo-Pacific”: Issues for Congress / Congressional Research Service – October 3, 2018. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R45396. (accessed 18.04.2024).

4. Indo-Pacific Strategy Report Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region / The Department of Defense – June 1, 2019. Available at: https://media.defense.gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1/1/DEPARTMENT-OF-DEFENSE-INDO-PACIFIC-STRATEGY.... (accessed 18.04.2024).

5. Indo-Pacific Strategy of the United States. The White House. February 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (accessed 18.04.2024).

6. National Security Strategy. The White House. October 12, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security... (accessed 18.04.2024).

7. Indo-Pacific Strategy of the United States. The White House. February 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf. (accessed 18.04.2024).

8. National Security Strategy of Japan. Ministry of Foreign Affairs of Japan. December 2022. Available at: https://www.cas.go.jp/jp/siryou/221216anzenhoshou/nss-e.pdf. (accessed 18.04.2024);

The Yoon Suk Yeol Administration’s National Security Strategy. Office of the President Republic of Korea, June 2023. Available at: https://www.president.go.kr/download/648037c2bf5e7 (accessed 18.04.2024).

9. Andrey Cortunov. US- Japan- South Korea Military Cooperation Pushes More Rigid Bipolar Security Arrangement in Northeast Asia. Modern Diplomacy. October 3, 2023. Available at: https://moderndiplomacy.eu/2023/10/03/us-japan-south-korea-military-cooperation-pushes-more-rigid-bi... (accessed 18.04.2024).

10. South Korea to increase defense spending over five years. Defense News, December 13, 2023. Available at: https://www.defensenews.com/global/asia-pacific/2023/12/13/south-korea-to-increase-defense-spending-... (accessed 18.04.2024).

11. The United States’ Enduring Commitment to the Indo-Pacific: Marking Two Years Since the Release of the Administration’s Indo-Pacific Strategy. U.S. Department of State, Office of the Spokesperson, February 9, 2024. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2024/02/Indo-Pacific-Strategy-Second-Anniversary-Fact-Sheet.... (accessed 18.04.2024).

12. Ibid. (accessed 18.04.2024).

13. Supplemental Security Funding. House Appropriations Republicans – 2024. Available at:https://appropriations.house.gov/sites/republicans.appropriations.house.gov/files/Israel%2C%20Ukrain... (accessed 18.04.2024).

14. Новая реальность индо-тихоокеанского пространства / под общей ред. В.В. Михеева; отв. ред. А.В. Ломанов, В.Г. Швыдко. – Москва: ИМЭМО РАН, 2023. – 155 с. – ISBN 978-5-9535-0567-3. – DOI 10.20542/978-5-9535-0567-3. С.5.

15. Панов А. Н. Перспективы внешнеполитической стратегии администрации Дж. Байдена в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 4. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760017904-1-1/. DOI: 10.18254/S207054760017904-1 (дата обращения 18.04.2024).

16. Exercise Talisman Sabre. U.S. Department of Defense, 2023. Available at: https://www.defense.gov/Multimedia/Experience/Exercise-Talisman-Sabre/.(accessed 18.04.2024).

17. US-led 5-nation joint naval drill conducted in South China Sea / AA – October 24, 2023. Available at: https://www.aa.com.tr/en/asia-pacific/us-led-5-nation-joint-naval-drill-conducted-in-south-china-sea.... (accessed 18.04.2024);

US Non-Stop Military Drills with Allies Push Asia-Pacific Toward More Dangerous Situation. Sputnik International, 20.02.2024. Available at: https://sputnikglobe.com/20240220/us-non-stop-military-drills-with-allies-push-asia-pacific-toward-m... (accessed 18.04.2024).

18. Мишин И. О. Операции по защите свободы судоходства как инструмент политики США в Южно-Китайском море. Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 2. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760015868-1-1/. DOI: 10.18254/S207054760015868-1 (дата обращения 18.04.2024).

19. DoD Annual Freedom of Navigation (FON) Reports / Under Secretary of Defense for Policy U.S. Department of Defense – 1991-2023. Available at: https://policy.defense.gov/OUSDP-Offices/FON/ (accessed 18.04.2024).

20. U.S. Indo-Pacific Command Wants $4.68B for New Pacific Deterrence Initiative / U.S. Naval Institute News – March 5, 2021. Available at: https://news.usni.org/2021/03/02/u-s-indo-pacific-command-wants-4-68b-for-new-pacific-deterrence-ini... (accessed 18.04.2024).

21. U.S. Defense Infrastructure in the IndoPacific: Background and Issues for Congress / Congressional Research Center – June 6, 2023 – pp. 55. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R47589 (accessed 18.04.2024).

22. США планируют в 2024 году разместить наземные ракеты средней дальности в Азии. ТАСС. 03.12.2023. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19441939 (дата обращения 18.04.2024).

23. Two Years of Indo-Pacific Strategic Results: Strengthening Indo-Pacific Commerce for a Prosperous Future / U.S. Department of Commerce – February 9, 2024. Available at: https://www.commerce.gov/news/fact-sheets/2024/02/two-years-indo-pacific-strategic-results-strengthe... (accessed 18.04.2024).

24. The United States-ASEAN Relationship Fact Sheet / U.S. Department of State, Office of the Spokesperson – July 12, 2023. Available at: https://www.state.gov/the-united-states-asean-relationship-2/ (accessed 18.04.2024);

Trade between China and ASEAN grows 15% in 2022, first year of RCEP’s enforcement / Global Times – January 13, 2023. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202301/1283779.shtml (accessed 18.04.2024).

