Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., научный руководитель РСМД, член РСМД

10-й Сяншаньский форум, прошедший в Пекине 29–31 октября 2023 г. под лозунгом «Общая безопасность и прочный мир», нельзя отнести к категории стандартных экспертных мероприятий по вопросам международной безопасности, которые регулярно проводятся в самых разных точках планеты. Организаторы постарались придать этому событию максимальный размах и репрезентативность, что им, безусловно, вполне удалось. Это событие стало наглядной иллюстрацией широты вовлеченности Китая в международное сотрудничество по вопросам безопасности.

Форум остается одной из немногих площадок, где до сих пор можно увидеть, как американский генерал сверяет часы со своим российским визави, а эксперт из Саудовской Аравии дружески беседует со своим коллегой из Исламской Республики Иран. Однако дело не сводится только к масштабам и инклюзивности. Наверное, не менее важна и расстановка тематических приоритетов хозяевами мероприятия, а также общий настрой его многочисленных участников. Участники форума гораздо больше говорили об интересах, а не о материальных ресурсах или военных потенциалах. Если резюмировать дискуссии Форума в одной фразе, то центральный вопрос мероприятия сводился к тому, как в нынешних, исключительно неблагоприятных, международных условиях перейти от баланса сил к балансу интересов как фундаменту предпочтительной модели глобальной безопасности будущего.

Конечно, баланс интересов — это пока еще очень новая идея, относительно мало разработанная со времен Михаила Горбачева и его «нового мышления». Она требует дальнейшей концептуализации и детальной разработки применительно к современных реалиям мировой политики и экономики. Нельзя было ожидать, что 10-й Пекинский Сяншаньский форум даст развернутые ответы на многие вопросы, вытекающие из этой благородной, но очень общей идеи. На нашей планете нет двух государств с одинаковыми интересами, эти интересы могут совпадать, пересекаться или сталкиваться друг с другом. Как провести грань между «законными» и «незаконными», между «справедливыми» и «несправедливыми» интересами национального государства? Как отличить истинно национальные интересы от влиятельных групповых интересов, которые пытаются говорить от имени всей нации, но на самом деле не представляют ее? Как далеко должны зайти политические лидеры, пытаясь учесть интересы своих оппонентов, чтобы достичь устойчивого компромисса, и где пролегает та красная черта, которая отделяет дипломатическую гибкость от сдачи принципиальных позиций?

Картина становится еще более сложной, когда мы подходим к балансу интересов не на двустороннем, а на многостороннем уровне. Если изменение баланса сил в мире предполагает переход от однополярной к многополярной системе, то попытки зафиксировать баланс интересов как основу нового мироустройства потребуют перехода от преимущественно односторонней внешней политики к подлинной многосторонности.

Тем не менее переход от баланса сил к балансу интересов критически важен, если человечество хочет выжить в XXI веке. Будущее принадлежит ответственным международным игрокам, готовым уважать друг друга и выстраивать сложный многосторонний баланс интересов, а не грубый баланс материальных сил. Немаловажно и то, что эту идею сегодня продвигает именно Китай — страна, обладающая всеми необходимыми ресурсами для успешной игры по старым правилам Realpolitik.

10-й Сяншаньский форум, прошедший в Пекине 29–31 октября 2023 г. под лозунгом «Общая безопасность и прочный мир», нельзя отнести к категории стандартных экспертных мероприятий по вопросам международной безопасности, которые регулярно проводятся в самых разных точках планеты. Организаторы постарались придать этому событию максимальный размах и репрезентативность, что им, безусловно, вполне удалось. Форум собрал около пятисот международных экспертов по безопасности со всего мира, в том числе множество мужчин и женщин с большими звездами на погонах. В нем приняли участие как официальные делегации из более чем девяноста стран во главе с высокопоставленными представителями правительств вплоть до министров обороны и начальников генеральных штабов, так и некоторые из самых заметных международных аналитиков, работающих над различными аспектами обширной повестки дня международной безопасности.

Это событие стало наглядной иллюстрацией широты вовлеченности Китая в международное сотрудничество по вопросам безопасности. По словам заместителя председателя Центрального военного совета КНР генерала Чжан Юся, выступившего с программной речью на открытии форума, сегодня Китай участвует примерно в шестистах двусторонних и многосторонних соглашениях, относящихся к сфере безопасности. Форум остается одной из немногих площадок, где до сих пор можно увидеть, как американский генерал сверяет часы со своим российским визави, а эксперт из Саудовской Аравии дружески беседует со своим коллегой из Исламской Республики Иран.

Однако дело не сводится только к масштабам и инклюзивности. Наверное, не менее важна и расстановка тематических приоритетов хозяевами мероприятия, а также общий настрой его многочисленных участников. Практика показывает, что большинство международных дискуссионных площадок, где обсуждается безопасность, и особенно те из них, на которых весьма значительно присутствие высокопоставленных военных, как правило, концентрируют свое основное внимание на оценках динамики региональных или глобальных балансов сил. На таких площадках анализу военных потенциалов национальных государств уделяется больше внимания, чем оценке их политических устремлений и намерений. Как правило, дискуссии основываются на предположении, что при принятии политических решений имеющиеся в распоряжении государств материальные ресурсы неизбежно перевешивают ценности и моральные соображения, и что, в конечном счете, жесткая сила государств всегда так или иначе превалирует над мягкой.

Мир Realpolitik — суровое и негостеприимное место, особенно для малых и средних государств. Если крупные игроки могут позволить себе подлинный суверенитет и почти ничем не ограниченную внешнеполитическую независимость, то у международных акторов меньшего размера просто нет иного выбора, кроме как присоединиться к своим более сильным партнерам и союзникам, даже если такое присоединение наносит ущерб национальным интересам и государственному суверенитету. В мире балансов сил, как метко выразился известный американский режиссер Стэнли Кубрик, «великие нации всегда ведут себя как гангстеры, а малые нации — как проститутки». Следовательно, любой содержательный разговор о международной безопасности должен вестись в узком кругу великих держав, а все остальные игроки годятся разве что на роль статистов или заинтересованных наблюдателей.

Можно было ожидать, что высокопрофессиональная военное и экспертное сообщество, собравшееся в Пекинском международном конференц-центре, также сосредоточится в основном на дискуссиях о параметрах меняющегося баланса сил: на подсчете ядерных боеголовок и средств их доставки, на сравнении тактико-технических характеристик современных танков или бронетранспортеров, на обмене мнениями об уроках, извлеченных из недавних военных конфликтов, на рассуждениях о вероятной роли ИИ в будущей войне и т.п. Несмотря на то, что все эти и многие подобные темы так или иначе нашли свое отражение в повестке дня Форума, участники все же гораздо больше говорили об интересах, а не о материальных ресурсах или военных потенциалах. Если резюмировать дискуссии Форума в одной фразе, то центральный вопрос мероприятия сводился к тому, как в нынешних, исключительно неблагоприятных, международных условиях перейти от баланса сил к балансу интересов как фундаменту предпочтительной модели глобальной безопасности будущего.

Критики такой постановки вопроса, вероятно, сразу же возразят, что материальная ресурсная база устойчива и меняется относительно медленно, в то время как интересы могут быть подвижными и непостоянными. Жесткую силу относительно легко измерить в количественных показателях, а ее динамику не так уж сложно фиксировать и прогнозировать. Однако это представление в некоторых случаях оказывается обманчивым: история, в том числе и совсем недавняя, знает очень много примеров того, как национальные государства сильно недооценивали мощь своих противников и переоценивали собственные возможности.

С другой стороны, если в мировой политике главное — постоянно меняющийся баланс материальных сил, то искушение попытаться тем или иным образом «подкрутить» этот баланс в свою пользу может оказаться непреодолимым, что неизбежно приведет к ожесточенной гонке вооружений или к жесткой экономической конкуренции. Более того, если вы чувствуете (или вам кажется), что баланс действительно меняется в вашу пользу, у вас может возникнуть соблазн извлечь политическую выгоду из предполагаемых изменений, сознательно провоцируя своего потенциального противника в надежде не то, что он так или иначе уступит. Многие войны начинались именно потому, что потенциальный противник не соглашался с такого рода логикой, не хотел уступать под давлением и вместо предполагаемых уступок предпочитал идти на встречную эскалацию.

Конечно, баланс интересов — это пока еще очень новая идея, относительно мало разработанная со времен Михаила Горбачева и его «нового мышления». Она требует дальнейшей концептуализации и детальной разработки применительно к современных реалиям мировой политики и экономики. Нельзя было ожидать, что 10-й Пекинский Сяншаньский форум даст развернутые ответы на многие вопросы, вытекающие из этой благородной, но очень общей идеи. На нашей планете нет двух государств с одинаковыми интересами, эти интересы могут совпадать, пересекаться или сталкиваться друг с другом. Как провести грань между «законными» и «незаконными», между «справедливыми» и «несправедливыми» интересами национального государства? Как отличить истинно национальные интересы от влиятельных групповых интересов, которые пытаются говорить от имени всей нации, но на самом деле не представляют ее? Как далеко должны зайти политические лидеры, пытаясь учесть интересы своих оппонентов, чтобы достичь устойчивого компромисса, и где пролегает та красная черта, которая отделяет дипломатическую гибкость от сдачи принципиальных позиций?

Картина становится еще более сложной, когда мы подходим к балансу интересов не на двустороннем, а на многостороннем уровне. Если изменение баланса сил в мире предполагает переход от однополярной к многополярной системе, то попытки зафиксировать баланс интересов как основу нового мироустройства потребуют перехода от преимущественно односторонней внешней политики к подлинной многосторонности. В то время как многополярность — это то, что человечество уже проходило не раз и не два за свою долгую историю, подлинная многосторонность остается в значительной степени неизведанной территорией для большинства национальных государств, особенно для некоторых великих держав, у которых давно выработалась неприятная привычка пытаться навязать свою волю более слабым игрокам вместо того, чтобы искать вместе с ними взаимоприемлемый баланс интересов.

Тем не менее переход от баланса сил к балансу интересов критически важен, если человечество хочет выжить в XXI веке. Будущее принадлежит не «гангстерам» и не «проституткам», но ответственным международным игрокам, готовым уважать друг друга и выстраивать сложный многосторонний баланс интересов, а не грубый баланс материальных сил. Немаловажно и то, что эту идею сегодня продвигает именно Китай — страна, обладающая всеми необходимыми ресурсами для успешной игры по старым правилам Realpolitik. Только коренным образом изменив основные парадигмы нашего мышления, мы сможем достичь общей безопасности и прочного мира — той конечной цели, которая была зафиксирована в лозунге 10-го Сяншаньского форума.

Впервые опубликовано в Global Times.

Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся