Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.71)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., генеральный директор и член Президиума РСМД, член РСМД

Наталия Цайзер

Председатель Правления Союза «Африканская деловая инициатива» (Союз «АДИ»), эксперт РСМД

Дмитрий Ежов

Начальник отдела международного взаимодействия Департамента развития интеграции ЕЭК, эксперт РСМД

Елена Харитонова

К.социол.н., старший научный сотрудник Института Африки РАН, эксперт РСМД

Анисет Габриэль Кочофа

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Бенин в Российской Федерации (в отставке), доцент МГУ им. М.В.Ломоносова

Лора Чкония

Программный координатор, редактор сайта РСМД

Совместный доклад РСМД и Союза «Африканская деловая инициатива» № 53/2020

Африканский континент вошел в ХХI век с большим багажом достижений и проблем, которые не могут не влиять на дальнейшую конфигурацию не только континентальной, но и глобальной картины. Решение африканских проблем — это прежде всего задача народов и лидеров самих африканских стран, но Россия вполне способна внести свой уникальный вклад в поиски этих решений.

В совместном докладе Российского совета по международным делам и СОЮЗА «Африканская деловая инициатива» дается анализ возможностей построения многосторонней системы сотрудничества России и мировых держав с африканским сообществом на принципах уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела африканских государств.

В докладе использован метод SWOT-анализа для исследования потенциала и текущих проблем Африканского континента, позиции России в отношениях с Африкой и выработки соответствующих рекомендаций.

Краткое содержание

— Проведением первого в истории Саммита «Россия-Африка» в октябре 2019 года в Сочи Россия открыла новую главу в своих отношениях с Аф­риканским континентом, прежде всего, в том, что касается экономическо­го измерения этих отношений.

— Международное соперничество на африканском континенте набирает обороты. Территория, веками остававшаяся колониальным придатком нескольких европейских держав, сегодня притягивает к себе все боль­ше внимания и со стороны политиков и инвесторов из Китая, Индии, Саудовской Аравии, Бразилии, США, и, безусловно, России. Успешное проведение саммита продемонстрировало желание России определить и занять свое место на африканском континенте. А так как никто из глав­ных игроков не собирается сдавать свои позиции на континенте, этот про­цесс при неблагоприятном развитии событийбудет приобретать характер геополитической схватки.

— Африканский континент вошел в XXI век с большим багажом достижений и проблем. И если к достижениям можно отнести стабильный рост ВВП, постепенное укрепление государственности, выход на новый уровень экономического сотрудничества, повышение качества образования, институционализацию целого ряда секторов экономики, регулятивные ини­циативы и общее изменение политического и экономического климата на континенте (как, например, инициирование африканскими странами Континентальной зоны свободной торговли), то среди ключевых про­блем остаются турбулентность и «хрупкость» целого ряда африканских юрисдикций, неуравновешенность и относительная нестабильность по­литических систем, отсутствие социальных реформ, смертельно опас­ные заболевания, количественный прирост населения, рожденного и воспитанного в атмосфере военного противостояния и активных боевых действий.

— Несмотря на то, что совокупный объем ВВП стран африканского конти­нента еще далек от развитых государств, континент сегодня обладает серьезным потенциалом. Высокие темпы экономического роста и уси­ливающаяся интеграция стран континента отличают Африку от других регионов, где чаще проявляются стагнация экономики и возрастающий протекционизм.

— Одна из главных проблем политической системы Африки сегодня заклю­чается в разрозненности ее политической карты, которая обусловлена не столько политическим разнообразием как таковым, сколько, наследием колониальной эпохи и многообразием культур и народов, верований и традиций на континенте. Богатая палитра исторического и культурного субстрата африканских государств на деле служит причиной многочи­сленных политических проблем.

— Россия, разумеется, не в состоянии в одиночку разработать и воплотить в жизнь альтернативную парадигму взаимодействия стран африканского континента с внешних миром. Но эта задача сегодня не по силам ника­кому отдельному игроку в мире. Решение многочисленных африканских проблем — это прежде всего задача народов и лидеров самих африкан­ских стран. Но Россия вполне способна внести свой уникальных вклад в поиски этих решений. Тем более, что многополярность современного мира демонстрирует необходимость созидательного взаимодействия, а не разрозненного преследования своих узких интересов отдельными игроками.

