Read in English
Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 4.63)
 (32 голоса)
Поделиться статьей
Александра Перминова

Научный сотрудник Центра Центральноазиатских исследований ИКСА РАН, преподаватель департамента международных отношений НИУ ВШЭ

Аналитическая записка №52 / 2024

За последнее время роль стран Центральной Азии в региональных и мировых политических процессах существенно возросла. Особое положение среди внерегиональных игроков, способствующих такому росту, занимают Россия и Китай, которые имеют как диверсифицированные торгово-экономические связи с центральноазиатскими государствами, так и интерес к укреплению их «устойчивой безопасности». При этом членство РФ, КНР и большинства государств региона в Шанхайской организации сотрудничества позволяет рассматривать ШОС в качестве площадки для многостороннего диалога по этому вопросу.

Определение основных направлений обеспечения «устойчивой безопасности» является первым шагом для разработки соответствующих мер поддержки государств региона. В концептуальных документах стран Центральной Азии зафиксировано схожее видение тематических приоритетов — ими выступают экономическая и общественная безопасность.

Для определения возможностей в рамках межгосударственного и тем более многостороннего сотрудничества вторым шагом служит поиск точек соприкосновения для обмена опытом и масштабирования национальных практик. Представляется, что в рамках экономического и общественного аспектов такую возможность создают вопросы водно-энергетической безопасности и стабильного развития стран региона в целом. Именно они позволяют Москве и Пекину использовать свой опыт и совместно с государствами региона пытаться применять принцип упреждающих действий на пространстве Центральной Азии для обеспечения «устойчивой безопасности». Как и во многих других случаях, ключевым условием реализации подобных инициатив становится политическая воля стран-участниц и поддержка на государственном уровне. Повышению последней может способствовать вовлечение в процесс принятия решений таких платформ, как Шанхайская организация сотрудничества.

Так или иначе, коллективные усилия в решении наиболее серьезных проблем в отдельных странах — участницах ШОС являются необходимым условием для поддержания безопасности не только в центральноазиатском регионе, но в Евразии в целом. Расширение повестки многостороннего взаимодействия за счет рассмотренного аспекта в том числе будет способствовать укреплению самой организации и ее адаптации к изменившимся геополитическим условиям, обозначившим необходимость более тесного партнерства для совместного противодействия внешним вызовам.

Аналитическая записка №52 / 2024

За последнее время роль стран Центральной Азии в региональных и мировых политических процессах существенно возросла. Особое положение среди внерегиональных игроков, способствующих такому росту, занимают Россия и Китай, которые имеют как диверсифицированные торгово-экономические связи с центральноазиатскими государствами, так и интерес к укреплению их «устойчивой безопасности». При этом членство РФ, КНР и большинства государств региона в Шанхайской организации сотрудничества позволяет рассматривать ШОС в качестве площадки для многостороннего диалога по этому вопросу.

Определение основных направлений обеспечения «устойчивой безопасности» является первым шагом для разработки соответствующих мер поддержки государств региона. В концептуальных документах стран Центральной Азии зафиксировано схожее видение тематических приоритетов — ими выступают экономическая и общественная безопасность.

Для определения возможностей в рамках межгосударственного и тем более многостороннего сотрудничества вторым шагом служит поиск точек соприкосновения для обмена опытом и масштабирования национальных практик. Представляется, что в рамках экономического и общественного аспектов такую возможность создают вопросы водно-энергетической безопасности и стабильного развития стран региона в целом. Именно они позволяют Москве и Пекину использовать свой опыт и совместно с государствами региона пытаться применять принцип упреждающих действий на пространстве Центральной Азии для обеспечения «устойчивой безопасности». Как и во многих других случаях, ключевым условием реализации подобных инициатив становится политическая воля стран-участниц и поддержка на государственном уровне. Повышению последней может способствовать вовлечение в процесс принятия решений таких платформ, как Шанхайская организация сотрудничества.

Так или иначе, коллективные усилия в решении наиболее серьезных проблем в отдельных странах — участницах ШОС являются необходимым условием для поддержания безопасности не только в центральноазиатском регионе, но в Евразии в целом. Расширение повестки многостороннего взаимодействия за счет рассмотренного аспекта в том числе будет способствовать укреплению самой организации и ее адаптации к изменившимся геополитическим условиям, обозначившим необходимость более тесного партнерства для совместного противодействия внешним вызовам.

Потенциал ШОС в обеспечении водно-энергетической безопасности в Центральной Азии: возможности российско-китайского взаимодействия, 1,6 Мб

Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 4.63)
 (32 голоса)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся