Миграция может иметь неоднозначные последствия для Африканского континента. В краткосрочном плане она дает определенные экономические выгоды странам-донорам и странам-реципиентам, но в долгосрочном создает угрозу не только страновой, но и континентальной безопасности.
В глобализирующемся мире миграция — важный ресурс, обеспечивающий спрос на рынке труда в силу неспособности стран-доноров создавать рабочие места там, где живут люди. К 2010 г. общее число международных мигрантов, т. е. лиц, проживающих за пределами страны происхождения, превысило 200 млн человек, более чем удвоилось за последние тридцать лет и равняется примерно 3 % населения планеты. При этом около 33 млн мигрантов — африканцы 1. Ежегодно их число увеличивается на 4 млн человек 2.
Причины, порождающие миграцию, сложны и разнообразны — от поисков лучшей жизни до бегства от разрушительных природных катаклизмов и вооруженных конфликтов.
Межстрановая миграция на Африканском континенте происходит между государствами с разным уровнем экономического развития. Принимающей стороной обычно являются страны, имеющие развитое крупное плантационное или высокотоварное, ориентированное на экспорт хозяйство. Страны-реципиенты — это наиболее урбанизированные государства, имеющие горнорудную, нефтяную, лесную и другие экспортные отрасли. Среди них — ЮАР, Кот-д`Ивуар, Намибия, Ботсвана, Нигерия, Кения, Танзания, Габон, Республика Конго (Браззавиль), Камерун, Демократическая Республика Конго, Замбия. Западноафриканские страны — Бенин, Мали, Буркина-Фасо, Того — в основном поставляют дешевую рабочую силу. Гана, Камерун, Кения, Нигерия, Сенегал, Уганда, Ангола и ряд других стран являются одновременно реципиентами и экспортерами рабочей силы. Численность мигрантов на континенте ежегодно составляет в среднем более 13 млн человек 3.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Африканская трудовая миграция имеет неоднозначные последствия как для стран-реципиентов, так и для стран-доноров.
В целом страны-реципиенты выигрывают в экономическом плане от притока рабочей силы. Более того, трудовая миграция становится необходимой составляющей эффективного функционирования экономик принимающих государств и важным источником дополнительных трудовых ресурсов. Мигранты находятся в активном трудоспособном возрасте, обладают мобильностью. Приток мигрантов способствует сдерживанию роста заработной платы национальной рабочей силы, сохранению низкого уровня оплаты труда в стране, снижению издержек производства.
Страна-реципиент заинтересована, в первую очередь, в квалифицированных кадрах, поскольку их труд способствует росту экономики и более рентабелен по сравнению с местными кадрами той же квалификации, поскольку позволяет экономить на затратах на их подготовку. В целом «утечка умов» из Африки составляет 700 тыс. человек, ежегодно континент теряет 20 тыс. высококвалифицированных кадров 4. Вместе с тем неквалифицированные мигранты, особенно «нелегалы», становятся бременем для принимающей страны, так как получают больше бюджетных средств, чем вносят в казну в виде налогов.
Миграция ведет к обострению конкурентной борьбы за рабочие места между местным населением и прибывшими «чужаками». Возникающие между ними враждебность и агрессия нередко приобретают угрожающий характер, препятствуя процессу социальной и культурной интеграции мигрантов в принимающее сообщество.
Для стран-доноров выгода от миграции заключается, прежде всего, в появлении дополнительного источника валютного дохода в виде регулярных поступлений от мигрантов.
В 2007 г. перечисленные средства африканских мигрантов в страны Тропической Африки составили 11 млрд долл. Отмечается тенденция к росту денежных переводов: в 2002 г. было отправлено переводов на общую сумму 5 млрд долл., что вдвое меньше, чем сейчас. При этом следует учитывать, что значительная часть переводов (трансфертов) поступает на континент неофициально с целью уклонения от налогообложения. Это относится, в первую очередь, к внутрирегиональным денежным трансфертам. По разным оценкам, они достигают 45–70 %.
В условиях роста безработицы в странах-донорах трудовая миграция в определенной мере позволяет решить проблему занятости, стимулирует более рациональное использование рабочей силы.
Среди негативных аспектов миграции следует отметить, в первую очередь, отъезд высококвалифицированных специалистов, что ведет к потере налоговых поступлений, усиливает зависимость экономики страны-донора от иностранного спроса на рабочую силу.
В целом миграционные процессы можно отнести к числу факторов, существенно осложняющих процессы развития. Политические, социально-экономические и гуманитарные проблемы, связанные с появлением масштабных потоков миграции, оказывают непосредственное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государств, порождая целый комплекс негативных явлений, таких, например, как рост ксенофобии и национализма, происходящий на фоне бедности и социальной поляризации. Значительное число трудящихся-мигрантов сталкивается с несправедливым обращением и дискриминацией: они получают более низкую зарплату, чем местные работники, работают в тяжелых условиях, не имеют социальной защиты. Очевидно, что политика в области миграции должна учитывать взаимные интересы стран-доноров и стран-реципиентов, а также интересы работодателей и трудящихся-мигрантов.
Трудовая миграция как ответ на глобальный вызов
Современная африканская миграция представляет собой объективный, многогранный процесс, влияющий на все стороны жизни общества. В глобализирующемся мире происходит интернационализация рабочей силы, а трудовая миграция выступает неотъемлемой частью современных международных экономических отношений. Возрастание роли Африки в мировой экономике непосредственно связано не только с ее сырьевыми ресурсами, но и с человеческим капиталом. На саммите «Большой восьмерки» в Довиле (Франция, май 2011 г.) Африка была названа «новым полюсом мирового развития».
Демографический фактор способствует возрастанию роли континента в развитии мирового рынка труда. В 2009 г. население Африки превысило 1 млрд человек и продолжает расти самыми высокими темпами на планете. На континенте южнее Сахары проживает 80 % всего африканского населения, или 794 млн человек.
Негативная роль миграционных процессов в Африке проявляется в сельскохозяйственном производстве, в гипертрофированных процессах урбанизации и люмпенизации африканских народов, в накоплении взрывоопасного социального материала. Все это создает реальную угрозу не только страновой, но и континентальной безопасности и стабильности.
Для Африканского союза и многих африканских государств миграционные проблемы пока еще не стали приоритетными ввиду слабого финансового обеспечения и наличия других неотложных социально-экономических проблем. Поэтому трудовая миграция находится на периферии их интересов. Основные их усилия направлены на решение проблем нелегальных мигрантов и беженцев.
В последние десятилетия в результате прекращения гражданских войн и вооруженных конфликтов в Анголе, Мозамбике, Демократической Республике Конго, Бурунди, Либерии, Сьерра-Леоне общая численность беженцев на континенте снизилась.
В целом наблюдается тенденция к снижению доли мигрантов в общей численности населения Африки южнее Сахары и в общей массе международных мигрантов в мире. Вместе с тем сегодня Африка обеспечивает одну пятую часть прироста мировых трудовых ресурсов 5.
Миграционные процессы сопровождаются активными попытками их регулирования на самых разных уровнях — международном, региональном, национальном. Регулирование миграции и защита прав мигрантов — одна из наиболее актуальных проблем. В Декларации тысячелетия ООН в очередной раз звучит призыв «принять меры по обеспечению уважения и защиты прав человека мигрантов, трудящихся-мигрантов и членов их семей, прекращению учащающихся во многих обществах проявлений расизма и ксенофобии и поощрению большего согласия и терпимости во всех обществах».
В последние годы международное сообщество прилагает определенные усилия, направленные на использование огромного потенциала миграции в целях экономического развития. В 2006 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН состоялся диалог на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии, участники которого высказались за создание Глобального форума по миграции и развитию. Первое совещание в рамках Глобального форума состоялось в Бельгии в 2007 г. В нем приняли участие представители 156 государств-членов.
В современных условиях международная трудовая миграция превратилась из временного явления в структурный элемент экономики не только африканских стран, но и большинства стран мира. Она способствует динамизму и мобильности трудовых ресурсов. При проведении сбалансированной миграционной политики трудовая миграция способна обеспечить устойчивое развитие как стран-реципиентов, так и стран-доноров.
Трудовая миграция может стать одним из важнейших ресурсов региональной интеграции. Между африканскими странами-членами различных региональных организаций существуют договорные обязательства в отношении свободного перемещения рабочей силы на континенте, учета этнического многообразия. К сожалению, декларированные права на жительство, введение единых паспортов, установление безвизового режима и другие меры, касающиеся миграции, в значительной степени носят формальный характер. Если миграция не регулируется адекватными законами и правилами, она несет в себе высокий риск нарушения прав участвующих в ней людей и роста социального напряжения.
1.
Абрамова И.О. Население Африки в новой глобальной экономике. М., 2010. С. 322.
2. Le Monde diplomatique. Атлас. М., 2011. С. 178.
3. Африка. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. М., 2010. С. 150.
4. Le Monde diplomatique. Атлас. М., 2011. С. 179.
5. Абрамова И.О. Ресурсный потенциал Африки в мировой экономике XXI века (Эндогенные детерминанты участия африканских стран в новой экономической модели мира). Автореферат дисс. ... доктора экон. наук. М., 2011. С. 37.