Для того чтобы придать отношениям России и Китая предсказуемый характер и обеспечить их постоянное поступательное развитие, необходимо конвертировать высокий уровень взаимного политического доверия в устойчивую и стабильную работу институтов межгосударственного сотрудничества. В этих целях представляется целесообразным сосредоточиться на выработке алгоритмов и механизмов стратегического планирования российско-китайских отношений, которые помогли бы сторонам обеспечить взаимную предсказуемость, а также окончательно определить взаимоприемлемые рамки и границы стратегического партнерства, не перерастающего в военно-политический союз.
Для того чтобы придать отношениям России и Китая предсказуемый характер и обеспечить их постоянное поступательное развитие, необходимо конвертировать высокий уровень взаимного политического доверия в устойчивую и стабильную работу институтов межгосударственного сотрудничества. В этих целях представляется целесообразным сосредоточиться на выработке алгоритмов и механизмов стратегического планирования российско-китайских отношений, которые помогли бы сторонам обеспечить взаимную предсказуемость, а также окончательно определить взаимоприемлемые рамки и границы стратегического партнерства, не перерастающего в военно-политический союз.
Необходимость стратегического планирования в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества России и Китая в контексте сопряжения инициативы Экономического пояса Шелкового пути и евразийской интеграции в рамках Евразийского экономического союза представляется очевидной.
Рекомендации:
1. Включить российскую внешнеполитическую стратегию в стратегию национальной безопасности, которая в свою очередь должна стать частью стратегии национального развития и безопасности России в ХХI веке. Эти основополагающие документы нужно разрабатывать одновременно, причем усилиями всего политического класса, включая экспертное сообщество.
2. Совершенствовать и унифицировать программно-концептуальную и законодательную базу приграничного сотрудничества.
3. В целях ускоренного и сбалансированного развития приграничного и межрегионального сотрудничества принять дополнительные меры по формированию механизмов планирования и координации деятельности участников приграничного сотрудничества, требующей согласования в контексте обеспечения интересов национальной безопасности России.
4. Обеспечить развернутое и детальное стратегическое планирование двустороннего сотрудничества России и Китая в его ключевых областях, а также стратегическую координацию внешнеполитического курса обеих стран, особенно по вопросам мировой политики, решение которых требует долговременных усилий.
5. Чтобы обеспечить сопряжение стратегического планирования в России и в Китае, необходимо создавать и укреплять российско-китайские механизмы координации стратегического планирования с участием приграничных провинций и регионов. В связи с этим представляется целесообразным:
— содействовать последовательной реализации Меморандума о взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке, подписанного Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Государственным комитетом по развитию и реформе КНР;
— придать регулярный характер работе Совета сотрудничества между регионами Дальнего Востока и северо-восточными провинциями Китая, созданного в 2015 г. в рамках первого заседания Восточного экономического форума (ВЭФ);
— создать новый консультативный механизм сопряжения стратегического планирования приграничного и межрегионального сотрудничества в ходе очередного заседания ВЭФ (сентябрь 2016 г.);
— создать комиссию по приграничному и межрегиональному сотрудничеству в рамках Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии, членами которой являются представители регионов России, Китая, Монголии, КНДР, Республики Корея и Японии;
— учредить специальную консультационную платформу по приграничному и межрегиональному сотрудничеству в рамках Меморандума между Российским советом по международным делам и Академией общественных наук КНР;
— поддерживать усилия по созданию других диалоговых механизмов для обсуждения данной проблематики, в том числе в рамках Международного дискуссионного клуба «Валдай» и формирующегося Даурского клуба приграничного и трансрегионального сотрудничества.
Стратегическое планирование российско-китайских отношений в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества, 878 kb