Ликования в Армении закончились вскоре после отставки премьер-министра Сержа Саргсяна. Новые акции протеста во главе с лидером оппозиции Николом Пашиняном вновь охватили страну. В Армении образовался вакуум власти: с одной стороны — сильный оратор и лидер протеста Н. Пашинян, продолжающий собирать митинги; с другой — все еще есть правительство, которое после отставки С. Саргсяна работает с временным статусом «исполняющих обязанности».
Скорее всего, Н. Пашинян добьется своей цели и сможет выстроить удобную ему конфигурацию власти. Н. Пашинян уже отказался от перспективы выхода Армении из ЕАЭС и заявил, что Армения под его руководством не будет развивать отношения с одной страной или блоком стран в ущерб другим государствам. Кроме того, никакое развитие отношений с западными партнерами, по его словам, не поставит под удар армяно-российские отношения.
Последние годы в Армении существовал гибридный режим, дрейфовавший в сторону мягкого авторитаризма. Несмотря на относительно высокий уровень свободы СМИ и высокую степень плюрализма мнений, свободу собраний и деятельности некоммерческих организаций, а также критическое отношение к власти, оппозиционные настроения не сказывались на раскладе внутри правящих кругов. Власти, испытывая дефицит легитимности, с помощью ряда политических технологий и манипуляций на выборах, а также используя финансовый ресурс, консолидированный в их руках благодаря ассоциации с большинством представителей крупного бизнеса в стране, получили полный контроль над политической системой. Крушение этой системы оставляет мало шансов для выживания Республиканской партии.
Если новой власти удастся взять управление страной в свои руки после минимального периода безвластия, она сумеет сохранить экономический рост на высоком уровне, а также избежать столкновения с Азербайджаном, риск которого в последнее время заметно вырос.
23 апреля 2018 г. вся Армения ликовала: премьер-министр Серж Саргсян подал в отставку на фоне массовых акций протеста и провала «переговоров» между премьер-министром и лидером оппозиции Николом Пашиняном. Акции были приурочены к утверждению Сержа Саргсяна в должности премьер-министра после десяти лет руководства Арменией в качестве президента. Всего лишь за десять дней протест приобрел такой масштаб, что премьер-министр был вынужден принять ультиматум оппозиции, о чем он заявил в своем последнем обращении. Как оказалось, общество не было готово принять то, что оппозиция, а также многие эксперты и журналисты называли «третьим сроком Сержа Саргсяна».
Однако и после отставки С. Саргсяна акции протеста не прекратились. Руководство правящей Республиканской партии Армении попыталось стабилизировать ситуацию и договориться с Н. Пашиняном об учете своих интересов в «постреволюционной» Армении. Однако Н. Пашинян решил, что все переговоры будут проходить в присутствии журналистов, что, разумеется, лишит его всякой возможности пойти на уступки, а значит, тем самым он гарантирует своим сторонникам, что не отступит от требования о капитуляции власти. В свою очередь, и.о. премьер-министра Армении Карен Карапетян отказался от переговоров в таком формате, и ситуация повисла в воздухе.
В стране образовался вакуум власти. С одной стороны — сильный оратор, трибун и лидер протеста Н. Пашинян, продолжающий собирать митинги с участием десятков тысяч человек, все еще не имеет официального статуса, хотя уже проводит пресс-конференции, дает определенные обещания и встречается с иностранными политиками и дипломатами, в том числе с послом России в Ереване И. Волынкиным, послами стран ЕС; также запланирована встреча с послом США. С другой стороны — все еще есть правительство, которое после отставки С. Саргсяна работает с временным статусом «исполняющих обязанности». У этого правительства все еще есть формальная власть, но она буквально уплывает из рук. В частности, распалась коалиция — АРФ «Дашнакцутюн» вышла из коалиционного соглашения с РПА 25 апреля, многие представители крупного бизнеса отказали правительству в поддержке, и ожидается, что вскоре правящее большинство начнут покидать депутаты.
Ситуация продолжает развиваться, и, с наибольшей вероятностью, лидер оппозиции Н. Пашинян добьется своей цели и сможет выстроить конфигурацию власти, которую он хочет, а значит, созовет временное правительство, в котором станет премьер-министром, проведет внеочередные выборы в течение ближайших двух месяцев и начнет формировать новую политическую повестку Армении.
Сегодня многих интересует, что представляет собой повестка Н. Пашиняна. Интерес вызывает то, каковы внешнеполитические подходы Н. Пашиняна и той политической группы, которую он представляет. Н. Пашинян — лидер партии «Гражданский договор», входящей в блок «Елк», который декларировал необходимость выхода из ЕАЭС и движения в сторону членства в Евросоюзе. Однако на данный момент важно понимать — Н. Пашинян провел «бархатную революцию» без участия партнеров по блоку «Елк», которые предпочитали парламентские дебаты уличным акциям протеста, и не имеет никаких обязательств перед ними. Программа партии «Гражданский договор» оговаривает необходимость выхода страны из ЕАЭС рядом условий, которые дают понять, что в действительности прозападная ориентация партии — всего лишь декларация. А в последних своих интервью Н. Пашинян и вовсе отказался от перспективы выхода Армении из ЕАЭС и заявил, что Армения под его руководством не будет развивать отношения с одной страной или блоком стран в ущерб другим государствам и никакое развитие отношений с западными партнерами не должно ставить под удар армяно-российские отношения. Эта позиция совершенно неотличима от позиции покинувшего свой пост премьер-министра Сержа Саргсяна. Власти Армении существуют в очень строгих внешнеполитических рамках, определяемых союзничеством с Россией, партнерством с ЕС и США, конфликтом с Азербайджаном и Турцией, а также сложным соседством с Ираном и Грузией. Это соседство можно называть сложным потому, что отношения с Ираном вызывают раздражение у Запада, а отношения с Грузией — у России. В то же время Грузия — единственный коридор, связывающий Армению и Россию, и в Армении максимально заинтересованы в том числе в улучшении грузино-российских отношений.
Возвращаясь к внутренней политике Армении, целесообразно было бы в качестве заключения рассмотреть причины столь стремительного крушения системы власти, существовавшей в стране на протяжении по меньшей мере последних десяти лет, а также попытаться сделать набросок дизайна политической системы на будущие годы. Последние годы в Армении существовал гибридный режим, дрейфовавший в сторону мягкого авторитаризма. Несмотря на относительно высокий уровень свободы СМИ и высокую степень плюрализма мнений, свободу собраний и деятельности некоммерческих организаций, а также критическое отношение к власти, оппозиционные настроения не сказывались на раскладе внутри правящих кругов. Власти, испытывая дефицит легитимности, с помощью ряда политических технологий и манипуляций на выборах, а также используя финансовый ресурс, консолидированный в их руках благодаря ассоциации с большинством представителей крупного бизнеса в стране, получили полный контроль над политической системой. Контроль, который распространялся и на органы местного самоуправления, и на парламент, в котором правящая коалиция получила 65 из 105 мест. Крушение этой системы оставляет мало шансов для выживания Республиканской партии, но даже если это и возможно, то она продолжит существовать в сильно усеченном виде.
Новая власть, которая будет обладать большей легитимностью, попытается более эффективно выстроить действующую вертикаль власти, ограничивая, помимо всего прочего, те возможности, посредством которых она сама победила. В то же время основным вопросом для Армении остается проблема управления страной. Если новой власти удастся взять контроль в свои руки после минимального периода безвластия, она сумеет наладить управление экономикой и сохранить экономический рост на высоком уровне (по итогам первых трех месяцев 2018 г. он составил 10,6%), а также избежать столкновения с Азербайджаном, риск которого в последнее время заметно вырос.