25. NATO 2022 Strategic Concept / NATO – Adopted by Heads of State and Government at the NATO Summit in Madrid 29 June 2022. Available at: https://strategicconcept2022.com/wp-content/uploads/2023/06/290622-strategic-concept.pdf#:~:text=Our... (accessed 18.04.2024).

26. Joint press point by NATO Secretary General Jens Stoltenberg with Prime Minister Fumio Kishida / NATO – January 31, 2023. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_210901.htm. (accessed 18.04.2024).

27. NATO Navies Send Strategic Signals in the Indo-Pacific / U.S. Naval Institute – August 2022. URL: https://www.usni.org/magazines/proceedings/2022/august/nato-navies-send-strategic-signals-indo-pacif... (accessed 18.04.2024).

28. Royal Navy joins one of the largest military exercises in Pacific for first time. Royal Navy, November 21, 2022. URL: https://www.royalnavy.mod.uk/news-and-latest-activity/news/2022/november/21/20221121-royal-navy-join... (accessed 18.04.2024).

29. Rayan V Bhagwagar India-US Military Technology Cooperation. Available at: https://jgu.s3.ap-south-1.amazonaws.com/jsia/Rayan+B+-+Indo-US+Military+Technology+Cooperation.pdf (accessed 18.04.2024).

30. Jackson Busse The US-ROK Alliance: Prospects for the Future. Available at: https://digitalcommons.liberty.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1434&context=honors (accessed 18.04.2024).

31. Camp David Principles. / The White House, August 18, 2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/08/18/camp-david-principles/#:~:te... (accessed 18.04.2024).

32. US Clears $271M F-35 Munition Sale to South Korea. The Defense Post, December 6, 2023. Available at: https://www.thedefensepost.com/2023/12/06/us-munition-sale-south-korea/ (accessed 16.02.2024);

US State Department approves South Korea to buy 25 more F-35A jets. Defense News, September 14, 2023. Available at: https://www.defensenews.com/air/2023/09/14/us-state-department-approves-south-korea-to-buy-25-more-f... (accessed 18.04.2024).

33. США заявили о поддержке решения Японии приобрести «потенциал контрудара». РБК, 12 января 2023. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63bf438a9a7947cb5846145b. (дата обращения 18.04.2024);

U.S. approves deal to sell long-range Tomahawk missiles to Japan / The Japan Times, November 18, 2023. Available at: https://www.japantimes.co.jp/news/2023/11/18/japan/politics/us-japan-state-department-tomahawk-missi... (accessed 18.04.2024).

34. US, South Korea and Japan hold first-ever trilateral aerial exercise / Defense News, October 23, 2023. Available at: https://www.defensenews.com/news/your-military/2023/10/23/us-south-korea-and-japan-hold-first-ever-t... (accessed 18.04.2024).

35. Васильев Д., Шавлай Э. Южно-Китайское море в противостоянии КНР и США в Азии. Азия и Африка сегодня – 2020. – №7. – С. 61-66. С. 62. DOI: 10.31857/S032150750010107-9

36. Терзи А. Австралия – региональный балансир или камень преткновения? Российский совет по международным делам (РСМД), 15.01.2024. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/avstraliya-regionalnyy-b... (дата обращения 18.04.2024).

37. Там же (дата обращения 18.04.2024).

38. Там же (дата обращения 18.04.2024).

39. Австралия модернизирует военные базы на севере страны для расширения ротации ВС США. ТАСС, 29.07.2023. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18400463 (дата обращения 18.04.2024).

40. Терзи А. Милитаризация Филиппин: риски и возможности // Российский совет по международным делам (РСМД), 20.02.2024. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/militarizatsiya-filippin... (дата обращения 26.02.2024).

41. Там же (дата обращения 18.04.2024).

42. Там же (дата обращения 18.04.2024).

43. Там же (дата обращения 18.04.2024).

44. Новая реальность индо-тихоокеанского пространства. Указ. соч. С.100.

45. Губин А. Индо-Тихоокеанская головоломка: почему планам США не суждено реализоваться. Российский совет по международным делам (РСМД), 06.09.2023. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indo-tikhookeanskaya-golovolomka-pochemu-... (дата обращения 18.04.2024).

46. Stepanov, A.S. US Policy towards Southeast Asia: from Barack Obama to Joe Biden. Herald of the Russian Academy of Sciences, March 29, 2023. URL: https://link.springer.com/article/10.1134/S1019331622210183#Sec6 (accessed 18.04.2024).

47. Терзи А. Тихоокеанские острова: между трёх огней. Российский совет по международным делам (РСМД), 07.11.2023. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/tikhookeanskie-ostrova-mezhdu-trekh... (дата обращения 18.04.2024).

48. Там же (дата обращения 18.04.2024).

49. Там же (дата обращения 18.04.2024).

50. Новая реальность индо-тихоокеанского пространства / под общей ред. В.В. Михеева; отв. ред. А.В. Ломанов, В.Г. Швыдко. – Москва: ИМЭМО РАН, 2023. – 155 с. – ISBN 978-5-9535-0567-3. – DOI 10.20542/978-5-9535-0567-3. C. 66.

51. Бару С. Индия: от региональной роли – к глобальной державе. Международная аналитика. 2020;11(2):122-134;

Индийские и китайские военные договорились о мире и спокойствии на границе. РИА Новости, 12.10.2023. Available at: https://ria.ru/20231012/mir-1902161816.html (дата обращения 18.04.2024);

US, India agree roadmap for defence industry cooperation. Reuters, June 5, 2023. Available at: https://www.reuters.com/world/us-india-conclude-roadmap-defence-industrial-cooperation-2023-06-05/ (accessed 18.04.2024).


(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86)
 (7 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся