Россия и Евроатлантическое сообщество

Проект направлен на расширение позитивной повестки отношений России и Евроатлантического сообщества, смягчение существующих противоречий, поиск новых направлений сотрудничества в интересах всех участвующих государств.

Руководитель проекта

А.А. Громыко, заместитель директора Института Европы РАН

Ал.А. Громыко — заместитель директора Института Европы РАН:

«К настоящему времени Москва и Брюссель рассматривают друг друга как чрезвычайно важных партнёров практически во всех сферах жизни. Их отношения проделали за последние два десятилетия большой путь, но и сегодня потенциал для углубления сотрудничества крайне велик. В экономической, научной, культурной сферах, на уровне человеческого общения Россия и ЕС уже представляют собой тесно переплетённый организм.»

Д.А. Медведев, Президент России (2008-2012):

«Хотел бы сразу ответить на главный вопрос, который поставлен перед всеми нами: миф или реальность евроатлантическое сообщество безопасности? Мое мнение: пока это миф, но этот миф должен стать реальностью. И мы все в этом можем поучаствовать.»

Д.О. Рогозин, заместитель Председателя Правительства РФ:

«Мир очень хрупок. И тот, кто думает о возможности применения ядерного оружия, уже безумен. Оружие массового уничтожения слишком серьезная сила, чтобы доверять его людям, которые исключительно заняты только военными делами. Ядерное оружие — это, прежде всего, политическое оружие. Поэтому единственным способом нашего общего движения к «ядерному нулю» есть движение к пониманию того, что с помощью войны нельзя решать политические разногласия между государствами. Эти два процесса должны идти параллельно: отказ от войны как способа решения проблем с другими странами и сведение к минимуму самой возможности применения оружия массового поражения, в том числе и оружия в ядерном исполнении.»

И.С. Иванов, президент РСМД:

«На данный момент Россия держит курс на активное сотрудничество с Европейским союзом. Современная динамика интеграционных процессов в мире такова, что год идет за десять, поэтому необходимо налаживать сотрудничество не теряя времени.»

М. Лайчак, Заместитель Председателя Правительства, Министр иностранных дел Словацкой Республики:

«Сегодня, формируя образ друг о друге, мы закладываем основу для взаимоотношений следующих поколений. Нужно разорвать замкнутый круг стереотипов и сконцентрироваться на решениях во истину стратегических, а не сиюминутных задач.»

Публикации

Мероприятия

Подпроекты по региональным направлениям

10 февраля 2017

Острые углы треугольника Россия–ЕС–США

Наталья Евтихевич К.полит.н., программный менеджер РСМД

Есть общее понимание, что Россия, ЕС и США несут потери от конфликта и больше выиграют от сотрудничества. Однако нет общего понимания, как это сотрудничество выстроить. На первой встрече экспертной сети Россия–ЕС, которая на днях прошла в РСМД, этому вопросу было уделено пристальное внимание. В экспертных кругах ожидают, что 2017 год может стать поворотным моментом в отношениях России и Запада. Во многом эта надежда связана с приходом к власти новых лидеров в ключевых странах — США и в скором времени во Франции, в Германии, Нидерландах.

30 декабря 2016

Россия и коллективный Запад: новая нормальность

Иван Тимофеев К.полит.н., программный директор РСМД, член РСМД

Рабочая тетрадь объединяет материалы, подготовленные в рамках проектов Российского совета по международным делам и Международного дискуссионного клуба «Валдай». Представлен взгляд на ключевые тенденции отношений России с НАТО и ЕС после Варшавского саммита НАТО и публикации проекта новой Глобальной стратегии ЕС. Оцениваются причины кризисной ситуации в отношениях, а также предлагаются возможные меры по решению накопившихся проблем в области безопасности.

15 декабря 2016

Рост ядерной угрозы: меры по сокращению рисков в Евроатлантическом регионе

Сэм Нанн Бывш. председатель Комитета по делам вооруженных сил Сената США, главный исп. директор NTI

Игорь Иванов Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН

Десмонд Браун Председатель Совета директоров Европейского сообщества лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение

Вольфганг Ишингер Председатель «Мюнхенской конференции по вопросам безопасности»

Роберт Е. Берлс мл. Старший советник по России и Евразии NTI

Леон Ратз Координатор Программы по безопасности и минимизации опасности ядерных материалов NTI

Политические деятели мирового уровня Дес Браун, Вольфганг Ишингер, Игорь Иванов, Сэм Нанн призывают западных и российских лидеров предпринять немедленные шаги для сокращения риска военной конфронтации. В докладе сформулированы рекомендации по выработке мер, направленных на предотвращение инцидентов, повышение предсказуемости, укрепление доверия.

06 декабря 2016

Модернизация механизмов сотрудничества России и ЕС

Андрей Загорский К.и.н., зав. отделом ИМЭМО РАН, профессор МГИМО, член РСМД

Вольфганг Цельнер Ph.D, зам. директора, руководитель Центра исследований ОБСЕ (CORE) Института исследований мира и политики безопасности Университета Гамбурга (IFSH)

В условиях украинского кризиса по инициативе ЕС деятельность многих механизмов диалога с Россией была приостановлена. В то же время обе стороны отдают себе отчет в том, что санкции и приостановка политического диалога — не навсегда. Рано или поздно отношения между Россией и ЕС будут нормализованы. Хотя очевидно также, что эти отношения уже не станут прежними. В данном докладе на основе критического анализа опыта взаимодействия России и ЕС до современного кризиса сформулированы соображения, как могли бы выстраиваться институты диалога и управления их сотрудничеством после того, как отношения России и ЕС вступят в фазу нормализации.

15 ноября 2016

Россия и Европейский союз в регионе Балтийского моря

Игорь Юргенс Президент Всероссийского союза страховщиков, член Правления РСПП, член РСМД

Владислав Воротников Н.с. Центра североевропейских и балтийских исследований МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Иван Тимофеев К.полит.н., программный директор РСМД, член РСМД

Сергей Кулик Руководитель проектов ИНСОР по проблемам международного развития

В экспертных оценках сотрудничества России со странами региона Балтийского моря (РБМ) основное внимание традиционно уделяется двусторонним отношениям. При этом недостаточно учитывается членство этих государств в ЕС — с сопутствующими обязательствами по выполнению общих решений. При разборе их взаимодействия с Россией ссылки на ЕС чаще встречаются в контексте энергетической тематики со свежим акцентом на режим санкций и ответные меры. Нужно принимать в расчет заметное усиление политического голоса государств РБМ при формировании и проведении единой политики Союза — в неблагоприятную для Москвы сторону на волне украинского кризиса. В свою очередь, Москва, поднимая ставки в сфере обеспечения европейской безопасности и конфликтности с Западом в целом, постепенно сужает поле для маневра в налаживании диалога и с ЕС, и со своими соседями в РБМ.