Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

15 июня 2017 г. в библиотеке им. Ф.М. Достоевского РСМД провел очередной «городской завтрак» на тему «Россия, Китай и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе — возможно ли сотрудничество?». С лекциями на мероприятии выступили руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги, эксперт РСМД Александр Габуев и старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, эксперт РСМД Игорь Денисов.

15 июня 2017 г. в библиотеке им. Ф.М. Достоевского РСМД провел очередной «городской завтрак» на тему «Россия, Китай и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе — возможно ли сотрудничество?». С лекциями на мероприятии выступили руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги, эксперт РСМД Александр Габуев и старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, эксперт РСМД Игорь Денисов.

В наши дни Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) — одна из самых значимых экономических зон в мире, в него входят три крупнейшие экономики современности — США, Китай и Япония. Перспективы развития этого региона и будущее взаимодействие его членов — это одни из самых актуальных тем в сфере международных отношений и глобальной политики. В ходе завтрака эксперты попытались ответить на главные вопросы, касающиеся как нынешней ситуации в регионе, так и будущего развития отношений между Россией, Китаем и США.

Игорь Денисов в своем выступлении отметил, что все опасения, связанные с приходом к власти Дональда Трампа, и пессимистичные прогнозы ухудшения китайско-американских отношений не сбылись. Действительно, избрание Д. Трампа породило вопросы о дальнейших перспективах сотрудничества двух стран. Однако по прошествии нескольких месяцев стало понятно, что никаких потрясений в двусторонних отношениях не произошло. Как заметил эксперт, современная американская внешнеполитическая риторика (в том числе громкие заявления президента в Twitter) не подкрепляются реальными действиями. К настоящему времени единственным исполненным обещанием стало решение Трампа выйти из Транстихоокеанского партнерства, в то время как остальные альянсы сохранились. Это свидетельствует о том, что новое руководство США радикально не поменяло политику в отношении АТР.

Более того, по словам И. Денисова, дабы уйти от образовавшейся неопределенности в американо-китайских отношениях, китайская дипломатия значительно активизировалась. Не так давно был проведен Американо-Китайский саммит, целью которого было стабилизировать двустороннее сотрудничество и наладить диалог между двумя странами. Кроме того, были запущены проекты по ряду вопросов, в том числе в экономической сфере и по вопросу напряженности на Корейском полуострове. По мнению Игоря Денисова, политика Трампа является более эффективной, так как, в отличие от своего предшественника, он не руководствуется определенной идеологией или ценностями и готов сотрудничать с теми, с кем Б. Обама отказывался работать.

Александр Габуев в своем выступлении заметил, что концепция треугольника, применяемая к отношениям между США, Китаем и Россией, давно устарела. На данный момент существует лишь два абсолютных лидера, которые в действительности соперничают друг с другом — это Китай и США. Основываясь на этом, лектор предложил проанализировать долгосрочные интересы этих стран в АТР.

По мнению эксперта, главный интерес США в данном контексте — сотрудничество для дальнейшего экономического роста. Придя к власти, Д. Трамп изменил внешнеполитические установки США. Сегодня амбиции Штатов более не нацелены на формирование американоцентричного однополярного мира и на установление в этих целях «подходящих» режимов в различных странах. Напротив, новый лидер США делает упор на решение внутренних проблем и экономических задач.

Интересы Китая в АТР во многом соотносятся с философией Поднебесной — быть очень осторожными в своих действиях. По мнению Александра Габуева, именно этот фактор не дает полностью воплотить долгосрочные планы Китая в АТР. На данный момент Китай реализует такие многообещающие инициативы как Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ) и Один пояс – один путь, но все они в конечном счете не являются определяющими для Китая. По словам эксперта, единственная долговременная цель Пекина, которую можно с уверенностью определить, это стремление оставаться сильной державой как в регионе, так и на международной арене.

Для России АТР формально всегда являлся важным регионом. Эта тема уже много лет вызывает оживленные дискуссии. Однако, на практике, по словам А. Габуева, в России нет реально работающего плана в отношении этого региона. С одной стороны, существует практический набор инициатив по сотрудничеству с АТР, но с другой отсутствует четкое видение ситуации и перспектив. Также прослеживается реальная асимметрия в отношениях в АТР. Так, к примеру, Россия занимает лишь 16 место в списке торговых партнеров Китая и лишь 2–3% китайских инвестиций приходятся на российский рынок. Таким образом, складывается ситуация, в которой Россия заинтересована в партнерстве с Китаем значительно больше, чем наоборот. По мнению эксперта, в двусторонних отношениях очевидно, что, хотя политическое сближение реализуется на уровне лидеров, реальная экономическая интеграция остается несущественной. В связи с этим, сложно сделать прогноз о долгосрочных перспективах России в АТР.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся