Аналитическая записка №35 / 2021
Аналитическая записка подготовлена по следам семинара «Учет расходов и оценка эффективности содействия международному развитию», организованного 18 марта 2021 г. Россотрудничеством в партнерстве с ОЭСР для представителей российских федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и общественных организаций.
Вклад страны в мировое развитие — один из важнейших показателей ее глобального влияния. Именно поэтому такое большое значение придается обеспечению сопоставимости, достоверности и полноты числовых данных, на основе которых он рассчитывается. Однако организация статистического учета расходов на цели содействия международному развитию (СМР) в Российской Федерации оставляет желать лучшего.
С 2010 г. Россия добровольно предоставляет отчетность по СМР в ОЭСР — при этом только по официальной помощи развитию (ОПР) и только в агрегированном виде (без детализации по отдельным проектам). Официально декларируемый объем российского СМР в последние пять лет колеблется в диапазоне от 1 до 1,25 млрд долл.
В глобальной «табели о рангах» доноров Россия, между тем, занимает совершенно не подобающее ей место в третьем десятке — рядом с Австрией, Финляндией, Ирландией. Это явное несоответствие преимущественно игнорируется: цифры из баз ОЭСР используются «как есть» в политическом и экспертном дискурсе по обе стороны российской границы. В отсутствие других публичных источников по российскому СМР они становятся отправной точкой при формулировании выводов и рекомендаций.
Однако декларируемые РФ перед ОЭСР данные по СМР слишком фрагментарны и содержат слишком очевидные нестыковки. Среди них:
— учет менее чем половины категорий двусторонней помощи;
— системные ошибки в отчетности по помощи, оказываемой на многосторонней основе;
— фрагментарность данных по многосторонней помощи РФ;
— отсутствие в отчетности данных по взносам в Новый банк развития и евразийские финансовые институты;
— отсутствие данных по потокам СМР помимо ОПР (другим официальным потокам, экспортным кредитам с государственной поддержкой, частным коммерческим потокам и грантам).
В действительности России есть, чем отчитаться по каждой категории «потоков ресурсов в развивающиеся страны», декларирование которых предусмотрено «стандартной» методикой ОЭСР.
По нашим самым консервативным подсчетам, сделанным по открытым источникам, cовокупный объем недоучтенных Россией расходов, которые соответствуют критериям ОПР, сопоставим с декларируемым. Объем же средств СМР помимо ОПР, выделяемых РФ как на безвозмездной, так и на возмездной основе, — больше на порядок. Даже без учета не вписывающихся в «стандарты» ОЭСР потоков — таких как, например, помощь Абхазии и Южной Осетии (не «сертифицированных» Комитетом по содействию развитию ОЭСР в качестве реципиентов ОПР), внешнеторговые преференции для стран СНГ, денежные переводы трудовых мигрантов из стран — реципиентов ОПР с территории РФ и т.п.
Аналитическая записка №35 / 2021
Аналитическая записка подготовлена по следам семинара «Учет расходов и оценка эффективности содействия международному развитию», организованного 18 марта 2021 г. Россотрудничеством в партнерстве с ОЭСР для представителей российских федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и общественных организаций.
Вклад страны в мировое развитие — один из важнейших показателей ее глобального влияния. Именно поэтому такое большое значение придается обеспечению сопоставимости, достоверности и полноты числовых данных, на основе которых он рассчитывается. Однако организация статистического учета расходов на цели содействия международному развитию (СМР) в Российской Федерации оставляет желать лучшего.
С 2010 г. Россия добровольно предоставляет отчетность по СМР в ОЭСР — при этом только по официальной помощи развитию (ОПР) и только в агрегированном виде (без детализации по отдельным проектам). Официально декларируемый объем российского СМР в последние пять лет колеблется в диапазоне от 1 до 1,25 млрд долл.
В глобальной «табели о рангах» доноров Россия, между тем, занимает совершенно не подобающее ей место в третьем десятке — рядом с Австрией, Финляндией, Ирландией. Это явное несоответствие преимущественно игнорируется: цифры из баз ОЭСР используются «как есть» в политическом и экспертном дискурсе по обе стороны российской границы. В отсутствие других публичных источников по российскому СМР они становятся отправной точкой при формулировании выводов и рекомендаций.
Однако декларируемые РФ перед ОЭСР данные по СМР слишком фрагментарны и содержат слишком очевидные нестыковки. Среди них:
— учет менее чем половины категорий двусторонней помощи;
— системные ошибки в отчетности по помощи, оказываемой на многосторонней основе;
— фрагментарность данных по многосторонней помощи РФ;
— отсутствие в отчетности данных по взносам в Новый банк развития и евразийские финансовые институты;
— отсутствие данных по потокам СМР помимо ОПР (другим официальным потокам, экспортным кредитам с государственной поддержкой, частным коммерческим потокам и грантам).
В действительности России есть, чем отчитаться по каждой категории «потоков ресурсов в развивающиеся страны», декларирование которых предусмотрено «стандартной» методикой ОЭСР.
По нашим самым консервативным подсчетам, сделанным по открытым источникам, cовокупный объем недоучтенных Россией расходов, которые соответствуют критериям ОПР, сопоставим с декларируемым. Объем же средств СМР помимо ОПР, выделяемых РФ как на безвозмездной, так и на возмездной основе, — больше на порядок. Даже без учета не вписывающихся в «стандарты» ОЭСР потоков — таких как, например, помощь Абхазии и Южной Осетии (не «сертифицированных» Комитетом по содействию развитию ОЭСР в качестве реципиентов ОПР), внешнеторговые преференции для стран СНГ, денежные переводы трудовых мигрантов из стран — реципиентов ОПР с территории РФ и т.п.
Для преодоления разрыва между реальным вкладом и его отражением в официальной международной статистике есть и целый ряд новых побудительных мотивов и условий:
1) начало составление Россией в 2020 г. Добровольных национальных обзоров достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН;
2) внедрение существенно более сложной статистической метрики «Совокупное официальное содействие устойчивому развитию» (Total Official Support for Sustainable Development — TOSSD, ТОССД), которую предполагается сделать элементом Системы глобальных показателей достижения ЦУР в 2022 г.
3) ужесточение бюджетных ограничений в странах-донорах на фоне долговременных последствий «коронакризиса», которое придает дополнительную политическую значимость учету недоучтенных, но реально предоставляемых донорами средств.
Решение задачи по адекватному учету средств, уже направляемых российскими контрагентами в развивающиеся страны, требует принятия ряда безотлагательных мер. Их реализация должна помочь России занять место в международной иерархии стран-доноров, в большей степени соответствующее ее политическому и экономическому весу на мировой арене.
Рекомендации
Наиболее целесообразными видятся следующие меры:
1) сделать реформирование системы статистического учета потоков СМР в РФ одним из приоритетных направлений деятельности Межведомственной комиссии по вопросам СМР;
2) сформировать рабочую группу по вопросам статистического учета расходов на СМР из числа представителей органов исполнительной власти и экспертного сообщества — с целью уточнения перечня релевантных кодов бюджетной классификации и разработки проекта отдельного нормативно-правового акта, устанавливающего порядок сбора данных и составления соответствующей отчетности;
3) выделить в рамках соответствующих госпрограмм средства на сбор статистических данных по государственным расходам, отвечающим критериям ОПР и ДОП, в каждом из основных министерств и ведомств, к чьей сфере компетенции относятся релевантные расходы;
4) организовать полноценную программу повышения квалификации для сотрудников органов исполнительной власти по методологическим аспектам статистического учета данных по СМР по «стандартной» методике ОЭСР и по методике ТОССД;
5) до получения зримых результатов по укреплению потенциала министерств и ведомств в области статистического учета расходов на содействие развитию в соответствии с методологией ОЭСР обеспечить привлечение экспертов в области СМР к проведению экспертизы отчетности перед отправкой данных в ОЭСР;
6) включить в процесс оптимизации сбора данных по государственным и частным потокам СМР, аккумулируемых ОЭСР, такие организации, как ЦБ РФ, ВЭБ.РФ и АО «Российский экспортный центр»;
7) содействовать внесению НБР, ЕАБР и ЕФСР в список «сертифицированных» для трансфера ОПР многосторонних организаций;
8) организовать уточнение данных по российскому СМР за предыдущие годы — в том числе и с целью создания возможностей для проведения межстрановых сопоставлений, которых сегодня лица, принимающие решения, а также эксперты в РФ и за рубежом попросту лишены;
9) рассмотреть возможность одновременного составления двух вариантов отчетности по СМР — «узкого», формируемого в полном соответствии с методикой ОЭСР, и «расширенного» — учитывающего в том числе и не вписывающиеся в «стандарты» потоки помощь странам и публикуемого на русском и английском языках в открытом доступе для доведения информации об истинных масштабах российского вклада в мировое развитие;
10) выделить средства из государственного бюджета на поддержание отдельного электронного информационного ресурса, содержащего числовые и графические данные о российском СМР, — с целью повышения прозрачности деятельности РФ в данной сфере.
Российское содействие развитию: особенности статистического учета, 502 Кб