Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Алексей Куприянов

К.и.н., старший научный сотрудник ИМЭМО им. Примакова РАН, эксперт РСМД

Кулани Виджаябаху

Cтарший преподаватель факультета международных отношений Университета Коломбо (Шри-Ланка)

Шакти де Сильва

Младший преподаватель факультета международных отношений Университета Коломбо (Шри-Ланка)

XXI век не случайно называют «веком Азии»: центр экономической и политической жизни мира вновь смещается туда, где он находился еще полтысячелетия назад. Китай все настойчивее претендует на роль сверхдержавы, Индия не желает отставать. Индийский океан превращается в одну из наиболее значимых акваторий планеты, через него проходят важнейшие торговые пути, от безопасности которых зависит успех стратегии роста Китая, Японии, Индии, стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Этот экономический и политический сдвиг происходит в не самый удачный для России момент. Страна еще не восстановилась после распада СССР и утраты внешнеполитических позиций в мире, ее ресурсы ограничены, а вызовы настолько многочисленны и разнообразны, что сейчас Россия не может уделить регионам Индийского океана и Южной Азии то внимание, которое они заслуживают. Это требует от России проведения взвешенной и осторожной политики, которая бы, с одной стороны, позволила максимально восстановить утраченные после распада СССР позиции, а с другой – не требовала бы для своего проведения больших ресурсов. Такие стартовые условия предполагают, что России в своей южноазиатской политике придется опираться на взаимодействие со странами региона, заинтересованными в сотрудничестве с ней, в том числе на Шри-Ланку, занимающую выгодное стратегическое положение и претендующую на весомую роль в региональной политике.

Аналитическая записка РСМД и Pathfinder Foundation (Шри-Ланка)

XXI век не случайно называют «веком Азии»: центр экономической и политической жизни мира вновь смещается туда, где он находился еще полтысячелетия назад. Китай все настойчивее претендует на роль сверхдержавы, Индия не желает отставать. Индийский океан превращается в одну из наиболее значимых акваторий планеты, через него проходят важнейшие торговые пути, от безопасности которых зависит успех стратегии роста Китая, Японии, Индии, стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Этот экономический и политический сдвиг происходит в не самый удачный для России момент. Страна еще не восстановилась после распада СССР и утраты внешнеполитических позиций в мире, ее ресурсы ограничены, а вызовы настолько многочисленны и разнообразны, что сейчас Россия не может уделить регионам Индийского океана и Южной Азии то внимание, которое они заслуживают. Это требует от России проведения взвешенной и осторожной политики, которая бы, с одной стороны, позволила максимально восстановить утраченные после распада СССР позиции, а с другой – не требовала бы для своего проведения больших ресурсов. Такие стартовые условия предполагают, что России в своей южноазиатской политике придется опираться на взаимодействие со странами региона, заинтересованными в сотрудничестве с ней, в том числе на Шри-Ланку, занимающую выгодное стратегическое положение и претендующую на весомую роль в региональной политике.

Россия находится в уникальной позиции, будучи дружественной державой и для Индии, и для Китая; ее присутствие в регионе, в отличие от американского, позитивно воспринимается всеми игроками, так как дает странам региона возможность для маневра и позволяет избежать жесткого выбора между Китаем и Индией либо Китаем и США. Россия не обладает достаточным количеством ресурсов, чтобы стать крупным инвестором, но она может стать поставщиком безопасности и стабильности в регионе.

Западные критики утверждают, что Россия в будущем может использовать присутствие ИГ (запрещено в РФ) в регионе для наращивания своего влияния посредством оказания военной и экономической помощи. Другие эксперты полагают, что китайская Инициатива пояса и пути может предоставить России благоприятные условия для использования региональных структурных слабостей в своих интересах и противодействия любому сближению южноазиатских государств с Западом с помощью геополитического инструментария. В качестве примера нередко приводится укрепление связей между Исламабадом и Москвой в сфере безопасности.

Шри-Ланка сталкивается с целым рядом традиционных и нетрадиционных угроз безопасности. Возглавляет список нетрадиционных угроз терроризм. Понимая приоритеты государства, начальник Генерального штаба России В.В. Герасимов отметил, что Россия заинтересована в развитии военного сотрудничества со Шри-Ланкой и взаимодействия в борьбе с международным терроризмом в регионе. Можно ожидать, что Россия будет укреплять связи с Пакистаном и другими государствами Южной Азии, в особенности с учетом сближения Индии и США.

Худшим сценарием для Шри-Ланки станет необходимость делать выбор между присоединением к «четверке» в составе Японии, Индии, США и Австралии или к группе Китай – Пакистан – Россия. Подобная расстановка сил будет наносить ущерб продвижению национальных интересов Шри-Ланки и поставит под угрозу мир и стабильность в регионе.

Международные отношения в Южной Азии: взгляды России и Шри-Ланки, 1,4 Мб

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся