В настоящее время повышенный интерес к Арктическому региону проявляют не только арктические государства, но и другие страны мира. Вопросы развития Северного морского пути (СМП) и правового регулирования плавания в его акватории актуальны как в рамках интересов Российской Федерации, так и в международном контексте — особенно в свете вступления в силу 1 января 2017 г. Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах.
В настоящее время повышенный интерес к Арктическому региону проявляют не только арктические государства, но и другие страны мира. Вопросы развития Северного морского пути (СМП) и правового регулирования плавания в его акватории актуальны как в рамках интересов Российской Федерации, так и в международном контексте — особенно в свете вступления в силу 1 января 2017 г. Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах.
Рекомендации
1. Необходимо привести нормы правил плавания в акватории СМП в соответствие с положениями полярного кодекса к моменту его вступления в силу 1 января 2017 г.
Согласно полярному кодексу судам, эксплуатируемым в полярных водах и имеющим свидетельства, требуемые Главой I Конвенции СОЛАС, должно выдаваться отдельное Свидетельство судна полярного плавания, а также другой документ, наличие которого будет обязательным на борту, — Наставление по эксплуатации судна в полярных водах.
2. Организация контроля за исполнением самих правил плавания в акватории СМП требует доработки в части соблюдения правил ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки судов, проводки судов по маршрутам в акватории СМп, осуществления связи по радио при плавании судов в акватории СМП и др. Кроме того, необходимо разработать механизм принятия решения о наказании за нарушение правил.
В настоящее время при отсутствии такого правового регулирования в российском законодательстве прецеденты несоблюдения или нарушения правил могут иметь место все чаще (например, инцидент с судном «Arctic Sunrise» под флагом Нидерландов в 2013 г.).
На официальном сайте Администрации СМП ведется список судов, плавающих в акватории СМП без разрешения Администрации. О данном факте Администрация СМП информирует Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Представляется целесообразным внести изменения в действующее российское законодательство с целью организации эффективного механизма контроля соблюдения правил с указанием государственных органов и структур, наделенных соответствующей компетенцией.
В ст. 23.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. (в редакции 2016 г.) сказано, что пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.7 «Нарушение правил плавания» в части, касающейся нарушения правил плавания в акватории СМП. представляется целесообразным внесение изменений в соответствующие статьи КоАП РФ с целью уточнения органов, должностных лиц, механизма составления акта об административном правонарушении на месте совершения последнего судоводителем судна под российским или иностранным флагом в акватории СМП.
3. Возможная антропогенная нагрузка в акватории СМП ставит задачу создания адекватной правовой основы для обеспечения безопасного с экологической точки зрения судоходства с учетом требований по защите морской среды от загрязнения Конвенции 1982 г. (ст. 211, 234 и 235 и др.). Вопросы контроля в области охраны окружающей среды (экологический контроль) согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. и Экологической доктрине РФ (одобрена Распоряжением правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225р) и другим нормативным правовым актам представляются актуальными и в акватории СМП. при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ был проведен масштабный анализ охраны морей российской Арктики, в результате которого был разработан проект системы морских охраняемых территорий. Создание системы позволит обеспечить сохранение биологического разнообразия северных морей в условиях изменений климата и интенсивного социальноэкономического развития Арктики.
В то же время многочисленность нормативных правовых актов по вопросам осуществления экологического контроля, его широкая предметная сфера, разделение объектов экологического контроля на объекты федерального и регионального уровня, рассредоточение функций по его осуществлению между различными исполнительными органами государственной власти (и «по вертикали», и «по горизонтали») неизбежно порождают ряд проблем практического характера и снижают эффективность экологического контроля. Остаются актуальными вопросы кодификации.
4. Судоходство в акватории СМП развивается. Необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных российских министерств, ведомств и организаций с целью согласования единой политики по вопросу дальнейшего развития СМП как национальной транспортной коммуникации РФ. Свой вклад в данную деятельность может внести Государственная комиссия по вопросам развития Арктики как координационный орган, обеспечивающий взаимодействие органов власти РФ и организаций при решении социальноэкономических и других задач, касающихся развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности.
Северный морской путь: национальный правовой режим в меняющемся международном контексте, 1,16 Мб