Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 2.91)
 (32 голоса)
Поделиться статьей
Владимир Бартенев

К.и.н., ведущий научный сотрудник Института перспективных стратегических исследований НИУ ВШЭ

Аналитическая записка №35 / 2021

Аналитическая записка подготовлена по следам семинара «Учет расходов и оценка эффективности содействия международному развитию», организованного 18 марта 2021 г. Россотрудничеством в партнерстве с ОЭСР для представителей российских федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и общественных организаций.

Вклад страны в мировое развитие — один из важнейших показателей ее глобального влияния. Именно поэтому такое большое значение придается обеспечению сопоставимости, достоверности и полноты числовых данных, на основе которых он рассчитывается. Однако организация статистического учета расходов на цели содействия международному развитию (СМР) в Российской Федерации оставляет желать лучшего.

С 2010 г. Россия добровольно предоставляет отчетность по СМР в ОЭСР — при этом только по официальной помощи развитию (ОПР) и только в агрегированном виде (без детализации по отдельным проектам). Официально декларируемый объем российского СМР в последние пять лет колеблется в диапазоне от 1 до 1,25 млрд долл.

В глобальной «табели о рангах» доноров Россия, между тем, занимает совершенно не подобающее ей место в третьем десятке — рядом с Австрией, Финляндией, Ирландией. Это явное несоответствие преимущественно игнорируется: цифры из баз ОЭСР используются «как есть» в политическом и экспертном дискурсе по обе стороны российской границы. В отсутствие других публичных источников по российскому СМР они становятся отправной точкой при формулировании выводов и рекомендаций.

Однако декларируемые РФ перед ОЭСР данные по СМР слишком фрагментарны и содержат слишком очевидные нестыковки. Среди них:

— учет менее чем половины категорий двусторонней помощи;

— системные ошибки в отчетности по помощи, оказываемой на многосторонней основе;

— фрагментарность данных по многосторонней помощи РФ;

— отсутствие в отчетности данных по взносам в Новый банк развития и евразийские финансовые институты;

— отсутствие данных по потокам СМР помимо ОПР (другим официальным потокам, экспортным кредитам с государственной поддержкой, частным коммерческим потокам и грантам).

В действительности России есть, чем отчитаться по каждой категории «потоков ресурсов в развивающиеся страны», декларирование которых предусмотрено «стандартной» методикой ОЭСР.

По нашим самым консервативным подсче­там, сделанным по открытым источникам, cовокупный объем недоучтенных Россией расходов, которые соответствуют критериям ОПР, сопоставим с декларируемым. Объем же средств СМР помимо ОПР, выделяемых РФ как на безвозмездной, так и на возмездной основе, — больше на порядок. Даже без учета не вписывающихся в «стандарты» ОЭСР потоков — таких как, например, помощь Абхазии и Южной Осетии (не «сертифицированных» Комитетом по содействию развитию ОЭСР в качестве реципиентов ОПР), внешнеторговые преференции для стран СНГ, денежные переводы трудовых мигрантов из стран — реципиентов ОПР с территории РФ и т.п.

Аналитическая записка №35 / 2021

Аналитическая записка подготовлена по следам семинара «Учет расходов и оценка эффективности содействия международному развитию», организованного 18 марта 2021 г. Россотрудничеством в партнерстве с ОЭСР для представителей российских федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и общественных организаций.

Вклад страны в мировое развитие — один из важнейших показателей ее глобального влияния. Именно поэтому такое большое значение придается обеспечению сопоставимости, достоверности и полноты числовых данных, на основе которых он рассчитывается. Однако организация статистического учета расходов на цели содействия международному развитию (СМР) в Российской Федерации оставляет желать лучшего.

С 2010 г. Россия добровольно предоставляет отчетность по СМР в ОЭСР — при этом только по официальной помощи развитию (ОПР) и только в агрегированном виде (без детализации по отдельным проектам). Официально декларируемый объем российского СМР в последние пять лет колеблется в диапазоне от 1 до 1,25 млрд долл.

В глобальной «табели о рангах» доноров Россия, между тем, занимает совершенно не подобающее ей место в третьем десятке — рядом с Австрией, Финляндией, Ирландией. Это явное несоответствие преимущественно игнорируется: цифры из баз ОЭСР используются «как есть» в политическом и экспертном дискурсе по обе стороны российской границы. В отсутствие других публичных источников по российскому СМР они становятся отправной точкой при формулировании выводов и рекомендаций.

Однако декларируемые РФ перед ОЭСР данные по СМР слишком фрагментарны и содержат слишком очевидные нестыковки. Среди них:

— учет менее чем половины категорий двусторонней помощи;

— системные ошибки в отчетности по помощи, оказываемой на многосторонней основе;

— фрагментарность данных по многосторонней помощи РФ;

— отсутствие в отчетности данных по взносам в Новый банк развития и евразийские финансовые институты;

— отсутствие данных по потокам СМР помимо ОПР (другим официальным потокам, экспортным кредитам с государственной поддержкой, частным коммерческим потокам и грантам).

В действительности России есть, чем отчитаться по каждой категории «потоков ресурсов в развивающиеся страны», декларирование которых предусмотрено «стандартной» методикой ОЭСР.

По нашим самым консервативным подсче­там, сделанным по открытым источникам, cовокупный объем недоучтенных Россией расходов, которые соответствуют критериям ОПР, сопоставим с декларируемым. Объем же средств СМР помимо ОПР, выделяемых РФ как на безвозмездной, так и на возмездной основе, — больше на порядок. Даже без учета не вписывающихся в «стандарты» ОЭСР потоков — таких как, например, помощь Абхазии и Южной Осетии (не «сертифицированных» Комитетом по содействию развитию ОЭСР в качестве реципиентов ОПР), внешнеторговые преференции для стран СНГ, денежные переводы трудовых мигрантов из стран — реципиентов ОПР с территории РФ и т.п.

Для преодоления разрыва между реальным вкладом и его отражением в официальной международной статистике есть и целый ряд новых побудительных мотивов и условий:

1) начало составление Россией в 2020 г. Добровольных национальных обзоров достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН;

2) внедрение существенно более сложной статистической метрики «Совокупное официальное содействие устойчивому развитию» (Total Official Support for Sustainable Development — TOSSD, ТОССД), которую предполагается сделать элементом Системы глобальных показателей достижения ЦУР в 2022 г.

3) ужесточение бюджетных ограничений в странах-донорах на фоне долговременных последствий «коронакризиса», которое придает дополнительную политиче­скую значимость учету недоучтен­ных, но реально предоставляемых донорами средств.

Решение задачи по адекватному учету средств, уже направляемых российскими контрагентами в развивающиеся страны, требует принятия ряда безотлагательных мер. Их реализация должна помочь России занять место в международной иерархии стран-доноров, в большей степени соответствующее ее политическому и экономическому весу на мировой арене.

Рекомендации

Наиболее целесообразными видятся следующие меры:

1) сделать реформирование системы стати­стического учета потоков СМР в РФ одним из приоритетных направлений деятель­ности Межведомственной комиссии по вопросам СМР;

2) сформировать рабочую группу по вопро­сам статистического учета расходов на СМР из числа представителей органов исполнительной власти и экспертного сообщества — с целью уточнения перечня релевантных кодов бюджетной классифи­кации и разработки проекта отдельного нормативно-правового акта, устанавливающего порядок сбора данных и составления соответствующей отчетности;

3) выделить в рамках соответствующих госпрограмм средства на сбор стати­стических данных по государственным расходам, отвечающим критериям ОПР и ДОП, в каждом из основных министерств и ведомств, к чьей сфере компетенции отно­сятся релевантные расходы;

4) организовать полноценную программу повышения квалификации для сотрудников органов исполнительной власти по методологическим аспектам статистического учета данных по СМР по «стандартной» методике ОЭСР и по методике ТОССД;

5) до получения зримых результатов по укреплению потенциала министерств и ведомств в области статистического учета расходов на содействие развитию в соот­ветствии с методологией ОЭСР обеспечить привлечение экспертов в области СМР к проведению экспертизы отчетности перед отправкой данных в ОЭСР;

6) включить в процесс оптимизации сбора данных по государственным и частным потокам СМР, аккумулируемых ОЭСР, такие организации, как ЦБ РФ, ВЭБ.РФ и АО «Рос­сийский экспортный центр»;

7) содействовать внесению НБР, ЕАБР и ЕФСР в список «сертифицированных» для транс­фера ОПР многосторонних организаций;

8) организовать уточнение данных по российскому СМР за предыдущие годы — в том числе и с целью создания возмож­ностей для проведения межстрановых сопоставлений, которых сегодня лица, принимающие решения, а также эксперты в РФ и за рубежом попросту лишены;

9) рассмотреть возможность одновременного составления двух вариантов отчетности по СМР — «узкого», формируемого в полном соответствии с методикой ОЭСР, и «расширенного» — учитывающего в том числе и не вписывающиеся в «стандарты» потоки помощь странам и публикуемого на русском и английском языках в открытом доступе для доведения информации об истинных масштабах российского вклада в мировое развитие;

10) выделить средства из государственного бюджета на поддержание отдельного электронного информационного ресурса, содержащего числовые и графические данные о российском СМР, — с целью повышения прозрачности деятельности РФ в данной сфере.

Российское содействие развитию: особенности статистического учета, 502 Кб

Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 2.91)
 (32 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju