Период 2017–2018 гг. знаменует начало нового политического цикла в развитии РФ и КНР, отправными точками которого стали ХIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), состоявшийся в октябре 2017 г., и победа В. Путина на президентских выборах в России 18 марта 2018 г. Съезд китайской компартии определил приоритеты дальнейших реформ, внес изменения в Устав КПК, а последовавшая в марте 2018 г. сессия Всекитайского собрания народных представителей определила новую структуру государственных органов.
Президентские выборы в России также стали подведением итогов предыдущего политического цикла. Им предшествовала напряженная экспертная работа, в ходе которой власти и общественности были представлены разные сценарии развития страны в течение нового президентского срока (2018–2024 гг.). Программным документом на ближайшие шесть лет стало Послание Президента Федеральному Собранию, с которым В. Путин выступил 1 марта 2018 г.
В какой степени внутренние политические циклы в России и Китае синхронизированы, и насколько они связаны не только с внутриполитическим контекстом, но и с перспективами российско-китайского сотрудничества? Они оказывают влияние на двусторонние отношения, что определяется тремя обстоятельствами:
1) ролью, которую отводят себе Россия и Китай в реформировании современного международного порядка и общностью их подходов к ключевым проблемам глобальной безопасности;
2) сохраняющейся заинтересованностью двух стран в развитии торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества;
3) растущим сходством политической повестки реформ.
Период 2017–2018 гг. знаменует начало нового политического цикла в развитии РФ и КНР, отправными точками которого стали ХIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), состоявшийся в октябре 2017 г., и победа В. Путина на президентских выборах в России 18 марта 2018 г. Съезд китайской компартии определил приоритеты дальнейших реформ, внес изменения в Устав КПК, а последовавшая в марте 2018 г. сессия Всекитайского собрания народных представителей определила новую структуру государственных органов.
Президентские выборы в России также стали подведением итогов предыдущего политического цикла. Им предшествовала напряженная экспертная работа, в ходе которой власти и общественности были представлены разные сценарии развития страны в течение нового президентского срока (2018–2024 гг.). Программным документом на ближайшие шесть лет стало Послание Президента Федеральному Собранию, с которым В. Путин выступил 1 марта 2018 г.
В какой степени внутренние политические циклы в России и Китае синхронизированы, и насколько они связаны не только с внутриполитическим контекстом, но и с перспективами российско-китайского сотрудничества? Они оказывают влияние на двусторонние отношения, что определяется тремя обстоятельствами:
1) ролью, которую отводят себе Россия и Китай в реформировании современного международного порядка и общностью их подходов к ключевым проблемам глобальной безопасности;
2) сохраняющейся заинтересованностью двух стран в развитии торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества;
3) растущим сходством политической повестки реформ.
Выводы и рекомендации
Реальные возможности для сотрудничества двух стран
1. Китай и Россия уже достигли политического консенсуса по сопряжению Инициативы Пояса и Пути и ЕАЭС. Китай и Евразийский экономический союз завершили переговоры по существу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Государства – члены ЕАЭС принимают активное участие в строительстве «Одного пояса – одного пути». В китайско-российском транспортно-коммуникационном деловом взаимодействии уже достигнуты результаты. Таким образом, общие усилия двух стран по сопряжению в рамках Инициативы Пояса и Пути имеют благоприятные перспективы.
2. Сохраняются умеренно высокие темпы роста китайской экономики, продолжается процесс ее структурного реформирования, что создает благоприятные условия для развития торгово-экономического сотрудничества с Россией. Ожидается, что Китай и Россия и в дальнейшем будут расширять двустороннюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, оказывая поддержку новым направлениям.
3. Российская экономика находится на стадии восстановления. В. Путин выделил содействие экономическому росту России и развитие инновационной экономики в качестве приоритетных направлений внутренней политики в ходе четвертого президентского срока. Экономическая и политическая ситуация в России будет способствовать прогрессу китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. Ожидается, что российское правительство будет развивать транспортно-инфраструктурное строительство, включая развитие трансевразийской транспортной магистрали с тем, чтобы повысить масштабы международных перевозок через территорию РФ, что также будет оказывать позитивное влияние на китайско-российские контакты в области логистики и торговли.
4. Две страны намерены усиливать китайско-российские экономические связи. Путем активной политической координации и упорядочения торгового режима Пекин и Москва стремятся стимулировать упрощение торговых и инвестиционных процедур, создавая позитивные тенденции в развитии торгово- экономических отношений между Россией и Китаем в новую эпоху. Постепенная либерализация китайско-российской торговли и инвестиций будет играть возрастающую роль в двустороннем экономическом сотрудничестве.
5. Растет потребность Китая в энергоресурсах, в особенности в импорте природного газа, одновременно доля России в поставках газа на европейский рынок сокращается, что создает условия для укрепления китайско- российского сотрудничества в этой сфере. Строятся новые газопроводы, и расширяются объемы поставок по уже действующим газопроводам между Китаем и Россией. Развитие партнерства двух стран в области энергоресурсов на всех уровнях будет и в дальнейшем укреплять стратегическое китайско-российское сотрудничество в этой сфере.
Конкретные предложения
1. Поддерживать практику взаимных визитов и двустороннего диалога, устранять недопонимание и укреплять стратегическое доверие между двумя странами;
2. Усиливать контакты между аналитическими центрами, научными кругами и соответствующими ведомствами Китая и России. СМИ двух стран должны объективно освещать договоренности, достигнутые между сторонами в ходе контактов в разных сферах, а также способствовать предупреждению недопониманий и развитию общественной поддержки сотрудничества по сопряжению Инициативы Пояса и Пути с ЕАЭС;
3. Повысить роль рыночного регулирования в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве. Необходимо укреплять регулирующую роль рыночных механизмов, содействовать развитию сотрудничества в сфере производственных мощностей, высоких технологий, в сфере услуг и в иных областях, расширять масштабы и повышать качество торгово-экономического партнерства;
4. Совместно способствовать практическому развитию многостороннего партнерства в рамках Шанхайской организации сотрудничества в сфере безопасности и в торгово-экономической области в целях усиления сплоченности ШОС и роста ее влияния;
5. Усилить стратегическое взаимодействие в целях поддержания стратегической стабильности в глобальном масштабе и в Азиатско- Тихоокеанском регионе и в Азии, а также для оказания противодействия «экспорту демократии » США. С учетом негативного влияния американского фактора на сотрудничество Китая и России в финансово-инвестиционной сфере две страны должны рационально реагировать и искать подходящие пути сотрудничества;
6. Уделить приоритетное внимание в рамках сопряжения Инициативы Пояса и Пути с ЕЭАС не «дорожной карте», а проектному взаимодействию, в том числе по намеченным к реализации совместным проектам в рамках соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС;
7. Повышать удельный вес машинно-технической продукции и продукции высоких технологий в китайско-российской торговле, оптимизировать структуру торговли;
8. Совместно расширять открытость рынков двух стран, расширять торговлю продукцией сельского хозяйства и обмен услугами;
9. Развивать сотрудничество в области таможенного регулирования, логистики, содействовать трансграничной электронной торговле;
10. Развивать сотрудничество в нефтяной, газовой, угольной отраслях, электроэнергетике и атомной энергетике;
11. Содействовать осуществлению масштабных проектов в авиационной и космической областях;
12. Развивать китайско-российское военно-техническое сотрудничество.
Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху. Итоги XIX съезда КПК и результаты президентских выборов в России, 939 Кб.