— Необходимо оценить наши ресурсы и понять, чем можем быть полезны на только Африке настоящего, но и Африке будущего. Еще более важна основательная экспертная дискуссия о существующих возможностях и ограничителях российской вовлеченности в Африке, равно как и о проек­циях этих возможностей и ограничителей на ближайшую, среднесрочную долгосрочную перспективу. По всей видимости, есть потребность в тща­тельном мониторинге текущих достижений и неудач российской вовле­ченности в странах африканского континента.

— Россия — активный и, порой, ключевой участник крупных альянсов и ин­теграционных объединений, как ШОС, БРИКС, ЕАЭС, АСЕАН. Развивая торгово-экономическое сотрудничество с Россией, страны Африки сегод­ня получают реальный доступ для своих товаров и услуг на единый рынок емкостью более 183 млн человек, который включает партнеров Москвы по Евразийскому экономическому союзу — Армению, Белоруссию, Казах­стан и Киргизию. Таким образом, евразийская интеграция открывает до­полнительные возможности странам Африки для наращивания торговли с партнерами России по ЕАЭС, что в целом подтверждается увеличением африканского экспорта в Союз с 2,4 млрд долл. в 2010 году до 3,5 млрд долл. в 2018 году. При этом, позитивная динамика наблюдается по отно­шению ко всей евразийской пятерке.

— Россия обладает развитыми потенциальными областями сотрудничества: геологоразведка и добыча полезных ископаемых, космические разработ­ки, энергетика (в сфере генерирующих и инфраструктурных проектов, включая область альтернативной энергетики, распределения энергоре­сурсов), ВПК, здравоохранение, образование, социальная сфера, эколо­гия и т.д. А необходимость действий и принятия решений в конкурентной среде является вызовом, который может привести к прорыву в разра­ботке и реализации новых подходов в экономической, политической, гуманитарной сферах.

— Сотрудничая с Африкой, Россия получает большой и постоянно растущий рынок сбыта, связанный с положительнойдемографической динамикой в странах Африки и активным формированием среднего класса.

— Целый ряд вопросов, волнующих современную Африку, связывает всех присутствующих на континенте российских акторов необходимостью комплексно, последовательно и консолидировано подходить к поиску решений. В сложившейся ситуации нужно найти новые, эффективные формы двустороннего и многостороннего сотрудничества, которые име­ют прочный фундамент в нашем общем прошлом, учитывают сложившу­юся геополитическую ситуацию и направлены на решение глобальных общемировых целей и задач.


Совместный доклад РСМД и Союза «Африканская деловая инициатива» № 53/2020

Африканский континент вошел в ХХI век с большим багажом достижений и проблем, которые не могут не влиять на дальнейшую конфигурацию не только континентальной, но и глобальной картины. Решение африканских проблем — это прежде всего задача народов и лидеров самих африканских стран, но Россия вполне способна внести свой уникальный вклад в поиски этих решений.

В совместном докладе Российского совета по международным делам и СОЮЗА «Африканская деловая инициатива» дается анализ возможностей построения многосторонней системы сотрудничества России и мировых держав с африканским сообществом на принципах уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела африканских государств.

В докладе использован метод SWOT-анализа для исследования потенциала и текущих проблем Африканского континента, позиции России в отношениях с Африкой и выработки соответствующих рекомендаций.

Краткое содержание

— Проведением первого в истории Саммита «Россия-Африка» в октябре 2019 года в Сочи Россия открыла новую главу в своих отношениях с Аф­риканским континентом, прежде всего, в том, что касается экономическо­го измерения этих отношений.

— Международное соперничество на африканском континенте набирает обороты. Территория, веками остававшаяся колониальным придатком нескольких европейских держав, сегодня притягивает к себе все боль­ше внимания и со стороны политиков и инвесторов из Китая, Индии, Саудовской Аравии, Бразилии, США, и, безусловно, России. Успешное проведение саммита продемонстрировало желание России определить и занять свое место на африканском континенте. А так как никто из глав­ных игроков не собирается сдавать свои позиции на континенте, этот про­цесс при неблагоприятном развитии событийбудет приобретать характер геополитической схватки.

— Африканский континент вошел в XXI век с большим багажом достижений и проблем. И если к достижениям можно отнести стабильный рост ВВП, постепенное укрепление государственности, выход на новый уровень экономического сотрудничества, повышение качества образования, институционализацию целого ряда секторов экономики, регулятивные ини­циативы и общее изменение политического и экономического климата на континенте (как, например, инициирование африканскими странами Континентальной зоны свободной торговли), то среди ключевых про­блем остаются турбулентность и «хрупкость» целого ряда африканских юрисдикций, неуравновешенность и относительная нестабильность по­литических систем, отсутствие социальных реформ, смертельно опас­ные заболевания, количественный прирост населения, рожденного и воспитанного в атмосфере военного противостояния и активных боевых действий.

— Несмотря на то, что совокупный объем ВВП стран африканского конти­нента еще далек от развитых государств, континент сегодня обладает серьезным потенциалом. Высокие темпы экономического роста и уси­ливающаяся интеграция стран континента отличают Африку от других регионов, где чаще проявляются стагнация экономики и возрастающий протекционизм.

— Одна из главных проблем политической системы Африки сегодня заклю­чается в разрозненности ее политической карты, которая обусловлена не столько политическим разнообразием как таковым, сколько, наследием колониальной эпохи и многообразием культур и народов, верований и традиций на континенте. Богатая палитра исторического и культурного субстрата африканских государств на деле служит причиной многочи­сленных политических проблем.

— Россия, разумеется, не в состоянии в одиночку разработать и воплотить в жизнь альтернативную парадигму взаимодействия стран африканского континента с внешних миром. Но эта задача сегодня не по силам ника­кому отдельному игроку в мире. Решение многочисленных африканских проблем — это прежде всего задача народов и лидеров самих африкан­ских стран. Но Россия вполне способна внести свой уникальных вклад в поиски этих решений. Тем более, что многополярность современного мира демонстрирует необходимость созидательного взаимодействия, а не разрозненного преследования своих узких интересов отдельными игроками.

— Необходимо оценить наши ресурсы и понять, чем можем быть полезны на только Африке настоящего, но и Африке будущего. Еще более важна основательная экспертная дискуссия о существующих возможностях и ограничителях российской вовлеченности в Африке, равно как и о проек­циях этих возможностей и ограничителей на ближайшую, среднесрочную долгосрочную перспективу. По всей видимости, есть потребность в тща­тельном мониторинге текущих достижений и неудач российской вовле­ченности в странах африканского континента.

— Россия — активный и, порой, ключевой участник крупных альянсов и ин­теграционных объединений, как ШОС, БРИКС, ЕАЭС, АСЕАН. Развивая торгово-экономическое сотрудничество с Россией, страны Африки сегод­ня получают реальный доступ для своих товаров и услуг на единый рынок емкостью более 183 млн человек, который включает партнеров Москвы по Евразийскому экономическому союзу — Армению, Белоруссию, Казах­стан и Киргизию. Таким образом, евразийская интеграция открывает до­полнительные возможности странам Африки для наращивания торговли с партнерами России по ЕАЭС, что в целом подтверждается увеличением африканского экспорта в Союз с 2,4 млрд долл. в 2010 году до 3,5 млрд долл. в 2018 году. При этом, позитивная динамика наблюдается по отно­шению ко всей евразийской пятерке.

— Россия обладает развитыми потенциальными областями сотрудничества: геологоразведка и добыча полезных ископаемых, космические разработ­ки, энергетика (в сфере генерирующих и инфраструктурных проектов, включая область альтернативной энергетики, распределения энергоре­сурсов), ВПК, здравоохранение, образование, социальная сфера, эколо­гия и т.д. А необходимость действий и принятия решений в конкурентной среде является вызовом, который может привести к прорыву в разра­ботке и реализации новых подходов в экономической, политической, гуманитарной сферах.

— Сотрудничая с Африкой, Россия получает большой и постоянно растущий рынок сбыта, связанный с положительнойдемографической динамикой в странах Африки и активным формированием среднего класса.

— Целый ряд вопросов, волнующих современную Африку, связывает всех присутствующих на континенте российских акторов необходимостью комплексно, последовательно и консолидировано подходить к поиску решений. В сложившейся ситуации нужно найти новые, эффективные формы двустороннего и многостороннего сотрудничества, которые име­ют прочный фундамент в нашем общем прошлом, учитывают сложившу­юся геополитическую ситуацию и направлены на решение глобальных общемировых целей и задач.

Африка — Россия+: достижения, проблемы, перспективы, 1,3 Мб

Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.71)
 (14 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся